Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос № 5. Современные подходы к понятию психологического диагноза.






Специфика индивидуальной консультативной деятельности свя­зана главным образом с проведением психологического обследо­вания, диагностикой развития ребенка и составлением програм­мы помощи. Центральное место в этой области занимают понятия психологического диагноза.

Понятие психологического диагноза имеет непростую историю и до сих пор неоднозначно интерпретируется в разных литератур­ных источниках. Первоначально в практической психологии тер­мин «диагноз» получил распространение в предельно широком и неопределенном значении — как констатация количественной или качественной характеристики признака. В зарубежной пси­хологии и психометрии данное понятие является производным от процедур тестового измерения и не имеет, по сути, самостоятель­ного значения. Достаточно сказать, что психологическая диагности­ка определяется как «идентификация психологических характерис­тик индивида с помощью специальных методов». Такое понимание психологического диагноза широко распространилось и в отечественных работах.

Вместе с тем такое понимание психологического диагноза не может расцениваться как адекватное задачам консультативной прак­тики, возникающим по поводу широкого круга проблем детского развития. Остановимся поэтому на ином — содержательном — под­ходе к построению понятия психологического диагноза, предпо­сылки которого были намечены Л.С.Выготским, а затем развиты Д. Б. Элькониным, Л.А. Венгером и другими отечественными уче­ными.

В работах, посвященных детскому развитию, Выготский пер­вым в отечественной науке поставил вопрос о сущности и специ­фике психологического диагноза как диагноза развития. Мате­риалы для острой постановки этого сложного вопроса дала прак­тика педологического консультирования, начавшая активно раз­виваться в нашей стране в 20-х гг. XX в. Первые же шаги обнаружили две характерные особенности: тенденцию к подмене психологи­ческого диагноза медицинским и склонность к чисто эмпириче­скому описанию картины внешних проявлений неблагополучия ребенка (последнюю Выготский называл «пересказом жалоб» язы­ком научной терминологии). Эти тенденции Выготский в равной мере считал неправомерными и опасными. Он отвергал редукционистский путь в реше­нии вопроса о психологическом диагнозе, подчеркивая, что этот вопрос с самого начала может и должен быть методологически пра­вильно поставлен. Такая постановка означала опору на четкую воз­растную периодизацию, на закономерности «всей последователь­ности хода детского развития», ориентацию на тщательный учет «всех особенностей каждого возраста, стадии и фазы, всех основ­ных типов нормального и аномального развития, всей структуры и динамики детского развития в их многообразии».

С этой точки зрения недостаточно выявить симптоматику, пред­ставить психологический статус, «определить уровень и характер развития, который достигнут ребенком на настоящий момент». Необходимо установить целостный процесс развития, лежащий в основе этих симптомов или фактических данных. По­этому единственно эффективный путь построения психологиче­ского диагноза Выготский видел в квалификации данного этапа развития ребенка в контексте этапов и закономерностей всего психологического онтогенеза, в исследовании механизмов фор­мирования установленных трудностей.

Подчеркнем, что в сферу психологического диагноза развития Выготский включал не только позитивную характеристику уровня психического развития ребенка, его качественного своеобразия на данной стадии, но также характеристику совокупности условий, его определяющих. Таким образом, даже в случае аномалий разви­тия в центре психологического диагноза ребенка оказывались не его негативные или болезненные проявления, а достигнутый ре­бенком при определенной системе условий уровень развития: «Диа­гноз всегда должен иметь в виду сложную структуру личности».

Если суммировать данные представления о психологическом диагнозе и попытаться кратко выразить их на языке современной возрастной психологии, то содержание диагностического заклю­чения о развитии ребенка будет включать в себя следующие базо­вые компоненты:

1) общую оценку психического развития ребен­ка с точки зрения соответствия показателям нормативного возра­стного развития (как в сфере познавательного, так и в сфере лич­ностного развития);

2) описание индивидуальных особенностей развития ребенка, отличительных черт как его личности в целом, так и разных сторон его психической деятельности;

3) психологи­ческую квалификацию характера и степени установленных психо­логических проблем ребенка.

Особое место в ходе построения психологического диагноза, по Выготскому, занимает также выявление каузально-динамиче­ских связей установленных трудностей с источниками и условия­ми их образования — так называемый этиологический диагноз.

Очевидно, что при таком понимании психологического диагноза психолог в ходе обследования ребенка стремится к получению действительно содержательной картины его развития, включающей характеристику наиболее существенных для данного конкретного возраста показателей. Таким образом, диагноз возрастного развития по своей сути не может быть аналогом медицинского диагноза и не имеет ничего общего с действительно опасным «наклеиванием ярлыков».

Позднее Выготский (1932) дополнил указанные требования к психологическому диагнозу еще одним важным требованием: не только определять уровень достигнутого, актуального развития, но и исследовать «зону ближайшего развития», т.е. характеризовать состояние развития ребенка «как со стороны созревшего, так и несозревшего процесса».

Данное требование означает прежде всего необходимость ис­следования особенностей обучаемости ребенка в ситуации спе­циально организованного сотрудничества со взрослым, но не ис­черпывается этим. Для возрастно-психологического анализа не менее важно обнаружить признаки начальных проявлений различ­ных мотивационных и инструментальных образований (например, складывающихся характерологических особенностей у старшего дошкольника), которые в полную меру заявляют о себе лишь на последующих этапах онтогенеза, в результате структурных изме­нений строения сознания и личности ребенка на рубеже возраст­ных эпох.

Т.О. Важный этап психодиагностической работы психоло­га — формулировка заключения об основных характерис­тиках изучавшихся компонентов психического развития или формирования личности ребенка, иными словами — пси­хологический диагноз. Это центральный, по определению Л. С. Выготского, узловой этап, во имя которого раз­вертываются все предшествующие и исходя из которого могут строиться последующие.

Формулировка диагноза обязательно должна содержать и прогноз — профессионально обоснованное предсказание пути и характера дальнейшего развития ребенка. Причем прогноз, как отмечалось, в двух направлениях: при условии, если с ребенком будет своевременно проведена необходимая работа, и при условии, если такой работы с ним свое­временно проведено не будет. Следует тщательно продумы­вать кому и в какой форме сообщать о диагнозе и прогнозе психического и личностного развития ребенка. Подчеркнем еще один важный момент: знакомя с диагнозом заинтересо­ванных в нем людей — воспитателей, учителей, родителей, детей, — его прежде всего нужно перевести на понятный всем язык, очистить от научной терминологии, иначе диа­гноз не будет понят, а труд психолога окажется напрасным.

 

 

Вопрос №6. Понятие и содержание психологического консультирования как одного из направлений деятельности педагога-психолога в специальном образовании.

В широком смысле Психологическое консультирование— это область практической психологии, в которой посредством различных процедур реша­ются проблемы психически здорового человека, связанные с та­кими сферами жизни, как его профессиональная деятельность, семья, брак, межличностное общение, совершенствование лично­сти, профессиональная помощь психолога клиенту в поиске ре­шения проблемной ситуации.

Понятие психологического консультирования зародилось в 1940—1950-е гг. в гуманистическом направлении в психотерапии, основателем которого является Карл Роджерс. Главной предпо­сылкой возникновения психологического консультирования как от­дельного направления в психологической работе была все более нарастающая социальная потребность в оказании психологиче­ской помощи психологически здоровым людям, не имеющим клинических нарушений, но испытывающих трудности в по­вседневной жизни.

Психологическое консультирование осуществляется в форме индивидуального или группового взаимодействия профессио­нального консультанта с клиентом в позиции " личность — личность".

Цель этого взаимодействия — помощь клиенту в понимании и осознании им себя, происходящих с ним изменений, умении делать выбор, ставить цели, а также в разрешении проблем эмоциональ­ного и межличностного характера.

Психологическое консультирование — это непосредственная рабо­та с людьми через особым образом построенную беседу, и главная цель этой работы — оказание помощи в решении большого спектра психологических проблем, основными из которых являются трудности личностного и межличностного характера.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.