Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 4. Выводы и методические рекомендации по использованию проблемного обучения на уроках географии






 

Среди различных средств активизации познавательной деятельности учащихся проблемное обучение наиболее эффективное средств. Ученику в условиях проблемной ситуации приходится работать очень напряженно. Выдвинув какое-то предположение (гипотезу), он должен его обосновать, а это требует критического подхода к любому явлению и способствует логическому развитию мысли учащихся.

Практика показывает, что проблемные ситуации на уроках можно использовать во всех курсах географии. Но необходимо подчеркнуть, что создание проблемных ситуаций в разных курсах географии имеет свои специфические особенности.

Содержание географических знаний по начальному курсу физической географии отличается конкретностью изучаемых явлений и объектов. Это определяет характер познавательной деятельности учащихся, в основе которой лежит чувственное восприятие реальных географических объектов и явлений. Поэтому при формировании знаний у шестиклассников необходимо широко опираться на изображения изучаемых явлений и объектов на картинах, фотографиях и так далее, использовать житейские представления учащихся, краеведческий материал экскурсий.

В курсе географии материков и океанов изучаются основные особенности природы и населения Земли. Теоретическую основу курса составляют общеземлеведческие знания, которые в этом курсе получают дальнейшее развитие. Теоретические знания позволяют организовать изучение особенностей природы отдельных материков и океанов на качественно более высоком уровне; при этом основное внимание уделяется установлению причинно-следственных связей между различными компонентами природных комплексов, выявлению степени изменения природных комплексов, выявлению степени изменения природных комплексов в результате хозяйственной деятельности человека. Таким образом, само содержание курса предоставляет учителю широкие возможности для разработки исследовательского метода и проблемного обучения. Особое внимание при этом следует уделить специальному формированию у учащихся умений осмысливать проблемную ситуацию, выдвигать и проверять гипотезу, работать с картами, атласом, текстами проблемного содержания, воспринимать проблемные изложения учителя. Эти умения закладываются в курсе физической географии в VI классе и развиваются в курсе географии материков и океанов.

Физическая география России в определенной степени обобщает знания учащихся по физической географии, полученные ими из предыдущих курсов, что дает учителю возможность ставить перед школьниками большие познавательные задачи. Познавательная деятельность принимает общий творческо-поисковый характер, направленный на разрешение как основной, так и частных проблем. Решение проблем способствует развитию умений наблюдать окружающие явления и объекты, анализировать происходящие в природе изменения, самостоятельно ставить перед собой познавательные задачи и находить способы их решения.

Курс экономической и социальной географии России имеет большие возможности для создания проблемных ситуаций на уроках. Одними из важнейших методов в экономической географии являются картографический и статистический. При работе с картами, статистическими материалами учащимся необходимо предложить выполнить такие задания, которые помогли бы им осознать те действия (практические или умственные), с помощью которых они находят решение. В связи с этим особое значение приобретают задания, направленные на обучение учащихся чтению карт, статистических таблиц для получения новой информации, а также для решения проблемных вопросов и заданий. Степень самостоятельности учащихся на уроках возрастает. Важное значение имеют как индивидуальные так и групповые задания.

Специфика создания проблемных ситуаций на уроках в курсе экономической и социальной географии мира обусловлена рядом условий, среди которых можно выделить следующие:

- теоретические и методологические основы курса, в которых отражены такие принципы и подходы, как территориальный, системный, исторический и другие;

- цели и содержание курса, которые определяют его тесную связь с современностью;

- психологические особенности учащихся старших классов и их подготовка к изучению завершающего курса школьной географии.

Учет этих условий требует от учителя обучения учащихся анализу структуры и размещения хозяйства изучаемых стран, выявлению и объяснению взаимосвязей, определяющих особенности отраслей хозяйства мира и отдельных стран, анализу положения страны в системе международного географического разделения труда.

Вопросы и задания, выполняемые учащимися, носят обобщающий характер и требуют привлечения знаний по предшествующим курсам не только географии, но и истории, включения разных источников географических знаний одновременно – карт, учебника, статистического материала, материалов периодической печати.

Темы, входящие в раздел «Общая экономико-географическая характеристика мира» и в том числе тема «Мировые природные ресурсы. Экологические проблемы», выделяются в первую очередь глобальностью проблем, включенных в их содержание. Недостаточная подготовленность учащихся к осмыслению экономических, политических и социальных проблем, существующих в современном мире, с одной стороны, и необходимость осознанного, глубокого усвоения учебного материала – с другой, требуют от учителя совершенствования форм, методов и средств обучения с целью развития познавательной активности школьников, самостоятельности их мышления. Большое значение при этом имеет осуществление проблемного подхода к изучению этого раздела, которые позволяет развивать у них умения аргументировано излагать свою точку зрения, принимать участие в дискуссиях, решать на доступном для них уровне предложенные учителем проблемы. Решение учащимися проблем опирается на усвоение ими знаний в ходе самостоятельной работы с текстом, картами, таблицами учебника.

Таким образом пути создания проблемной ситуации в разных курсах географии разнообразны. Учитель может создать проблемную ситуацию умелой постановкой вопроса после чтения отрывка из художественной литературы, целенаправленного показа картин и других наглядных пособий, анализа цифр, таблиц, диаграмм, постановки опытов и так далее, но все они способствуют появлению у учащихся таких состояний, как удивление, интеллектуальная активность, стремление к более глубокому изучению возникающих проблем.

Главной целью анализируемых уроков является не только передача знаний от учителя к учащимся, а приобщение школьников к систематической творческой самостоятельной работе. Принцип «поменьше деятельности учителя – побольше деятельности ученика» становится одним из основополагающих на уроках, так как активная и самостоятельная деятельность ученика вызывают своеобразные переживания и эмоции. Ученик осознает свое продвижение в познании науки, испытывает чувство радости от овладения более совершенными способами учебной деятельности, испытывать чувство успеха и собственного достоинства.

Поэтому для более эффективного использования проблемного обучения на уроках необходимо:

- постоянно работать над повышением квалификации учителя;

- использовать на уроках межпредметные связи;

- использовать создание проблемных ситуаций, начиная с начального курса физической географии и при этом использование должно быть непрерывным, с постепенным усложнением заданий от курса к курсу.


Заключение

 

 

В условиях современной школы в центре внимания – ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная задача современного учителя – выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели – развитию ученика. Проблемное обучение, в свою очередь, играет особо важную роль в формировании всесторонне развитой личности школьника.

Поэтому при выполнении дипломной работы рассмотрено множество методической литературы с целью ознакомления с теорией проблемного обучения, проведено изучение и обобщение педагогического опыта, анализ учебно-методической документации. Выяснено состояние использования проблемного обучения на уроках географии в городских и сельских школах, выявлено отношение учащихся к данному методу обучения в географии. Разработаны план-конспекты проблемных уроков для каждого курса преподавания географии и проанализированы. Выдвинуты основные выводы и методические рекомендации по использованию проблемного обучения на уроках географии.

Таким образом цель достигнута, задачи разработаны. Для достижения цели использованы метод анкетирования, теоретический, исторический методы, наблюдение, численно-статистический метод обработки результатов исследования.

Исследование выполнено в 2 этапа. На первом этапе изучена теория использования проблемного обучения, проведен анализ дидактико-педагогической литературы. На втором этапе изучены особенности использования проблемного метода обучения на практике.

Изучение теории и практики проблемного обучения показывает, что проблемное обучение имеет ряд достоинств. К достоинствам проблемного обучения относится то, что ученики включаются в активную интеллектуальную или практическую деятельность, при этом они испытывают сильные положительные эмоции (интерес, удовлетворение). У учащихся формируются интеллектуальные умения: восприятие объектов, наблюдение, воображение, анализ, классификация, доказательство и другие. К ним относятся также творческие умения: видеть проблемы, ставить вопросы, искать решения. Эксперименты показывают, что проблемное обучение дает более глубокие знания. Ученики не только воспроизводят информацию, но устанавливают связи, интерпретируют, применяют, оценивают.

Все это возможно, однако, только при определенных условиях. Проблемное обучение приносит неудовлетворительные результаты и отрицательные эмоции, если ученики не подготовлены к нему по своему развитию и уровню знаний. Проблемное обучение требует больше времени. Оно также предъявляет новые и весьма высокие требования к профессиональному уровню учителя географии. Он должен знать не только утвердившиеся в науке идеи, но и спорные точки зрения по тем или иным вопросам, систему доказательств этих точек зрения. Он должен быть глубоко осведомлен в вопросах методологии научного познания в представляемой науке, ее методах, обобщениях способах решения проблем. Учителю необходимо уметь гибко ставить проблемы перед учащимся и руководить их познавательной деятельностью в решении проблем. Учитель должен уметь проникать во внутренний мир школьника; тонко чувствовать проблемность ситуации, с которой сталкиваются его ученики; выполнять в учебном процессе функции координатора и партнера; проявлять терпимость к ошибкам детей, когда они пытаются найти собственное решение.

Если учитель хорошо знает содержание и сущность теории организации процесса проблемного обучения, владеет формами, методами и техническими средствами обучения и систематически творчески применяет усвоенное на практике, то успех придет сам. Хорошая дидактическая подготовка учителя сегодня особенно важна, потому что без знания общей теории нельзя творить, а сам процесс преподавания – это искусство, искусство увлечь детей своим предметом, удивить их красотой мысли, знания, побудить к самостоятельным мыслительным действиям.


Выводы

 

 

1. Подробно изучена теория проблемного обучения.

2. Показана возможность использования проблемного обучения на практике на основе разработки план-конспектов проблемных уроков во всех курсах преподавания географии и их анализа.

3. На основе проведения анкетирований исследований применение проблемного обучения в школах города Орла и в сельских школа Должанского района и выявлено отношение учащихся к данному методу обучения.

4. На основе проведенных исследований выдвинуты методические рекомендации по использованию проблемного обучения на уроках географии.

 

 

Список литературы

 

 

1. Алексеев А.И., Николина В.В. География: население и хозяйство России. – М.: Просвещение, 1996. – 319 с.

2. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. – Казань, 1998. – 317 с.

3. Вилькеев Д.В. Педагогическая психология. – Казань, 2001. – 261 с.

4. Герасимова Т.П., Грюнберг Г.Ю., Неклюкова Н.П. Физическая география. – Казань: Магариф, учебник для 6 класса, 1993. – 197 с.

5. География России. / Под ред. А.В. Даринского. – М.: Просвещение, учебник для 8-9 классов средней школы, 1993. – 223 с.

6. Душина И.В., Понурова Г.А. Методика преподавания географии. – М., 1996. – 191 с.

7. Зотов Ю.Б. Организация современного урока. – М.: Просвещение, 1994. – 241 с.

8. Зверева Н.М. Практическая дидактика для учителя. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 250 с.

9. Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География материков и океанов. – М.: Просвещение, учебник для 7 класса средней школы, 1993. – 285 с.

10. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. – М., 1990. – 190 с.

11. Лернер И.Я. Проблемное обучение. – М., 1974. – 250 с.

12. Максаковский В.п. Экономическая и социальная география мира. – М.: Просвещение, учебник для 10 класса средней школы, 1993. – 286 с.

13. Махумтов М.И. Организация проблемного обучения в школе. – М.: Просвещение, 1977. – 239 с.

14. Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения. – Казань, 1972. – 210 с.

15. Мочалова Н.И., Мочалова О.Б. Технологический подход в обучении школьников. – Казань, 1997.

16. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Сто экзаменационных ответов по педагогике. – Ростов-на-Дону: Март, 2000. – 254 с.

17. Селевок Ф.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998. – 255 с.

18. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. – М.: Педагогика, 1971. – 215 с.

19. Методика обучения географии в школе. / Под ред. Л.М. Панчешниковой. – М.: Просвещение, Учебная литература, 1997. – 318 с.

20. Педагогика. / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 638 с.

21. Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Гарунов М.Т. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 352 с.

22. Понурова Т.А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. – М.: Просвещение, 1991. – 191 с.

23. Лернер И.Я. Развитие мышления школьников в процессе обучения: Пособие для учителей – М. Просвещение, 1992.

24. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972

25. Махмутов М.И. Проблемное обучение. М., 1975

26. Паншечникова Л.М. Контрольные задания и упражнения по географии. – М.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.