Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экол-ое нормирование. Общая характеристика.






В процессе своей жизнедеятельности человек не может не воздействовать на состояние о/с, проблема заключается в том, чтобы при этом были ус­тановлены пределы таких воздействий ис­ходя из долгосрочных общественных интересов в сохранении ко­личественных и качественных свойств и характеристик природы. Эта цель достигается с помощью экологического нормирований. Нормирование в области о/с среды заключается в установлении нормативов качества о/с, нормативов допустимого воздействия на о/с при осуществлении хоз-ой и иной деятельности, иных нормативов в области охраны о/с, а также гос-ых стандартов и иных нормативных документов в области охраны о/с.

Прав-ое значение состоит в том, что они явл-ся критерием оценки правомерного поведения суб-ов ЭПО.

Прав-ая природа экол-го нормирования.

Нормирование – нормативно – правовое закрепление результатов научных исследований, последствий антропогенного воздействия хоз-ой и иной деятельности на природу, которые становятся юридически значимыми, после их утверждения соответствующими органами власти в качестве экологического норматива.

В основе нормирования лежат 3 показателя:

1) медицинский, т.е. пороговый уровень угрозы здоровью человека;

2) технологический, т.е. способность экономически обеспечить выполнение установленных пределов воздействия на человека и среду его жизни;

3) научно-техническое, т.е. возможность научно-технических средств контролировать пределы воздействия на о/с.

Нормирование -это особый вид правотворческой деятельности спец-но уполномоченных на то гос-х органов в пределах их компетенции, позволяющей установить пределы допустимого вред-го воздействия на о/с с учетом современного развития науки и техники.

Уполномоченным органом в сфере нормирования явл-ся Министерство природ-х ресурсов, которое утверждает экол-ие нормативы выбросов и сбросов загрязняющих вещ-в в о/с и лимиты природопользования.

Нормирование в области охраны о/с осуществляется в порядке, установленном ФЗ, законами, Правительством РФ. В систему экологических нормативов входят:

• нормативы качества о/с;

• нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние о/с;

• нормативы допустимого изъятия природных ресурсов.

Будучи утвержденными специально уполномоченными гос-ми органами в области природопользования и охраны о/с в пределах их компетенции, экологические нормативы являются обязательными для исполнения. Соблюде­ние этих нормативов служит критерием оценки правомерности поведения субъектов экологических правоотношений в области оценки воздействия на о/с, экологической экс­пертизы, лицензирования, сертификации, контроля и др. Соглас­но ст. 22 Закона об охране окружающей среды за превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окру­жающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут от­ветственность в соответствии с законодательством.

 

20. Учет источников вредного воздействия на о/с.

Учёт источников включает в себя такие процедуры как экологическое нормирование, оценка воздействия, экологическая экспертиза. Нормирование в области охраны о/с заключается в установлении нормативов качества о/с, нормативов допустимого воздействия на о/с при осуществлении хоз-ой и иной деятельности, иных нормативов в области охраны о/с, а также гос-ых стандартов и иных нормативных документов в области охраны о/с.

Нормирование – нормативно – правовое закрепление результатов научных исследований, последствий антропогенного воздействия хоз-ой и иной деятельности на природу, которые становятся юридически значимыми, после их утверждения соответствующими органами власти в качестве экологического норматива. Нормирование в области охраны о/с осуществляется в порядке, установленном ФЗ, законами, Правительством Российской Федерации. В систему экологических нормативов входят: 1) нормативы качества о/с; 2) нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние о/с; 3) нормативы допустимого изъятия природных ресурсов. Разработка нормативов в области охраны о/с включает в себя:

-проведение научно-исследовательских работ по обоснованию нормативов в области охраны о/с;

- проведение экспертизы, утверждение и опубликование нормативов в области охраны о/с в установленном порядке;

-установление оснований разработки или пересмотра нормативов в области охраны о/с;

-осуществление контроля за применением и соблюдением нормативов в области охраны о/с;

-формирование и ведение единой информационной базы данных нормативов в области охраны о/с;

-оценку и прогнозирование экол-х, соц-х, экон-х последствий применения нормативов в области охраны о/с.

Под оценкой воздействия на о/с (ОВОС) п.с. процедуру, в результате осуществления которой выявляются, аннулируются и учитываются прямые или косвенные последствия воздействия планируемой хоз-ой или иной деятельности на о/с с тем, чтобы принять решение о возможности ее осуществления.

Оценка воздействия на о/с осуществляется заказчиком (инициатором) намечаемой экологически значимой деятельности, начиная с самых ранних стадий ее планирования. Заказчиком м. б. как юрид. лицо, так и гражданин-предприниматель. ОВОС является инструментом, обязывающим заказчика планируемой деятельности обеспечить выполнение требований экол-го законодательства на стадии подготов­ки проекта. В механизме ЭП оценка воздействия на о/с выполняет функции, связанные с выявлением потенциального экол-го вреда планируемой хоз-ой и иной деятельности и разработкой мер по его предупрежде­нию. Если гос-ая экол-ая экспертиза представ­ляет собой правовое средство обеспечения учета и выполнения экол-х требований на стадии принятия хозяйственного, управленческого и иного решения, то ОВОС есть главное правовое средство обеспечения учета и выполнения этих требований на ста­дии подготовки соответствующего хозяйственного решения.

Под экол-ой экспертизой понимается установление соответствия наме­чаемой хоз-ой и иной деятельности экол-м тре­бованиям и определение допустимости реализации объекта экол-ой экспертизы.Экол-ая экспертиза проводится в целях предупрежде­ния возможных неблагоприятных воздействий соответствующей деятельности на о/с и связанных с ними соц-х, экон-х и иных последствий реализа­ции объекта экол-ой экспертизы. Таким образом, экол-ая экспертиза выполняет функцию предупредительного экологического контроля. Порядок проведения государственной экологической экспер­тизы включает следующие стадии:

а) представление материалов в Министерство природных ре­сурсов РФ или его территориальные органы на уровне субъектов РФ4

б) регистрация, проверка полноты и достаточности представ­ленных материалов. Проверку полноты и достаточности представленных материалов проводит экспертное подразделение МПР России (или его территориального органа);

в) формирование комиссии гос-ой экол-ой экспертизы;

г) подготовка индивидуальных, групповых заключений и сводного заключения гос-ой экол-ой экспер­тизы;

д) подписание и утверждение заключения гос-ой экол-ой экспертизы.

 

 

21. 21. Нормативы качества о/с.

Нормативы качества-это нормативы, которые устанавливаются в соответствии с физ-ми, хим-ми, биологическими и иными показателями для оценки состояния о/с, и при обеспечении которых обеспечивается благоприятная о/с.

Нормативы качества о/с устанавливаются для оценки состояния о/с в целях сохранения естественных экол-х систем, генетического фонда растений, животных и других организмов.

К нормативам качества о/с относятся:

1) нормативы, установленные в соответствии с хим-ми показателями состояния о/с, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций хим-х веществ, включая радиоактивные вещества (ПДК);

2) нормативы, установленные в соответствии с физ-ми показателями состояния о/с, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла (ПДУ - установленные применительно к таким видам вред-го физ-го воздействия, как шум, вибрация, магнитные поля и др. вред-ые воздействия применительно также в отношении атм-го воздуха, воды и почвы);

3) нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния о/с, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества о/с (ПДК);

4) ориентировочно-безопасный уровень воздействия (ОБУВ):

-нормативы предельно-допустимого уровня безопасного содержания радиоактивных веществ в о/с;

-нормативы предельно-допустимого уровня радиационного облучения населения.

Данное нормирование осущ-ся путем утверждения фед-м органом испол-ой власти по санитарноэпидемиологическому надзору санитарных правил, норм, гигиенических нормативов, правил радиоактивной безопасности, строительных норм и правил, правил охраны труда и инструктивных методических док-ов по радиационной безопасности.

При установлении нормативов качества о/с учитываются природные особенности территорий и акваторий, назначение природных объектов и природно-антропогенных объектов, особо охраняемых территорий, в том числе особо охраняемых природных территорий, а также природных ландшафтов, имеющих особое природоохранное значение.

Нормативы качества окружающей среды выполняют ряд функций. Прежде всего они устанавливают предельные величи­ны вредных химических, физических и биологических воздейст­вий на природную среду. Нормативы качества о/с учитываются также при оценке воздействия планируемой хоз-ой деятельнос­ти, реализация которой будет связана с отрицательным воздей­ствием на природу, при развитии городов и иных населенных пунктов.

Согласно экологическому законодательству нормативы каче­ства о/с являются едиными для всей территории России. Одновременно допускается установление более строгих нормативов ПДК с учетом природно-климатических особеннос­тей, а также повышенной социальной ценности отдельных терри­торий (заповедников, заказников, курортных и рекреационных территорий).

 

 

22. 22. Нормативы допустимого воздействия на о/с.

Нормативы допустимого воздействия на о/с устанавливаются в целях предотвращения негативного воздействия на о/с хоз-ой и иной деятельности для юрид. и физ. лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на о/с:

1) нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;

2) нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;

3) нормативы допустимых физ-х воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий);

4)нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды;

5)нормативы допустимой антропогенной нагрузки на о/с;

6)нормативы иного допустимого воздействия на о/с при осуществлении хоз-ой и иной деятельности, устанавливаемые законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в целях охраны о/с.

Нормативы допустимого воздействия на о/с должны обеспечивать соблюдение нормативов качества о/с с учетом природных особенностей территорий и акваторий. За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на о/с субъекты хоз-ой и иной деятельности в зависимости от причиненного о/с вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.

Нормативы предельно допустимого вредного воздействия на со­стояние о/с (ПДВ) служат основным инструмен­том при регулировании соблюдения нормативов качества окру­жающей среды.

Нормативы допустимых выбросов и сбро­сов веществ устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на о/с исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на нее, нормати­вов качества о/с, а также технологических нор­мативов. При установлении нормативов учиты­ваются природные особенности конкретных территорий и (или) акваторий.

ПДВ - масса выбросов вредных веществ в единицу времени из определённого источника загрязнения атмосферы, создающая концентрацию, не превышающую уровень их ПДК для растительного и животного мира.

ПДС – масса веществ в сточных водах, максимально допустимая к отведению в соответствии с установленным режимом в данном пункте водного объекта в единицу времени, с целью обеспечения норм качества воды в контрольном пункте.

Технологические нормативы — это нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, которые уста­навливаются для стационарных, передвижных и иных источ­ников, технологических процессов, оборудования и отражают допустимую массу выбросов и сбросов веществ и микроорганиз­мов в о/с в расчете на единицу выпускаемой продукции. Требования о нормировании вредного воздействия на состоя­ние о/с распространяются на все источники такого воздействия.

Проекты нормативов предельно допустимых вредных воздей­ствий на состояние окружающей природной среды разрабатыва­ются самими предприятиями – природопользователями. Затем они утверждаются специально уполномоченными гос-ми органами в области охраны о/с. При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавли­ваться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране о/с.

Признаки нормативов допустимого воздействия:

1) нормативы допустимого воздействия, устанавливающие пределы объема выбросов и сбросов применительно к каждому источнику;

2) нормативы допустимых выбросов, сбросов, установленные на таком уровне, при котором производство выбросов и сбросов не приведут в превышению нормативов допустимой антропогенной нагрузки, не приведут к превышению нормативов качества и превышению технологических нормативов;

3) посредством установления нормативов допустимых выбросов и сбросов осуществляется регулирование выполнения нормативов предельно допустимой концентрации.

 

 

23. Иные нормативы в области охраны о/с.

Действуют после их утверждения специальными органами власти.Иные нормативы: санитарно-гигиенические и градостроительные. Санитарно-гигиенические – основаны на нормативном закреплении показателей состояния здоровья населения в зависимости от качества окружающей среды (ФЗ «О санитарно-гигиеническом благополучии населения). 1) Санит. правила – обеспечивают критерий безопасности или безвредности для человека вредных объектов, в том числе ПДК (нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния о/с, в т.ч. видов и групп растений, животных и др. организмов, используемых как индикаторы качества о/с) в воде, хим. веществ, микроорганизмов, а так же уровень радиационного фона. Устанавливают единые сан-эпид. требования к планировке и застройке городских, сельских поселений, продукции производственно-технического назначения, всех товаров для личных и бытовых нужд, продукции ввозимой на терр. РФ, питьевому водоснабжению населения; применительно в воздуху рабочих зон; 2) Нормативы санит. и защитных зон – определяют территориально пространственную сферу, в пределах которой допустимо вредное воздействие на о/с. а) санитарно-защитные зоны промышленных предприятий. В дан. случае определяется территориально-пространственная сфера, в пределах которой допустимо вредное воздействие на о/с с учетом ПДК. Территория такой зоны предназначена для обеспечения снижения уровня воздействия до требуемых гигиенических нормативов и создания санитарно-защитного барьера м/у территорией предприятия и территорией жилой застройки. Запрещается размещение объектов для проживания, строительства дачных, садовых участков, предприятий по производству пищевой продукции. б)округа санитарной (горно-санитарной охраны). Устанавливается применительно к особо охраняемым природным объектам и территориям. В составе округа санитарной охраны выделяется 3 зоны: -на территории 1-ой зоны запреается проживание и все виды хоз-ой деятельности, за исключением работ, связанных с исследованием природных, лечебных ресурсов; - во 2-ой зоне запрещается размещение объектов и сооружений, не связанных с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха; -на территории 3-е зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и с/х организаций и сооружений. 3). Предельно допустимые нормативы применения агрохимикатов (ПДР). 4). ПДОК – предельно допустимые остаточные кол-ва химических веществ продуктов питания. Они устанавливаются путем определения минимально допустимой дозы безвредной для здоровья человека по каждому используемому химическому веществу и при их суммарном воздействии.

Градостроительные нормативы – составляют часть технических нормативов в строительстве. (ст. 9 – территориальное планирование).

 

24. Техническое нормирование качества продукции, процессов производства и охраны о/с.

Под техническим регулированием понимается правовое регу­лирование отношений в области установления, применения и ис­полнения обязательных экол-х требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, ре­ализации и утилизации, а также в области установления и при­менения на добровольной основе экол-х требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия. В содержании технического регулирования можно выделить два основных экологически значимых элемента:

1) установление, применение и исполнение требований ко всем стадиям обращения с экологически значимой продукцией, а также выполнения работ и услуг;

2) оценка их соответствия.

При этом выделяются два вида требований в зависимости от их юрид. силы: обязательные и добровольные.

Цели и задачи технического регулирования более широкие, нежели обеспечение охраны окружающей среды и защита эколо­гических интересов общества. Они связаны с необходимостью обеспечения безопасности продукции, работ и услуг. Под техническим регламентом понимается документ, кото­рый принят международным договором, ратифицированным рос­сийским государством в порядке, установленном законодательст­вом, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ, и устанавливает обязатель­ные для применения и исполнения требования к объектам техни­ческого регулирования (продукции, в том числе зданиям, стро­ениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации). Техническим регламентом устанавливаются только обязательные для исполнения требования. В Законе о техническом регулировании прямо предусматрива­ется исключительный перечень целей принятия технических регламентов:

1)защита жизни или здоровья граждан, имущества физ. или юрид. лиц, гос-го или муниципально­го имущества;

2) охрана о/с, жизни или здоровья животных и растений;

3) предупреждение действий, вводящих в заблуждение приоб­ретателей.

Технический регламент должен совершенно конкретно опре­делять сферу его действия. В нем должен содержаться исчерпывающий перечень продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отноше­нии которых устанавливаются его требования, и правила идентификации объектатехнического регулирования для целей применения технического регламента. В техническом регламенте могут содержатьсятакже правила и формы оценки соответствия, определяемые с учетом степени риска, предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

Оценка соответствия проводится в разнообразных формах: гос-го контроля (надзора), аккредитации, испыта­ния, регистрации, подтверждения соответствия, приемки и ввода в эксплуатацию объекта, строительство которого законче­но, и др. Содержащиеся в технических регламентах обязательные тре­бования к объектам регламентации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминоло­гии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесе­ния являются исчерпывающими. Они имеют прямое действие на всей территории РФ.

Законом о техническом регулировании предусматривается два вида технических регламентов:

1)общие технические регламенты – устанавливаются в отношении экологически значимых объектов технической регламентации;

2)специальные технические регламенты - устанавливают требо­вания только к тем отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых цели, определенные Законом для принятия технических регламентов, не обеспечиваются требованиями общих технических регламентов и степень риска при­чинения вреда которыми выше степени риска причинения вреда, учтенной общим техническим регламентом..

Под экологической стандартизацией понимается деятель­ность по установлению экологических правил и требований в целях их добровольного многократного использования, направ­ленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности про­дукции, работ или услуг по их экологическим характеристикам. Стандарт — документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и хар-ки процессов производства, эксплуатации, хранения, пере­возки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказа­ния услуг.

Экологическая сертификация занимает важнейшее место в механизме ЭП. Как мера охраны природы и экол-х прав граждан она имеет сходство с гос-ой экол-ой экспертизой, целью которой также является определение соответствия объекта экспертизы экологическим требованиям. Принципиальное различие между этими мерами — в объекте. Так, один из объектов обязательной гос-ой экол-ой экспертизы – проекты технической документа­ции на новые технику, технологию, материалы, вещества, серти­фицируемые товары и услуги, которые входят в перечень, ут­верждаемый федеральным специально уполномоченным гос-ым органом в области экол-ой экспертизы, в том числе на закупаемые за рубежом товары. Но если объекты экс­пертизы — это всегда предпроектные, проектные и предплановые документы, то объекты экол-ой сертификации — готовая продукция. Соответственно объектами экол-ой сертифика­ции являются новая техника, материалы, вещества. Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации. Проводится она на основании договора с заявителем. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявите­лем и органом по сертификации. Оно может иметь целью установ­ление соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, системам добровольной сертификации, условиям договоров.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.