Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Время реакции и безопасность движения






Время реакции (ВР) - интервал времени между моментом появления сигнала и окончанием ответного действия. Оно включает промежуток времени, необходимый водителю для приема, переработки информации и ответного действия, поэтому, зная его, можно оценить основные психофизиологические качества водителя. Время реакции может изменяться по мере приобретения профессионального опыта в процессе тренировки.

Различают реакции простые и сложные. Простая двигательная реакция - это двигательный ответ на определенный известный водителю сигнал. Например, нажатие на тормозную педаль при включении красного сигнала светофора. Сложная реакция связана с выбором ответного действия из нескольких возможных. Например, при восприятии пешехода, пересекающего проезжую часть, водитель может подать звуковой сигнал, притормозить или прибавить скорость и объехать пешехода спереди или сзади. Время сложной реакции значительно больше, чем простой.

Время реакции состоит из двух периодов: латентного (скрытого), который затрачивается на восприятие сигнала и принятие решения и двигательного компонента, измеряемого временем движения.

Среднее время латентного периода простой реакции на свет составляет 0, 2 с, на звук 0, 14 с. Среднее время двигательного периода простой реакции колеблется в зависимости от возраста, физического состояния и колеблется от 0, 5 до 2, 0 с, сложной - от 1, 0 до 2, 6 с.

На время реакции оказывает влияние тип нервной системы. Водители холерического или сангвинического темперамента реагируют быстрее, чем флегматики.

Время реакции опытных водителей в знакомых ситуациях колеблется от 0, 5 до 1, 5 секунд, а для водителей с меньшим опытом время реакции даже в знакомых ситуациях увеличивается до 1, 0 - 2, 0 секунд.

В темное время суток время реакции возрастает на 0, 6 - 0, 7 секунд. Время реакции увеличивается не только в зависимости от времени суток, но также из-за утомления и при неблагоприятных сезонно-климатических условиях, например, при сковывающем холоде или расслабляющей жаре.

В сложных и незнакомых ситуациях время реакции может возрасти даже до пяти секунд!

Реакция торможения при неожиданно появившемся препятствии может быть в два раза дольше, чем если бы водитель заранее готовился затормозить. При повышенном внимании водителя, например, в городе в плотном транспортном потоке, время реакции обычно меньше, чем в условиях слабой интенсивности движения и, соответственно, низкой готовности водителя.

В ряде исследований получен вывод о том, что длительность простых реакций не оказывает существенного влияния на безопасное вождение автомобиля, тогда как длительность и правильность сложных реакций выбора чрезвычайно значимы для безопасности дорожного движения.

Водители среднего возраста, длительность реакции которых больше, чем у молодых водителей примерно в 1, 5 раза, в целом ездят более безопасно. В среднем женщинам-водителям свойственен более безопасный стиль вождения, хотя средний показатель времени сложной реакции у них составляет 2, 82 секунд, что на 1 секунду превышает показатель для мужчин. Время простой реакции у женщин и мужчин отличается незначительно.

Проще говоря, в целом женщина более аккуратна и дисциплинирована, но она может растеряться в экстремальных условиях, из-за чего время сложной реакции увеличивается.

Реакция в условиях эмоционально неустойчивого состояния представляет собой проявление оборонительного рефлекса, когда человек не может в полной мере осознавать разумность и правильность своих действий.

Основное, что должна обеспечивать правильная и своевременная реакция – наличие резерва управления. Наличие или отсутствие резервов пространства, времени (скорости) и силы сцепления колес с дорожным покрытием определяют границы надежного, ненадежного управления и управления с нулевой надежностью.

 

Тема 12






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.