Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ограничения скорости движения






Для безопасности дорожного движения большое значение имеет умение водителя правильно оценивать скорость движения автомобиля. Однако даже опытные водители нередко переоценивают свои возможности в оценке скорости. При этом в 40% случаев они допускают ошибки в сторону занижения скорости своего автомобиля. Специальное исследование 55 водителей-профессионалов показало, что только 35% из них умеют правильно определять скорость.

Ощущение скорости зависит от расстояния между глазами водителя и дорожным покрытием или объектами на обочине дороги. С уменьшением этого расстояния скорость воспринимается как большая, а с увеличением — как меньшая. Поэтому на дорогах, которые проходят в степи, где нет объектов на обочине дороги, скорость недооценивается. На дорогах через лес, горы скорость переоценивается. Переоценивается скорость и на узких городских улицах и недооценивается на широких проспектах.

При выборе безопасной скорости, особенно на тех участках дороги, где она неограничена, водитель должен учитывать конкретную дорожную обстановку: дорожные условия, видимость, обзорность, а также свои возможности. Но водители дорожную обстановку оценивают по-разному в зависимости от опыта и индивидуальных черт. В результате около 15% водителей ведут автомобили, значительно превышая скорость основного транспортного потока. Это создает опасные ситуации при неожиданном возникновении каких-либо препятствий на дороге.

Физические и психологические требования к водителю определяются его деятельностью. Водитель должен воспринимать большие объемы информации об участниках движения, средствах регулирования, о состоянии дороги и окружающей среды, а также о работе систем и агрегатов автомобиля. Кроме того, ему необходимо непрерывно анализировать эту информацию и принимать соответствующие решения, часто в условиях жесткого дефицита времени. Нередко только последнее обстоятельство становится причиной ДТП, обусловленных перечисленными выше ошибками водителя.

Ошибки могут оказаться также следствием психического состояния водителя в данный момент. Вот почему при управлении автомобилем важно уметь длительное время сохранять оптимальное психическое состояние, при котором быстро и качественно воспринимается и обрабатывается информация. Отклонения психического состояния от нормы (возбуждение или, напротив, депрессия) увеличивают вероятность ошибочных действий водителя.

Эмоциональное состояние водителя постоянно находится под влиянием возникающих источников возбуждения психики: сложных ситуаций, подъездов к оживленным перекресткам и др. Способность не поддаваться растерянности и страху, а также хладнокровно, быстро и решительно действовать в любой ситуации определяется эмоциональной устойчивостью и является одним из существенных качеств водителя.

Важнейшей функцией, обеспечивающей прием и переработку информации, является внимание. По данным статистики, невнимательность — наиболее часто встречающаяся причина ДТП.

Внимание — это активная направленность сознания человека на те или иные предметы и явления действительности или на определенные их свойства и качества при одновременном отвлечении от всего остального. Главнейшими качествами внимания являются: устойчивость, концентрация, объем, распределение и переключение.

Устойчивость внимания — это способность сосредоточения в процессе работы в течение длительного времени. Устойчивость определяется временем неизменной интенсивности внимания (напряженности). С устойчивостью внимания тесно связана и его концентрация — сосредоточенность только на одном объекте с одновременным отвлечением от всего остального. У водителя концентрация внимания допустима в течение незначительных промежутков времени, например при проезде пешеходных переходов, остановок общественного транспорта и пр.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.