Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория Пиаже






Основн.исходн.положение: вопрос о взаимоотношении целого и части. В общ.структуре их отношения уравновешены, но состояние равновесия постоянно меняется. Развитие рассматривается Ж. Пиаже как эволюция, управляемая потребностью в равновесии. Равновесие = стабильное состояние открытой системы. Равновесие в статическом, уже осуществленном виде представляет собой адаптацию, приспособление, состояние, при котором каждое воздействие равно противодействию.

Ж. Пиаже считал, что, как любое развитие, интеллектуальное развитие стремится к стабильному равновесию, т.е. к установлению логических структур. Логика не врождена изначально, а развивается постепенно. Что же позволяет субъекту освоить эту логику? Чтобы познать объекты, субъект должен действовать с ними, трансформировать их — перемещать, комбинировать, удалять, сближать и т.д. Смысл идеи трансформации в следующем: граница между субъектом и объектом не установлена с самого начала и она не стабильна, поэтому во всяком действии субъект и объект смешаны. Источник знания лежит не в объектах самих по себе и не в субъектах, а во взаимодействиях, первоначально неразделимых между субъектом и объектами.

Еще ключевые понятия: организация, адаптация, ассимиляция, аккомодация, схема действия, интеллект, эгоцентрич.речь. Функции — это биологически присущие организму способы взаимодействия со средой. Субъекту свойственны две основные функции: организация и адаптация. Каждый акт его поведения организован, т.е. представляет собой определенную структуру, динамический аспект которой (адаптация) состоит из равновесия двух процессов — ассимиляции и аккомодации. Весь приобретенный сенсомоторный опыт оформляется, по Ж. Пиаже, в схемы действия. Схема — сенсомоторный эквивалент понятия.

Итак, Ж. Пиаже представлял развитие как последовательный процесс адаптации когнитивных структур ребенка к среде. Ему принадлежат знаменитые исследования детского эгоцентризма, формирования понятий, описание стадий развития мышления ребенка: стадии сенсомоторного интеллекта, стадии конкретных операций, стадии формальных операций.

 

33. Эгоцентрическая позиция ребенка и эгоцентризм детского мышления.

Эгоцентризм (центрацию) Ж. Пиаже характеризовал как умственное состояние, когда ребенок рассматривает весь мир со своей точки зрения, которую не осознает. Изначальный эгоцентризм познания — это не гипертрофия осознания «Я», а, напротив, непосредственное отношение к объектам, где субъект, игнорируя «Я», не может выйти из «Я», чтобы найти свое место в мире отношений, освобожденных от субъективных связей. Ж. Пиаже провел много экспериментов, доказывающих, что до определенного возраста ребенок не может встать на другую, чужую точку зрения. Например, экспериментатор спрашивает у ребенка, имеющего брата, есть ли у него брат. Ребенок легко соглашается, что брат есть. Но затем психолог спрашивает, а есть ли брат у его брата, и получает отрицательный ответ! Ребенок оказывается не в состоянии взглянуть на себя с позиции брата. Эгоцентризм, по Пиаже, означает смешение субъекта и объекта в акте познания. Он встречается и у взрослых людей, остающихся на низком уровне психического развития.

Эгоцентризм показывает, что внешний мир не действует непосредственно на ум субъекта, а наши знания о мире — это не простой отпечаток внешних событий. Идеи субъекта отчасти представляют собой продукт его собственной активности. Они меняются и даже искажаются в зависимости от господствующей умственной позиции.

Снижение эгоцентризма связано не с добавлением знаний, а с трансформацией позиции, когда субъект соотносит свою исходную точку зрения с другими возможными. Освободиться от эгоцентризма (децентрироваться) — значит осознать субъективность воспринятого, найти свое место в системе возможных точек зрения, установить между вещами, личностями и собственным «Я» систему общих и взаимных отношений. Переход от эгоцентризма к децентрации характеризует, по Пиаже, познание на всех уровнях развития. Всеобщность и неизбежность этого процесса позволили ему назвать его законом развития.

Для того чтобы этот переход был возможен, должен быть инструмент, механизм, движущий им. Таким механизмом Ж. Пиаже считал прогрессивно развивающееся осознание своего «Я». Чтобы преодолеть эгоцентризм, необходимы два условия: 1) осознать свое «Я» в качестве субъекта и отделить субъект от объекта; 2) координировать свою точку зрения с другими, а не рассматривать ее как единственно возможную.

 

34. Развитие операционального интеллекта и стадии интеллектуального развития ребенка.

По мнению Ж. Пиаже, действия ребенка детерминируются окружающим миром. Однако он не просто отвечает на внешние воздействия, но и перерабатывает их. Внешний мир выступает как нечто сопротивляющееся ребенку, чем вызывает его ответные действия.

Развитие мышления детей в теории Ж. Пиаже делится на досоциальный и социальный периоды. Социализируется детское мышление с шести – семилетнего возраста под влиянием авторитета взрослых, принуждения, сотрудничества.Ж. Пиаже считает, что обучение способно лишь несколько замедлить стадии развития интеллекта или ускорить.

Ж. Пиаже выделяет и детально исследует четыре стадии развития интеллекта: сенсомоторную (от рождения ребенка до 2 лет), дооперациональную (от 2 до 7—8 лет), конкретных операций (от 7—8 до 11—12 лет) и формальных операций (от 11—12 до 15 лет).

I. Сенсомоторный интеллект (от 0 до 2 лет) проявляется в действиях: усваиваются схемы рассматривания, хватания, круговые реакции, когда младенец повторяет действие, ожидая, что повторится и его эффект (бросает игрушку и ждет звук).

II. Дооперациональная стадия развития интеллекта (2-8 лет). Дети усваивают речь, но словом объединяют и существенные, и внешние признаки предметов. Поэтому их аналогии и суждения кажутся неожиданными и нелогичными: ветер дует потому, что деревья качаются; лодка плавает потому, что маленькая и легкая, а корабль плавает потому, что большой и сильный.

III. Стадия конкретных операций (7-12 лет). Дети начинают рассуждать логически, могут классифицировать понятия и давать определения, но все это проявляется на конкретных понятиях и наглядных примерах.

IV. Стадия формальных операций (от 12 лет). Дети оперируют абстрактными понятиями, категориями «а что будет, если...», понимают метафоры, могут принимать в расчет мысли других людей, их роли и идеалы.

В развитии интеллекта Ж. Пиаже большое значение придает простым приспособительным реакциям, на основе которых возникают перцептивные и интеллектуальные процессы, развивающиеся автономно, независимо от практики индивида.

 

35. Сенсомоторный период развития интеллекта, его особенности и основные стадии.

I. Сенсомоторный интеллект (от 0 до 2 лет) проявляется в действиях: усваиваются схемы рассматривания, хватания, круговые реакции, когда младенец повторяет действие, ожидая, что повторится и его эффект (бросает игрушку и ждет звук).

Ж.Пиаже наметил шесть стадий сенсомоторного развития интеллекта:

1) упражнение рефлексов (от 0 до 1 мес.); 2) первые навыки и первичные круговые реакции (от 1 до 4-6 мес.); 3) координация зрения и хватания и вторичные круговые реакции (от 4 - б до 8-9 мес.) - начало возникновения собственного интеллекта; 4) стадия " практического" интеллекта (от 8 до 11 мес.); 5) третичные круговые реакции и поиск новых средств для достижения цели, которые ребенок находит посредством внешних материальных проб (от 11-12 до 18 мес.); 6) новые средства решения задачи ребенок может найти путем интериоризованных комбинаций схем действия, которые ведут к внезапному озарению или инсайту (от 18 до 24 мес.).

 

36. Репрезентативный интеллект. Конкретные операции и их развитие. Формальный интеллект.

Дооперациональная стадия развития интеллекта (2-8 лет). Дети усваивают речь, но словом объединяют и существенные, и внешние признаки предметов. Поэтому их аналогии и суждения кажутся неожиданными и нелогичными: ветер дует потому, что деревья качаются; лодка плавает потому, что маленькая и легкая, а корабль плавает потому, что большой и сильный.

III. Стадия конкретных операций (7-12 лет). Дети начинают рассуждать логически, могут классифицировать понятия и давать определения, но все это проявляется на конкретных понятиях и наглядных примерах.

IV. Стадия формальных операций (от 12 лет). Дети оперируют абстрактными понятиями, категориями «а что будет, если...», понимают метафоры, могут принимать в расчет мысли других людей, их роли и идеалы.

 

37. Теория морального развития Л. Колберга.

Основным вопросом, который ставил перед собой Колберг при создании теории: «Какие познавательные схемы, структуры, правила описывают такие явления, как ложь (которая появляется у детей в определенном возрасте и имеет свои этапы развития), страх (также являющийся возрастным явлением), воровство (присуще каждому в детском возрасте)». В попытке ответить на этот вопрос он обнаружил ряд факторов и закономерностей, что и послужило основой для создания теории морального развития.

Системы ориентаций, которые являются критериями для выделения этапов, образуют строгую иерархию:

1. Ориентация на авторитеты

2. Ориентация на обычаи

3. Ориентация на принципы

Каждой ориентации соответствует один из уровней, а каждый из уровней, в свою очередь, делится на две стадии. В результате имеется три уровня и шесть стадий. Для наглядности изложения содержания каждого из уровней приведём таблицу:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.