Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Клубы как универсальные центры организации скд.






Особое место в системе ск работы принадлежит клубу – центру организации досуга различных слоев населения. Клуб как один из центров общественной жизни в свободное время имеет глубокие корни в истории человечества. Издавна возникали стихийно или создавались специальные учреждения, которые удовлетворяли потребность людей в совместно проводимом досуге и межличностном общении. В советские времена клубами называли «государственные или профсоюзные учреждения коммунистического воспитания в свободное время». Сейчас то же самое, только с другой идеологией, основанной на гуманистических и демократических идеалах, национальных традициях и культуре.

Как уже отмечалось, во времена советской власти воспитательная д-ть в сфере свободного времени обозначалась как культурно-просветительская работа. Ее осуществление как функция государства была закреплена в Конституции. Это означало, что государство создает инфраструктуру досуга, финансирует и руководит ею, планирует ее развитие, контролирует содержание кд д-ти, предоставляет методическую помощь и готовит кадры – культпросветработников.

Главным социальным институтом воспитания и просвещения становится клубное учреждение. Под клубы отдаются экспроприированные у буржуазии роскошные дома и дворцы. На момент распада Советского Союза насчитывалось около 140000 клубных учреждений разных типов. Такое внимание большевиков к клубам было продиктовано вполне прагматичными целями. Они видели в клубах один из каналов политического и коммунистического просвещения, школы подготовки масс к социалистическому строительству. Первым действием на этом пути была поставлена задача ликвидации неграмотности, по словам Ленина «неграмотный человек стоит вне политики». Наш лозунг «ликвидация неграмотности», говорил Ленин, только для того, чтобы каждый крестьянин, каждый рабочий мог самостоятельно без посторонней помощи читать наши декреты, приказы, лозунги. Этой практичной цели было подчинено все разнообразие организационных форм культпросветработы: избы-читальни, библиотеки, народные университеты, музеи, кружки самообразования и политграмоты.

Так как досуговое объединение помогает человеку почувствовать себя частью группы, прослойки, а главное класса, большевики стали культивировать групповые формы работы клуба. Однако как не культивировалась эта работа, она не давала желаемых результатов. Занятия в университетах сводились к выступлениям партийных ораторов «о текущем моменте». Это вызывало негативную реакцию, приводило к оттоку людей. В журнале «Рабочий клуб» за 1925 г. в стихотворении неизвестного поэта речь идет о том, что рабочий человек не желает посещать клуб, так как вместо досуга там одна учеба. Поскольку идеалом был провозглашен труд, вся массовая культпросветработа заключалась в прославлении трудовых подвигов.

Менее регламентированный характер носила малая групповая форма досуговой д-ти, связанная с искусством – кружки худ. самодеятельности – драматические, хоровые, оркестровые, хореографические, изо.

Самыми привлекательными, отвечающими духу и сути групповой д-ти были драматические кружки. Самым ценным в них было то, что работа над спектаклями не сводилась только к репетициям, она требовала овладение определенными знаниями, связанными с анализом содержания пьесы, характеров и поступков ее персонажей. Все это расширяло кругозор кружковцев, повышало их культурный уровень, формировало нравственные принципы. Недаром актеры говорят: «Мы делаем роли, а роли делают нас». Кроме того, постановка спектакля является длительным процессом, что способствует возникновению межличностных отношений и общению.

Культпросветработа переориентируется в основном на художественную самодеятельность, которая постепенно перестает быть самодеятельностью и воплощается в организованный учебный и трудовой процесс жестко регламентированный. Суть такой трансформации заключается в том, что сущностью работы кружков стала не в сама досуговая д-ть, а ее результат. А ведь проявление в сфере досуга личности оценивается как свободное, открытое, индивидуализированное, многовариантное, ориентированное не на продукт или результат, а на сам процесс времяпровождения. Практикой становится жесткое планирование: график репетиций, установление сроков премьер и дат выступлений к различным вечерам, торжественным мероприятиям, официальным праздникам, которых было немало в советское время. Многие из-за этого начинают уходить из кружков. Для удержания людей в этой системе кдд администраторы шли на разного рода поощрения: продвижение в очереди на квартиру, работа в удобную смену, дополнительные дни к отпуску и даже материальные поощрения.

Что касается самодеятельного хора, оркестра, театра, понятие «кружок», казалось, выглядело очень узко, их начинают называть самодеятельными художественными коллективами. Сокращается и жанровое разнообразие таких коллективов, остаются только такие, которые могут дать быстрый результат: вокальный, инструментальный, хореографический, изредка цирковой. Театральное аматорство исчезает, так как не может каждый месяц выдавать «продукцию». Культивируются агитбригады, которые осуществляют агитационно-просветительскую работу в театрализованной форме, рождается театр-КВН, имеющий развлекательный характер.

С распадом Советской империи, созданная ею клубная система распадается. Интересы и потребности не учтенные территориальными клубными учреждениями начинают реализовываться в досуговых объединений по месту учебы, работы, других ск центрах (библиотеках, книжных магазинах): Монтеневское общество (ЛНПУ), клуб любителей детективной книги, литературно-музыкальная гостиная, клуб «Эрудит» и др., в состав которых преимущественно входят студенчество и интеллигенция. Село удовлетворяется просмотром фильмов, молодежь – танцами под некачественную музыку. Помпезные (где остались) колхозные Дома и Дворцы культуры оживают в дни праздников или каких-либо политических событий (выборы), городские все чаще сдаются в аренду для концертов столичных исполнителей.

Переход к рыночным отношениям вынуждает государственные и общественные организации обратится к опыту досуга развитых стран. Тем не менее, отечественная история досуга, абстрагированная от политики и идеологии, является богатейшим наследием теоретических разработок, исследований и практического опыта. Ею накоплен огромный опыт по методике культпросветработы, организации и проведения праздников и зрелищ (театрализованные массовые представления), клубных вечеров и многого другого. В организации кдд необходимо учесть весь мировой опыт и отечественное историческое наследие воспитательной д-ти общества. Огюст Конт сказал: «Никакую идею невозможно понять без ее истории».

Еще в 30-е годы понятие клуба как объединения и клуба как клубного учреждения были отождествлены в общественном сознании. Вплоть до 80 гг. это воспринималось как нормальное явление. Поэтому, когда в период перестройки стали возникать клубы как объединения единомышленников, они стали называть себя не «клубами», а «неформальные объединения», чтобы не быть отождествленными с клубными учреждениями. Почему же произошло это отождествление? Возникает в 20 гг. иерархически организованная административно-командная система полновластия аппарата. В этих условиях клубы как «самостоятельные творческие организации» не могли существовать, так как в них отсутствовал бы полный контроль над содержанием д-ти, которая должна была быть основана только на идеологии существующего режима.

Клуб – вид досугового объединения, который создается и формируется социальными институтами досуга – государственными, общественными, коммерческими. Другая трактовка: клуб – это социокультурный центр духовного развития, творчества и отдыха. Содержание д-ти таких клубов – от познания и приобретения навыков и умений прикладного характера, до занятий техническим, научным и художественным творчеством. Клубное учреждение является универсальной площадкой в сфере досуга для развития творческих способностей человека. Виды клубов (культурно-досуговых объектов):

Универсально-комплексные – функционируют по административно-территориальному признаку.

Ориентированные на культурные интересы определенных профессиональных, национальных, возрастных категорий (центры, клубы, внешкольные эстетического развития).

Совмещенные – клуб-кафе, клуб-библиотека, клуб-музей, культурно-спортивные центры. Работа этих клубов регулируется дополнительно нормативно-правовыми документами соответствующих органов.

Современныйклуб – это учреждение, объединяющее и направляющее работу целой системы взаимосвязанных самодеятельных коллективов, инициативных групп, кружков, объединений.

Основная цель клуба – воспитание и самовоспитание на основе инициативы, самодеятельности и всестороннего формирования дарований каждой личности.

Основные формы организации клубной жизни:

· художественно-массовая работа (праздник, смотр, фестиваль и т. д.);

· самодеятельные коллективы (художественной, технической и др. самодеятельности);

· клубы по интересам (просветительская, ценностно-ориентационная деятельность).

Функции клуба:

· развитие социальной активности;

· развитие творческих способностей каждой личности;

· организация неформального общения;

· организация отдыха и развлечений;

· организация коллективной эмоциональной жизни (праздники, посвящения, обряды);

· воспитательная функция;

· просветительная функция.

Задачи клубной работы:

· организация досуга людей;

· оперативный подбор форм и применение средств культурно-массовой работы в соответствии с интересами и запросами населения.

 

К основным функциям клубного работника относятся:

· культурно-творческая

· культурно-воспитательная

· просветительная

· рекреативно-развлекательная

· методическая

Принципы деятельности клубов:

· добровольность

· самодеятельность

· принцип дифференцированного подхода к аудитории

 

Оказывая влияние на формирование культуры, гражданской позиции, вкусов, образа жизни – всего, что включает в себя понятие личность, клуб влияет на окружающую действительность, становится важным звеном СКД. При этом формирующее воздействие в клубе специально организовано, ведется по определенной программе, направляется специалистами, имеющими профессиональную подготовку. Следовательно, и по целям, и по постановки проблемы налицо типично педагогическое явление, педагогический процесс. Процесс этот обусловлен определенными закономерностями. Быть специалистом клубного дела – значит владеть этими закономерностями. Особенность работы клуба это совместная д-ть штатных работников клуба (профессионалов) и д-ть участников клубного процесса. Этот процесс делят по направлениям:

1) форма д-ти – массовая, групповая (кружки) и индивидуальная;

2) особенности аудитории – детская, по интересующему направлению (музыка, театр, хореография, садоводство и др.);

3) методика и способы организации работы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.