Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изменение масштаба производства






 

В отличие от короткого периода в долгосрочном периоде все факторы производства переменные. При сохранении предположения, что для производства используется только два фактора (труд и капитал) и технология остается неизменной, то рост производства в долгосрочном периоде можно рассматривать как, что происходит при неизменном соотношения факторов производства. Это означает, что производство будет увеличиваться тогда, когда использование его факторов расти по лучу, направленному от начала координат (рис.5.8). При этом возможны несколько вариантов реакции среднего продукта на увеличение масштабов производства: 1) растущая, 2) нейтральная, 3) ниспадающая. Здесь проявляются различные последствия так называемого эффекта масштаба производства.

Растущая реакция среднего продукта происходит на положительный эффект роста масштаба производства. Он может достигаться за счет следующих факторов:

 

 


К

 

 


150

120 Q=80

100 Q=50

Q=30

 

100 120 150 L

Рис. 5.8. Увеличение производства в долгосрочном периоде

 

1. Разделение труда. На больших предприятиях возможна глубокая внутренняя специализация., Что дает эффект роста производительности труда и, соответственно, уменьшения затрат.

2. Улучшения управления. Углубленная специализация распространяется и на управленческую деятельность. Появление управленцев, которые специально занимаются маркетингом, рекламой, поставкой, организацией научно-технических работ и т.п., позволяет увеличить эффективность деятельности предприятия в целом, что проявляется в росте среднего продукта.

3. Увеличение масштабов производства зачастую не требует пропорционального увеличения всех ресурсов. Скажем, затраты времени лектора не увеличатся, если в аудитории на лекции будет не одна, а две группы студентов.

Нейтральная реакция среднего продукта на рост масштабов производства означает, что независимо от размеров предприятия и объемов продукции, что на нем производится, средняя производительность факторов остается неизменной.

Вместе с тем, возможна и такая ситуация, когда рост масштабов производства отрицательно сказывается на среднем продукте: его уровень уменьшается. Дело в том, что увеличение производства может привести к возникновению проблем, с которыми сталкивается предприятие. Это, прежде всего, значительная инерционность больших систем и потеря ими гибкости, крайне необходимой в условиях нестабильного рынка. Кроме того, фирма может выйти за пределы порога управляемости: слишком большие размеры создают громоздкую систему Управления, развивают бюрократические тенденции, что отрицательно сказывается на эффективности управленческих решений.

При анализе динамики среднего продукта в долгосрочном периоде для одного и того же предприятия на разных участках увеличение объемов производства, как правило, оказывается все из перечисленных реакций. Их комбинация во многом зависит от специфики отрасли, рыночной ситуации и т.д.. Однако подробнее об этом пойдет речь в следующей теме.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.