Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В) На четыре, шесть или восемь равных частей






Учебный элемент

Наименование: Плоскостная разметка

 

 

Специальность: Слесарь по ремонту автомобиля, водитель автомобиля.

Отрасль: автомобильный транспорт.

Код

 

 

  Учебный элемент Наименование: Плоскостная разметка Учебная дисциплина: Слесарная практика  
                       
  Стр.
Цели: 1. знать назначение и способы выполнения плоскостной разметки; инструменты и приспособления для разметки; правила организации рабочего места и безопасной работы. 2. Уметь подготавливать поверхность деталей под разметку; производить разметку по размерам и шаблонам; производить заточку и заправку кернеров, чертилок и ножек циркуля, соблюдая при этом правила безопасности и организации рабочего места. Необходимые материалы, оборудование и вспомогательные материалы.  
Кол-во Наименование/ описание
        Чертилка
  Кернер
  Разметочный
  Циркуль
  Верстак
  Угольник
  Угольник сполкой
  Разметочная плита
  Масштабная линейка

Сопутствующие учебные элементы и пособия:

- «Условные обозначения на чертежах»

- «Инструмент и приспособление для измерений и разметок»

- «Организация рабочего места слесаря»

- Правила безопасности при работе с инструментом и приспособлениями»

  Учебный элемент Наименование: Плоскостная разметка Учебная дисциплина: Слесарная практика  
                       
  Стр.
1. Общие понятия При обработке с поверхности заготовки удаляется определенный слой металла, в результате уменьшается ее размер. Разность между размером заготовки до и после обработки является величиной припуска на обработку. Чтобы знать, где и до каких размеров вести обработку, сначала заготовку размечают. Разметкой называется операция нанесения на обрабатываемую заготовку разметочных линий (рисок), определяющих контуры будущей детали или места, подлежащее обработке. Переход при обработке за эти риски ведет к порче детали. Разметку выполняют точно и аккуратно. Ошибки при разметке приводит к браку. Точность, достигаемая при обычных методах разметки, составляет примерно 0, 25 -0, 5 мм. Разметка применяется преимущественно в индивидуальном и мелкосерийном производствах. На крупных заводах необходимость в разметке отпадает благодаря использованию специальных приспособлений - шаблонов, кондукторов, упоров и т.п. Разметка по видам делится на три основные группы: машиностроительная, строительная, котельная и судовая. В зависимости от формы размечаемых заготовок и деталей разметка делится на плоскостную и пространственную (объемную) Разметка машиностроительная является самой распространенной операцией слесарной обработки. Разметка - сложная и ответственная работа, требующая очень внимательного выполнения. Производя разметку нужно хорошо читать чертежи, отлично знать разметочный и измерительный инструмент и уметь правильно им пользоваться. Плоскостная разметка выполняется обычно на поверхностях плоских деталей, на полосовом и листовом материале, и заключается в нанесении на заготовку контурных параллельных и перпендикулярных линий (рисок), окружностей, дуг, углов, осевых линий, разнообразных геометрических фигур по заданным размерам или контуров различных отверстий по шаблонам. К плоскостной разметке относят и разметку отдельных плоскостей деталей сложной формы, если при этом не учитывается взаимное расположение размечаемых плоскостей.   В данном учебном элементе рассматривается только плоскостная разметка  
  Учебный элемент Наименование: Плоскостная разметка Учебная дисциплина: Слесарная практика  
                       
  Стр.
2. Приспособления для плоскостной разметки и инструменты Инструменты и приспособления, применяемые при разметке, объединяются в три основные группы: 1. Инструмент для нанесения и накернивания рисок - чертилки, рейсмасы, штангенрейсмасы, пружинные циркули, разметочные штангенциркули и разной конструкции кернеры. 2. Инструмент для нахождения центров деталей - кернер - центроискатель, угольник - центроискатель, транспортир - центроискатель, спец. приспособления для разметки деталей с большими отверстиями. 3. Приспособления для размечаемых заготовок - подкладки, домкраты, поворотные приспособления, вертикальные стойки для измерительных линеек, дополнительные плоскости к разметочной поите, длительные приспособления и центровые бабки. Разметочные работы выполняю на разметочных плитах, которые отливают из серого чугуна. Они имеют коробчатую форму и снабжены внутри ребрами жесткости. Верхнюю рабочую поверхность и боковые стороны точно обрабатывают и затем шабрят. На разметочной плите устанавливают подлежащие разметке детали и располагают все приспособления и инструменты. Размер плиты выбирают так, чтобы ее ширина и длинна были на 500 мм больше соответствующих размеров размечаемой заготовки. Размеры плит: малые: 100x200, 200x200, 200x300, 300x300; 300x400, 400x400, 450x600; большие: 1500x3000, 3000x5000, 4000x6000, 6000x10000; средние: 500x800.750x1000, 1000x1500. Большие плиты изготовляют составными из двух или четырех частей. Которые скрепляют болтами и шпонками. Рабочая поверхность плиты устанавливается по уровню строго горизонтально. Эта поверхность всегда должна быть сухой и чистой. После работы плиту протирают тряпкой, смазывают маслом и накрывают деревянным щитом-крышкой.
  Учебный элемент Наименование: Плоскостная разметка Учебная дисциплина: Слесарная практика  
                       
  Стр.
  Размечаемые заготовки нельзя передвигать по плите, иначе на них могут появиться царапины и забоины. Плиты размещают на столах или фундаментах в наиболее светлой части помещения слесарного участка в местах, где отсутствует вибрация от работающих станков.   Подкладки служат для обеспечения правильной установке деталей при разметке и предохранения плиты от забоин и царапин. Самыми простыми подкладками являются плоские опорные, подкладки больших размеров выполняют пустотелыми или двутаврового сечения, цилиндрическими и др.     Клиновые подкладки представляют собой два соединенных, точно обработанных стальных клина 2 и 3. Заготовку устанавливают на верхней поверхности клина 2. Подъем и опускание заготовки производят вращением винта 1, находящегося в теле клина 3. Имея набор клиньев разной толщин регулируют положение заготовок по высоте. На боковой поверхности нижнего клина нанесена шкала, позволяющая контролировать и точно регулировать высоту. Перемещение на одно деление = 0, 1 мм.
  Учебный элемент Наименование: Плоскостная разметка Учебная дисциплина: Слесарная практика  
                       
  Стр.
    Для разметки громоздких и тяжелых заготовок применяются разного рода домкраты, позволяющие выверять и регулировать положение заготовок по высоте и поворачивать их в горизонтальной плоскости на 360°. Чертилки (иглы) служат для нанесения линий (рисок) на размечаемую поверхность при помощи линейки, угольника или шаблона. Изготовляют их из стали У10 и У12. Для разметки хорошо обработанных поверхностей используют латунные чертилки, а на алюминий риски наносят карандашом. Обычная круглая чертилка имеет l = 150-120 мм. и d = 4 - 5 мм, один конец которой закален на 20 - 30 мм и остро заточен под 15о, а другой согнут в кольцо d = 25-30мм. По форме они могут быть разными.
  Учебный элемент Наименование: Плоскостная разметка Учебная дисциплина: Слесарная практика  
                       
  Стр.
Кернер- слесарный инструмент, применяемый для нанесения углубления (кернов) на предварительно размеченных линиях. Кернение делают для того, чтобы риски были отчетливо видны и не стирались в процессе обработки детали. Изготовляют кернеры из Ст У7А, У8А, 7ХФ. 8ХФ. Рабочую часть кернеров термически обрабатывают на длине 15 - 30 мм до твердости HRC 55 - 59, ударную часть - на длине 15 - 20 мм до твердости HRC 40-45. Средняя часть кернера обычно имеет рифление (накатку) для удобства работы им.    
 
 


Обыкновенный кернер - стальной стержень L = 100, 125, 160 мм и d = 8, 10, 12 мм со сферическим бойком. Острие кернера затачивают на шлифовальном круге под углом 60о. При более точной разметке угол 30 - 45о, а для разметки центров угол 75о.

 

 
 

 

 


Специальные кернеры служат для накернивания малых отверстий и закруглений небольших радиусов.

  Учебный элемент Наименование: Плоскостная разметка Учебная дисциплина: Слесарная практика  
                       
  Стр.
    Кернер для шаговой разметки состоит из двух кернеров - основного 1 и вспомогательного 2, скрепленных общей планкой 3. Расстояние между ними регулируется при помощи отверстий в планке 3 в зависимости от шага разметочных отверстий. Первое углубление накернивают кернером 1. Затем в это углубление ставят кернер 2 и ударом молотка по кернеру 1 накернивают углубление, затем кернер 2 переставляют в другое положение. Этим достигается точность разметки и повышается производительность. К группе специальных кернеров относят пружинные, электрические и пневматические кернера.   Пружинный кернер служит для точной разметки тонких и ответственных изделий. Принцип его действия основан на сжатии и мгновенном освобождении пружины, при котором наносится удар керном.
  Учебный элемент Наименование: Плоскостная разметка Учебная дисциплина: Слесарная практика  
                       
  Стр.
Электрический кернер- высокопроизводителен. При нажатии на риску острием кернера замыкается электрическая цепь и ток, проходя через катушку, создает магнитное поле, ударник мгновенно втягивается в катушку и наносит удар по стержню кернера. Во время переноса кернера в другую точку пружина 5 размыкает цепь, а пружина 2 возвращает ударник в исходное положение. Пневматические кернерыслужат для различных керновочных работ. Они удобны в работе; имеют небольшой вес и габариты. Разметочные циркули применяют для нанесения дуг окружности и деления отрезков и углов на равные части. Циркули изготовляют в двух вариантах: простой, позволяющий фиксировать положение ножек после их установки на размер, и пружинный, применяемый для более точной установки размера.
  Учебный элемент Наименование: Плоскостная разметка Учебная дисциплина: Слесарная практика  
                       
  Стр.
  Для разметки контуров ответственных деталей используют разметочный штангенциркуль ШЦ - II     Он имеет двустороннее расположение губок и состоит из штанги 1 с неподвижными губками и рамками 3 с подвижными губками. Одна пара губок 2 предназначена для измерения наружных и внутренних размеров. Вторая пара губок 2 имеет остро заточенные концы и используется для разметки. У этого штангенциркуля нет линейки для измерения глубины отверстий, но имеется спец. устройство 7 для точного перемещения разметки по штанге.     Разметочные угольники с полкой используют для проведения рисок, параллельных одной из обработанных сторон заготовки и для нанесения рисок в вертикальной плоскости. 3. Подготовка к разметке и ее основные этапы.   Для того, чтобы разметочные риски были четко видны на поверхности размечаемой заготовки, эту поверхность следует окрасить, т.е. покрыть составом, цвет которого контрастен цвету материала размечаемой заготовки, для чего используют специальные составы. Материалы для окрашивания выбирают в зависимости от материала заготовки и от состояния размечаемой поверхности. Обычно используют раствор мела в воде с добавлением столярного клея, обеспечивающего надежное сцепление красящего состава с заготовкой, и сиккатива, способствующего быстрому высыханию этого состава; медный купорос, представляющий собой сернокислую медь и в результате происходящих химических реакций обеспечивающий образование на поверхности заготовки тонкого
  Учебный элемент Наименование: Плоскостная разметка Учебная дисциплина: Слесарная практика  
                       
  Стр.
  и прочного слоя меди; быстросохнущие краски и эмали. Медный купорос может быть применен только в тех случаях, когда заготовки выполнены из черного металла, т.к. между цветными металлами и медным купоросом не происходит химической реакции с осаждением меди на поверхности заготовки. Заготовки из медных, алюминиевых и титановых сплавов обычно окрашивают быстросохнущими лаками и красками. Подготовительные работы при разметке включают в себя подготовку красителей, подготовку поверхностей к окрашиванию и само окрашивание. Мел с добавками разводят до консистенции жидкой сметаны. Медный купорос растворяют в воде в соотношении 1: 10 или используют твердый купорос, которым натирают поверхность заготовки. Перед окраской размечаемую поверхность очищают от грязи, пыли, окалины и обезжиривают. Окраску заготовки производят кистью или тампоном, нанося состав равномерно тонким слоем. Затем выполняют разметку. Вначале определяют базу, от которой будут наноситься риски. Базой называется поверхность или специально подготовленные риски, от которых производят измерения и отсчеты размеров в процессе разметки. При плоскостной разметке базами могут служить обработанные под лекальную линейку и угольник наружные кромки плоских деталей, полосового и листового материала, а также различные линии, нанесенные на поверхность, например центровые, средние, горизонтальные, вертикальные или наклонные. Риски обычно наносят сначала все горизонтальные, затем вертикальные, после этого наклонные и, наконец, окружности, дуги и закругления. Разметка закончена, если изображение на плоскости заготовки полностью соответствует чертежу. 4. Основные приемы нанесения разметочных рисок   При нанесении рисок чертилка должна быть наклонена, во - первых, в сторону от линейки (а) и, во-вторых, по направлению перемещения чертилки (б)   Угол наклона в обоих случаях должен составлять около 75-80°. Эти углы наклона не должны изменяться в процессе нанесения рисок, т.к. в противном случае риски будут непараллельные линейке. Риску проводите только один раз, тогда она получается чистой и правильной. Если линия нанесена плохо, ее следует закрасить и нанести вновь
  Учебный элемент Наименование: Плоскостная разметка Учебная дисциплина: Слесарная практика  
                       
  Стр.
  Правильное и неправильное положения чертилок при нанесении рисок 5. Основные способы построения параллельных прямых линий. а. Построение линии, параллельной заданной прямой Из произвольных точек С и D заданной прямой АВ восстановите два перпендикуляра. Затем через точки пересечения дуговых засечек Е и F проведите параллельную линию б. Проведение через заданную точку М прямой параллельной прямой АВ. На прямой АВ возьмите произвольные точки а и в. Одну из них а соедините с точкой М. Из точки в проведите дугу радиусом AM, а из точки М - дугу радиусом АВ. На пересечении проведенных дуг находится точка N. Прямая, проведенная через точки М и N, будет параллельная прямой АВ. в. Проведение прямой, параллельной заданной прямой АВ, на определенном от нее расстоянии L. 1-й способ. В произвольной точке а заданной прямой АВ восстановите перпендикуляр АК, на котором от точки а откладывается заданный отрезок L (AM=L). Затем задачу решайте рассмотренными выше способами построения.  
 
 


2-й способ. Из произвольных точек а и вна прямой АВ проведите дуги радиусом L. Прямая, касательная к этим дугам, будет параллельной к заданной прямой АВ и отстоять от нее на расстоянии L.

  Учебный элемент Наименование: Плоскостная разметка Учебная дисциплина: Слесарная практика  
                       
  Стр.
г. При помощи разметочного циркуля. За разметочную базу (начало отсчета) принимайте одну из обработанных сторон заготовки. Установите раствор ножек циркуля на необходимый размер и одну них расположите на базовой поверхности (ребре) заготовки, а острием второй сделайте две засечки-дуги заданного радиуса (поз, 1); затем проведите риски 1, касательную к этим дугам. Выберите на риске 1 две произвольные точки т, из них заданным радиусом так же проведите две дуги (поз.II) и затем касательную к ним риску 2.   д. При помощи масштабной линейки Выберите торец или ребро заготовки за начало отсчета - базу. Масштабную линейку наложите на размечаемую поверхность, совмещая деление отсчитанного размера а с базой и по нулевому делению линейки чертилкой нанесите метку. Такую же метку нанесите и с другой стороны заготовки и соедините их прямой линией. 6. Основные способы нанесения перпендикулярных рисок при плоскостной разметке а) При помощи угольника и линейки Первую риску проведите по линейке, а затем несколько выше той точки, где требуется восстановить перпендикуляр, нанесите углубление кернером (в точке а). После этого к линейке 1 приложите полку угольника 2 так, чтобы вторая его полка проходила через а. Вдоль этой полки чертилкой 3 нанесите риску, перпендикулярную первой. б) При помощи угольника с полкой от разметочной плиты. Деталь заготовку положите в угол разметочной плиты и слегка прижмите грузом, чтобы оно, не сдвигалась в процессе разметки. Первую риску проведите по угольнику, полку которого придвиньте к боковой поверхности разметочной плиты (положение угольника I -1). После этого угольник приложите полкой к другой боковой поверхности (положение 11 - II) и проведите вторую риску, которая будет перпендикулярна первой.
  Учебный элемент Наименование: Плоскостная разметка Учебная дисциплина: Слесарная практика  
                       
  Стр.
в) При помощи угольника с полкой от обработанных кромок летали Этот случай аналогичен предыдущему, с той лишь разницей, что базами для угольника с полкой будут служить боковые поверхности детали, а не разметочной плиты. Предполагается, что боковые поверхности детали предварительно обработаны и взаимно перпендикулярны.   г) При помощи дополнительного угольника, прикрепленного к заготовке Этот способ применяйте в тех случаях, когда боковые поверхности заготовки 1 не обработаны. Поверочный угольник 3 прикрепите к заготовке 1 струбцинами 2. Затем к внутренней стороне угольника 3 приложите второй угольник 4 (положение I) и проведите первую риску. Вторую риску нанесите после перестановки угольника в положении II. 7. Способы отыскания центров цилиндрических деталей При слесарной обработке деталей цилиндрической формы часто возникает необходимость отыскания центра окружности. При помощи циркуля центра искателя и штангенциркуля. Касаясь отогнутой ножкой 1 циркуля-центроискателя наружной цилиндрической поверхности детали острой прямой ножкой 2 сделайте на торце детали четыре засечки проходящие приблизительно через центр. Центр окружности наметьте кернером на глаз в середине между этими засечками   В деталях с отверстием его найдете таким же способом, как описано выше, предварительно забивая в отверстие планку 1 из дерева  
  Учебный элемент Наименование: Плоскостная разметка Учебная дисциплина: Слесарная практика  
                       
  Стр.
8. Способы проведения наклонных рисок Положение наклонной линии на чертеже может быть определено размерами катетов, одним линейным размером с указанием уклона или углом наклона. В зависимости от того, как задано положение наклонной линии, принимается тот или иной способ разметки а) По размерам катетов Проведите риску, на которой отложите отрезок АВ. Из конца этого отрезка восстановите перпендикуляр и отложите на нем отрезок ВС. Соединив точки А и С, получите искомую наклонную линию б) По одному линейному размеру и уклонуНадпись " Уклон 1: 4" означает, что на каждые 4 мм длины (по горизонтали) наклонная линия поднимается (или опускается) на 1 мм. При построении все размеры увеличивают в 10 или другое число раз. На горизонтальной риске АВ отложите отрезок АС длиной 40 мм. Из точки С восстановите перпендикуляр, на котором отложите отрезок CD длиной 10 мм. Прямая AD будет иметь уклон 1: 4=10: 40     9. Деление углов на равные части а) Деление любого угла на две равные части Из вершины угла О произвольным радиусом проведите дугу АВ. Из точек А и В сделайте засечку одним и тем же радиусом. Проведите прямую через точки О и С. Прямая ОС делит данный угол на две равные части б) Деление прямого угла на три равные части Из вершины О Произвольным радиусом проведите дугу до пересечения со сторонами угла; из точек А и В дугами того же радиуса пересеките дугу АВ в точках С и D, затем соедините точки пересечения дуги D и С с вершиной угла О. Прямая OD и ОС делят прямой угол на три равные части.
  Учебный элемент Наименование: Плоскостная разметка Учебная дисциплина: Слесарная практика  
                       
  Стр.
10. Деление отрезков прямых линий на равные части Нередко при разметке возникает надобность в делении отрезков прямых линий на несколько равных частей. Выполнять эту работу при помощи простейших средств (масштабной линейки, угольника и чертилки) можно только при весьма грубой разметке. В тех случаях, когда к разметке предъявляются относительно высокие требования по точности, возникает надобность применять другие, более совершенные способы. На любое число равных частей, делящееся на 2, 3 или 5, отрезок может быть разделен путем последовательного деления на 2, 3 или 5 частей ниже приведенными способами. а) На две равные части. Из крайних точек отрезка А и В радиусом больше половины АВ проведите две дуги аа и вв. Прямая CD, проходящая через точки пересечения этих дуг, и будет делить отрезок АВ на две равные части АО=ОВ.
В
Может оказаться, что дуги аа и вв пересекутся вне пределов заготовки. Чтобы произвести разметку в этом случае, из точек А и В сделайте на заданной прямой две засечки произвольным радиусом, но так, чтобы АК =ВК. После этого из точек К и К опишите дуги так, чтобы они пересекались в пределах размечаемой поверхности, например в точках L. и L.

Прямая L и L будет также делить отрезок АВ пополам.

б) На три или пять равных частей
Для деления отрезка AD на три равные части накерните точки А и D. Затем установите раствор циркуля на глаз приближенно на размер, равный Уд AD, и вправо от точки А сделайте засечку, которая пересечет AD в точке В. Этим же раствором циркуля сделайте засечку из точки В вправо и из точки D влево. Если обе эти засечки не пересекутся в одной точке С, то поменяйте раствор циркуля и снова сделайте засечки, пока не получите требуемых результатов

 

в) На четыре, шесть или восемь равных частей

Чтобы разделить отрезок на 4, 6 или 8 равных частей, сначала поделите его на 2 части, а затем каждую из этих частей поделите на 2, 3 или 4 части

  Учебный элемент Наименование: Плоскостная разметка Учебная дисциплина: Слесарная практика  
                       
  Стр.
11. Деление окружностей на равные части К делению окружности на равное число частей приходится часто прибегать в производстве. Разделить окружность пополам не представляет труда. Для этого нужно провести один диаметр. Если центр окружности неизвестен, то сначала нужно найти его и уж затем через Него провести диаметр. Несколько сложнее деление окружностей на 3 - 15 и большее число частей. Однако и такое деление можно осуществить с помощью способов геометрических построений. а) На три равные части. Проведите диаметр АВ. Затем из точки В опишите дугу радиусом данной окружности до пересечения с ней в точках С и D. Точки А, С иD делят данную окружность на три равные части. б) На четыре равные части. Проведите диаметр АВ и из точек А иВ произвольным равным радиусом сделайте по две засечки, которые пересекутся в точках С и D. Прямая CD пересекает окружность в точках М и Н и делит диаметр АВ на равные части. Точки А, Н, В и М делят окружность на 4 части в) На пять и на десять равных частей. Для деления окружности на 5 равных частей проведите два взаимно перпендикулярных диаметра АВ и CD. Один из радиусов, например OD, поделите пополам и накерните точку М. Из этой точки М, как из центра, сделайте засечку радиусом МА до пересечения диаметра CD в точке Н. Затем из точки А радиусом АН опишите дугу НК. Отрезок АК будет тем расстоянием, на которое нужно раздвинуть циркуль, чтобы разделить окружность на 5 равных частей.
  Учебный элемент Наименование: Плоскостная разметка Учебная дисциплина: Слесарная практика  
                       
  Стр.
    Для деления окружности на 10 равных частей прибегните к этому же построению, но только раствор циркуля для деления окружности на части установите не по отрезку АК, а по отрезку ОН, который будет равен стороне вписанного десятиугольника.
 
 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.