Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Просительная ектения






Диакон, выйдя из алтаря, произносит на солее просительную ектению, несколько более здесь пространную, чем эта же ектения на вечерне или утрене. Она дополняется на Литургии следующими прошениями:

" О предложенных Честных Дарех..."

" О святем храме сем, и с верою, благоговением..."

" О избавитися нам от всякия скорби..."

Если Литургия служится после вечерни (в дни навечерий Рождества и Богоявления, в Великий Четверг и Великую Субботу), то начинать надо ектению не просто: " Исполним молитву нашу", — а " исполним вечернюю молитву нашу...", и дальше не " дне всего совершенна, свята, мирна" и т.д., а " вечера всего совершенна..."

Просительная ектения на вечерне и утрене заканчивает собой службу, откуда и ее начальные слова " исполним". Она является развитием великой ектении. Сугубая ектения развивала прошения великой ектении в отношении всех людей вообще и в частности — в отношении только верных, а просительная ектения развивает то, что великая содержит в одном только прошении " заступи, спаси, помилуй", т.е. в отношении того, что потребно людям: Ангела Хранителя, прощения грехов, мирной кончины и т.д. Поэтому и начинается просительная ектения последним прошением великой: " Заступи, спаси, помилуй..."

Она весьма древнего происхождения. Очень похожие на нее диаконские прошения об " ангеле, иже на мир, о добрых и полезных, о христианской кончине" и т.д. находим уже в Апостольских постановлениях; похожие ектении есть и у армян, несториан и др. христиан[305].

Священник читает в это время молитву приношения:

 

Литургия святого Иоанна Златоустого: Литургия святого Василия Василия:
" Господи Боже Вседержителю (Ам. 4: 13)[306], Едине Святе, приемляй жертву (Пс. 49: 14)[307] хваления от призывающих Тя всем сердцем (Пс. 9: 2)[308], приими и нас грешных моление, и принеси ко Святому Твоему Жертвеннику, и удовли нас приносити Тебе Дары же и жертвы духовныя (Евр. 5: 1[309]; 1Пет. 2: 5[310]) о наших гресех и о людских неведениих (Евр. 9: 7[311]): и сподоби нас обрести благодать (Евр. 4: 16[312]) пред Тобою, еже быти Тебе благоприятней жертве нашей (1Пет. 2: 5), и вселитися Духу благодати Твоея Благому (Евр. 10: 29[313]) в нас, и на предлежащих Дарех сих, и на всех людех Твоих". " Господи Боже наш, создавый нас и введый в жизнь сию, показавый нам пути во спасение, даровавый нам Небесных таин откровение: Тыбо еси положивый нас в службу сию (1Тим. 1: 12[314]) силою Духа Твоего Святаго (Рим. 15: 13[315]): благоволи убо, Господи, быти нам служителем Новаго Твоего Завета (2Кор. 3: 6[316]), слугам Святых Твоих Таинств: приими нас, приближающихся Святому Твоему Жертвеннику, по множеству милости Твоея (Неем. 13: 22[317]), да будем достойни приносити Тебе словесную сию и безкровную Жертву о наших согрешениих и о людских невежествиих (Евр. 9: 7[318]): юже прием во Святый и Пренебесный и Мысленный ТвойЖертвенник, в воню благоухания (Еф. 5: 2[319]), вознизпосли нам благодать Святаго Твоего Духа. Призри на ны, Боже, и виждь на службу сию нашу, и приими ю, якоже приял еси Авелевы дары (Быт. 4: 4[320]), Ноевы жертвы, Авраамова всеплодия (Быт. 22: 13[321]), Моисеова и Ааронова священства, Самуилова мирная (1 Цар. 11: 15[322]). Якоже приял еси от святых Твоих апостол истинную сию службу, сице и от рук нас грешных приими Дары сия в благости Твоей, Господи (Пс. 118: 68): [323] яко да сподобльшеся служити без порока Святому Твоему Жертвеннику, обрящем мзду верных и мудрых строителей (Лк. 12: 42[324]) в день страшный воздаяния (Ос. 9: 7[325]) Твоего праведнаго".

 

B этой молитве, последней перед самой анафорой, обращает на себя внимание новое призывание Святого Духа на Дары и на народ. Начиная с этой молитвы, ясно видно, насколько литургия святого Иоанна Златоустого короче Василиевой. Содержание и мысли те же, но литургия святого Василия гораздо полнее и ярче высказывает их. Выражение молитвы святого Василия о принятии этой жертвы, как были приняты жертвы Авеля, Ноя, Аарона и Самуила, идет из глубокой христианской древности; их можно найти в praefatio литургии СА VІІІ и в молитве в начале литургии верных в чине апостола Иакова[326].

Ектения заканчивается возгласом иерея: " Щедротами Единороднаго Сына Твоего, с Нимже благословен (Пс. 118: 12)[327] еси, со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков".

Тотчас же после этого священник преподает " мир всем".

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.