Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классический бихевиоризм как наука о поведении






Разочарование в интроспективной теории сознания, успехи эволюционной биологии, попытки использовать объективный метод при изучении поведения животных и человека привели к созданию на рубеже XIX — XX вв. так называемой поведенческой психологии, бихевиоризма — науки о поведении человека, которое (в противовес сознанию) единственно доступно объективному наблюдению и исследованию. Философскую основу этого подхода составила концепция английского философа Дж. Локка. Локк сформулировал представления о сознании ребенка при рождении как tabula rasa (чистой доске) и о значимости прижизненного опыта.

Обучение признавалось основным способом индивидуального развития, источником всех знаний. Локк выдвинул ряд идей об организации обучения детей на принципах ассоциаций, повторения, одобрения и наказания.

Раскрытие конкретных механизмов обучения, анализ различных типов обучения составляют важнейшую задачу ряда психологических теорий, созданных последователями Локка, в первую очередь бихевиоризма и теорий социального научения.

Простейший тип научения, при котором на основе непроизвольных безусловных рефлексов врожденного характера складывается реактивное поведение, названо классическим обусловливанием.

Первым установил такой способ научения русский физиолог И.П. Павлов при исследовании физиологии пищеварения в условиях лабораторного эксперимента. Были созданы специальные условия кормления собаки. В экспериментальных целях звук колокольчика многократно предшествовал появлению пищи. Пища является безусловным стимулом; попадая в рот голодной собаки, она автоматически вызывает слюноотделение — безусловную реакцию или безусловный рефлекс. В результате систематического сочетания (звук колокольчика и получение пищи) ранее нейтральный стимул приобретает условный характер. Теперь звуковой сигнал уже как условный стимул начинает вызывать слюноотделение — условную реакцию на звук колокольчика. Условный рефлекс как новая форма реагирования на воздействие среды сформировался.

И.П. Павлов экспериментально установил несколько принципов классического обусловливания: угасание реакции, генерализация стимула, дифференциация стимулов, обусловливание высших (второго, третьего) порядков. Например, опытным путем доказано, что возможно угасание условного рефлекса, если в течение продолжительного времени звук колокольчика не подкрепляется появлением пищи. Однако после перерыва в опытах новое предъявление стимула вновь вызовет слюноотделение в ответ на звук, т.е. произойдет самопроизвольное восстановление условного рефлекса. Можно добиться выработки условного рефлекса на звук конкретного колокольчика особого тона (Дифференциация стимула), а можно выработать реакцию на подобный звук любого колокольчика (генерализация).

29. Кризис 1 года

Переходный возраст между младенчеством и ранним детством обычно называют кризисом 1 года. Как всякий кризис он связан со всплёском самостоятельности, появлением аффективных реакций. Аффективные вспышки у ребенка обычно возникают, когда взрослые не понимают его желаний, его слов, его жестов и мимики или понимают, но нё выполняют то, что он хочет. Поскольку ребенок уже ходит или активно ползает по дому, в это время резко увеличивается круг досягаемых для него предметов. Взрослые вынуждены убирать острые вещи, закрывать электрические розетки, ставить повыше электроприборы, посуду и книги. Не все желания ребенка выполнимы потому, что его действия могут причинить вред ему самому или окружающим. Разумеется, ребенок и раньше был знаком со словом " нельзя", но в кризисный период оно приобретает особую актуальность.

Аффективные реакции при очередном " нельзя" или " нет" могут достигать значительной силы: некоторые дети пронзительно кричат, падают на пол, бьют по нему руками и ногами. Чаще всего появление сильных аффектов у ребенка связано с определенным стилем воспитания в семье. Это или излишнее давление, не допускающее даже небольших проявлений самостоятельности, или непоследовательность в требованиях взрослых, когда сегодня можно, а завтра нельзя, или можно при бабушке, а при папе - ни в коем случае. Установление новых отношений с ребенком, предоставление ему некоторой самостоятельности, т.е. большей свободы действий в допустимых пределах, наконец, терпение и выдержка близких взрослых смягчают кризис, помогают избавиться от острых эмоциональных реакций.

Главное приобретение переходного периода - своеобразная детская речь. Она значительно отличается от взрослой речи и по звуковой форме (фонетическому строению), и по смыслу (семантической стороне). Детские слова по своему звучанию иногда напоминаю: " взрослые", иногда резко отличны от них. Встречаются слова, непохожие на соответствующие слова взрослых (например, " ика" -шкаф, " пшигилича" - карандаш), слова - обрывки слов взрослых (" как" - каша, " па" - упала), слова - искажения слов взрослых, сохраняющие, тем не менее, их фонетический и ритмический рисунок (" тити" - часы, " ниняня" - не надо), звукоподражательные слова (" ав-ав" - собака, " му-му" - корова).

Еще более интересны семантические различия. Маленький ребенок вкладывает в слово совсем другой смысл, чем взрослый человек, поскольку у него еще не сложились наши " взрослые" понятия. Для нас слово чаще всего связано с определенной группой предметов, идентичных по какому-то существенному, обычно функциональному признаку. Так, " часы" - вещь, с помощью которой мы определяем время. Это предметное значение имеют все часы, обозначаемые нами одним словом, - и большие, и маленькие, и круглые, и квадратные, и ручные, и стенные с маятником. Ребенок не может так обобщать предметы. У него своя логика, и его слова становятся многозначными и ситуативными.

С тем, чтобы понять смысловую сторону автономной речи, обратимся к классическому примеру Чарльза Дарвина, описавшего автономную детскую речь на основе наблюдений за своим внуком. Гуляя с внуком по парку, он наблюдал возникновение нового слова. Мальчик, восхищенный открывшимся видом на пруд, по которому плавала утка, произнес: " Уа". Это слово он повторил дома, увидев пролитое на столе молоко, а затем начал так называть всякую жидкость - молоко в бутылке, вино в бокале и т.д. Однажды он играл старинными монетами с изображением птиц и тоже назвал их " уа". И, наконец, все маленькие круглые блестящие предметы (похожие на монеты, пуговицы, медали) получили то же название.

Только проследив всю цепочку объектов, объединенных одним детским словом, мы можем судить о его значении. Первоначально это была целостная ситуация - утка на воде. Затем появился ряд других значений, как бы вытекающих из отдельных частей целой картины: поверхность пруда соединилась в представлениях мальчика с блестящей лужицей от пролитого молока и вообще со всякими жидкостями; другая линия значений протянулась от утки - к изображениям птиц на монетах и к предметам, имеющим ту же форму и цвет, что и монеты. Такая отнесенность слова к разным, с нашей взрослой точки зрения, объектам называется многозначностью. " Скольжение" значений многозначных слов связано условиями их возникновения - с их ситуативностью, вплетенностью в эмоционально насыщенную ситуацию. Вообще автономная речь возникает только при яркой аффективной окраске воспринимаемой ребенком ситуации и активности самого ребенка, эту ситуацию переживающего или действующего в ней. Поэтому говорят, что образование многозначных слов имеет эмоционально-действенный характер.

Еще одна особенность автономной речи - своеобразие связей между словами. Язык маленького ребенка аграмматичен. Слова не объединяются в предложения, а переходят друг в друга как междометия, напоминая ряд бессвязных восклицаний. Поскольку автономная детская речь фонетически и семантически отличается от взрослой, она понятна только самым близким людям, постоянно находящимся рядом с ребенком и понимающим значение его слов. Общение с другими взрослыми с помощью такой рёчи почти невозможно, хотя здесь могут помочь неязыковые средства - жесты и выразительная мимика ребенка, сопровождающие непонятные слова. Следовательно, автономная речь допускает общение, но в других формах и другого характера, чем то общение, которое станет возможным для ребенка позднее.

Итак, годовалый ребенок, вступая в новый период - раннее детство, уже многое может: он ходить или хотя бы пытается ходить; выполняет различные действия с предметами; его действия и восприятие можно организовать с помощью речи, так как он понимает обращенные к нему слова взрослых. Он начинает говорить и, хотя его речь ситуативная и многозначная, непонятная большинству окружающих, его возможности общения с близкими людьми значительно расширяются. Познавательное и эмоциональное развитие ребёнка основывается в первую очередь на потребности в общении со взрослым - центральном новообразовании данного возрастного периода.

30. Теоретические задачи возрастной психологии

Теоретические задачи возрастной психологии:

— изучение движущих сил, источников и механизмов психического развития на всем протяжении жизненного пути человека;

— периодизация психического развития в онтогенезе;

— изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания (возникновения, становления, изменения, совершенствования, деградации, компенсации) психических процессов (восприятия, памяти, внимания и др.);

— установление возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления различных видов деятельности, усвоения знаний;

— исследование возрастного развития личности, в том числе в конкретных исторических условиях.

Значение возрастной психологии весомо и в теоретическом плане. Вспомним о том, что практически все крупные ученые, оставившие свой след в науке, занимались и вопросами возрастной психологии. Изучение психологии ребенка — ключ к пониманию психологии взрослого человека. Л.С. Выготский отводил детской психологии фундаментальную роль в решении задачи созда­ния «новой» психологии, подчеркивая, что «единственно правильный путь — идти в изучении психики от ребенка к взрослому». Путь преобразования психологии — «из описательной и отрывочной, констатирующей психологии в научно-объяснительную, обобщающую систему знания о поведении человека, о механизмах его движения и развития, о воспитательном управлении процессами его развития, формирования и роста».

Стратегические теоретические задачи возрастной психологии.

1. Основные задачи:

1) сравнительный анализ теоретической мысли, которая сформировалась на территории бывшего СССР и в Украине как суверенному государству, с целью выяснения перспектив развития возрастной психологии, ее места в системе мирового научного знания, создание и совершенствование концепции возрастного развития личности в новых социально-экономических условиях, сложившихся начиная с 1990-х годов;

2) выяснение психологического содержания " детства" как феномена жизненного пути;

3) изучение влияния на развитие человека культурно-исторических, этнических, социально-экономических факторов (язык; достижения научно-технического прогресса, искусства; общественные нормы поведения и т.д.);

4) изучение движущих сил индивидуального развития психики;

5) разработка теоретической модели комплексной личностной диагностики в возрастном развитии;

6) разработка концепций психического развития в свете новых открытий психогенетики;

7) совершенствование методологических основ научных исследований, экспериментальное обоснование новых идей, оперативное их внедрение в практику педагогической деятельности и т.п..

2. Сопутствующие задачи:

1) изучение возрастной динамики психических процессов и свойств;

2) определение факторов структурных изменений, новообразований, возникающих с возрастом в психической деятельности человека;

3) выяснение закономерностей перехода между возрастными периодами, поиск новых закономерностей в возрастном развитии;

4) выяснение индивидуально-типологических, половых различий;

5) изучение возрастных возможностей в усвоении знаний;

6) изучение динамики различных видов деятельности (игра, учение, труд);

7) выяснение возрастных особенностей общения детей и взрослых;

8) изучение разноплановых отклонений в возрастном и индивидуальном развитии подобное.

31. Проводилось исследование отношения учеников к школе. Первый замер проводился за 2 недели до поступления в школу, а второй – после 2 мес. обучения. Результаты показали, что отношение учащихся к школе ухудшилось. Но ухудшилось по-разному, в зависимости от стиля деятельности учителя – в большей мере у учителей авторитарного стиля. Какой вывод может быть сделан из результатов данного исследования?

Решение. Ухудшение отношения к школе связанно не столько с трудностями школьной жизни и

учебы, сколько с особенностями общения учителя с учениками.

Ребенок должен уметь вступать в общение и с учителем и со сверстниками.

Отношение к сверстникам. Должны быть развиты такие качества личности, которые помогли бы

общаться и взаимодействовать со сверстниками, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в

других. Каждый ребенок должен уметь быть членом детского общества и совместно действовать с

другими детьми.

 

 

32. Саша Саша(6лет) в семье был ребенок желанный. Родители постоянно его хвалили, выполняли все его желания и капризы. У Саши сформировалось представление о своем превосходстве над другими, своей вседозволенности, что свидетельствует о возникновении завышенной самооценки. Сделайте прогноз, как могут сложиться отношения Саши в школьном классе

Попадая в коллектив класса, Саша столкнется с непривычными для него требованиями,

обязанностями, объективной (а значит, далеко не всегда положительной) оценкой его деятельности и

личности в целом.

То, что учитель к Саше будет относиться как ко всем, а не с особым вниманием и любовью (как его

родители), воспримется им как недоброжелательность, несправедливость и могут возникать

конфликтные отношения. В дальнейшем это может способствовать развитию отклоняющегося

поведения.

Отношение к родным и близким. Имея личное пространство в семье, ребенок должен испытывать

уважительное отношение родных к его новой роли ученика. Родные должны относиться к будущему

школьнику, его учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем

игра дошкольника. Учение для ребенка становится основным видом его деятельности.

Отношение к самому себе, к своим способностям, к своей деятельности, ее результатам. Иметь

адекватную самооценку. Высокая самооценка может вызывать неправильную реакцию на замечания

учителя. В результате может оказаться, что " школа плохая", " учитель злой" и т.д.

Ребенок должен уметь правильно оценивать себя и свое поведение.

Нормально развитые перечисленные выше качества личности ребенка обеспечат ему быструю

адаптацию к новым социальным условиям школы.

33. Мама Мама Коли (6 лет) просила посоветовать, что ей делать, чтобы сформировать положительное отношение сына к школе. Сформулируйте основные рекомендации для родителей по подготовке положительного отношения ребенка к школе.

Все то, что говорится в семье о школе, о ее роли по подготовке учеников к будущей работе

по профессии, должно вызывать положительное эмоциональное отношение, большой интерес к

новой социальной позиции школьника. Важно, чтобы сообщаемая информация вызывала живой

отклик, чувство радости, сопереживание.

Все мероприятия, организуемые в семье, должны включать ребенка в деятельность,

активизирующую как сознание, так и чувства.

Здесь уместны совместное чтения художественной литературы, просмотр фильмов о школе,

телепередач о школьной жизни с последующим обсуждением; показ фотографий, грамот, связанных

со школьными годами родителей, игры в школу; организация семейных торжеств по поводу

школьных успехов старших детей. Разговоры о школе должны подчеркивать значение книг, учения

34. . МамМама Вани (6 лет) считает, что ее сын имеет необходимый запас знаний, умений и навыков для обучения в школе. Он подготовлен интеллектуально и физически. Мама считает, что и по другим показателям ребенок готов для обучения в школе. Но в беседе с сыном мама узнала, что у него нет желания идти в школу. Что необходимо предпринять?

Если ребенок не имеет желания учиться, не имеет действенной мотивации, то его

интеллектуальная готовность не будет реализована в школе. Существенного успеха в школе такой

ребенок не достигнет, необходимо заботиться о формировании социально-психологической

готовности ребенка.

Не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью

ребенка к школе.

Такие ученики ведут себя в школе " по-детски", учатся неровно. При непосредственном интересе

успехи будут, но если необходимо выполнить учебное задание из чувства долга и ответственности,

то такой ученик делает его небрежно, наспех, ему трудно достичь нужного результата.

 

35. Проа Проанализируйте высказывания детей и укажите возможные причины, побудившие ребенка к таким результатам: ««В школе двойки будут ставить». «» «Играть будет некогда». «В школе программа трудная».

Если ребенок указывает, что в школе двойки будут ставить, там программа трудная, играть

будет некогда, то это, как правило, результат ошибок в воспитании. Нередко к нему приводит

запугивание детей школой, что особенно вредно по отношению к детям робким, неуверенным в себе,

" даже двух слов сказать не можешь...", " Там тебе покажут! ".

Совет родителям: Не запугивать ребенка школой!

На возникновение негативного отношения к школе могут оказать влияние не только взрослые, но и

старшие дети. Чтобы изменить отношение ребенка к школе, вселить веру в собственные силы,

потребуется много внимания, времени и терпения.

Помните, что и самому ребенку его первые шаги в школе будут не легки. Намного разумнее сразу

формировать верные представления о школе, положительное отношение к ней, учителю, книге, к

самому себе

36. Перед началом классного часа ученик-подросток на приглашение классного руководителя отвечает: «На фиг нужно», - и уходит. Все это происходит в коридоре в присутствии учащихся. Как должен себя повести учитель?

Это уже изначально ошибка преподавателя – ведь мотивация учеников, есть главная задача любого учителя. Плохо мотивированный подросток, подросток, не заинтересованный в том, что ему предлагается взрослым, тем более учителем – всё это еще пуще разгорается острым и угловатым характером детей в этом возрасте. В любом случае, раз ситуация уже сложилась, преподавателю необходимо сохранить авторитет в глазах остальных.

Раз уж подросток повел себя таким образом, это действие может быть «сигналом» к тому, что он пытается повысить СВОЙ авторитет, принижая авторитет УЧИТЕЛЯ. В тот же момент как произошло такое действие нельзя принижать подростка, упрекать его вслед и говорить про него гадости его сверстникам – это будет по-детски глупо. Крик и ор – будут бальзамом на душу обделенной вниманием натуре подростка. Можно поинтересоваться у подростков – «Кто того же мнения?», если найдутся еще «пофигисты», предложить им покинуть аудиторию, с последущим приглашением их родителей на беседу. Тогда подростки поймут, что «против лома нет приема, если нет другого лома», и родители в любом случае будут «авторитетной причиной» оставаться в классе. После этого инцидента необходимо поговорить с подростком, возможно наладить контакт и посоветовать ему другие методы подтверждения своего авторитета. Дать ему понять, что преподаватель – не слабое звено, за счет которого можно самоутверждаться.

 

37. Учитель входит в класс. На доске видит написанное прозвище. Как должен поступить учитель? Для какого возраста типична эта ситуация и почему?

 

Эта ситуация типична для поведения подростков. С подростковой агрессией трудно справляться, даже термин появился трудные подростки. Возможность психологической помощи подростку часто затруднена его " колючестью" и негативизмом, что в дальнейшем выливается в такие формы протеста, как самоутверждение себя за счет понижения авторитета взрослых, особенно тех, кто руководит подростком и его сверстниками. В данной ситуации выпытывать «чьих рук это дело» не имеет особого смысла, так как даже если учитель добьется ответа – «смельчак» лишь будет признан толпой «крутым», а учителю это ничего не даст. В данной ситуации правильнее было бы как-нибудь провернуть это в шутку-остроту, ведь подростки, это еще не взрослые, и их можно еще упрекнуть шуткой, дав задуматься над своим поступком.

 

38. Света. М. учиться может только на»5». Всю вторую четверть «валяла дурака». На последнем уроке, завершающем тему, была вызвана к доске. Отвечала еле-еле на «3». За вторую четверть получила «3». Света и ее подруга начинают вслух высказывать недовольства, говорят дерзко, жуют жвачку. Удалять из класса нельзя. Урок вести в такой обстановке тоже нельзя. Что делать?

Если подросток хочет справедливости, пусть он ее получит. Мирным тоном учителю следует спросить, чем вызваны недовольства. Оценка? Прекрасно. Возможно действительно была допущена неслыханно наглая ошибка, и девочка достойна лучшей оценки. Надо дать ей «второй шанс». Доверять объективности учителя нельзя, ведь он может опять нашкодить. Надо созвать мини-комиссию – другой учитель по тому же предмету, если получится и завуч. И родители тоже. Главное уверить «пострадавшую» на тот момент в том, что все согласны, что могла быть допущена ошибка преподавателя. А когда настанет момент проверки и исправления этого недоразумения путем пусть даже справедливого соревнования с другим учеником, который получил положительную оценку, для сравнения, дерзость маленькой «крутой» девочки пропадет, и это будет не грубым, но весьма доходчивым уроком для нее. Главное в момент проявления агрессии подростка не поддаваться провокации, а мирно предложить варианты решения проблемы. Мирно, но строго. Дав понять, что слово учителя в любом случае будет последним.

 

39. Пятиклассник Павел С. постоянно отвлекается, приносит из дома разные безделушки. В начале года учитель предупредил, что после 3-го замечания все, чем играет ученик, будет отобрано до прихода родителей или до конца учебного года. Ученик получил 2 замечания, после 3-го он отказывается отдать учителю то, чем играл. Выявите типичные ошибки учителей, возникавшие в общении с учащимися?

Ошибка №1. Ученик постоянно отвлекается? Преподаватель, как педагог, не смог мотивировать и заинтересовать ученика. Так сказать не смог «влить» его в учебный процесс.

Ошибка №2. Если проблема повторяется уже во 2, не то, что в 3 раз, уже необходимо попросить подкрепления домашнего авторитета родителей. Провести беседу сначала с ними. Потом и в присутствии ребенка.

 

 

40. На уроке литературы дается задание: «Описать внешность человека». Учащиеся приступают к работе, а один ученик спрашивает: «Все надо описывать?». «Да», - отвечает учитель. «А половые органы?» - не унимается ученик. Как должен реагировать на ситуацию учитель?

 

Думаю, уместной была бы следующая фраза: «Это задание вольное в плане твоих интересов. Ты должен описать внешность человека так, каким ты его видишь. И что интересное ты в нем видишь? Если ты считаешь половые органы человека неким параметром, по которому ты можешь выделить его среди других – пиши. Только не забудь описать, как ты будешь его отличать». То есть нельзя делать эту тему какой-то запретной, краснея и недовольно фыркая в сторону «нахального любопытства», все таки «что естественно, то небезобразно». Важно подчеркнуть в ученике право его выбора интересов. И отметить положительные или же напротив отрицательные аспекты того или иного выбора его интереса относительно некоторых деталей.

41. Ученик мешает вести урок. Ему предложено покинуть класс. «Не пойду», - отвечает он. Учитель спрашивает: «Может быть, мне выйти из класса?». А в ответ слышит: «Пожалуйста, иди». Выявите типичные ошибки учителей в процессе общения с учащимися? Для какого возраста характерна такая ситуация и почему?

Этот ситуация характерна для такого возраста как младший школьный по Эльконину. В этот период попадают дети примерно от 7\8 до 10\12 лет. У ребенка начинается новая деятельность - учебная. Под воздействием новой, учебной деятельности изменяется характер мышления ребенка, его внимание и память.

Мотивы учения младших школьников очень важны, от них зависит смысл деятельности. Они оказывают влияние на характер учебной деятельности, отношение ребенка к учению. Если например, ребенок учится с постоянным напряжением, он это делает без радости и удовольствия.

Отношение ребенка к одноклассникам определяется отношением к ним учителя. Оценки за учебу воспринимаются как главная характеристика личностных качеств.

В этом возрасте наблюдается развитие самосознания: возрастает критичность, требовательность к себе

Что касается данной мне ситуации, то это произошло скорее, потому что ученик хотел показать своим одноклассникам, насколько он смел и независим. В этом возрасте по результатам Лоренца Кольберга, исследовавшего отношение детей к моральным дилеммам, можно увидеть, что ответом на вопрос «Что значит вести себя правильно?», дети отвечают: «Вести себя с другими соответственно тому, как они относятся ко мне, отвечать ожиданиям других, доставлять радость другим». Причина: «Чтобы не упускать своего, чтобы другие думали обо мне хорошо, и я сам хорошо о себе думал»

Т.е. ученик в моей ситуации подумал «Почему я должен выходить из класса? Это поставит меня в неловкую ситуацию! Надо мной будут смеяться одноклассники!» Это являлось причиной почему он не вышел. Ведь для детей в конце детства преобладает тенденция «отвечать ожиданиям других»

Учитель в моей ситуации, поступил не правильно, предложив ученику покинуть класс, ибо этим он принизил его перед одноклассниками. Он никогда не выйдет из класса, таким образом, если только не силком вытащить его. Нужно было узнать причину, почему он мешал вести урок. И соответственно из причины найти оптимальный выход, заинтересовать этого ученика.

 

42. Учительница, находясь в ЛТО, вместе с учащимися высаживала помидорную рассаду из парников в грунт. В конце дня оказалось, что они выкопали рассады больше, чем смогут посадить до окончания работы. «Давайте задержимся на полчаса и будем работать быстрее, иначе рассада пропадет», - сказала учительница и, засучив рукава, энергично принялась за работу. Через некоторое время она заметила, что работает одна, а ребята покинули поле. В чем ошибка учительницы?

Данная проблема могла возникнуть с подростками, не с младшими школьниками, у которых слово учителя-закон, и которые стараются угодить учителю, а именно с подростками.

Подростковый период- период завершения детства, вырастания из него, переходный от детского к взрослому. Обычно он соотносится с хронологическим возрастом от 10\11 до 14\15 лет.

Основные психические потребности подростка- стремление к общению со сверстниками, стремление к самостоятельности, к признанию своих прав со стороны людей.

Важнейшая психологическая особенность подростков это чувство взрослости. Первое, к чему стремится ребенок подросток – это показать себе и окружающим, что он уже не ребенок, утвердить себя на равне со взрослыми.

Подросток ждет от взрослых понимания и доверия. Если же взрослые не считаются с тем что он уже не маленький ребенок, то с его стороны возникают обиды и разнообразные формы протеста- грубость, упрямство, непослушание и замкнутость.

Исходя из всего этого, можно найти причину поведения ребят в ЛТО из данной мне ситуации.

Учитель не учел тот факт что подростки уже не дети, и только лишь свои позитивным настроем он(учитель) не добьется никаких результатов.

На ЛТО ученики пошли не по своей воле(во всяком случае большинство из них), а из чувства ответственности, потому что отработки обязательны. Они ушли с мыслями «Вот еще, почему я должен оставаться? Это ведь не моя ошибка, не по моей вине! Не мне это нужно!»

Учителю стоило заранее просчитать фронт работы, а даже если и случилась такая ситуация, то нужно было обговорить это с ребятами как со взрослыми (ведь именно этого они и хотят). Спросить их мнения, как стоит поступить.

 

43. Мать одной из десятиклассниц обратилась к классному руководителю за помощью в воспитании дочери. У девушки появились подруги из более обеспеченных и образованных семей. Сравнивая бытовые условия, дочь стала предъявлять матери претензии в плохом обеспечении ее модной одеждой, обвинять в неумении жить. Мать обратилась за помощью к классной руководительнице. Какой бы Вы ей совет дали бы?

Данные проблемы не редко случаются у старшеклассников с их родителями, причем как у девочек, так и у мальчиков.

Возраст ранней юности – 15-17 лет – не всегда признавался особым этапом развития личности. Не случайно некоторые ученые считают юность довольно поздним приобретением.

С развитием общества, производства, культуры возрастает роль юношеского возраста, ибо усложняется социальная жизнь, растут сроки образования, увеличивается возраст, когда людей допускают к участию в активной общественной жизни.

Главное психологическое приобретение ранней юности – это открытие своего внутреннего мира. Это время, когда душа человека находит свое место среди других людей и место в самом теле человека, которое стремительно меняется, создавая новый дом для растущей же души.

Уровень развития «Я» тесно связан с развитием личностных особенностей. Старший школьный возраст – это пара выработки взглядов и убеждений, формирования мировоззрения, созревания его когнитивных и эмоционально-личностных предпосылок.

Если подростки видят проявление своей самостоятельности в делах и поступках, то старшие школьники наиболее важной сферой проявление самостоятельности считают собственные взгляды, оценки, мнения.

В данной мне проблеме, видно что ученица, находясь в обществе обеспеченных подруг, задается вопросом «Чем я хуже? Почему у них это есть, а у меня нет?».

При любом воспитании, у ребенка возникнет этот вопрос рано или поздно, пока мы живем в демократической республике, социальные неравенства будут существовать. Вопрос в другом. Как правильно преподнести это ребенку, как помочь ему в этой дилемме. Я бы посоветовала родительнице сесть и поговорить с дочерью. Обсудить с ней ее взгляды на это, выяснить причину, зачем ей это.

Подростки бесконечно нуждаются в помощи и поддержке старших по решению жизненно важных задач. Только взрослый зрелый человек поможет найти «правильный путь».

Значительное большинство исследований школьников показало, что они испытывают острую потребность в нерегламентированном общении со взрослыми, которые составляют их ближайшее окружение.

 

44. Молодая учительница всегда очень скромно одета. Она замечает, что старшеклассницы нередко оценивающе посматривают на нее и посмеиваются. Что делать? Дайте правильный ответ

Данная проблема не редко случается у старшеклассников с их учителяит, причем как у девочек, так и у мальчиков.

Возраст ранней юности – 15-17 лет – не всегда признавался особым этапом развития личности. Не случайно некоторые ученые считают юность довольно поздним приобретением.

С развитием общества, производства, культуры возрастает роль юношеского возраста, ибо усложняется социальная жизнь, растут сроки образования, увеличивается возраст, когда людей допускают к участию в активной общественной жизни.

Главное психологическое приобретение ранней юности – это открытие своего внутреннего мира. Это время, когда душа человека находит свое место среди других людей и место в самом теле человека, которое стремительно меняется, создавая новый дом для растущей же души.

Уровень развития «Я» тесно связан с развитием личностных особенностей. Старший школьный возраст – это пара выработки взглядов и убеждений, формирования мировоззрения, созревания его когнитивных и эмоционально-личностных предпосылок.

Если подростки видят проявление своей самостоятельности в делах и поступках, то старшие школьники наиболее важной сферой проявление самостоятельности считают собственные взгляды, оценки, мнения.

Подростки бесконечно нуждаются в помощи и поддержке старших по решению жизненно важных задач. Только взрослый зрелый человек поможет найти «правильный путь».

Значительное большинство исследований школьников показало, что они испытывают острую потребность в нерегламентированном общении со взрослыми, которые составляют их ближайшее окружение.

Совершенно иная картина характерна для школьников с низкой удовлетворенностью общения со взрослыми. Они затрудняются самостоятельно анализировать и оценивать сверстников и взрослых, не умеют и не хотят этого делать. В поведении этих подростков наблюдатели отмечают агрессивность, недоверчивость, конфликтность, безразличие ко всему и тек далее.

В данной мне ситуации, стоит обсудить это с ученицами, учитель должен обсудить с девочками их жизненные взгляды. Он должен успеть повлиять на еще не созревшее мировоззрение этих ребят.

45. Во время урока девочка спрашивает у учительницы: «А Вам нравилось учиться в школе?». Что сказать? У какого возраста ребят чаще всего возникают подобные вопросы?

Такие вопросы чаще всего интересуют ребят старшего школьного возраста. Когда им по 16-17 лет, и скоро придет тот возраст, когда нужно выбирать профессию. Они начинают думать чем же они занимались в школе, начинают анализировать прошлые годы.

Возраст ранней юности – 15-17 лет – не всегда признавался особым этапом развития личности. Не случайно некоторые ученые считают юность довольно поздним приобретением.

С развитием общества, производства, культуры возрастает роль юношеского возраста, ибо усложняется социальная жизнь, растут сроки образования, увеличивается возраст, когда людей допускают к участию в активной общественной жизни.

Главное психологическое приобретение ранней юности – это открытие своего внутреннего мира. Это время, когда душа человека находит свое место среди других людей и место в самом теле человека, которое стремительно меняется, создавая новый дом для растущей же души.

Уровень развития «Я» тесно связан с развитием личностных особенностей. Старший школьный возраст – это пара выработки взглядов и убеждений, формирования мировоззрения, созревания его когнитивных и эмоционально-личностных предпосылок.

Если подростки видят проявление своей самостоятельности в делах и поступках, то старшие школьники наиболее важной сферой проявление самостоятельности считают собственные взгляды, оценки, мнения.

«Подросток- реалист и романтик одновременно, он переживает как собственную целостность, так и возможность ее потери. Добро и зло, жизнь и смерть, в его переживаниях конкретны и абстрактны одновременно, т.к. он только учится мыслить абстрактно, поэтому в процессе мышления, в поиске закономерностей он легко может принять случайное за общее, конкретное за абстрактное, единичное за общее» Г.Абрамова

Возвращаясь к вопросу данному мне, ответить конечно же стоит положительно. Да, нравилось! И учителю стоит перечислить позитивнее и лучшие аспекты учебы в школе. Ведь ученик спрашивая такие вопросы, у учителя, как взрослого, ищет правильные ответ а также поддержку в том что он все правильно делал все эти годы.

 

 

46. В классе – новенькая. После урока она подходит к учительнице и говорит: «Вера Николаевна, моя мама – врач гинеколог. Она просила передать, чтобы Вы приходили, когда нужно». Что ответить? О каких личностных качествах школьников этот факт говорит?

Есть люди, которые, чтобы добиться своего, не пренебрегут ни одним способом. Новеньким в классе всегда тяжело. Но, заручившись поддержкой учителя, адаптироваться будет легче. Девочка решила воспользоваться таким способом, наверняка, он является самым удобным и простым для нее. Скорей всего по совету самой мамы, а может и по личной инициативе девочки, была предложена такая помощь, услуга. Видимо, в семье принято пользоваться такими способами разрешения проблем. Скорей всего, девочка подхалимка, и лалабла бла, ниче не идет в голову……

47. В городе прошли выборы мэра. На следующий день ученики поинтересовались: «Анна Васильевна, а Вы за кого голосовали? Что ответить? Какой возраст особенно интересуется политической жизнью страны?

Интерес к политике страны начинает проявляться в подростковом возрасте и раннем юношестве. Но только с 18 лет человек может принимать участие в выборах. Подросткам приятно осознавать, что они что-то понимают в политике, могут принимать участие в обсуждениях о делах государственных. Накануне своего взросления детям приятно перебирать в голове те права, которые они получат при совершеннолетии.

Ответить на этот вопрос можно просто как есть, хотя при нежелании учитель может и воздержаться от ответа. Но в данной ситуации в руках у учителя повернуть интерес детей в правильное русло. Можно развить небольшую дискуссию по теме. Выслушать мнение желающих по данному вопросу. Возможно, у кого-то проявится нешуточный интерес к политике. Для человека важно, когда его стремления и интересы поддерживаются. Но есть такой прием на уроке - разговорить учителя на отвлеченные темы и сорвать урок. Если учитель чувствует, что в данный момент именно такая ситуация, то стоит предложить детям выбрать внеурочное время для данной темы, и тогда уже останутся именно те, кого действительно интересует этот вопрос.

48.   Как вы прокомментируете «золотые слова» американского психолога Дороти Лоу Нолт, которые нужно помнить каждому учителю: «Если ребенок живет в атмосфере критики, он учится порицать. Если ребенок живет в обстановке враждебности, он учится воевать.Если ребенок окружен жалостью, он учиться жалеть самого себя. Если ребенок окружен ревностью, он учиться завидовать».

Становление личности происходит именно в социуме. Тем, кем станет ребенок, когда вырастет, по большей степени определяет его окружение, а именно то, которое в глазах ребенка имеет авторитет. В дошкольном возрасте непоколебимый авторитет-это его родители. Поведение и характер ребенка – это отражение тех правил и традиций, которые приняты в семье. Обстановка в семье является для детей единственно правильной, то, что в семье происходит и будет для них нормой. В младшем школьном возрасте ребенок становится ячейкой иного общества. Влияние на ребенка оказывает уже и учитель, и его влияние зачастую имеет большую силу, чем влияние родителей. Поэтому каждому учителю необходимо осознавать всю ответственность, которую они берут на себя. Ведь учитель-это не просто тот человек, который научит писать и читать, учитель должен привить исключительно положительные черты характера, научить детей быть людьми, и на своем примере показывать, как это быть человеком. Каким он должен быть, и что делать нужно, а что не допустимо. Обстановка, созданная учителем в классе, напрямую повлияет на ребенка. В этом возрасте, когда дети еще подвластны этому самому влиянию, взрослые (учителя и родители) должны большое влияние уделять воспитательным процессам, пока еще не поздно.

49. Во втором классе новичок – мальчик из глубоко религиозной мусульманской семьи. Он по привычке приветствует учительницу поклоном и сопутствующими словами. Ребята смеются над его «странностями». Как быть?

Детям свойственна эта черта характера - смеяться над теми, кто не похож на них. У ребенка не возникает мысли о том, что существует еще много разных аспектов жизни, которые могут повлиять на столь сильные различия между людьми. То, что не делает один ребенок, но делает другой, воспринимается первым как странность, отклонение от нормы. Раз уж произошла такая ситуация, то стоит провести лекцию, на тему религий. Будет справедливо просветить детей в данном вопросе. Конечно, при этом стоит учитывать особенности детей, связанные с их возрастом. Лекция должна быть достаточно доступной для понимания, интересной и увлекательной. Информация должна быть преподнесена так, чтобы у детей не возникли новые причины для насмешек. Но и дети не должны подумать, что религия и такое поведение, как у новенького мальчика-это обязательный процесс. Они должны понять ПРИЧИНУ такого поведения у мальчика. В этом возрасте необходимо сформировать такие черты характера, как понимание, терпимость к людям, уважение к ним, к тому, что они делают. Еще одна задача учителя в данной ситуации - проследить, чтоб мальчик не стал изгоем, объяснив остальным ученикам, что данное поведение связанно с некими обязанностями, которые с детства привиты ребенку семьей, но это никак не делает его хуже, чем другие, и он вполне может оказаться хорошим другом для кого-то из них. Необходимо, чтоб итог беседы был таков: ребенок не чувствует себя странным, непринятым в общество, он воспринимается детьми только исходя из его личных качеств.

 

 

50. После урока дети увидели молодую учительницу, беседующую на улице с бывшим одноклассником. На следующий день учительницу спросили: «Марина Николаевна, это ваш жених?» Что ответить?

Данный вопрос характерен для школьников младшего звена. Непреодолимый интерес к учителю распространяется на все моменты жизни. Пока еще ребенок не понимает, что некоторые вопросы являются неуместными и непозволительными, в силу разницы в возрасте и разных социальных статусов. Жених или не жених-это личная жизнь учителя, и делиться ей со своими учениками, или поставить табу на вопросы данного типа – это, конечно, личное дело учителя. Но в любом случае, детям необходимо объяснить, что такое субординация. Такие вопросы могут поставить человека в неловкое положение или попросту вызвать неприязнь. Дети должны понять, что впредь не стоит задавать такие вопросы. Можно ответить так: «Это мой друг, когда-то давно мы были совсем маленькими как вы и тоже учились в одном классе. И вы можете сохранить свою дружбу на столь долгое время», а потом уже сказать, что, по сути, такие вопросы, несущие личный, интимный характер не позволительны. И задавать их, чтобы просто утолить интерес, не стоит. Уже с этого возраста дети должны привыкать, что начинается более взрослая жизнь и в социуме вести себя нужно иначе….

 

51. После перемены учительница входит в класс и возле стола видит одну из учениц, примеряющую ее новые кожаные перчатки. Что делать?

Формирование личности подростка-процесс сложный и неоднозначный. Противоречивость переживаний, как отмечала Абрамова Г. С., свойственная юным людям, делает их особо чувствительными к существующим в культуре формам организации жизни. Они буквально впитывают всеми чувствами, пробую через действия в виде самовоспитания конкретизировать, персонифицировать идеал, для того чтобы решить свои жизненные задачи, связанные с поисками своего Я. Т. Е. для самореализации подростки прибегают к поиску идеала, зачастую фиксация внимания идет у них только на внешних, материальных проявлениях жизни, что мы и наблюдаем в нашем примере.

Очевидно для девочки учительница была образцом на который она ориентировалась, что и подтолкнуло ее примерить перчатки. Этот акт поведения был не просто проявлением любопытства девочки, а попыткой «примерить» модель поведения взрослой женщины на себя.

На мой взгляд, в данной ситуации бурная реакция учительницы будет неуместной и даже нелепой. Следует объяснить девочке, что брать чужие вещи- неприемлемо, а также постараться выяснить в каких отношениях девочка находится со своей матерью, ведь обычно именно мать является образцом подражания для подрастающих девочек.

 

 

52. Ученики встретили учительницу в парке. Она сидела на лавочке и курила. Дети подошли. «Евгения Владимировна, мы не знали, что вы курите». Что ответить?

Ситуация судя по всему произошла с учителем начальных классов. Особенность ее положения заключается в том, что она является бесспорным авторитетом для учащихся, а так же образцом их подражания, ведь именно у своего первого учителя и в начальных классах ты учишься правильно себя вести в коллективе. Для младших школьников важно как ведет себя взрослый в различных жизненных ситуациях, ведь именно на их примерах они строят свою модель поведения. Любые слова и действия старших воспринимаются ребенком в этом возрасте как само собой разумеющееся. Это связано с тем, что у ребенка еще нет достаточного жизненного опыта и ему не с чем сравнивать происходящие с ним события. Поэтому для школьников весьма важно как учитель оценит ситуацию и как отреагирует на нее.

Тем более для детей было странным увидеть свою учительницу с сигаретой, что она сама, скорее всего, порицала курение и не раз говорила детям о его вреде. Учителя в таких ситуациях всегда оказываются в сложном положении. С одной стороны нужно показать детям, что курение (да и ряд других вредных привычек) не поощряется, с другой- нельзя уронить перед детьми свой авторитет.

Скорее всего учителю стоит признать свою вину и дать понять детям, что она осознает что делает, возможно даже стоит сказать детям о своем отношении к курению. Такое поведение покажет ученикам, что нужно уметь признавать свои ошибки и по мере сил стараться их исправлять. К тому же такая ситуация даст детям понять, что учитель тоже человек со своими слабостями, а значит не стоит их идеализировать, нужно принимать его таким какой он есть, со всеми его недостатками и достоинствами.

53. Объясняя урок, учительница невзначай очень некстати громко чихнула. По классу пробежал смешок. Что делать? Какому возрасту характерна подобная реакция?

Такая реакция свойственна младшему школьному возрасту. Известно, что на поведение и развитие детей влияет стиль руководства со стороны взрослых (авторитарный, демократический или попустительский), соответственно и на эту реакцию повлияло прошлое поведение учителя. Неизвестно, когда и как, но я думаю, что учительница при учениках позволила себе над кем –то посмеяться.

В каждом классе, особенно это заметно в начальной школе, царит своя особая атмосфера, в которой очень большую роль играет учитель. Сплоченность и отношение детей друг с другом и с другими коллективами, к различным ситуациям зависит от того, какую модель поведения предложит учитель, то есть покажет своими действиями, словами, поступками (не всегда сам того осознавая) как нужно себя вести.

В этой ситуации учительнице не следует ругать учеников и портить атмосферу доброго отношения друг к другу (демократический стиль руководства), но стоит напомнить ученикам, что нарушать дисциплину на уроке «нехорошо».

54. Готов ли ребенок к обучению в школе? Специальные исследования старших дошкольников свидетельствуют о большом желании многих детей идти в школу. Почему так важно беседовать с ребенком о школе?

Если ребенок не имеет желания учиться, не имеет действенной мотивации, то его

интеллектуальная готовность не будет реализована в школе. Существенного успеха в школе такой ребенок не достигнет, необходимо заботиться о формировании социально-психологической готовности ребенка.

Даже при наличии у ребенка необходимого запаса знаний, навыков, умений, уровня

интеллектуального, волевого развития ему трудно будет учиться, если нет необходимой готовности к социальной позиции школьника.

Положительное отношение к школе включает как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые компоненты, стремление занять новое социальное положение - стать школьником, не только понять, но и принять важность школьного обучения, уважения учителя, товарищей по школе.

Осознанное отношение к школе связано с расширением и углублением представлений об учебной деятельности. Именно в связи с этим фактом и стоит отметь всю важность бесед родителя с ребенком о школе.

Важно знать уровень положительного отношения ребенка к школе для определения пути дальнейшего формирования интереса к ней.

Сообщаемый детям материал о школе должен быть не только понят ими, но и прочувствован, пережит. Например, рассказывая о своих любимых учителях, читая художественную литературу, просматривая кинофильмы, надо активизировать как сознание ребенка, так и его чувства. Экскурсии в школу, встречи с учителями помогают создавать у ребенка положительную установку на учебу в школе.

Все то, что говорится в семье о школе, о ее роли по подготовке учеников к будущей работе по профессии, должно вызывать положительное эмоциональное отношение, большой интерес к новой социальной позиции школьника. Важно, чтобы сообщаемая информация вызывала живой отклик, чувство радости, сопереживание.

Все мероприятия, организуемые в семье, должны включать ребенка в деятельность,

активизирующую как сознание, так и чувства.

Здесь уместны совместное чтения художественной литературы, просмотр фильмов о школе, телепередач о школьной жизни с последующим обсуждением; показ фотографий, грамот, связанных со школьными годами родителей, игры в школу; организация семейных торжеств по поводу школьных успехов старших детей. Разговоры о школе должны подчеркивать значение книг, учения.

Родителям необходимо за 1 – 2 месяца до школы приучить ребенка вставать в 7 часов утра и самостоятельно выполнять правила личной гигиены: делать утреннюю зарядку, чистить зубы, умываться.

55. Ученик не выполнил домашнее задание. При этом он не чувствует раскаяния. Постройте разговор так, чтобы убедить его в необходимости выполнять домашнюю работу.

Подобное поведение характерно для среднего школьного возраста. В это время у учеников идет перестройка взаимоотношений с окружающими, переоценка ценностей, переосмысления своего Я и поиски своего идеала.В связи с этим у подростка появляется желание поспорить с авторитетом учителя. На этом возрастном этапе самые задиристые и непокладистые в классе ученики идут на намеренный конфликт с учителем. Причин для такого поведения несколько: а) подросток пытается определить свое положение среди сверстников (будут ли его осуждать или наоборот поддержат), б) увидеть какую модель поведения в такой ситуации будет применять учитель (он по прежнему образец для учащихся), в) самоутвердится за счет учителя и повысить свой авторитет, оспаривая авторитет учителя.

Ни при каких обстоятельствах, не смотря какие ученик преследует своим поведением цели, учителю не стоит портить своих отношений с учениками за счет снижения оценок или выяснения отношения в присутствии администрации. С помощью таких мер можно, разумеется, привести класс в порядок, но при этом сильно пострадает авторитет учителя. Сегодня последний победил, но еще несколько таких побед и учащиеся, возможно, не только не захотят выполнять домашнюю работу, но и вообще слушать объяснения учителя.

Еще один важный момент на которыйследует обратить внимание. Ни в коем случае нельзя переходить на крик! Все мы в школе видели, что криком учитель ничего не добьется, но вызовет ответные насмешки. Крик унижает педагога, свидетельствует о его бессилии.

Проявите свою выдержку и терпение, самообладание. В такие критические минуты именно они способны поддержать авторитет учителя.

Однажды с достоинством пройдя такое своеобразное испытание педагог не только подтвердит свой авторитет в классе, более того он его укрепит и заставит учащихся уважать себя, изменив их отношение к себе.

 

56. Учитель приходит в дом к ученику, который ведет себя в школе вызывающе: дерзит педагогам, систематически не выполняет домашнее задание. Ваш вариант общения с родителями

Для начала педагог должен точно знать, в каком возрастном периоде находятся родители ребенка. Если родители гораздо моложе, то скорее всего нужно будет самим родителям многое объяснить. В любом случае нужно быть очень тактичным, ни в коем случае не стоит говорить родителям ребенка, что он плохой и неспособный. Так как для родителей, их ребенок всегда будет самым лучшим. Для начала нужно подчеркнуть достоинства ученика, его способности или задатки, нужно подчеркнуть, что он не менее способен, чем остальные, но дать доступно понять, что он находится в таком возрастном периоде, когда он максимально чувствителен в познавательных процессах, и что, нельзя упускать этот период.

Родители могут не знать этого и педагог должен это им объяснить. Выполнение домашнего задания приучает ребенка к порядку, а так же дает полноценные знания по школьной программе.

Далее, родителям, нужно доступно, на языке ребенка объяснить, что к чему, что это все для него же, а также стоит замотивировать его, конечно же не материальными ценностями, а примеру, фактом, что он будет обладателем высокого интеллекта.

57. На перемене старшеклассник обидел первоклассника. Поговорите со старшеклассником

Старшеклассники, как правило, находятся в подростковой возрастной категории. Нужно учитывать возрастные особенности старшеклассника. Как правило, социальной ситуацией развития подростка является стремление стать взрослым. И, возможно, старшеклассник хотел почувствовать себя взрослым на фоне младшеклассника. Ему нужно объяснить, что первоклассник, гораздо слабее его, и даже если он на самом деле не прав и сам спровоцировал ссору, нельзя его обижать, так как силы неравны. Очень важно при разговоре, не винить во всем старшеклассника и ругать его, это может негативно на него воздействовать. Так как подросткам присуще стремление стать взрослым, нужно и говорить с ним соответственно, тогда он почувствует себя частью взрослого общества и это положительно воздействует на него.

58. После уроков к вам подходит разгневанная мама вашего ученика и в резких выражениях обвиняет вас в предвзятом отношении к ее сыну. Поговорите с ней.

 

Во-первых, нужно выяснить причину ее обвинений. Конечно же, ни в коем случае нельзя начать ругаться в ответ. Родитель, как правило, уже взрослый человек и материнство – это одно из новообразований в этом возрастном периоде, и так как социальной ситуацией развития является создание семьи и воспитание детей, а ведущая деятельность – это реализация сущностных сил в семье, то такое поведение свойственно. Конечно же, мама ученика не имеет права в резких выражениях обвинять педагога необоснованно. Поэтому, нужно максимально спокойно объяснить родителю, что она не имеет права себя так вести и выяснить причину ее обвинений. Далее, дать понять, что ребенок может по-своему понять отношение к нему, и так же по-своему это передать матери. Нужно обязательно принять во внимание то, что говорит родитель, и ответить, что вы во всем постараетесь разобраться. Успокоить и попросить не переживать.

 

 

59. Представьте себе, что вы – классный руководитель и вам нужно убедить 6 ой класс в необходимости носить сменную обувь. Ваши доводы.

Шестиклассники, как правило, находятся в подростковом возрасте. Известно, что подросткам характерно стремление стать взрослым, и они уже не считают себя детьми. Хорошим приемом было бы воспользоваться этим и подчеркнуть, беседуя с 6 классом, что так как они уже взрослые ребята, им нужно и вести себя соответственно. Им нужно напомнить, что все учителя носят сменную обувь и все старшеклассники, и что они тоже должны так делать, так как они уже не маленькие.

Это все даст им почувствовать себя взрослыми, они почувствуют что к ним уже и относятся как ко взрослым и на них возлагают надежды, это вызовет у них желание соответствовать статусу который им придал классный руководитель и ребята начнут носить сменную обувь с огромным удовольствием.

 

 

60. Есть ли проблема отцов и детей? В чем она проявляется?

Проблема отцов и детей есть и эта проблема достаточно актуальна в семейной психологии. Причиной этой проблемы может послужить ряд причин. Как правило, самой частой причиной является тот факт, что мужчина много работает и уделяет мало времени детям. Дети, особенно сыновья, лишаются его внимания и заботы, а так же пример для подражания.

Также, немаловажная причина проблемы это то, что отцы и дети являются представителями разных поколений. Существенная разница в возрасте часто вызывает рассогласования, при этом каждый по-своему прав, поэтому у них редко бывает гармония и единство.

Если в раннем детстве этот изначально заложенный семейный конфликт проявляется в форме детских капризов и слез, то по мере взросления он становится все острее и драматичнее. Поначалу ребенок требует внимания, заботы и любви, но чем старше становится, тем больше настаивает на полной свободе во всех отношениях. Под одной крышей становится тесно. Семейные конфликты между поколениями предопределены и неизбежны. Весь вопрос, в какой форме они проходят.

Особенно ярко проблема взаимоотношений отцов и детей проявляется в период переходного возраста у подростков. Именно тогда семейные конфликты из скрытых форм переходят в открытые: в противостояние детей и «надоевших предков». В дело вступает подростковая среда, стихия улицы, которая по-своему влияет на детей, усиливая их претензии к родителям. Она по большому счету формирует вкусы, стереотипы поведения, любимые занятия, язык, взгляд на жизнь, далеко не во всем совпадающие с мнением старших. Конфликт в семье, выражающийся в столкновении интересов, становится неизбежным. Родители, без которых маленькие дети не могли ступить ни шагу, раздражают. Но в то же время они нужны как обслуга и спонсоры.

Одна из основных проблем переходного возраста – вопрос власти. Семейная психология утверждает, что этот вопрос стоит в семьях всегда, но особенно остро проявляется именно в подростковый период. Родители призывают к порядку, который, они считают, необходимо поддерживать во что бы то ни стало. Дети же, как правило, настаивают на собственной модели власти, построенной на своеволии и подражании своим идеалам, популярным в молодежной среде. Когда в семье вспыхивают ссоры о времени прихода детей домой или о громкости звучащего магнитофона, это означает, что идет борьба за власть.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.