Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стенограмма 6 страница






П10: Я могу почувствовать это. Если и другая часть сможет пройти через преграду, будет здорово.

К11: Да, потому что это та часть меня, с которой все в порядке... Да... (Молчание 10 секунд.) Я чувствую себя хорошо (глубоко дышит).

П11 (смеется): М-м-м... (И психотерапевт, и клиентка смеются.) М-м-м...

К12: Сейчас я уже вне опасности. А было действительно опасно!

П12 (смеется): М-м-м... Я счастлив, что ваше ощущение дало нам такие точные инструкции

(Происходит небольшая беседа. Затем пауза 2 минуты, мы обнимаем друг друга.)

 

Обсуждение фрагмента 8

Как принять решение, во что необходимо погрузиться, к чему прикоснуться, а что отбросить? Обычно психотерапевт не может сам принимать такое решение — он может лишь задавать пробные вопросы, делая это таким образом, который позволяет клиентке самой почувствовать, что правильно, а что нет. В данном случае нет необходимости предлагать клиентке почувствовать: она научилась этому уже давно.

Данный фрагмент ясно показывает, почему не следует подталкивать клиента к чему бы то ни было. В возникновении психотерапевтических изменений мы полностью зависим от процесса, который, однако, может происходить, а может и не происходить. У нас нет ни полного понимания этого процесса, ни того, что его вызывает. Поэтому мы не можем просто “подталкивать” его тем или иным произвольным образом, предполагая, что процесс приведет к необходимому нам результату.

Когда мы позволяем постепенно раскрываться последовательным этапам данного процесса, он приобретает свое собственное направление. Быть может, придется столкнуться с чем-то невыносимым; это может занять у клиентки несколько часов, но приведет либо к весьма незначительным изменениям в содержании переживаний, либо вообще не даст никакого результата. Однако при этом проработке подвергаются все “территории” опыта, изменяясь как единое целое. И когда клиент продолжает сосредоточивать внимание таким образом, целостность переживаний начинает менять свою структуру. На протяжении последних фрагментов психотерапевтических сессий слов было произнесено немного, и может возникнуть впечатление, что особых изменений в содержании переживаний не происходило. Все сводилось к необходимости быть настолько близкой к чувству собственной боли, насколько это оказалось возможным для клиентки; хотя и не настолько близко, чтобы клиентка испытывала стремление убежать от нее. На протяжении сессий особенное значение имело установление контакта с клиенткой. Способность “отбрасывать” что-либо и “создавать пространство”, где могло бы проявляться что-то другое, — еще один способ сосуществования с болью. При этом проявляются новые грани переживаний, бывшие ранее скрытыми.

Сейчас, когда процесс начал развиваться по своему собственному пути, проявились два различных аспекта чувства боли. Столь же естественным путем определилось следующее: на одной из частей (предупреждение “Только не сейчас”. Может быть, позднее откроется, а сейчас уже проявилась вторая часть, и клиентка ощущает ее как нечто весьма жизнеутверждающее.

Физически она также чувствует себя совсем не так, как в первой части сеанса — “вне опасности”. Когда у клиентки возникает чувство облегчения, это видно и по ее лицу, и по самой позе.

Действительно ли она смогла проникнуть через барьер? Да, отчасти ей это удалось. Когда будут сделаны многие подобные шаги, тогда нам полностью удастся преодолеть преграду — в этом можно не сомневаться.

Сегодняшний опыт во время следующих сессий будет выполнять роль инструкции как для меня, так и для клиентки. Иногда я говорю: “А сейчас немного подождите. Это та самая часть преграды, опутанная колючей проволокой? ” “Да”, — следует ответ. Я продолжаю: “Помните, мы решили ничего не делать с ней до тех пор, пока не преодолеем более легкий участок? ”

Конечно, я не стану останавливать клиентку, если она твердо решит, что преграду необходимо преодолевать именно здесь, но и в таком случае я предложу ей прежде всего еще раз почувствовать это и три-четыре раза проверить, действительно ли она готова.

Подобный опыт выступит своего рода положительной перспективой, и если клиентка будет говорить “Это бесполезно”, я могу ответить: “А все-таки, не могли бы вы найти это небольшое отверстие? И тогда вы сможете пробраться через него”.

Не слишком ли мы доверяем столь небольшому образу? Это ведь не просто образ, а своего рода послание, и уже поэтому оно заслуживает доверия. Необходимо учитывать следующее: это “послание” говорит, что некоторая часть боли, испытываемой клиенткой, слишком остра, чтобы с ней можно было справиться сразу. Что мы можем утратить, если поверим в это? “Послание” говорит нам, что есть и другая часть, которая в большей степени готова к работе. Чем мы рискуем, если поверим в это? “Послание” говорит нам, что существует способ прямо сейчас обрести положительную энергию от преодоления барьера. Кто же станет сопротивляться этому?

Итак, вопрос состоит не в том, будем ли мы верить в образ. Если это будет образ чувства безнадежности, я сам скажу клиентке, чтобы она не верила в него. Я скажу ей: “Сейчас вы чувствуете, что пути нет. Но это можно изменить”.

Как мы сможем увидеть изменение? Как сможем уловить и понять его? Отметим, что изменения, о которых идет речь в данном фрагменте, не связаны с содержанием переживаний. И даже если содержание переживаний также изменяется, есть кое-что более важное — изменение самого способа жизни, способа бытия индивида; изменение качества энергии и обретение жизнеутверждающего направления.

Например, в главах 3 и 4 речь шла о том, что клиентка чувствовала стремление уклониться, отступить, если жизнь бросала ей вызов. Это чувство было раскрыто в процессе работы. То, чем оно “было” на самом деле, проявилось. Я пытался привлечь ваше внимание к изменениям в самом способе ощущения, способе чувствования. Из ненавистного препятствия чувство “отступления”, проявив себя, стало “лучшей частью” клиентки, и эта “лучшая часть” готова скорее умереть, чем быть неправильно оцененной. Я пытался пояснить, что важный аспект изменений может быть связан вовсе не с содержанием переживаний, а с новым типом жизненного процесса; клиентка почувствовала, что способна любить и заботиться о чем-то, что ранее подавляло и вызывало фрустрацию.

Так новое и более позитивное содержание переживаний возникает из столь же нового и позитивного характера процесса. Я не предлагаю предаваться ложному оптимизму. Существует слишком много глубоко укоренившихся “психологических демонов”, которыми можно оправдать бездействие, но при позитивном отношении благополучный результат достижим. Однако если мы сами можем придать процессу позитивный характер, наше стремление к обретению более позитивного содержания переживаний и достижению положительного исхода, исцеляющего наши травмы, будет уже не просто беспочвенным оптимизмом. Если мы не станем принимать во внимание содержание переживаний, то сможем легче исследовать характер процесса и возникающих в нем изменений.

То, что изменилось, — это и есть появление положительной энергии. Возникает желание играть. Однако это просто слова. Если мы будем считать их содержанием, может быть упущен весьма важный момент. Желание играть, ощущение себя играющей — это иной способ жизни, проявление готовности участвовать в любых событиях с тем отношением, которое можно назвать “вкусом к жизни”; способность вспоминать хорошие времена и радоваться жизни.

Что происходит с болезненным содержанием при проявлении этой положительной энергии? На первый взгляд, ничего; все остается прежним. Все происходящее как бы помещается на определенной дистанции (слово “помещается” имеет здесь тот смысл, который мы обычно используем при фокусировании). При этом мы предполагаем, что все остается неизменным, и позже снова сможем обратиться к этому материалу. Но, в сущности, на некотором глубинном уровне происходит многое. И прежде чем начнется явная проработка содержания переживаний, оно уже будет подвергнуто скрытым, неявным изменениям, причем именно в нужном направлении. Поэтому впоследствии можно будет произвести успешную проработку.

Без предварительных изменений своих установок клиентка может достаточно эффективно повторно пережить содержание своих болезненных переживаний — может быть, даже испытать катарсис и заплакать, хотя при этом содержание переживаний останется прежним, с теми же последствиями в ее нынешней жизни. Именно по этой причине нам и хотелось бы, чтобы подобный процесс происходил в первую очередь.

На некотором неявном, скрытом уровне тело само прорабатывает изменения в содержании переживаний даже в том случае, если мы не работаем с ними явным образом. Так, прикасаясь к этим переживаниям, позволяя им проявиться и выйти на поверхность, создается связь с их содержанием. Клиентка проживает их, видит и чувствует, потом уходит, чтобы вновь прикоснуться и сохранить в таком месте, где контакт с ними не будет утрачен. Данный процесс представляет собой противоположность подавлению или утрате контакта (при утрате контакта возникает общее чувство беспокойства).

Если встретить боль лицом к лицу, можно стать еще сильнее, но и избегание больше также нельзя считать приемлемым подходом. Чередование прикосновения к боли и ухода от нее оказывается менее неприятным, чем беспокойство. Таким образом, можно выделить три отдельных состояния: утрата контакта с болью и вызванное этим беспокойство; попытки прямо встретить боль и справиться с ней, что часто оказывается непосильной задачей; характерный для фокусирования подход, когда к боли можно прикоснуться на время, а потом вернуться назад. При этом боль как бы помещается в определенное пространство, туда, где переносить ее гораздо легче.

Во время такого процесса, когда происходит прикосновение к чувству, а потом возвращение обратно, особенно важным является контакт с психотерапевтом. Теории психотерапии обычно упрощают происходящее, утверждая, что все это — “взаимоотношения”. Либо что все это — “интрапсихические процессы”. Однако что это за отношения, которые не включают в себя индивидуальную интрапсихическую реакцию на эти взаимоотношения, в особенности на те аспекты психики, что развиваются как прямой результат межличностного взаимодействия (разновидностью и аналогом которого является и собственно психотерапевтическое взаимодействие)? Таким образом, и взаимоотношения, и то, что индивид переживает внутри себя во время этих взаимоотношений, нельзя рассматривать отдельно.

Многие жизненные процессы основаны на взаимодействии и не могут происходить, когда человек оказывается один, сам по себе. Для того процесса, который я описываю, другой человек всегда является принципиально важной частью. Потребность в партнере и проблема зависимости — отдельный вопрос. Для нас важно, что человек не может переживать процесса взаимодействия в одиночестве, сам по себе. В приводимых нами примерах клиентка гордится тем, что она вполне может функционировать без близких отношений. Но подобные отношения нельзя считать зависимостью. Скорее, они просто присущи человеческой природе, а некоторые процессы по своей сути основаны на взаимоотношениях и вообще не происходят без них. Фокусирование в одиночестве может быть достаточно глубоким, но оно будет еще более глубоким и способным вызывать различные изменения в содержании переживаний, если происходят в контексте взаимоотношений.

И образ препятствия — не просто инструкция для ее использования в будущем. Это препятствие присутствует сейчас. Однако каким-то образом клиентка уже преодолела препятствие, воплощающееся для нее в определенном образе жизни. И теперь образ преодоленного препятствия связан с новым, уже проявившимся сейчас способом бытия и взаимодействия.

Все проблемы, связанные с “содержанием” переживаний, составляют в то же время и часть процесса жизни. Конкретный, воспринимаемый на уровне тела процесс жизни всегда оказывается более важным, чем то, что мы воспринимаем как содержание. Новый, носящий позитивный характер процесс жизни довольно скоро начнет приспосабливать к себе содержание переживаний, даже если оно пока еще остается старым.

Содержание переживаний определяется самим процессом жизни, поскольку все зависит от характера, образа жизни, в соответствии с которым и переживается определенное содержание.

Само понятие “содержание” вообще носит довольно поверхностный характер. Это “содержание” (например, “я ненавижу свою работу”) можно легко выразить словами. Однако для того чтобы его испытать, оно должно состоять из переживаний, из тех элементов процесса жизни, которые не являются чем-то доступным на уровне размышления. Они представляют собой неявное, скрыто присутствующее сложное взаимопереплетение, постоянно находящееся в движении и изменении. Это множество отдельных аспектов, не существующих сами по себе как отдельные вещи. Процессу жизни всегда присущ целостный характер, внутренний уровень, который нельзя уловить только по частным внешним проявлениям.

Таким образом, сам тип энергии, тип взаимодействия — то, благодаря чему мы существуем как живые существа, — всегда будет говорить нам гораздо больше о нынешнем состоянии этого “нечто”, чем его внешние формы, нередко остающиеся неизменными.

Поэтому я и говорю, что содержание переживаний, кажущееся нам неизменным, на самом деле постоянно изменяется на протяжении всей сессии, хотя клиентка ничего не говорит об этом прямо. Я думаю, что для клиентки не происходит внешне выраженных изменений. Она просто прикасается к этому “нечто”, а затем возвращается назад, когда переживание становится чрезмерным. Может возникать много специфических воспоминаний, но их содержание не претерпевает изме­нений.

Со временем все внутренние, неявные изменения в содержании, все таинственные и драматические результаты переживаний станут очевидными, и тогда произойдут реальные изменения. Если бы мы видели только эти драматические события, то не поняли бы, как и почему они происходили.

Однако, несмотря на то, что мы многое наблюдали, мы можем все так же сказать, что не понимаем сути происходящего процесса. Он слишком глубок, возникает и идет своим собственным, естественным путем. Поэтому мы не можем оформить его не только в границы концепций, но даже интуитивно. Этот процесс — “вещь в себе”; исцеление, которое приходит откуда-то из глубины. Если обратить внимание внутрь себя и на отношения, вся сложная сеть переживания реорганизует сама себя. Необходимо понимать: это происходит, если мы определенным образом входим, погружаемся в чувствуемые ощущения, “создаем для них пространство”, “остаемся с ними”, позволяя им обрести свою форму; сосредоточиваем на них внимание и готовы к малейшим новым шагам.

Отметьте, что сделано было немного. Но это немногое имело принципиальное значение, оно было понятным — тем, чему можно научиться. Мы можем выделить и теоретически объяснить все, что было необходимо для начала и поддержания процесса. В этих условиях можно считать, что процесс сам сделает остальное, подобно тому, как заживает изнутри рана, из своей глубочайшей точки, если, конечно, мы предохраняем ее от загрязнения.

Фрагмент 9

Июля

 

П1: Привет.

К2: Привет. (Молчание 30 секунд.) У меня такое чувство, что я все время чего-то боюсь... Я не знаю...

П2: Итак, у вас где-то внутри возникает страх...

К2: Да, это подобно... как будто я не знаю, чего именно боюсь...

(Пауза 20 секунд.)

П3: Итак, вы испытываете страх, хотя и не знаете, с чем именно он связан.

(Пауза 20 секунд.)

К3: Находиться в одиночест­ве — часть этого чувства... Я никогда не боялась быть одной, но...

П4: Итак, одиночество — часть этого... Но есть еще что-то новое, только что возникшее... и оно не нравится вам...

(Молчание две минуты.)

К4 (поднимает глаза): Это болезненное чувство...

П5: Действительно, довольно трудно выдержать все это.

К5: М-м-м... (Молчание почти две минуты.) То же самое, испуг...

П6: Итак, все остается по-прежнему... ничего не изменяется... Расскажите об этом немного больше.

 

К6 (не отвечает).

П7: Расскажите еще, я внимательно слушаю... Вы ощущаете болезненность... и чувство “испуга”... в том же самом месте...

К7: Да, страх...

П8: Страх...

К8: Нечто подобное страху овладевает мной...

П9: Итак, что-то пугающее овладевает вами...

П9: Да, как будто мне приходится спать с включенным светом...

П10: Получается, что страх в большей мере овладевает вами, когда вы спите?

К10: Да, ночью, когда темно, он усиливается. И мне приходится включать свет.

П11: Это чувство — оттуда, из прошлого?

(Молчание 10 секунд.)

К11: Это как-то связано с моей головой... что-то возникает там и овладевает мной... Я не могу почувствовать, что оно оттуда.

П12: Возникает впечатление, что чувство испуга появляется у вас прямо сейчас, в настоящем, как вы говорите, — “где-то в голове”... Но, похоже, вы чувствуете страх, что что-то придет и овладеет вами... — нападет на вас?

К12: Да, и причинит мне вред...

(Молчание 20 секунд.)

П13: Итак, что-то придет и причинит вам боль.

(Молчание 70 секунд.)

К13 (неразборчиво).

П14: В возникающих у вас чувствах я вижу только страх.

К14: И напряженность.

П15: Напряженность...

К15: М-м-м...

П16: Итак, страх и напряженность.

(Молчание 60 секунд.)

К16: У меня в теле возникает чувство, что мне хочется убежать куда-то, но я слишком напряжена... Напряжение парализует меня и вызывает действительное чувство страха, как будто ночью вы вдруг услышали, что кто-то заходит в комнату... Оцепенение и напряженность...

Фрагмент 10






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.