Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обучение детей в школе.






Обучение – это процесс целенаправленной передачи общественно исторического опыта; это организация формирования знаний, умений и навыков.

Учение – приобретение опыта в деятельности, направляемой познавательными мотивами и целями.

Д.Б. Эльконин, говоря об обучении, исходит из положения о том, что обучение свою ведущую роль в умственном развитии осуществляет прежде всего через содержание усваиваемых ребенком знаний. Именно содержание знаний в конечном счете и определяет умственное развитие школьников.

Эльконин предлагает «ориентировать обучение не на сложившиеся, а на еще только складывающиеся особенности умственного развития», не приспосабливать содержание обучения к наличным особенностям детской мысли, а, наоборот, вводить такое содержание, которое требовало бы от ребенка новых, более высоких форм мысли.

«Педагогика, - цитирует Эльконин слова Выготского, - должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет вызвать в процессе обучения к жизни те процессы развития, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития».

Эльконин считает необходимым вводить в школе новое содержание, усвоение которого, по его мысли, является важнейшим критерием умственных возможностей ребенка. Эти возможности устанавливаются, следовательно, не на основе исследования каких-либо психических «функций», изучаемых вне процесса обучения, а в условиях самой учебной работы детей и в зависимости от усвоения ими нового содержания знаний. Не предварительное, вне учебного процесса осуществляемое определение наличного уровня развития тех или иных интеллектуальных процессов должно служить критерием возможности усвоить то или иное содержание знаний, а, наоборот, фактическое усвоение этого содержания (при надлежащем, соответствующем ему способе его изучения) должно быть критерием интеллектуальных возможностей ребенка, того уровня его интеллектуального развития, который требуется данным содержанием знаний и достигается в процессе их усвоения.

Особо важное значение в системе обучения, предлагаемой Д.Б.Элькониным и В.В.Давыдовым, занимает развитие у младших школьников обобщающего и абстрактного мышления, равно как и вообще мыслительной деятельности учащихся. Возражая Блонскому, Эльконин пишет, что на первый план в младшем школьном возрасте выдвигается развитие интеллекта. В начале этого периода он представляет собой еще «карликовый интеллект», но в течение именно данного возраста обнаруживает интенсивное развитие.

Основным «двигателем» развития мыслительной деятельности Д.Б.Эльконин считает содержание знаний и, лишь исходя из него, определяет действия учащихся, необходимые для овладения этим намечаемым на основе тех или иных соображений содержанием.

 

 


 

Сущность психологических воззрений на развитие и обучение ребенка Д.Б. Эльконина.

 

Список используемой литературы:

1. Смирнов А.А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР. – М., 1975.

2. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. – М., 1997.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.