Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Финансовая обеспеченность (наличие оборотного капитала);






высокий уровень инструментальных средств, ускоряющих получение конечного результата;

гибкость, обеспечивающая приспособление инновационной инфраструктуры к изменениям требований рынка и внешней конъюнктуры.

Комплексная гибкая автоматизация с широким применением информационных технологий и компьютеризированных систем является сердцевиной инновационной экономики. Поэтому в фундамент всех структурных преобразований экономики региона, в основу региональной инновационной инфраструктуры должны быть положены автоматизированные высокие технологии и компьютеризированные системы со сквозным электронным циклом: “проектирование - производство - контроль – реализация”.

Наряду с вышеотмеченным, в таких системах должны быть автоматизированы в сквозной цепи три основных этапа, характерных для создания новой наукоемкой системы: проектирование инноваций; изготовление и комплектация головного образца новой наукоемкой системы; пуско-наладочные работы и испытание новой наукоемкой системы.

Мониторинг как инновационных процессов, так и более общих процессов структурных преобразований экономики в регионе нацеливает регионы на эффективное управление этими процессами. Поэтому одной из основных функций в области информационного обеспечения инновационной экономики должна стать функция автоматизированного мониторинга структурных преобразований в регионе. В связи с этим целесообразным является создание в регионах автоматизированных центров инновационно-информационного обеспечения (АРЦИ) для постоянного поддержания обновления и эксплуатации инновационных банков данных и знаний.

На практике выделяют следующие подсистемы инновационной инфраструктуры:

производственно-технологическая (или материальная): технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий;

финансовая: различные типы фондов - бюджетные, венчурные, страховые, инвестиционные, а также другие финансовые институты, такие как фондовый рынок с участием высокотехнологичных компаний;

информационная: собственно базы данных и знаний, центры доступа, а также аналитические, статистические, информационные центры (т.е. организации, оказывающие услуги);

кадровая: образовательные учреждения по подготовке и переподготовке кадров в области научного и инновационного менеджмента, технологического аудита, маркетинга;

экспертно-консалтинговая: организации, занятые оказанием услуг по проблемам интеллектуальной собственности, стандартизации, сертификации, а также центры консалтинга как общего аудита, так и специализирующегося в отдельных сферах (финансов, инвестиций, маркетинга, управления и т.д.)


 

34. Государственные органы, регулирующие инновационную деятельность

Национальная инновационная система РБ представляет собой совокупность законодательных, структурных и функциональных компонентов, обеспечивающих развитие инновационной деятельности в РБ.

Управление Национальной инновационной системой РБ осуществляется Президентом РБ, Советом Министров РБ, республиканскими органами госуправления, НАН Беларуси, иными государственными организациями, органами местного управления и самоуправления в пределах и в соответствии с их полномочиями.

Президент Республики Беларусь:

утверждает приоритетные направления научно-технической деятельности в РБ;

утверждает приоритетные направления инновационной политики;

утверждает важнейшие инновационные проекты;

утверждает (согласовывает) инновационные программы;

принимает решения о создании научно-практических (производственных) центров;

регулирует иные важнейшие вопросы, связанные с управлением Национальной инновационной системой РБ.

Совет Министров Республики Беларусь:

утверждает приоритетные направления фундаментальных и прикладных научных исследований Республики Беларусь;

утверждает приоритетные направления создания и развития новых и высоких технологий;

утверждает перечни государственных программ: комплексных целевых научно-технических, фундаментальных и прикладных научных исследований, научно-технических (региональных, отраслевых);

обеспечивает проведение (реализацию) государственной инновационной политики.

Республиканские органы государственного управления, НАН Беларуси, иные государственные организации:

разрабатывают предложения о приоритетах государственной инновационной политики;

участвуют в формировании и реализации программ различных уровней и инновационных проектов;

выступают государственными заказчиками государственных, научно-технических программ и программ фундаментальных и прикладных научных исследований;

создают научные, конструкторско-технологические и проектные организации;

осуществляют контроль за выполнением программ и инновационных проектов, финансируемых за счет средств республиканского бюджета, и за целевым использованием этих средств;

участвуют в создании и развитии инновационной инфраструктуры.

Органы местного управления и самоуправления:

осуществляют формирование и реализацию научно-технических программ и инновационных проектов;

выступают государственными заказчиками региональных научно-технических ииных программ инновационного развития областей;

осуществляют контроль за выполнением региональных научно-технических программ и инновационных проектов;

создают и содействуют созданию и развитию субъектов инновационной инфраструктуры.

35.

В качестве особенностей инновационной деятельности предприятия исследователи называют:

· Целевую ориентацию, т. е. организация инновационной деятельности должна способствовать непрерывному протеканию инновационного процесса. Под непрерывностью здесь понимается целостность инновационной системы, которая должна способствовать преодолению негативных аспектов при передаче информации по стадиям инновационного цикла;

· Системность инновационной деятельности, т. е. наличие четко обозначенных функций, их исполнителей и взаимодействий между ними;

· Адаптивность как наиболее адекватно отражающая влияние факторов внешней, внутренней среды предприятия на процессы создания инноваций, учитывающая тенденции их изменения;

· Оптимальное сочетание полномочий и ответственности подразделений;

· Экономичность, т. е. организация инновационной деятель­ности должна способствовать оптимальной результативности инновационного процесса путем сокращения инновационного цикла, повышения конкурентоспособности новых изделий, своевременного реагирования на запросы потребителей и т. п.;

· Иерархичность, т. е. обеспечение иерархического взаимо­действия между элементами инновационной деятельности на любых вертикальных и горизонтальных уровнях системы.

Анализ новых тенденций, характеризующих мировую экономику, показывает, что уровень развития страны и благосостояния населения во многом определяется темпами её научно-технологического развития. Результативность же научно-технического прогресса в значительной степени определяется эффективностью нововведений, т.е. эффективностью инноваций в форме внедрения новых продуктов и технологий. В развитых странах 80% прироста ВВП достигается за счёт инноваций [1, с. 679].

Научно-технический потенциал в Беларуси представлен практически во всех сферах экономической деятельности. На сегодняшний день исследования и разработки (ИР) в нашей стране осуществляют свыше 468 научных организаций, вузов, крупных производственных предприятий. В них занято 31, 712 тыс. человек, в том числе 19, 879 тыс. исследователей и 2, 248 тыс. техников, 9, 585 тыс. вспомогательного персонала. Наибольшая доля ИР приходится на естественные и технические науки; значителен потенциал медицинских и сельскохозяйственных наук. Инновационно-активны в

стране 324 организации промышленности, 25 организаций сферы услуг, 20 организаций – по приобретению новых и высоких технологий. Удельный вес экспорта в общем объёме отгруженной инновационной продукции составил 50, 7%, в страны СНГ – 29, 4%. Этот показатель заметно снизился, например в 2005 году он был равен 83, 0%, в 2006 – 72, 9%, в 2008 –59, 1%, в 2010 году составил около 51, 7%.

Важно заметить, что Беларусь приступила к формированию инновационных отраслей шестого технологического уклада: электронной, средств информатизации, связи, новых материалов, а на их основе – электронизация производственного потенциала, экологически чистая обрабатывающая промышленность, в первую очередь машиностроение. Значительное повышение технологического уровня, активное использование интеллектуального ресурса, информационных технологий повлияли на формирование таких новейших тенденций, как хайтеграция, сервизация, софтизация.

36.

Неравномерность регионального развития является одной из базовых реалий в развитии страны. Предстоит организовать серьезную работу по изучению возможностей развития регионов и создания новых центров роста. Для выполнения этих задач государство приняло целый ряд эффективных инструментов – региональные и государственные программы, программы направленные на регулирование развития малых и средних городов, транспортной системы, энергетической инфраструктуры и другие.Используя эти инструменты будет сформирована новая сбалансированная модель регионального развития, учитывающая специфику каждой области и имеющая инновационный социально ориентированный характер.

В рамках Государственной комплексной программы развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007-2010 годы утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 7 июня 2007 года № 265 и других программ, «зеленую улицу» только в 2009 году получили 114 инвестиционных предложений в сферах промышленности, энергетики, строительства и транспорта, многие из которых начали реализовываться. Так, белорусско-германское совместное общество с ограниченной ответственностью «Вита-Био-Энерги» по производству биотоплива из семян рапса создано в 2009 году в Витебском районе Витебской области. При этом немецким инвестором направлено на финансирование программы около 15 млн. EUR. На эти средства будет построен и оснащен оборудованием завод по выпуску биотоплива. Только запуск этого завода позволит создать более 20 рабочих мест. Выпуск первой продукции будет осуществлен в 2010 году с реализацией в странах Евросоюза.

Алгоритм решения данной задачи предусматривает следующие механизмы:

развитие научно-технического и образовательного потенциала в регионах, создание сети научно-технологических парков, территориально-производственных кластеров, ориентированных на высокотехнологичные производства, обеспечить создание новых ресурсосберегающих и экологически чистых производств, основанных на эффективном использовании природных ресурсов региона, развитие крупных транспортно-логистических и производственных узлов, создание и развитие туристических зон.

В регионах будет обеспечено формирование многоуровневой инновационной инфраструктуры, включающей региональные образовательные комплексы (филиалы вузов, НИИ, научных центров, консалтинговых и обучающих кампаний, в том числе мобильного типа), которые ориентированы на подготовку высококвалифицированной рабочей силы и генерацию идей и разработок; технологические парки, бизнес-инкубаторы, обеспечивающие коммерциализацию и материализацию научных идей и разработок, а также поддерживающие инновационную деятельность.

Также будут развиваться высокотехнологичные производства и другие виды деятельности непосредственно связанные с переработкой местных ресурсов, сельскохозяйственной продукции, обслуживанием сельского и лесного хозяйства (торгово-закупочная деятельность, продажа и прокат техники, снабжение удобрениями, складирование продукции, строительное, мелиоративное и другие виды обслуживания).

Широкое развитие в регионах получит транспортная логистика. Так, достигнутые литовско-белорусские договоренности о создании совместного предприятия «Белвингеслогистика» по строительству в Воложинском районе современного транспортно-логистического центра по обслуживанию потока грузов из стран СНГ и Европы. Для реализации проекта выделен земельный участок площадью 10 гектар и определено финансирование в объеме 30 млн. долл.

37. Инновационная деятельность имеет место на крупных предприятиях благодаря тому, что их высшее руководство осознает ценность нововведений и создает соответствующие систему приоритетов и ценностей. К примеру, основатель компании Sony Macapy Ибука установил среди сотрудников компании такие основные приоритеты и ценности как быть «свободным, динамичным и приятным для работы на предприятии». Приоритетами предусматривалось создание сотрудникам условий для развитии своих технологических навыков, а следовательно самоотдачи в результативности компании. При этом М. Ибука и председатель правления Sonу Акио Морита, использовали неординарные методы формирования кадровой политики на фирме. Они приглашали на должность топ-менеджеров профессионалов, владеющих нетрадиционными для компании знаниями, например, оперных певцов, повышали по службе молодых специалистов, а не их более возрастных коллег, разрабатывали новые типы жилья для своих работников и назначали большие вознаграждения за выдающиеся технические достижения.

Ориентация на спрос. Инноваторские организации свою производственную деятельность координируют с практическими реалиями рынка. Несмотря на то, что каждая крупная компания в своей производственной деятельности использует методы, адаптированные к функционирующей стратегии, в реальной практике всегда присутствуют такие элементы, как строгая ориентация на рынок со стороны высшего руководства компании и механизмы обеспечения взаимодействий технических и маркетинговых служб на нижних уровнях. Так, компания Sony вновь нанятых технических специалистов обязательно направляет на стажировку в розничные магазины. На производстве они знакомятся с практикой розничной торговли. Приобретают навыки приоритетов торговли, как фактора успехов фирмы. И самое главное, они узнают какой внешний спрос исходит от покупателя, а следовательно, что необходимо поставлять на рынок. Такая методология адаптации молодых специалистов координирует их деятельность в соответствии с идеологией фирмы.

Параллельность проведения инновационных исследований. Риски и неопределенность в инновационной деятельности предопределяют параллельность нескольких разрабатываемых технических подходов по изучаемой проблеме. Исторический анализ показывает, что развитие инновационной деятельности в одной сфере, сопровождалось возникновением открытий в другой отрасли. Так, микрокомпьютер появился благодаря тому, что Тед Хофф из Intel, работая над сложным калькулятором, в свое время занимался принципами архитектуры PDP8 корпорации Digital Equipment.

Венчурные временные творческие коллективы. Успех разработки и внедрения инновационных проектов во многом предопределяется организационной формой его создания. При этом установлено, что применение практики малого бизнеса по выполнению инновационных исследований и полуавтономные организационные единицы в виде создания временных творческих коллективов более успешны в предпринимательстве. Временные творческие коллективы - это небольшие по составу команды инженеров, техников, дизайнеров и специалистов по моделированию, которые собираются вместе, не ограничиваемые организационными и материальными барьерами, работающими над заданным проектом от инновационной идеи до создания опытного образца. В инноваторских компаниях Японии высшее руководство часто работает над проектами совместно с молодыми инженерами.

Системное обучение. Успех крупных компаний предопределяется мобильностью и коммуникабельностью адекватной эффективности мотивированных малых инновационных организаций. При этом конкуренция предопределяет успех тем крупным компаниям, которые ведут поиск внешних технологических преимуществ с привлечением достижений и требований внешней среды. Учитывая, что в мире на инновационную деятельность выделяется ежегодно более 200 млрд. долл., возможности применения инициативы огромны и предопределяются предприимчивостью, спектр которых включает как коммуникативность венчурной организации, так и восприимчивость к требованиям внешней среды. Следовательно, крупные компании имеют больше возможностей концентрировать ресурсов для формирования инновационного потенциала.

 

38. Роль мотивации выражается в побуждении работников к заинтересованности в результатах своего труда по созданию и реализации инноваций.

Основным интегральным фактором, положительным образом влияющим на трудовую деятельность лица, осуществляющего инновационную деятельность, можно назвать привлекательность для работника выполняемой им работ ы.

Компонентами его являются:

1. Факторы приемлемости – внешние (необходимые, но недостаточные для роста инновационной активности работников):

· политика фирмы и администрации;

· условия рабочего окружения;

· заработная плата (увеличение ее вызывает увеличение производительности труда только до определенных пределов, а затем рост прекращается, так как мотив зарплаты становится недостаточным);

· межличностные отношения (в т.ч. с вышестоящим руководителем);

· степень непосредственного контроля за работой (уровень регламентации, работа либо по принципу достижения целей, либо по принципу выполнения работы и пр.);

2. Мотивационные факторы (внутренние), достаточные для повышения инновационной активности работников:

- достижение признанного личного успеха;

- продвижение по служебной лестнице;

- признание результатов работы;

- высокая степень ответственности (начальник не должен брать на себя - - ответственность, т.к. человеку нравится ее нести);

- возможность творческого роста.


39.

Многие специалисты способны действовать только по приказу и потому предпочитают компании механической или профессиональной конфигурации. Как всякое новое они признают инновационную стратегию, однако постоянно рисковать они не могут. Их беспокоит риск постоянной изменчивости и неопределенности. Актуальность данной проблемы особенно характерна для предприятий и организации Республики Беларусь. Остроту данной проблемы отметил Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко на пресс – конференции в канун нового2010 года. Так, по вопросу реформ в республике Президент отметил: «….Если народу рассказать – что такое приватизация и её последствиях, я уверен: только порядка 10% скажут, что надо на это идти. Даже бизнесменов половину мы не наберем, которые бы сказали, что надо идти на всеобщую приватизацию» (33). Сложившаяся ситуация психологического поведения практически все менеджеров – это привитое почти вековая исполнительская дисциплина выполнять ранее установленные стандарты: что производить? как производить? и куда поставлять?

Исходя из общеизвестного положения «практика- критерий истины», ни одна компания не способна находить более эффективного решения в сложных, кризисных ситуациях, чем инноваторская. При этом они являются затратными и высокостоимостными. Инноваторская конфигурация идеально подходит для уникальных проектов и её призвание – неординарность. Она специализируется на единичных заказах и не способна к стандартизации операций. Ее высокая эффективность за счет инновационной деятельности достигается в результате высокой производительности.

 


 

В.41 Белорусский инновационный фонд: особенности функционирования

 

Белорусский инновационный фонд (Белинфонд) образован в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.11.98 № 1739 для усиления поддержки инновационной деятельности. Работой фонда руководит попечительский совет, а непосредственное управление деятельностью осуществляет исполнительная дирекция Белинфонда.

Возглавляет фонд Владимир Иосифович Недилько.

Основные задачи и направления деятельности Белинфонда:

- финансовая поддержка инновационных проектов на возвратной основе;

- финансирование промышленного освоения результатов исследований и разработок, высокоэффективных изобретений, имеющих важное народнохозяйственное значение;

- содействие созданию и освоению наукоемкой продукции и новейших технологий;

- содействие созданию и развитию в стране производств, основанных на новых и высоких технологиях;

- поддержка развития инфраструктуры рынка технологий, научно-инновационного предпринимательства;

- привлечение иностранных инвестиций;

- проведение выставок, ярмарок научно-технической продукции, семинаров, конференций, симпозиумов и др. научно-практических мероприятий; - финансовая поддержка информационного обеспечения инновационной деятельности, издание научно-технической и научно-методической литературы (включая периодические издания, каталоги инновационных проектов).

Бюджет Белинфонда формируется за счет:

- бюджетных средств;

- добровольных взносов министерств, органов государственного управления, объединений, предприятий, организаций;

- вкладов иностранных фирм и организаций;

- физических лиц;

- поступлений от уставной деятельности;

- банковских процентов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.