Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Зажиточный бонд или ярл






Общественная инфраструктура в древней Скандинавии была довольна развита. Существовали несколько прослоек, групп населения, выполняющих определённые роли. Древнее общество скандинавов также является одним из первых народов, которые создали свою систему законов, и что самое важное – прародитель всех современных судебных систем.

 

 


 

Во времена древней Скандинавии процветало рабство, поэтому номинально общество можно разделить на две группы: свободные и рабы. Рабы не имели практически никаких прав. Они состояли из захваченных в походах чужеземцев. Их распознавали по коротко обрезанным волосам и некрашеной одежде. Разумеется, была налажена торговля рабами в крупных торговых пересечениях. Недостатка в них не было, так как постоянные набеги и войны пополняли эту нишу населения.


Форинг – предводитель дружины

Бонды (bonde) – крупные представители местного населения, зажиточные землевладельцы. Их поместья и имущества передавались от отца к детям. Они являлись хранителями своих территорий – своего богатства. По праву землевладельца они облагали данью население своей вотчины. Как таковые, они являлись базовыми единицами управляющей силы страны. Самые мудрые и старые из них избирались хранителями закона на тингах – ежегодных сборах знати страны.


Главной персоной страны являлся конунг (konnung, king, король). Это звание он получал по праву рождения. Как считалось, род конунгов ведётся от древних богов.


 

У него была своя величественная дружина, с которой он путешествовал по стране в мирные годы и принимал пиры то в одном фюльке, то в другом. Он имел право собирать подати золотом или серебром с фюльков во время походов по стране по числу людей или по числу имений. Положение конунга поддерживалось представителями народа – бондами. Власть это самого знатного человека не была безгранична. Совет бондов (тинг) имел

достаточно сильную власть.

Хольд – воин высокого ранга


 

По результатам их внесрочного сбора и решения конунг мог покинуть свою власть и быть изгнанным из страны. Для этого вырезалась и посылалась ратная стрела во все стороны (сигнал немедленного ополчения), и собравшаяся армия давала бой войску конунга, если он оказывал сопротивление.

Нередко же всё было наоборот. Конунг, считавший себя по праву главой страны, ездил по фюлькам, уговаривал знатных людей примкнуть к себе со своими армиями. Затем, собрав необходимую рать, силой забирал власть у правящего конунга. Тем самым, видно, что власть конунга опиралась на доверие знатных людей в стране и подкреплялась его щедростью, силой, умом и храбростью.

Общая структура полного войскового ополчения была такова. Предводителем был конунг. Части войска, представляющиеся областями страны, управлялись ярлами. Предводитель херада – хёвдинг (hofdingi), командир объединения херадов - херсир (hersir). Форинг - предводитель дружины, хольд - воин высокого ранга.


Воин в полном вооружении

Ярл (jarl) был наместником конунга во время его отсутствия либо правой рукой в бою. В разные времена, это звание было присваиваемо либо одному человеку, либо нескольким. Обычно это было одно, второе лицо после правителя. Его полномочия были велики. В знак благодарности за службу, ярл щедро одаривался конунгом землями и людьми и имел право стоять со своим кораблём по правую руку от правителя во время битвы.


 

Литература

Можно смело утверждать, что литература в Скандинавии выросла из древнеисландской литературы. Открытие и заселение Исландии явилось одним из результатов походов викингов. Но племена, жившие на этих территориях, были настолько могущественны, что немногочисленные группы чужеземцев постепенно растворились среди местного населения, утратив свои национальные черты и язык. Викинги могли продержаться лишь на тех землях, которые до их прихода не были заселены. Исландия осталась единственным государством, созданным в этот период викингами. Напрашивается вопрос - почему скандинавская литература связывается именно с «колонией» викингов - Исландией, а не с самим Скандинавским полуостровом, где скандинавов никто не ассимилировал, и где должен был бы находиться центр их культуры? Дело не в том, что в Исландии скандинавам никто не мешал сохранить свою самобытную культуру, а в том, что уже в христианское время к мифологическому и эпическому наследию в Исландии относились гораздо терпимее, чем на Скандинавском полуострове, где христианство насаждалась огнём и мечом, а памятники дохристианской культуры уничтожались ревнителями новой религии.

История исландской литературы, как, собственно, и история страны, насчитывает более тысячи лет. Вся древнеисландская поэзия распадается на два вида поэтического искусства - эддическую поэзию и поэзию скальдов. Эддическая поэзия отличается тем, что авторство ее анонимно, форма ее относительна проста, а рассказывает она о богах и героях, либо содержит в себе правила житейской мудрости. Особенностью эддических песен является их насыщенность действиями, каждая песнь посвящена одному конкретному эпизоду, и их краткость. Во всем мире известны сказания о богах и героях, дошедшие до нас благодаря песням «Старшей Эдды». «Старшая Эдда» - это сборник мифологических и героических песен, сохранившийся в единственном списке - «Королевском кодексе», найденном а Исландии в 1643 году. С темой исландской поэзии связано имя Снорри Стурлусона. Он собрал сказания «Старшей Эдды» и систематизировал их. Его работа получила название «Младшая Эдда».

Второй вид скандинавской поэзии - поэзия скальдов. «Искусство скальдов пользовалось великим уважением на Севере. Думали, что оно ведет начало от богов: асы называются слагателями песен; с ними, вероятно, явился на Север и поэтический образ выражения, Asamal, язык богов. В песнях глубокомысленного содержания сохранялись наследованные от предков понятия и предании о сотворении мира, о происхождении и борьбе сил природы, о первых временах земной жизни и борьбе богов и народа в его долгом странствии по выходе из прежней родины (как уже упоминалось, она находилась на юго-востоке. В форму благородно простых песен облекались мудрые житейские правила, предлагавшие высшее благоразумие, богатую опытность и внимательное наблюдение свойств людей; в военных песнях прославлялись дела современных богатырей и увековечивались подвиги павших. Почти все стихотворения скальдов разделены на строфы, состоящие обыкновенно из восьми стихов или строк; строфы подразделяются на две половины, a эти - на две части, из которых каждая составляет четверть строфы и содержит два стиха.

Живой стих, обилие и смелость картин, глубокое, сильное чувство, нередко какая-то величавость и прелесть отличают песни скальдов. Их воинственный размер, сильный и звучный от рифменной буквы, носит отпечаток военного духа самих поэтов и века их. Странные, обветшалые слова, неупотребительные в разговоре, оживали в их поэтическом языке, чтобы отличить его от вседневного и сделать торжественнее. Он, особливо в наиболее отделанной форме, замечателен картинными, смелыми описаниями лиц и предметов, взятыми из природы и баснословия. Удачный выбор описаний, изысканные, резкие выражения были главными условиями красоты и художественности в поэзии скальдов. Так, например, небо называлось в баснословном языке череп Имира, труд или бремя карликов, шлем Вестри, Эстри, Судри и Нордри (востока, запада, юга и севера), земля - плоть или тело Имира, мать Тора, поросшая деревьями дочь Опара, невеста или супруга Одина, соперница Фригг; Ринд и Гуннлед, свекровь Сив, сестра Эдса и Дагса и т. д. Из всего вышесказанного следует вывод, что скандинавы имели богатейшую и величественную поэтическую традицию.

Руны







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.