Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мировое древо Игграсиль






 

Представление о богах и мире в целом в скандинавской мифологии было уникально сказочным, довольно ярким по сравнению с другими известными нам мифологическими системами. Для скандинава мир был полон существ, которые оказывали влияние на жизнь и судьбу человека. Неизвестно, как конкретно происходило поклонение богам и другим существам. В целом культ богов был децентрализованным и находился в ведении знатных бондов. В определенных случаях бонды из одной и тон же местности собирались вместе, чтобы воздать почести богам во время жертвенных трапез. Обычно это совершалось в большом зале усадьбы местного предводителя бондов или при королевском дворе. Но культ богов существовал также и в отдельных домах.


Согласно языческим верованиям этого народа, вселенная представляет собой мировое древо (исполинский ясень под названием Игграсиль). Иггдрасиль покоится на трёх корнях. Один из корней уходит к асам в Асгард, второй — к инеистым великанам в Ётунхейм, третий — в Нифльхейм. Под первым из корней находится источник Урд, у которого живут три норны (три женщины, волшебницы, наделенные чудесным даром определять судьбы мира, людей и даже богов). Их зовут Урд («судьба»), Верданди («становление») и Скульд («долг»), они поддерживают вечную свежесть и молодость дерева. Под вторым корнем - источник мудрости, возле которого живёт грозный великан Мимир, самый могучий из всех великанов, он стережёт воды источника и никому не даёт из него напиться. По легендам, Один отдал свой правый глаз, чтобы испить воды из этого источника. Под третьим корнем -источник Хвергельмир («Кипящий котёл» или «Источник, который звенит»), из которого вытекают все подземные реки.

Как и всегда в язычестве, каждый из богов или сверхъестественных существ играл свою более или менее четко очерченную роль и был ответственен за какую-нибудь одну, важную сторону человеческого бытия. Их представляли в человеческом обличье, и в целом они вели себя, как люди. Жили они в строго организованном обществе и во многом напоминали богатых бондов того времени.

Боги были главными среди множества сверхъестественных существ, среди которых, в частности, существовали представления о валькириях -воинственныж девах, которые, награждали воинов победой или смертью по решению богов. Боги разделялись на две семьи: асов и ванов. Перечень богов и богинь, асов и асинь, содержится в «Младшей Эдде», где асы противопоставляются ванам (богам плодородия), великанам, карликам и низшим женским божествам.


Один

Верховным божеством являлся Один, всеведущий бог воинов, бог мудрости, поэзии и битвы. Один был одноглазым, свой глаз он отдал за возможность испить из источника мудрости у Мимира. Оружием Одина было копье, и он ездил верхом на восьминогом коне Слейпннре. У него были два ворона, Хугин и Мунин. Они каждый день летали по всему свету и собирали сведения обо всем, что происходило. Обитал Один в Валгалле, «чертоге мертвых». Сюда валькирии - приводили к нему воинов с поля боя.


Здесь воины проводили время в игрищах и празднествах в ожидании следующей битвы с силами зла. Так, вероятно, могла проходить жизнь на земле в среде знатного воинства, с той лишь разницей, что в Валгалле не было настоящих женщин. Поклонялись Одину, в первую очередь, короли, воины - хёвдинги и их люди. Географические названия говорят о том, что в Дании и в Гёталанде официально существовал культ Одина. В Норвегии и Исландии он, по-видимому, не пользовался особой популярностью, а вот на одном из готландских (Швеция) рисованных камней изображен восьминогий конь с всадником на спине.


Тор

 

Тор являлся сыном Одина, но характер у него был совершенно иной. На него можно было положиться во всем, и он ко всему относился с пониманием. Он обладал большой физической силой и, как свидетельствуют западноевропейские литературные источники, боролся со злом, олицетворением которого были великаны, а также Мировой Змей. Тор ездил в повозке, запряженной козлами, а оружием его был молот Мьёлльнир. Украшение в виде миниатюрного молота Тора скандинавы обычно носили на шее. Это единственный дохристианский символ, который всегда поддается точной идентификации. Тор упоминается также в целом ряде надписей на рунических камнях.


В его честь скальды слагали хвалебные песни, его имя входит как составная часть в некоторые географические названия. Им же нередко нарекаются люди при рождении. В ходу оно и по сей день.

Были и другие боги из семейства асов. Среди них - добрый сын Одина Бальдр. Существовал также страж богов ас Хеймдалль. Ваны, в скандинавской мифологии светлые солнечные божества, боги плодородия, любви и богатства, которые противопоставлены в «Старшей Эдде» асам. Бог Фрейр дарует людям мир и радость. Во время свадебных празднеств Фрейру приносятся жертвы. Он являлся богом плодородия и воспринимался, в первую очередь, как бог свеев, а в песне об Инглингах, «Инглингаталь», его называют праотцом рода Инглингов. Это был королевский род, и отпрыски его были королями, как в Упсале, так и в Вестфолле (Норвегия). Вместе с тем, судя по некоторым географическим названиям и скальдическим песням, ему поклонялись также и в остальных регионах Скандинавии. В ряде историй говорится о том, что в весеннюю пору происходили ритуальные праздники в честь бога Фрейра с поклонением культу плодородия. Небольшая фигурка Фрейра из бронзы, относящаяся к более позднему периоду эпохи викингов, дошла до наших дней. Она была найдена в Сёдерманланде (Швеция). Повсюду в Скандинавии были найдены небольшие пластинки с изображением мужчины и женщины, слившихся в нежном объятии, что было, вероятно, связано с культом плодородия и с поклонением Фрейру и Фрейе. Фрейя была сестрой Фрейра, его женским воплощением, и она также являлась культом всеобщего поклонения. Она была богиней любви и плодородия, предводительницей женских созданий. Существовали также валькирии – воинственные девы, решающие по воле бога Одина исход сражений. Отбирали храбрейших из павших воинов и уносили в Вальхаллу. Во внешнем круге Земли обитали злые великаны, враги богов и людей. Их можно было встретить в наиболее пустынных местах, наряду с противоречивым, хитрым и коварным Локи, отцом Мирового змея и волка Фенрира. Локи разъезжал между богами и великанами, строил козни, натравливая их друг на друга, и не раз обманывал и тех, и других. В пустынных местах обитали также карлики, мудрые и хитроумные, которые были к тому же искусными мастерами-умельцами. Далее существовали эльфы, жившие в глубинах земли, и духи, сопровождавшие человека или его семью. Они олицетворяли то, что мы бы теперь назвали наследственными чертами.

Скандинавы веровали в неизбежность конца мира, когда силы зла, воплощенные в Великом волке Фенрире и Мировом змее Ёрмунганде, вырвутся на свободу и в последней битве, в час Рагнарёк, погибнут все боги, герои и храбрейшие воины, призванные на помощь Одином. Вместе с ним должны исчезнуть и силы зла. После этого возродятся новая земля и новые боги, и все начнется сначала.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.