Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 2. 1. Аддиктивное поведение в результате приема алкогоголя, наркотических (токсикоманических) и психотропных средств






Аддиктивное поведение у подростков, согласно А.Е. Личко (1979), включает знакомство с опьяняющими дозами в возрасте до 16 лет и регулярное употребление подобных веществ без признаков зависимости в старшем возрасте. Ранний (подростковый) алкоголизм и наркотинизм подразумевает развитие хотя бы первой стадии заболевания в возрасте до 18 лет. Основным признаком заболевания на данной стадии является индивидуальная психическая зависимость: прекращение приема спиртного вызывает чувство тревоги, напряженность, но без отчетливого физического дискомфорта. Эйфоризирующее действие алкоголя проявляется усилением агрессивности, причем алкогольные эксцессы провоцируются компанией, избытком свободного времени, доступностью спиртного в семье. Наряду со стертыми проявлениями абстиненции появляется ряд других признаков. Среди них, такие как угасание защитных рефлексов на передозировку, повышение толерантности и возникновение картины социальной дезадаптации. Обнаруживается перестройка иерархии мотивов личности: конструктивные, санкционированные обществом побуждения (учеба, интересы, спорт, хобби) утрачивают свою значимость. Большая часть времени уходит на поиск спиртного или наркотиков, в силу чего меняется, и окружение подростка - чаще вступает в группы, где принят стиль интенсивной алкоголизации; в общении превалируют алкогольные проблемы и тематика.

На втором этапе алкогольной болезни отчетливо обнаруживаются признаки физической зависимости от спиртного: перерыв в его употреблении вызывает выраженную абстиненцию. Она включает, помимо психических симптомов, явные соматические и неврологические нарушения. Обычно абстинентный синдром формируется спустя 1 - 1, 5 года; в отличие от взрослых он характеризуется меньшей длительностью, наличием в постабстинентном периоде чувства разбитости, тревожности, обидчивости, склонности к раскаянию. Абстинентный синдром развивается одновременно с симптомом утраты контроля, изменением картины опьянения (вместо эйфории начинают превалировать дисфорические признаки, более выраженными становятся амнестические формы опьянения), приобретает неодолимый характер. На этой стадии обнаруживается существенное преобразование личности подростка, как правило, в сторону выраженной акцентуации с последующей психопатизацией по шизоидному, эпилептоидному, неустойчивому, истероидному и другим типам.

На стадии выраженного развития алкоголизма у подростков резко снижается переносимость спиртных напитков, появляются истинные запои, выписки " в одиночку". Все более значимыми становятся соматовегетативные проявления, а также нарастание парциального слабоумия. Изменения в характере носят налет постоянной раздражительности, озлобленности, дисфории, депрессии, тяжелые проявления пьянства влекут за собой стойкую социальную дезадаптацию: подростки забрасываю учебу, порывают связь с семьей, ведут паразитический образ жизни, их поведение все больше приобретает антисоциальную направленность.

Как развивается алкогольное аддиктивное поведение? Когда появляется непосредственная опасность его возникновения? Тогда, когда появляется новое отношение к алкоголю. Оно заключается в ощущении нужности его приема для достижения определенного желаемого эмоционального состояния. Употребление алкоголя перестает носить обсессивный характер. Возникает четкое осознание особых " возможностей", связанных с алкоголем, открывающих дверь в мир измененных интенсивных эмоций. Постепенно содержание мышления становится все более сконцентрированным на этих состояниях и, следовательно, на алкоголе как на веществе, прием которого позволит вызвать снова эти состояния. Эффект ожидания приобретает здесь большое значение, так как во многом предопределяет содержание переживаний во время опьянения.

Один из часто встречающихся эффектов алкоголя, входящий в структуру алкогольного аддиктивного поведения (" кэф-эффект"), заключается в чувстве психологического и физического комфорта, своеобразной релаксации, безраразлично-созерцательному отношению к происходящему. Такое состояние обычно сопровождается усилением актуальности сиюминутных стимулов, что выражается в том, что разговор с участниками выпивки приобретает заостренный эмоциональный характер. Несколько усиливается воображение, сокращается дистанция общения, преобладает психическая пассивность. Состояние сопровождается отчетливым желанием удержать его как можно дольше, что оказывается возможным при употреблении последующих доз алкоголя.

Следующим эффектом, с которым связано развитие аддиктивного поведения, является транквилизирующее действие, заключающийся в способности алкоголя временно смягчать явления эмоционального напряжения, психологического дискомфорта. Необходимо, наконец, учитывать и способность алкоголя вызывать повышение настроения (эйфоризирующий эффект), чувство " взлета", беззаботности, повышенную самооценку, " розово-очковый" оптимизм.

Таким образом, все вышеуказанные эффекты могут приводить к развитию психической зависимости от алкоголя, способствовать формированию алкогольного аддиктивного поведения. В формировании алкогольного аддиктивного поведения имеют значение факторы, облегчающие развитие алкогольной зависимости. К ним относятся биологические, психологические и социальные факторы.

Формирование алкогольного аддиктивного поведения идет параллельно с изменением личности и ее связей с окружающим миром. Стираются индивидуальные различия в образе жизни, запросах, привычках, интересах, мотивах деятельности. Лица с алкогольным аддиктивным поведением по мере его прогрессирования становятся похожими друг на друга. Аддиктивная алкогольная мотивация становится главной в жизни, она временно объединяет алкогольных аддиктов в быстро формирующиеся с цепью выпивки и также быстро распадающиеся группы. Атмосфера пьющих компаний создает благоприятный фон для формирования алкогольного аддиктивного поведения. В компании таких же опьяненных людей подросток, принявший спиртное, ощущает более выраженную эйфорию, " жажду общения", испытывает " прилив сил" и т.д. Культ особого общения, " облегченного" действием алкоголя и принятыми нормами поведения в опьяневшей компании, притягивает к себе подростков, уже имеющих затруднения обычных контактов с людьми в связи с развивающимся аддиктивным поведением.

Таким образом, личность движется по пути все большего нарастания нарушений взаимоотношений с другими людьми, прежними знакомыми, друзьями, с одновременным принятием норм и правил " алкогольной субкультуры", что ускоряет развитие алкогольного аддиктивного поведения.

Длительный прием алкоголя в рамках алкогольного аддиктивного поведения приводит к развитию физической зависимости от алкоголя. Потеря контроля представляет собой невозможность остановиться, прекратить прием алкоголя после начальной дозы. Достаточно выпить рюмку алкоголя, чтобы сразу же возникло непреодолимое стремление к приему дальнейших доз, так как возникает вскоре чувство, что чего-то не хватает, становится " не по себе" и кажется, что достаточно еще немного выпить, чтобы " все стало на свое место", т.е. достигнут желаемый эффект. Однако прием следующей дозы алкоголя снова только на короткое время изменяет состояние, и нужно снова пить. Таким образом, при сформировавшемся симптоме потери контроля алкогольный аддикт не в состоянии ограничиться приемом доз алкоголя, соответствующих его толерантности, постоянно превышает их и напивается до состояния " полного бесчувствия", т.е. до развития очень тяжелого опьянения.

Абстиненция развивается на выходе из опьянения. Она выражается в плохом физическом состоянии. Характерны общая слабость, изжога, тошнота, боли в области желудка, груди, сердцебиение, дрожание всего тела. Беспокоит чувство тяжести в голове, все окружающее раздражает, особенно громкие звуки, шум, яркий свет, запахи. Характерны отвращение к еде, неприятный вкус во рту, жажда. Настроение снижено, иногда с оттенком тревожности или злобности.

На фоне расстройств, свойственных алкогольной абстиненции, имеется отчетливое стремление к приему алкоголя, что связано с желанием избавиться от неприятного состояния. Развитие алкогольного аддиктивного поведения сопровождается формированием психологической зависимости от алкогоголя, к которой в дальнейшем в связи с обменными нарушениями присоединяются явления физической зависимости.

Проиллюстрируем на примере. Подросток П., 16 лет. Из непьющей семьи. С детства был хилым, худеньким, медленно рос. В 7 лет из-за слабого физического развития не взяли в школу. Часто болел ангинами. Воспитание было необычным: нежный, ласковый отец и довольно суровая мать. В младших классах под постоянным контролем отца учился удовлетворительно. Отличался трусливостью, дружил с мальчиком, который его защищал. Когда ему было 10 лет, скоропостижно скончался отец. Не прошло и полгода, как на его глазах погиб под автомашиной его друг-защитник. Обе смерти пережил довольно легко. С 13 лет резко изменился: не слушал мать, стал грубым, забросил учебу, прогуливал школьные занятия. Сдружился с физически сильным второгодником, тот втянул его в компанию выпивающих подростков. С ними стал охотно и часто пить вино " для веселья". Раз-два в неделю являлся домой пьяным. Чтобы оторвать от компании, мать отправила его в другой город к родственникам. Учился там в 8 классе. Не найдя себе собутыльников в школе, завел знакомства среди уличных подростков, стал выпивать с ними. Возвращенный обратно матери, " совсем сорвался". Все время стало тянуть на выпивки, искал любую случайную компанию, где можно было распить вино. Для опьянения стала требоваться все большая доза спиртного - выпивал уже по бутылке вина в один прием. Исчез рвотный рефлекс при передозировке. Попал в вытрезвитель. За антиобщественное поведение осужден и направлен в колонию. Данный клинический случай ярко демонстрирует роль микросоциальной среды на формирование аддиктивного поведения у подростка.

Для сотрудников ОППН важным является знание симптомов интоксикации различными токсическими и наркотическими средствами (табл. 1).

Таблица 1.

ТОКСИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА СИМПТОМЫ
Анаша Приятные ощущения, ╚ кайф╩, беспричинный смех примерно через 5-10 минут после приема
Клей ╚ Момент╩, клей БФ Красочные, яркие галлюцинации (╚ глюки╩, ╚ мультики╩) у 40%. Страшные галлюцинации (змеи: кобра, гадюки; приближается смерть в виде черного пятна, двигается стенка и др.) у 60%.
Бензин Головная боль, в меньшей степени галлюцинации; сумеречное состояние, кашель.
Табак Улучшение общего настроения, сердцебиение, расслабление, кашель.

 

В результате употребления высоких доз наркотиков, чаще опиатов, сотруднику ОППН нередко приходится оценивать тяжесть состоянияподростков. Именно поэтому для оценки тяжести абстинентного синдрома ниже мы приводим следующую таблицу.

Таблица 2






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.