Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 2. Аддиктивное поведение и его формы






Аддиктивное (лат. addictio - уклоняющийся) поведение выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или видах деятельности, что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Процесс употребления того или иного вещества (алкоголя, психотропных, наркотических веществ и др.), изменяющего психическое состояние, привязанность к какому-либо предмету или участие в активности, принимает такие размеры, что начинает управлять жизнью человека, делают его беспомощным, лишают воли к противодействию аддикции.

Изменение настроения по аддиктивному механизму у подростков может быть достигнуто различными способами: с помощью приема алкоголя или одурманивающих веществ; участием в азартных играх, включая современные компьютерные игры; посредством сексуальной аддикции; перееданием или голоданием; длительным прослушиванием музыки, главным образом основанной на ритме; полным погружением в какой-то вид деятельности, забывая о своих других жизненно важных проблемах и обязанностях. Так, сексуальные аддикты отправляются в районы города, где они могут встретиться с лицами противоположного пола, ищущими приключений; алкогольные аддикты ищут ситуаций, в которых наиболее вероятно проведение времени с употреблением алкоголя; аддиктивные азартные игроки испытывают наибольшее удовольствие, участвуя в азартных играх. Даже само размышление на эти темы вызывает у аддиктов чувство эмоционального возбуждения, волнения, подъема или релаксации. Таким образом, достигается ощущение ╚ контроля╩ над собой и ситуацией, чувство удовлетворения жизнью. Аддиктивное поведение создает иллюзию решения проблем, спасения от стрессовых ситуаций путем избегания последних. В этой особенности аддикции содержится большой соблазн: хочется идти по пути наименьшего сопротивления. Аддиктивный подход зарождается в глубине психики, он характеризуется установлением эмоционального отношения, эмоциональной связи с неодушевленным предметом или явлением. При формировании аддиктивного подхода происходит замена межличностного отношения проекцией своих эмоций на предметные суррогаты. Но на сознательном уровне аддикты используют для самозащиты механизм, который называется в психологии " мышление по желанию". Он заключается в том, что человек вопреки логике причинно-следственных связей считает реальным лишь то, что соответствует его желаниям, содержание мышления при этом, в свою очередь, подчинено эмоциям.

Формы аддиктивного поведения достаточно разнообразны, но их объединяет общее аддиктивное звено - стремление к искусственному изменению психического состояния, вызыванию субъективно приятных эмоций. Достижение изменения осуществляется путем обращения к определенным предметам или активностям. Существуют ли здесь определенные предпочтения? Все ли предметы, события, все ли виды активности могут стать аддиктивными? Теоретически да, но практически наиболее часто встречающиеся формы отражают специфические свойства предметов и активностей, которые " облегчают" использование их с аддиктивной целью. На первый план выступают вещества, обладающие способностью изменять психическое состояние. К ним относятся, например, транквилизаторы (лекарства, применяемые для снятия напряжения, успокоения, психической релаксации), снотворные, психотропные, наркотические средства и др., употребляемые обычно в больших дозах не по назначению врача. Алкоголь также относится к числу веществ, изменяющих психическое состояние, и поэтому обладает большой аддиктивной привлекательностью. К веществам, не обладающие способностью вызывать изменение психического состояния, аддикция развивается реже, для ее возникновения нужны эмоциональная психологическая проекция, участие функции воображения, использование вкусовых, осязательных и других ощущений. Выбор объектов аддикции зависит, естественно, от их доступности, а также этнокультуральных традиций. Кроме того, следует обратить внимание на особенность аддиктивного поведения: аддикты могут легко переходить от одной формы аддикции к другой, от одного аддиктивного объекта к другому, сохраняя при этом основные аддиктивные механизмы. При этом переход от одной формы аддиктивного поведения к другой создает иллюзию исчезновения проблемы. Эта иллюзия очень опасна и может приводить к серьезным последствиям для подростка и общества.

Деятельность подростков проявляется в форме направленности личности, которые сформулированы по К.К. Платонову определяются в виде: влечений, желаний, интересов, идеалов, мировоззрения и убеждений. Потребности личности выражаются в мотивах, то есть непосредственной побуждающей деятельности. Схематически мотивация подростка представлена на рис.2.

 

При формировании аддиктивного поведения значительно страдают социальные и духовные потребности, а основополагающими формами поведения становятся органические и материальные. Человек превращается в гедоническое существо. Это ведет к формированию аддиктивного поведения.

Аддиктивное поведение, имеет динамику, т.е. определенное развитие, заключающееся в прогрессивном углублении нарушений в случаях, когда процесс не будет остановлен.

 

На первом этапе аддиктивного поведения, его исходная точка - переживание интенсивного острого изменения психического состояния в виде повышенного настроения, чувства радости, экстаза, необычного подъема, ощущения драматизма, риска в связи с определенными действиями и фиксация в сознании этой связи. Здесь очень важна интенсивность переживаемой в таком случае эмоции. Например, подростки с алкогольным аддиктивным поведением достоверно чаще помнят первую встречу с алкоголем, чем лица без алкогольных проблем. Это объясняется интенсивным эмоциональным переживанием в первом случае и отсутствием такового во втором. Лица с развившимся в дальнейшем алкогольным поведением во время первой выпивки испытывали серьезное изменение психического состояния: в большинстве случаев чувство веселья, " взлета", " высвобождения" и т.д. Это состояние фиксировалось в памяти, и на основе этой фиксации развивалось аддиктивное поведение. Интересно, что развитие аддиктивного алкогольного поведения часто имело место и в тех случаях, когда первая встреч с алкоголем сопровождалась интенсивными переживаниями отрицательного содержания. Они также фиксировались в памяти, вызывали желание еще раз попробовать: вызовет алкоголь это или же другое состояние. Начало формирования аддиктивного поведения характеризуется, возникновением понимания, что существует определенный способ, вид активности, с помощью которого можно сравнительно легко изменять свое психическое состояние. Естественно, что подростки, испытывающие трудности в семье, в школе, недовольные собой и окружающим миром, легче и быстрее становятся на путь аддикции, особенно при отсутствии поддержки со стороны близких и друзей.

Второй этап аддиктивного поведения характеризуется формированием определенной последовательности прибегания к средствам аддикции. Устанавливается определенная частота реализации аддиктивного поведения, которая зависит от ряда факторов: особенностей личности до возникновения аддикции, установок предшествующих аддикции, ценностей воспитания, культурного уровня, окружающей социальной среды, значимых событий в жизни, изменений привычного стереотипа, изменением состава семьи, заболеванием и др. Ритм аддикции на этом этапе коррелирует с фрустрациями и определяется порогом переносимости этих затруднений. В промежутках между аддиктивным поведением, подростки продолжают находиться в сфере прежних межличностных отношений. Они как бы идут естественным и искусственным (аддиктивным) путем. Постепенно аддиктивный ритм становится более частым, а естественные отношения с людьми отступают на второй план. Ситуации, вызывающие аддиктивную реализацию поведения подростков, становятся все более разнообразными: все, что вызывает душевное беспокойство, тревогу, чувство психологического дискомфорта, провоцирует аддиктивное поведение.

На третьем этапе происходит формирование аддиктивного поведения как интегральной части личности. Учащение аддиктивного ритма у подростков приводит к тому, что он становится стереотипным, привычным типом поведения, методом выбора при встрече с требованиями реальной жизни. Иногда, у таких подростков под влиянием различных обстоятельств могут возникать периоды, когда аддиктивное поведение временно прекращает проявляться. Например, подростки с алкогольным аддиктивным поведением могут самостоятельно прекращать употребление алкоголя, столкнувшись с серьезными неприятностями в школе и дома. Однако если произошло формирование аддиктивного поведения как интегральной части личности, этот блок остается в психике и практически всегда возможно возвращение на рельсы аддиктивного ритма. Следует учитывать и возможность другого варианта - перехода на новую форму аддиктивной активности, что большинство окружающих долгое время не замечают.

Формирование аддиктивного звена как интегральной части личности сопровождается внутренней борьбой. Несмотря на наличие защитных механизмов, возникает чувство тревоги, неблагополучия. Анализируя такие состояния, Ц.П. Короленко и Т.А. Донских (1990), пришли к заключению, что значение имеет ощущение " инакости", отличия от других, т.е. в жизни появляется тайна, формируется какая-то другая личность со своими особыми привычками, реакциями, интересами. Эта вторая личность во многом противоположна прежней: она не просто сосуществует с ней, но вытесняет и разрушает ее. Процесс характеризуется определенным раздвоением личности и внутренней борьбой. Выступает защитная реакция отрицания существующих проблем. Это внешнее отрицание (отрицание для других) может сочетаться с внутренним осознанием опасности. И тогда вступает в действие защитная реакция " для себя", она заключается в использовании формальной логики. Применительно к аддиктивному поведению это выглядит как объяснение своего поведения ссылками на различные внешние факторы и ситуации. Например, подростки с серьезными алкогольными проблемами, отрицая их наличие, нередко склонны объяснять свои неудачи плохими взаимоотношениями с учителями, родителями или невозможностью самовыражения. Формирование аддиктивного поведения как интегральной части личности делает аддиктов невосприимчивыми к попыткам их критики, разубеждению на уровне здравого смысла. Формально-логические умозаключения аддикта подчинены его эмоциональному состоянию и являются по сути дела оформлением в логической форме " мышления по желанию", направленного в данном случае на вытеснение из сознания реальной ситуации, на блокирование возможности критического отношения к себе. Мотивация искусственного изменения своего психического состояния становится настолько интенсивной, что отношение к проблемам окружающих людей, включая наиболее близких, теряет актуальность. Алкогольного аддикта не беспокоит на определенном этапе то, что о нем думают его близкие. Однако он может внешне пытаться произвести впечатление, что он это переживает.

На четвертом этапе происходит полное формирование аддиктивного поведения. Аддиктивная часть личности подростка полностью определяет его стиль жизни, отношения с окружающими. Такое доминирование аддиктивного поведения функционирует как самообеспечивающая система. Подросток погружается в аддикцию, он окончательно отчужден от общества, изолирован, его внутреннее исходное " Я" разрушено, остается только внешняя оболочка. Сами аддиктивные реализации не приносят прежнего удовлетворения, контакты с прежними друзьями и близкими людьми крайне затруднены даже на социальном уровне. На этом этапе доверие к аддиктам уже утеряно, их начинают воспринимать как неудачников. У подростков в этой стадии все более серьезной становится проблема общения с окружающими, нарастает одиночество. Для того чтобы лучше понять механизмы этого явления, вспомним, что все формы аддиктивного поведения предполагают разрыв с прежним общением, с миром реальных проблем, реальных людей с их заботами, надеждами, страданиями. Конечно, лица с алкогольным, наркотическим или другим аддиктивным поведением нередко объединяются в компании и коллективно употребляют алкоголь или наркотические, психотропные вещества. Однако они даже если и испытывают чувство взаимопонимания, то это чувство исчезает после окончания действия аддиктивных веществ и активностей и сменяется разочарованием и одиночеством. Как правило, у лиц с алкогольным аддиктивным поведением наблюдается во многих случаях следующая динамика. Вначале - выпивки в компании с получением удовольствия при совместном проведении времени в обществе людей, к которым испытывается симпатия. В последующем - разборчивость в отношениях с окружающими снижается, и лица находят себе случайных аддиктивных компаньонов с выраженными алкогольными нарушениями. И, наконец, стремление к общению во время выпивки вообще исчезает, и начинаются выпивки в одиночку.

Пятый - заключительный этап формирования аддиктивного поведения. Аддиктивное поведение разрушает не только психику, но и биологические процессы, происходящие в организме. Особенно тяжелые изменения развиваются у лиц с наркотическим и токсикоманическим аддиктивным поведением, когда хронические интоксикации приводят к поражению органов и систем, возникновению истощения. Различные формы аддикции на заключительном этапе поражают преимущественно те или иные органы и системы: при аддиктивном переедании развиваются ожирение, нарастание массы тела, что в свою очередь приводит к сердечно-сосудистым расстройствам; алкогольное аддиктивное поведение часто приводит к серьезным заболеваниям печени, развитию цирроза. Общий стиль жизни подростков с аддиктивным поведением характеризуется пренебрежением правилами гигиены, отсутствием внимания к состоянию своего здоровья. Это находит на заключительном этапе выражение в возникновении тяжелых соматических и психических заболеваний.

Психологическое состояние аддиктов на заключительном этапе определяется в основном подавленностью или апатией. Это обусловлено, в частности, тем, что само аддиктивное поведение, процесс непосредственной реализации аддиктивных мотиваций уже не приносит прежнего удовлетворения, не вызывает столь желаемых выраженных изменений настроения. Возвратиться к прежним, доаддиктивным ценностям оказывается невозможным, так как здоровая часть личности и прежнее " Я", разрушена. Положение усугубляется разрывом с близкими, семьей, прекращением учебы. Они часто нарушают общественный порядок, законы, появляясь, например, в состоянии опьянения или наркотической интоксикации в общественных местах, попрошайничают, вымогают деньги у прохожих, совершают квартирные кражи. Преобладающее пониженное настроение может провоцировать у части аддиктов попытки совершить самоубийство. Такие попытки обычно не являются результатом длительных раздумий, а возникают импульсивно, внезапно, часто на фоне алкогольного опьянения. Спасенные после таких попыток аддикты на словах сожалеют о случившемся, однако, глубоко не переживают, и всегда существует риск повторения попытки суицида. Основные мотивы попыток совершить самоубийство на этом этапе: отчаяние, невозможность найти выход, чувство безысходности, изоляции и отчуждения от мира, одиночество.

Работа с аддиктами в заключительной стадии процесса очень трудна, так как с этими подростками почти невозможно установить эмоциональный контакт. Аддикты разучились эмоционально контактировать с людьми, исключают возможность взаимопонимания, избегают всего того, что носит доверительный характер.

Наблюдения за подростками с различными формами аддиктивного поведения позволяют выделить несколько особенностей, определяющих их поведение в межличностных отношениях:

1) стремление говорить неправду, обвинять других, зная, что они невиновны;

2) стереотипность, повторяемость поведения;

3) зависимость;

4) стремление уходить от ответственности в принятии решений;

5) скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством;

6) сниженная переносимость трудностей повседневной жизни, наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций;

7) внешняя псевдосоциабельность, сочетаемая со страхом перед стойкими эмоциональными контактами;

8) тревожность.

Аддиктам, прежде всего " фармакологическим", нельзя доверять, они часто говорят неправду, много обещают и не выполняют своих обещаний. Это касается, прежде всего, обещаний прекратить аддиктивное поведение. Обычные заявления: " это последний раз", " больше это никогда не повторится", " я уже все понял, осознал" и т.д. - повторяются бесконечно, но поведение в основном остается прежним. Необязательность представлена и в других вопросах. Вообще следует подчеркнуть, что с алкогольными, наркотическими аддиктами нельзя о чем-либо серьезно договариваться. В своих неудачах аддикты обвиняют всегда других.Все это свидетельствует о формировании у аддикта синдрома анозогнозии.

Особенности поведения подростков с аддиктивным поведением характеризуются стереотипностью, т.е. одни и те же образцы поведения повторяются, становятся как бы болезненным ритуалом. Поэтому, установив общие черты схемы, поведение аддиктов сравнительно легко предсказать. Значительно труднее, к сожалению, этот стереотип изменить, так как защитные реакции отрицания, рационализации являются серьезной помехой.

У подростков с аддиктивным поведением иногда обнаруживается такая черта, как зависимость. Зависимость проявляется нередко в виде подчиняемой мотивации приема алкоголя или других веществ, т.е. подчинения аддиктивного поведения давлению со стороны авторитетных подростков с аддиктивным поведением. Для большинства подростков характерны также пассивность, отсутствие самостоятельности. Такого рода аддикты обычно стремятся к получению поддержки со стороны " авторитетных" для них фигур среди тех же алкогольных, наркоманических аддиктов легко попадая под их влияние.

Нужно иметь в виду, что явления зависимости не всегда выступают в открытой форме и не видны на поверхности. Возможны и такие случаи, когда подростки с алкогольным аддиктивным поведением стараются внешне всячески подчеркнуть свою независимость, силу и мужественность. В обществе в течение длительного времени создавался имидж " сильного человека", к атрибутам которого относились курение, умение выпить с хорошей переносимостью алкоголя. Для ряда подростков употребление алкоголя и сейчас ассоциируется с мужественностью, причислением к " взрослым". Более глубокое изучение механизмов, лежащих в основе явления, показывает, что все эти лица крайне чувствительны к мнению о них в группе, членами которой они являются. Очень важно выглядеть сильным, соответствующим принятому имиджу самостоятельного, ничего не боящегося человека. Страшно " потерять лицо" в группе, оказаться " маменькиным сынком", " малолеткой" и т.д. Таким образом, здесь явления зависимости выступают в замаскированном виде, определяя во многом поведение в неформальной группе.

Лица с аддиктивным поведением стараются не брать на себя ответственность в принятии серьезных решений. Эта особенность проявляется в различных условиях, дома и на производстве. В домашней обстановке аддикты стараются, чтобы ответственные решения принимал другой член семьи.

Скрытый комплекс неполноценности проявляется в частых сменах настроения, неуверенности, избегания ситуаций, в которых их способности могут быть объективно проверенными. В то же время для них в ряде случаев бывает типичным развязное, брутальное поведение, они ставят себя в позицию превосходства перед другими, требуя всяческих привилегий или поблажек. Подростки любят рассказывать о себе таким образом, чтобы у слушателей возникал имидж их значимости. Комплекс неполноценности резко выступает при ╚ фармакологических╩ формах аддикции в периодах окончания действия вещества, если к нему развились явления физической зависимости, особенно на фоне абстиненции, когда аддикты чувствуют себя физически больными, испытывают тревогу, подавленность. Подростки, страдающие алкоголизмом, могут испытывать во время абстиненции тревогу, страх, воспринимать искаженно реальную обстановку. Им нередко кажется, что окружающие их люди оскорбляют их. При этом иногда имеют место обманы восприятия - вербальные иллюзии, когда пациент искаженно воспринимает произнесенное слово или фразу.

Сниженная переносимость трудностей выражается в том, что аддикты стремятся к немедленному удовлетворению своих требований, желаний. В тех случаях, когда желания подростков не удовлетворяются, они в зависимости от конкретной ситуации проявляют два основных типа реагирования: реакцию раздражения и злости, эмоциональные вспышки, или немедленный уход от возникшего затруднения. Аддиктам несвойственно откладывать реализацию желаний: терпение - не для них! Объективные препятствия они считают специально сделанными для них, чтобы их как-то унизить. С этим связаны частые конфликты.

Социабельность лиц с аддиктивным поведением ограничена во времени и имеет поверхностный характер. Алкогольные, аддикты особенно активны в алкогольных компаниях, в ситуациях выпивки. У них имеется своеобразное чувство юмора (юмор казармы, алкогольный юмор), они хорошо рассказывают придуманные истории о своих достижениях, успехах. Вспоминая об отдельных неудачах, они используют их для обвинения других людей, много говорят о несправедливости, невезении, иногда о заговоре против них в связи с завистью, неблагодарностью. Кроме того, основной задачей правонарушений несовершеннолетних является предупреждение и коррекция социальной дезадаптации подростков, которые являются результатом неблагоприятногоразвития.

Тревожность как черта лиц с аддиктивным поведением наблюдается во многих случаях при различных формах аддикции. Прежде всего, следует подчеркнуть, что в кризисных, экстремальных ситуациях тревожность у аддиктов может отступать на второй план, и в то же время тревожность может проявляться в обычной жизни. Это ситуации межличностного общения, ситуации, которые требуют от аддикта проявления глубокой эмоциональной привязанности, на которую он не способен. Это одна из причин на первый взгляд парадоксальной ситуации, когда аддикты, познакомившись с человеком, пытающимся им помочь и проявляющим к ним добрые чувства, в ответ не только не выходят из аддиктивного поведения, но даже усиливают его. При этом они следуют формуле: " чем хуже, тем лучше" - с целью как можно быстрее покончить с появившейся эмоциональной проблемой. В таких случаях обычно происходит борьба мотивов: аддиктивная часть личности боится глубокой эмоциональной привязанности к человеку, оставшееся здоровое " Я" стремится покончить с аддикцией. В зависимости от выраженности аддикции, от предшествующего аддикции воспитания, влияния среды, наличия или отсутствия поддержки, квалифицированной помощи исход этой борьбы может быть различным.

Аддиктивное поведение, реализуемое с помощью различных веществ, изменяющих психическое состояние, получило широкое распространение. Круг употребляемых веществ включает наркотические и психотропные вещества, применяемые в дозах, превышающих терапевтические, а также препараты бытовой химии, органические растворители и др. Многие из применяемых с аддиктивной целью веществ чрезвычайно токсичны и вызывают необратимые и тяжелые поражения внутренних органов, головного мозга, что нередко приводит к смертельным исходам. Что заставляет подростков прибегать к употреблению всех этих веществ? Вначале любопытство, подражание лицам, уже имеющим опыт в употреблении этих веществ, затем происходит постепенное, порой очень быстрое формирование аддиктивного поведения, когда основными в жизни становятся аддиктивные мотивации. Остановимся подробнее на некоторых формах аддиктивного поведения, связанного с употреблением веществ, изменяющих психическое состояние.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.