Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 1. Юридическая и медицинская оценка возраста несовершеннолетних






Конституция и Гражданский, Уголовный кодексы РФ определяют возраст совершеннолетия в 18 лет. В этом возрасте лицо является в полной мере обладателем всех политических, социальных и имущественных прав. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность, не может быть моложе 14 лет, а полная уголовная ответственность начинается после исполнения 16 лет (ч. 1, ст. 20 УК РФ). Подростки 14 - 16 лет могут быть привлечены к уголовной ответственности лишь за тяжкие преступления, а несовершеннолетним 16-18 лет могут быть инкриминированы все статьи УК РФ. При небольшой общественной опасности поступка (административный проступок) к ним могут применяться не пенитенциарные, а принудительно-воспитательные меры в специальных воспитательно-трудовых учреждениях.

Административной ответственности в полной мере подлежат подростки, достигшие к моменту совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста (Ст. 13 КоАП РСФСР). Это в целом соответствует положениям гражданского, семейного, трудового и уголовного законодательства Российской Федерации. Указанное правовое положение о возрасте несовершеннолетних связано со сложившимся представлением о естественной психической и социальной незрелости подростков, которая определяет их неспособность в полной мере осознавать как сложные законы общества и правила поведения, так и логически мотивировать свои поступки. А также недостаточное знание подростками правовых норм и, соответственно, умение ими пользоваться. Иными словами незрелость их волевых функций и неспособность адекватно прогнозировать последствия своих действий. Степень выраженности возрастной психической незрелости зависит от многих факторов, но при отсутствии психических нарушений и других причин связана с возрастом несовершеннолетнего. Таким образом, даже при нормальном психическом развитии несовершеннолетние в возрасте 14-18 лет являются ограниченно ответственными.

В понятии психиатра-эксперта подростковый возраст, будучи переходным этапом, от детства к достижению физической, психической и социальной зрелости, определяется влиянием мощных биологических и социально-психологических факторов. Половое созревание, сопровождается бурными нейроэндокринными пубертациями, может способствовать выявлению генетически обусловленных задатков как позитивного (одаренность в той или иной области и др.), так и негативного (личностные и психические аномалии) порядка. В подростковом возрасте происходит становление личности. Неустановившийся характер при определенных условиях может стать почвой, а нередко и причиной неожиданных реакций, неадекватного поведения и даже психических расстройств. Общие психологические особенности этого возраста (вне зависимости от пола) несут в себе черты полярности: ранимость и черствость, мечтательность и циничность, застенчивость и развязность, неустойчивость эмоционального фона с переходом от беспричинной грусти к буйному веселью. Биологические и психологические аспекты переходного возраста тесно взаимодействуют между собой. Половое созревание, вызывая появление новых ощущений, изменения внешнего облика, формирует новые отношения с ровесниками и взрослыми, определяет место подростка среди ровесников. Задержанный или ускоренный темп полового созревания может стать фактором, влияющим на становление характера, формирование системы отношений. По многим причинам физическое и социальное созревание не совпадают по времени. Это связано с длительным обучением, поздним получением профессии и, следовательно, экономической самостоятельности, инфантильно-гедонической настроенностью и проч. Диспропорция физического, психического и социального созревания ведет к психологическим конфликтам. Социальное непризнание, формализация деятельности общественных молодежных структур, отсутствие интимно-личностного контакта с близкими взрослыми усугубляют свойственную подросткам склонность к переоценке традиционных ценностей, приводят к кризису авторитетов, противопоставлению себя миру взрослых, разным формам отклоняющегося поведения, в частности аддиктивного и антисоциального. Из вышесказанного следует, что подростковый возраст весьма уязвим по отношению, как к биологическим, так и к социально-психологическим воздействиям.

Место и роль пубертатного периода в генезе психических расстройств весьма различны в каждом конкретном случае. Половое созревание со свойственными этому времени психологической и гормональной ломкой может быть главной причиной неадекватных форм реагирования и появления отклонений поведения, присущих именно подросткам. Иными словами, выступать в роли патогенетического фактора, то есть служить провоцирующим фактором и может выявить генетически обусловленные психические заболевания. Уязвимость подросткового возраста по отношению к неблагоприятным влияниям среды делает этот возраст предрасполагающим фактором к патологическим формированиям характера. Пубертатный период может вызвать обострение начавшихся в детстве психических заболеваний, то есть выступить в роли преципитирующего фактора, может определять картину и течение психического заболевания, ╚ окрашивать■ болезненные переживания, придавая им возрастное своеобразие. Кроме того, предъявляемые в этом возрасте новые сложные требования, как в школьной программе, так и в межличностном общении могут выявить скрытую личностную аномалию или интеллектуальную неполноценность.

Раннее выявление конфликтов играет первостепенную роль в возникновении психических отклонений, личностных аномалий и конфликтов играет первостепенную роль в возникновении алкоголизма, токсикомании, неврозов, аддиктивного и деликвентного поведения.

Основные формы нарушений поведения и границы их проявления у подростков можно представить в виде схемы (рис.1).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.