Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование информационной культуры личности






 

Первая характеристика качества обучения - самостоятельность и эффективность работы с применением ЭВМ. Вторая характеристика обучения - компьютерная образованность. Ее основные признаки вытекают из обычных представлений об образованном человеке, взятых в контексте информатики. К ним относятся:

1) регулярное чтение компьютерной литературы в связи с основной, возможно некомпьютерной, специальностью;

2) широкий кругозор, ориентирование в многообразии популярных программ и компьютеров, знание их возможностей;

3) умение выбрать оптимальные ПС для конкретной работы;

4) способность обоснованно судить о качестве конкретных ПС;

5) наличие и ведение собственной библиотеки ПС;

6) наличие склонностей, любимых и нелюбимых ПС;

7) понимание приоритетов и ограничений при применении ЭВМ.

Третья характеристика качества образования – это информационная культура. Она может рассматриваться в связи с уровнем развития общества, характеристиками мышления личности [6]. Информационная культура – это прежде всего этика использования компьютера в контексте общечеловеческих ценностей, свод правил поведения человека в информационном компьютеризованном обществе, в человеко-машинных системах. Можно даже конкретно говорить в стиле заповедей, веками регулирующих нормальное человеческое поведение. «Не убий» чужую информацию случайно или умышленно.

«Не укради» чужую программу или данные. Проблема состоит в том, что скопированная информация не отчуждается от владельца как вещь, а возможно, информация вообще не является товаром в обычном смысле. Минимальное требование культуры здесь – не извлекать для себя прибыль из чужого труда и бесплатно полученное бесплатно же передавать, с согласия автора. Безусловно, копирование вопреки разрешению автора и тем более «взлом» защиты от копирования есть присвоение чужой собственности.

«Не сотвори себе кумира», что означает отказ от компьютерного фанатизма – «хакерства», от излишнего «зацикливания» на программах или языках, от попыток сужения реального мира до компьютерной среды. В сфере мировоззрения – это предостережение от очередной попытки объяснить все раз и навсегда, на этот раз через метафору компьютера.

«Не лжесвидетельствуй», т.е. не обсуждай те программы или данные, которые недостаточно хорошо знаешь.

«Возлюби ближнего, как самого себя»: помогай товарищам советом и примером, не занимай лишнего места в общей памяти, удаляй копии и устаревшие файлы, «убирай», восстанавливай за собой память после работы.

Есть в информационной культуре и эстетическое содержание – умение видеть, ценить и создавать красивое в информатике: оригинальный, краткий, понятный, быстрый, универсальный алгоритм; красивое оформление результатов (таблиц на бумаге или окон на экране), умелое использование графики и цвета.

Частью информационной культуры является и самоограничение – самодисциплина: привычка к структурной записи текстов алгоритмов, комментирование программного продукта для себя и других, наличие стройной системы в обозначениях, продуманная организация хранения своих данных во внешней памяти.

Теперь видно, что цели практического образования служат формированию компьютерной грамотности; цели общего образования и умственного развития связаны с компьютерной образованностью, а цели воспитания служат формированию информационной культуры [2, с.27-30].

Информационная культура - это уровень умений целенаправленной работы с информацией, использование новых информационных технологий для работы с ней; а также сформированность системы научных знаний и морально-этических норм работы с информацией [9].

Становление информационной культуры человека осуществляется в его повседневной деятельности под влиянием усвоения бытовых знаний и умений, информации средств массовых коммуникаций, в ходе самообразования, при общении в семье. Это – неуправляемый процесс. Он организуется и, очевидно, усиливается при целенаправленном развитии информационной культуры личности системами обучения и воспитания. Однако, не имея четкого представления о содержании информационной культуры личности, названные системы действуют хаотично, в отборе используемых ими форм и методов превалирует случайность. Обоснование содержания информационной культуры личности поможет более четко формулировать цели обучения и воспитания, более эффективно использовать имеющиеся средства влияния на человека.

Информационная культура проявляется:

· в умении поиска необходимых данных в различных источниках информации;

· в способности использовать в своей деятельности компьютерные технологии;

· в умении выделять в своей профессиональной деятельности информационные процессы и управлять ими;

· во владении основами аналитической переработки информации;

· в овладении практическими способами работы с различной информацией;

· в знании морально-этических норм работы с информацией [3].

Сформированность информационной культуры как части педагогической культуры открывает очень широкие возможности для оптимизации процесса обучения. Так, в частности, преподаватели получают возможность:

· использовать новые методы и способы представления, обработки данных (знаний студентов, их успеваемости, и др.);

· использовать в своей преподавательской деятельности более широкий спектр учебных материалов и наглядных пособий;

· разрабатывать и использовать компьютерные обучающие и контролирующие программы;

· повышать свою квалификацию путем дистанционного обучения в высших учебных заведениях;

· использовать для своего профессионального роста и самообразования информационные ресурсы компьютерных сетей [5].

Для того чтобы из стен высшей школы выходили специалисты, обладающие собственным мировидением и способные критически взглянуть на сегодняшние реалии и реформировать их, атмосфера вузовской жизни должна измениться, перестать быть рутинной и стать подлинно культурной, т.е. подающей пример творческого отношения к действительности и нацеленной на такое отношение.

Уровень развития информационной культуры студентов зависит не только от качества знаний, умений и навыков работы с информацией, но и от психологической и профессиональной готовности преподавателя к работе с информационно-технологическими средствами.

Информационная подготовка будущих специалистов должна носить непрерывный характер. Поэтому можно утверждать, что формирование информационной культуры должно осуществляться на всех ступенях среднего и высшего образования, по всем направлениям изучаемых курсов.

Для этого необходима непрерывно действующая система повышения квалификации преподавателей вузов, оснащенная современной компьютерной и телекоммуникационной техникой, соответствующим программным и методическим обеспечением, которые способны удовлетворять постоянно растущие профессиональные потребности. При этом, учитывая недостаточную разработанность программного (компьютерного) и методического (с применением новых информационных технологий) обеспечения учебного процесса, можно сделать вывод о наличии громадного поля деятельности для педагогов и студентов вузов, уже владеющих информационной культурой.

После окончания начального уровня подготовки значительное количество студентов начинает активно использовать возможности информационных технологий при самостоятельном изучении общеобразовательных и специальных, в том числе и экономических дисциплин, в частности, при выполнении курсовых проектов. При этом находят практическое применение приобретенные ранее навыки работы с прикладными и инструментальными продуктами, информационные ресурсы Internet.

Проблематизация учебной ситуации используется как одно из базовых средств формирования информационной культуры будущих специалистов. С помощью проблематизации достигается совершенствование таких аспектов информационной культуры как умение поиска необходимой информации, ее анализа и синтеза, владение практическими способами обработки информации, умение применять современные компьютерные технологии для поиска, сортировки и обработки нужной информации. При реализации проблематизирующего учебного проекта студенты переходят на более высокие уровни владения информационной культурой, а преподаватель обеспечивает выполнение условий своей учебной работы, как, например, адекватность учебно-информационной среды профессиональной среде по основным параметрам, а также направленность работы на формирование организации информационных процессов с целью принятия профессиональных решений.

На отечественных предприятиях идет активный процесс внедрения информационных систем, что позволяет в ходе научной работы, курсового и дипломного проектирования выполнять конкретные работы по заказу предприятия [10].

Таким образом, многоуровневая система информационно-технологической подготовки представляет собой единый интегрированный комплекс, целью которого является практическая реализация возможностей компьютерных технологий на всех этапах обучения в школе, университете и в дальнейшей профессиональной деятельности.

С расширением использования компьютерной техники наблюдается тенденция к росту потребности человека усилить ощущение собственной значимости. Следовательно, нам нужны такие знания и навыки, которые, с одной стороны, можно энергично и эффективно использовать для дальнейшего продвижения науки, техники, культуры, для выявления огромного потенциала компьютерных технологий, а с другой стороны, эти знания и навыки должны стать гарантом суверенизации личности ради наиболее полной реализации созидательных ресурсов человека.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.