Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 2.Трансграничные проекты






Приграничные районы, находящиеся на периферийных территориях своих стран и имевшие вследствие этого более низкие темпы развития по сравнению с центральными, в условиях усиления интеграционных связей между странами Европы оказываются в более выгодном экономико-географическом положении за счет возможностей использования потенциала приграничных государств.

Направления и пути развития современного градостроительства в значительной степени определяются внешней политикой Республики Беларусь в градостроительной сфере. Особенности положения Республики Беларусь в центре Европы предопределяют ее многовекторность, которая нацелена на укрепление связей со всеми сопредельными государствами.

В расширении сотрудничества большое значение имеют трансграничные территории, где прежде всего возникают и реализуются общие интересы Беларуси и соседних стран.

Эти регионы Беларуси подразделяются на две группы. Первая включает три региона на западной и северо-западной границе, общие со странами ЕС (Польша, Литва, Латвия). Ко второй группе принадлежат северо-восточный и восточный регионы на границе с Россией, а также южный на границе с Украиной. На характер и интенсивность трансграничных взаимосвязей в значительной степени влияют географическое расположение, история развития и международные отношения этих государств.

Приграничные регионы играют важную роль не только в территориальной организации сопредельных стран. Они имеют особое значение как в системе расселения и транснациональных взаимосвязей, так и в природном комплексе Европы.

Планирование территориального развития трансграничных регионов, исходя из их уникального геополитического положения, осуществляется в условиях стратегического взаимодействия между Российской Федерацией, Украиной и странами ЕС. Это предполагает разработку такой стратегии, которая, с одной стороны, реализовывала бы территориальную политику Беларуси, с другой - координировалась со стратегиями развития стран ЕС, СНГ и, в частности, приграничных государств: Польши, Латвии и Литвы, России и Украины.

Независимо от курса внешней и внутренней политики в сопредельных государствах все больше распространяется понимание необходимости укрепления связей с ближайшими соседями. Так же остро ощущается потребность в налаживании партнерских отношений между государственными, муниципальными органами, различными неправительственными организациями и частным сектором. Различные формы добрососедского сотрудничества в экономической, научной, образовательной, культурной и иных сферах требуют разработки взаимоувязанных программ территориального развития приграничных регионов.

Главное, на что следует обратить внимание в первую очередь, — надлежащее благоустройство дорог, связанных с системой трансъевропейских коммуникаций. Важнейшие межгосударственные магистрали должны быть оборудованы системой съездов, локальным соединением наиважнейших транзитных дорог с местными локальными путями сообщения, особенно с такими, которые ведут к поселениям, перспективным для туристского осмотра, и к местам обслуживания туристов.

Многие приграничные города находятся в Чернобыльской зоне, поэтому для них жизненно важны разработка мероприятий и осуществление согласованных действий правительств Беларуси, России и Украины, направленных на смягчение последствий катастрофы. Этому аспекту деятельности сегодня уделяется большое внимание.

Еще среди возможных действий следует назвать разработку схемы инвестиционного потенциала малых городских поселений трансграничных регионов с описанием инвестиционных условий, возможностей и перечнем инвестиционных программ и проектов; формирование нетрадиционных " инвестиционных ниш”, прежде всего в комплексных стыковых зонах экологического, информационного, экономического межнационального контакта. Актуализация действующих и инициация новых проектов сотрудничества будет стимулировать развитие приграничных малых городских поселений.

2.1. “Августовский канал – творение человека и природы”

Эта тема впервые начала обсуждаться почти 15 лет назад с программы Тасис, посвященной, в том числе, проблемам охраны окружающей среды в странах Восточной Европы и давшей серьезный теоретический импульс развитию территории Августовского канала. За эти годы канал возрожден и реконструирован, и сегодня стоит задача, обеспечив необходимую инфраструктуру, привлечь к нему туристов. Августовский канал рассматривается в ГСКТО как один из основных опорных центров развития туризма в Беларуси.Его территория впервые в нашей республике названа " специальным туристско-рекреационным парком". Он создан в соответствии с Указом Главы государства от 26 мая 2011 года № 220, и одним из мероприятий в рамках его реализации стала разработка генерального плана — основного градостроительного документа, регулирующего все вопросы освоения, застройки и развития территории Августовского канала.

Выгодность международного продвижения этого проекта состоит в соединении каналом территорий сразу трех государств. С польской и литовской сторон к Августовскому каналу прилегают уникальные национальные парки, составной частью которых являются белорусские 22 км. Госпрограммой развития туризма в Республике Беларусь до 2015 г. предусмотрено включение Парка в трансграничный водный туристский маршрут " Янтарное кольцо", создаваемый совместно с Россией, Польшей и Литвой. Рассматриваемая территория состоит из четырех секторов: Августовский канал — река Неман; Радзивилки, Сопоцкин и Святск.С учетом сложившихся планировочных ограничений, программой развития Парка на 2012–2015 гг. определено выделение в его границах трех зон — семейного отдыха и активного туризма; рекреационно-развлекательного отдыха; спортивно-оздоровительного отдыха.

 

В соответствии с приложением к Указу рассматриваемая территория состоит из четырех секторов: Августовский канал — река Неман; Радзивилки, Сопоцкин и Святск.С учетом сложившихся планировочных ограничений, программой развития Парка на 2012–2015 гг. определено выделение в его границах трех зон — семейного отдыха и активного туризма; рекреационно-развлекательного отдыха; спортивно-оздоровительного отдыха.

Проектом определены 8 основных планировочных центров на территории планировочных участков: " Лесная-Усово", " Рынковцы", " Соничи", " Дмисевичи", " Сопоцкин", " Лукавица-Бержелаты", " Привалка" и " Центр". Структуру дополняют специализированные туристско-рекреационные, санитарно-оздоровительные комплексы с пляжно-купальными и ландшафтно-рекреационными зонами. Генеральным планом предусмотрено выделение инвестиционных площадок, освоение которых будет осуществляться в соответствии со схемой функционального зонирования и системой регламентов. Все комплексы взаимоувязаны системой автомобильных, велосипедных, водных и пешеходных связей, которая выполнена с учетом развития трансграничного туризма. Так, уже сегодня в районе Немново организован туристический приют, где регулярно организуются мероприятия для водников трех стран.

В целом проектом предусмотрено практически все: от возрождения природных и историко-архитектурных памятников до утилизации отходов. Реализация генплана позволит сохранить уникальный потенциал Парка, активизировать здесь туристическую деятельность (внутренний, въездной, международный туризм), реализовать более 20 инвестпроектов, создать новые рабочие места, улучшить демографическую ситуацию в регионе и др.

За 180-летнее существование Августовский канал сохранил планировочную целостность, природный ландшафт и по основным параметрам — архитектурно-строительную достоверность.

После II Мировой войны канал был разделен на Польский и Белорусский участки. Первый был в два раза длиннее второго, а основная его часть находилась в постоянной эксплуатации с проведением необходимых ремонтных работ. Второй же с середины 1950-х гг. оставался бесхозным и разрушался временем и людьми.

Протяженность белорусского участка канала после реконструкции составила 23, 5 км, из которых 3, 4 — пограничный отрезок. Канал проходит по зарегулированному руслу р. Черной Ганьчи и искусственному руслу от д. Соничи до р. Неман, включая новый соединительный участок от судоходного шлюза " Немново" до Немана.

Планируется активизировать рекламную деятельность для привлечения инвесторов и отдыхающих, а также предусмотреть строительство в зоне Августовского канала многофункционального информационного центра с конференц-залом, рестораном, музеем природы, иными дополнительными функциями для работы с инвесторами, научными организациями, для информационного обслуживания посетителей Парка.

Совместно с Пограничным комитетом, как планируется, будут разработаны предложения по созданию единого паспортного режима в зоне Августовского канала на территориях Беларуси, Литвы и Польши.

Заключение

Изучение исторического культурного и архитектурного наследия на территории Беларуси, а также ее природного потенциала, позволяет сделать следующие выводы.

Историческое развитие Беларуси и особенности ее географического положения обусловили значительное количество памятников историко-культурного наследия. Республика Беларусь располагает значительным историко-культурным потенциалом, представленным объектами архитектуры, градостроительства, истории, археологии, искусства, парковыми комплексами, музейными коллекциями и книжными собраниями.

На сегодняшний день, согласно Национальной программе развития туризма, в Государственном списке историко-культурных ценностей Республики Беларусь находится 4811 историко-культурных ценностей, в том числе 4694 материальных недвижимых историко-культурных ценностей, которые включают 1655 объектов архитектуры, 1125 истории, 1857 археологии, 57 искусства.

В соответствии со своими свойствами материальные историко-культурные ценности, которые включены в Государственный список делятся на четыре категории: «0», «1», «2», «3».

“0” категория – это историко-культурные ценности, включённые или предложенные для включения в Список мирового наследия. Под “0” категорией в Государственном списке отмечено 9 объектов. Это такие объекты как дворцово-парковый ансамбль и комплекс монастыря иезуитов в г. Несвиже Минской области, Борисоглебская (Коложская) церковь ХП в. в г. Гродно, Августовский канал в Гродненской области, церковь оборонительного типа в д. Сынковичи Зельвенского района Гродненской области, Замковый комплекс “Мир” в г.п. Мир Кореличского района Гродненской области, Дуга меридиана Струве (21 пункт) на территории Брестской области, Каменецкая башня в г. Каменец Брестской области, Спасо-Преображенская церковь в г. Полоцке Витебской области, дворцово-парковый ансамбль в г. Гомеле.

“1” категория – это наиболее уникальные историко-культурные ценностью художественные, эстетические и документальные достоинства которых представляют международный интерес. К категории “1” отнесены 42 объекта. Среди них – исторические центры г. Минска и г. Гродно, Брестская крепость, комплекс в г. Полоцке Витебской области, ратуша и Преображенская церковь в г. Чечерске Гомельской области, Лидский замок и др.

“2” – это достопримечательные историко-культурные ценности, характеризующие наиболее отличительные черты историко-культурного наследия всей республики. К категории “2” отнесены 562 объекта. Среди них исторические центры городов Беларуси: Бреста, Пинска, Кобрина, Полоцка, Троицкий костел в д. Ишколдь Брестской области, церковь-крепость в д. Мурованка Гродненской области, Софийский собор в Полоцке, костёл Иоанна Крестителя в д. Комаи Витебской области и многие другие.

“3” – историко-культурные ценности, характеризующие отличительные черты историко-культурного наследия отельных регионов республики.

Наличие столь большого числа достопримечательностей высокой культурной и исторической ценности обуславливает значительность туристического потенциала страны, что делает ее привлекательным туристическим регионом как для внутреннего, так и для международного туризма.

Беларусь обладает и богатым природным потенциалом для развития туризма. Это обширные лесные, лесо-озерные, лесо-речные природные комплексы, включающие памятники природы, разнообразный растительный и животный мир, природные лечебные ресурсы (лечебные минеральные воды, торфогрязи, сапропели), охотничьи и рыболовные угодья, живописные ландшафты с условиями для организации пешеходных, конных, велосипедных, водных (лодочных, теплоходных, байдарочных, парусных) туристских походов, отдыха и оздоровления в природной среде.

Разнообразие растительного и животного мира, памятники природы, природные лечебные ресурсы, охотничьи и рыболовные угодья – все это характеризует уникальность природных условий, создающих основу для здорового активного отдыха. В республике имеется 4 национальных парка (Беловежская пуща, Нарочанский, Припятский, Браславские озера), Березинский биосферный заповедник, 97 заказников, в том числе 7 международного значения, более 10 тысяч озер, около 20 тысяч рек.

Все это создает значительную основу для развития различных видов туризма в стране.

Изучение направлений развития туризма в Республике Беларусь позволило выделить основные виды туризма, предполагаемые к развитию в соответствии с Национальной стратегией. Среди них уже известные виды туризма – лечебно-оздоровительный, познавательный, спортивный, а также новые для Беларуси виды – агроэкотуризм, религиозный туризм и транзитный туризм. Кроме того, определена региональная стратегия развития туризма, учитывающая туристический потенциал конкретного региона.

Руководствуясь этими направлениями, в настоящее время туристскую деятельность на территории Республики Беларусь осуществляют более 600 предприятий, из которых 90 % – частные. Все они имеют лицензии Министерства спорта и туризма Республики Беларусь.

Предпосылками для разработки новой парадигмы трансграничного сотрудничества и прогноза территориального развития приграничного региона являются внешние и внутренние факторы, обусловленные:

- переходом Республики Беларусь и соседних стран на принципы устойчивого развития;

- интеграцией стран в общеевропейское пространство, требующей увязки принципов и методов планирования со странами европейского сообщества;

- новой ролью Беларуси в качестве страны, находящейся на границе двух континентальных таможенных зон — Европейского Союза и Российской Федерации;

- изменениями в нормативно-законодательной базе государств (административные реформы; новые нормативно-правовые акты, принятые в последние годы);

- новыми стратегическими планами (национальными и региональными) территориального развития обоих государств;






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.