Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 13. Ассортимент и качество отдельных групп товаров






1. Основные понятия, классификация и ассортимент однородных групп продовольственных товаров.

2. Основные понятия, классификация и ассортимент однородных групп непродовольственных товаров.

3. Факторы, формирующие качество, однородных групп продовольственных товаров.

4. Факторы, формирующие качество, однородных групп непродовольственных товаров.

 

Методические указания:

Товар должен быть ориентирован по всем этим составляющим на конкретную целевую группу, сегмент рынка, на решение определённых проблем и удовлетворение потребностей потребителей. Все три аспекта характеризуют требования к товару со стороны потребителя.

Для более чёткого понимания возможностей товара его можно представить в виде многоуровневой модели на рис. 8.

Товар с подкреплением

Товар в реальном исполнении

Товар по замыслу

монтаж

поставки упаковка предпродажное

и марочное свойства и

кредитование название основная послепродажное

выгода обслуживание

качество или услуга внешнее

оформление

 

 
 


гарантии

 
 


Рис. 8. Многоуровневая модель товара

Товар по замыслу («ядро» товара) – это характеристика основного предназначения товара, это та услуга (выгода), которую в действительности приобретает покупатель, или та проблема, которую решает потребитель с помощью данного товара.

Товар в реальном исполнении – это предлагаемый на продажу товар с определённым набором свойств, внешнем оформлением, уровнем качества, марочным названием, упаковкой. Товар с подкреплением – это реальный товар в месте с сопровождающими его услугами: гарантии, сервис, монтаж, кредитование, доставка.

Товар с подкреплением – это реальный товар вместе с сопровождающими его услугами: гарантии, сервис, монтаж, кредитование, доставка.

Таким образом, товар является ценностью для потребителя, если он интересует в себе как элементы физических, технических характеристик, так и рыночные характеристики, создающие дополнительный эффект для покупателя.

Товары делятся на потребительские (личного пользования) и производственного назначения. Характер использования товаров каждой из этих групп различен, их покупка вызывается разными потребностями и определяется разными мотивами.

Классификация товаров от характера спроса включает следующие группы:

- товары повседневного спроса;

- товары предварительного выбора;

- товары специального ассортимента.

Товары повседневного спроса – те, в отношении которых у потребителя еще до возникновения конкретной потребности существуют сложившиеся предпочтения.

Особенностью этой группы является то, что покупатель готов приобрести любой из ряда известных ему заменителей вместо того, чтобы тратить дополнительные усилия, необходимые для покупки определенного товара. Товары повседневного спроса являются наиболее широко рекламируемыми объектами. Причина подобного явления проста: эти товары имеют постоянный спрос, так как используются практически всеми людьми ежедневно. Покупка товаров повседневного спроса часто относится к группе нечетко спланированных или импульсных.

Товары предварительного выбора – те, в отношении которых у потребителя до возникновения конкретной потребности не имеется полной карты предпочтений, что означает необходимость дополнения ее (т.е. осуществления поиска) перед покупкой. Например, селективная парфюмерия не относится к товарам повседневного спроса, и когда у потребителя появляется желание приобрести духи, он еще плохо представляет себе, какие он готов приобрести. В магазинах парфюмерии ему предстоит собрать информацию о составе, цене, фирме-производителе, упаковке и конечно самое главное – запахе. Получив всю информацию, покупатель сделает выбор в пользу того или иного парфюма. В отношении товаров предварительного выбора человек постоянно формулирует новые решения.

Появление новых марок, изменение технологий ведет потребителя к поиску новой информации до тех пор, пока получаемая в результате сравнений привлекательность и ценность товара не превысит сопряженные с этим поиском издержки. Таким образом, при приобретении товаров предварительного выбора обязательно производится их сравнительная оценка. Новизна и соотношение «цена-качество» являются важными дополнительными стимулами для данной группы парфюмерно-косметических товаров. Товары предварительного выбора чаще относятся к группе нечетко спланированных покупок.

 

 

 

 


Рис. 9 Схема классификации товаров

Товары специального ассортимента – те, в отношении которых у потребителя еще до возникновения потребности существуют сложившиеся предпочтения. Особенностью этой группы товаров является то, что покупатель отказывается от приобретения доступной в данный момент продукции и готов затратить дополнительные усилия на поиск желаемого товара. Например, покупательница четко знает, что ей нужен крем от морщин конкретной торговой марки. Если крема в магазине нет, она не станет тратиться на какую-либо другую косметику, а попытается найти крем нужной ей марки в другом магазине. Данная покупка относится к группе четко спланированных.

Классификация товаров по эластичности спроса по цене:

1. Товары с эластичным спросом – общая выручка от продажи возрастает со снижением цены.

2. Товары с неэластичным спросом – общая выручка от продажи при снижении цены уменьшается.

3. Товары с единичной (унитарной) эластичностью – общая выручка от продажи при снижении цены остается постоянной.

4. Товары с абсолютно эластичным спросом – падение спроса до нуля или рост спроса до бесконечности при очень малом изменении цены.

5. Товары с абсолютно неэластичным спросом – спрос остается постоянным при любом изменении цены.

Таким образом, эластичность спроса по цене – это степень воздействия изменения цены на изменение количества продукции, на которое предъявлен спрос.

Потребительские товары (личного пользования) делятся на три группы:

- изделия длительного пользования - холодильники, автомобили, мебель, одежда и др.:

- изделия краткосрочного пользования- продукты питания, моющие средства и др., т.е. такие, которые потребляются либо сразу, либо ограниченное число раз;

- услуги - это действия, приносящие людям полезный результат (перепечатка на машинке рукописи, перевозка пассажиров, ремонт одежды и др.). Услуги считаются объектом продажи, однако их нельзя упаковывать, хранить, транспортировать.

Распределение совокупности товаров по категориям (звеньям) происходит в соответствии с признаками классификации. В зависимости от характера влияния на потребительские свойства товаров классификационные признаки подразделяются на существенные и несущественные. Существенность признака определяется не только его важностью, но и тем, что, будучи единичным, он взаимосвязан с другими признаками и используется в совокупности с ними.

В зависимости от степени охвата всех товаров признаки бывают общие и специфические.

Важнейшими общими классификационными признаками товаров являются назначение, исходные материалы (сырьевой состав), область применения, способ производства (особенности технологии), особенности происхождения, транспортабельность и др. Эти признаки служат основанием для объединения (или выделения) товаров в отдельные категории (группы). Признак назначения определяет цель использования товара. Он может быть использован на высших и низших ступенях классификации. Обычно на первых ступенях деления товаров на классы и группы используют обобщенный признак назначения (например, продовольственные и непродовольственные товары, или товары обувные и одежные). На следующих ступенях классификации этот признак может конкретизироваться. Например, ножи, входящие группу ножевых изделий вместе с ножницами, по назначению делят на столовые, буфетные, кабинетные, хозяйственные, ремесленно-промысловые и складные. Складные ножи в зависимости от назначения делятся на ножи общего назначения, специальные и подарочные.

Разделение по виду исходного сырья (материалов) позволяет выделить категории товаров с определенными потребительскими свойствами. Например, обувь с подошвой из натуральной кожи, на резиновой подошве, с верхом из натуральных и искусственных материалов. В зависимости от общности сырьевого признака продовольственные товары делят на хлебобулочные изделия, плоды и овощи, мед, кондитерские, молочные, яичные, мясные, рыбные и др. По составу сырья колбасные изделия классифицируют на мясные, субпродуктовые и кровяные.

Следует отметить, что состав продовольственных товаров определяет их пищевую ценность. Например, в зависимости от пищевой ценности молочные

продукты делят на продукты широкого назначения, диетические и детские. По содержанию жира творог делят на жирный, полужирный и нежирный.

Деление товаров по признаку конструкции характерно для непродовольственных товаров. Оно осуществляется с учетом особенностей конструкции (устройства, формы и размеров всего изделия и его деталей, характера их соединения и взаимодействия). Особенности конструкции определяют назначение товара и его потребительские свойства.

Образец изделия определенной конструкции, предназначенный для серийного производства, называют моделью. Так, в зависимости от особенностей конструкции холодильники бывают компрессионными, абсорбционнодиффузионными и термоэлек­трическими.

Сходное понятие с конструкцией имеет термин — фасон, который характеризует особенности силуэта, покроя изделия, осо­бенности формы (например, фасоны обуви, одежды). Фасон стек­лянных и керамических изделий определяется формой корпуса, конструкцией (на ножке, поддоне), характером края и видом борта (сплошной, ажурный).

Для многих групп товаров важен классификационный признак деления их по способу производства. По этому признаку, например, стеклянную посуду подразделяют на выдувную, прессован­ную, прессовыдувную, каждая из них характеризуется определен­ным комплексом потребительских свойств. Способ производства определил формирование таких товарных групп, как ткани и три­котажные полотна.

Близкие к способу производства классификационные признаки — способ выращивания, способ обработки, особенности техно­логии. По этим признакам классифицируют в основном продо­вольственные товары. В соответствии со способом обработки кол­басные изделия классифицируют на вареные, полукопченые, коп­ченые (варено- и сырокопченые). По технологии капуста белоко­чанная может быть свежей, квашеной, маринованной и сушеной. По способу выращивания овощи подразделяются на грунтовые, тепличные, парниковые.

По происхождению продовольственные товары бывают растительные (плоды, овощи, ягоды, зерновые и др.) и животные (мяс­ные, рыбные и др.). По происхождению крупа бывает из зерна, проса, гречихи, риса и других хлебных культур. Рыбные товары можно классифицировать по районам лова. Например, в зависи­мости от района лова различают сельдь атлантическую, тихооке­анскую, беломорскую, каспийскую, черноморскую и др.

Очень часто товары делят по таким признакам, как срок и спо­соб хранения, транспортабельность и т.д. Например, в зависимо­сти от сроков хранения и качества яйца бывают диетическими и столовыми.

К классификационным признакам, которые встречаются реже и не во всех товарных группах, можно отнести: половозрастное деление (например, женская, мужская, детская обувь); условия эксплуатации (холодильники для тропического и умеренного климата); сезонность использования и др.

В товароведении используют следующие системы классификации товаров: торговая, учебная, экономико-статистическая, стандартная и внешнеэкономическая.

Торговая система классификации является отраслевой и используется в торговле. Она содействует организации и управлению торговым предприятием, совершенствованию планирования ассортимента товаров, а также рациональному размещению их в торгом зале, организации складского хозяйства.

Классификация товаров в торговле сложилась исторически, она основана на распределении товаров на группы в соответствии с различными признаками, причем последовательность использования существенных признаков в разных товарных группах неодинакова. В торговле все товары разделены на две группы: продовольственные и непродовольственные товары.

Согласно торговой классификации различают следующие группы продовольственных товаров: хлебобулочные изделия, плоды и овощи, кондитерские; винно-водочные, безалкогольные напитки, молочно-масляные; мясные и колбасные изделия; рыбные; яичные; пищевые жиры; табачные изделия.

По принципу группировки в торговой сети продовольствен­ные товары делят на бакалейные и гастрономические. К бакалей­ным товарам относят крупы, муку, дрожжи, макаронные изде­лия, сушеные овощи и фрукты, чай, кофе, соль, специи, сахар, крахмал, пищевые концентраты и другие, т.е. продукты, требую­щие перед употреблением дополнительной кулинарной обработ­ки. К гастрономическим относят товары, готовые к употреблению без кулинарной обработки, или с повышенными вкусовыми свой­ствами: молочные продукты (сыры, масло, молоко и др.); алко­гольные напитки; копчености и консервы; кондитерские, мясные и рыбные изделия.

В практике торговли непродовольственные товары делят на сле­дующие товарные группы:

товары из пластических масс;

бытовые химические (клеящие материалы, лакокрасочные то­вары, моющие средства и др.);

стеклянные (посуда, листовое стекло, ламповые товары);

керамические (фарфоровая, фаянсовая, майоликовая посуда, гончарные изделия, художественно-декоративные изделия);

строительные материалы (вяжущие вещества, металлические, керамические и прочие материалы);

мебельные (мебель деревянная и пр.);

металлические (посуда, ножевые изделия, скобяные и замоч­ные изделия, инструменты и др.);

электротовары и бытовая техника (провода и шнуры, устано­вочные изделия, электролампы, электронагревательные прибо­ры, бытовые машины, электроизмерительные приборы);

текстильные (ткани, нетканые материалы, штучные изделия);

швейные (верхняя одежда, готовое платье, белье, головные уборы);

трикотажные (верхний и бельевой трикотаж, чулочно-носоч­ные и перчаточные изделия и др.);

обувные (кожаная, резиновая и валяная обувь);

меховые (меховые полуфабрикаты, пушно-меховые и овчинно-шубные изделия);

галантерейные (текстильная, кожаная, металлическая галан­терея);

ювелирные товары и часы;

школьно-письменные принадлежности и канцелярские то­вары;

музыкальные товары;

бытовая электроника;

игрушки, спортивные товары;

парфюмерно-косметические товары;

автомобили и запчасти.

Отдельную группу составляют книги и другие печатные издания.

Классификация создает возможность изучить и оценить структуру, полноту и рациональность ассортимента товаров, способствует формированию и совершенствованию ассортимента товаров, облегчает изучение потребительских свойств товаров, позволяет устанавливать оптимальный уровень этих свойств, а также определять требования к ним. От того, к какой группе относится изделие, зависят требования, предъявляемые к нему.

Классификация позволяет разделить товары на определенные категории или ступени в соответствии с принятым методом классификации. Ступень классификации — это этап разделения множества на составляющие части по одному из признаков. Глубина классификации характеризуется числом ступеней классификации, т.е. числом использованных признаков классификации. Признак классификации — это тот параметр, по которому выделяются классификационные группировки на определенных уровнях.

Методом классификации называют совокупность приемов (способов) разделения множества объектов на подмножества. Деление осуществляется от высшей ступени классификации к низшей. Число ступеней классификации зависит от ее целей, задач, от сложности и количества классифицируемых объектов.

Высшими ступенями классификации являются раздел и класс, средними ступенями группа и вид. К низшим ступеням классификации относятся разновидность и артикул. При классификации применяют также вспомогательные категории подраздел, подкласс, подгруппа, подвид и др.

К основному классификационному признаку обувных товаров относится половозрастное деление на: 1) мужская, 2) женская, 3) мальчиковая (с 245 (38) по 280 (43, 5) размеры) предназначена для мальчиков в возрасте с 11 до 14 лет, 4) девичья (с 225 (35) по 255 (40) размеры) предназначена для девочек с 11 до 16 лет, 5) школьная (с 205 (32) по 240 (37, 5) предназначена для школьников с 7 до 11 лет), 6) дошкольная (со 170 (27) по 200 (31, 5) предназначена для детей с 5 до 7 лет, 7) малодетская (со 145 (23) по 165 (26) предназначена для детей с 3 до 5 лет, 8) пинетки и обувь для ясельного возраста (пинетки с 95 (16) по 125 (20), для детей до года, обувь для ясельного возраста — с 105 (17) по 140 (22, 5), для детей с года до трех лет).

В торговле обувные товары относятся к непродовольственным товарам и делятся на:

– кожаную обувь;

– резиновую обувь;

– валяную обувь.

Вид как категория классификации стабилен и не изменяется в течение длительного времени. Однако под влиянием технического прогресса, моды появляются новые виды и разновидности товаров.

Вид может подразделяться на подвиды и разновидности в зависимости от особенностей назначения, конструкции, состава сырья и др.

Каждая разновидность товара обозначается артикулом. Под одним артикулом могут значиться товары, одинаковые по основным признакам и отличающиеся лишь по некоторым (чаще второстепенным).

Постоянный артикул обувных товаров чаще всего состоит из шести цифр и двух-пяти букв:

– первая цифра — родовое и возрастное назначение обуви;

– вторая — вид обуви;

– третья и четвертая цифры — разновидность;

– пятая и шестая — материал подошвы и метод крепления.

Первая прописная буква после цифрового обозначения означает цвет материала верха (В — всех цветов, М — многоцветный, С — светлый, Я — яркий, Б — белый, Ч — черный и т. д.). Вторая, третья и четвертая буквы означают вид материала верха. При изготовлении верха деталей из разных материалов вначале указывается вид материала основных деталей, а затем вспомогательных. При обозначении материалов верха комбинированных сапожек обозначают вначале материал, который занимает большую площадь, а затем материал других деталей. Если для изготовления обуви применяют натуральную кожу повышенной толщины, то после цифрового обозначения проставляют букву «Т», при изготовлении верха обуви из свиных кож повышенного качества — «П». В некоторых случаях перед постоянным артикулом проставляют буквенное обозначение: М — модельная обувь механического производства; МР — модельная обувь ручной работы; П – для пожилого возраста. Пример: М 230621 яэл: женская (2) ботинки (3) целого (06) или составного кроя на резинах, на низком каблуке, на подошве из натуральной кожи рантового крепления (21) яркого цвета (я), из эластичной кожи (эл) КРС с естественной лицевой поверхностью, гладкая.

Общая классификация галантерейных товаров на основные группы

Галантерейные товары выполняют различные функции: служат украшением туалета и жилого интерьера, используются для ухода за одеждой, обувью и т.д.

Единой классификации галантерейных товаров, зафиксированной в какой-либо нормативной документации, не существует. Традиционно в основу классификации галантерейных товаров положен сырьевой признак. В соответствии с этим галантерейные товары подразделяются на шесть групп:

1) текстильная галантерея — товары, выработанные из пряжи, нитей и ткани: ленты, тесьма, шнуры, косынки, шарфы, галстуки, помочи, тюль, кружева, изделия из тюля и кружева;

2) металлическая галантерея — броши, кольца, серьги, иглы, крючки, кнопки, бритвы, машинки для стрижки волос и другие товары, изготовленные из металла;

3) галантерея из пластмасс и поделочных материалов — гребни, расчески, мундштуки, трубки, мыльницы и т.д.;

4) кожаная галантерея — изделия, изготовленные из кожи и заменителей кожи: сумки женские, детские и хозяйственные, портфели; бумажники и портмоне; ремни поясные, для часов и для правки бритв; перчатки и рукавицы кожаные; дорожные принадлежности — чемоданы, саквояжи, дорожные мешки;

5) щетки — обувные, одежные, для рук, кисти для бритья;

6) зеркала — карманные, для сумок, дорожные, туалетные и др.

Эта классификация положена в основу справочников, учебников, стандартизации. Однако современная торговая практика все чаще при организации продажи объединяет галантерейные товары по принципу назначения. Это тем более актуально, что для многих видов однотипных по назначению галантерейных товаров используют различные исходные материалы или способы производства.

В торговой практике более целесообразной считается классификация товаров по назначению или виду удовлетворяемой потребности, предложенная еще в 1958 г. профессором Н. А. Архангельским, который подразделил галантерейные товары на следующие восемь групп:

1) предметы туалета — косынки, шарфы, воротнички, галстуки, отдельные виды лент (атласные, подвязочные), сумки женские, перчатки кожаные, ремни и пояса, запонки, машинки для стрижки волос, бритвы, маникюрные принадлежности, зеркала и щетки галантерейные, гребни, мыльницы, пудреницы, несессеры;

2) предметы украшения — броши, бусы, кольца, серьги, браслеты, кулоны, медальоны, заколки и аналогичные предметы;

3) принадлежности одежды — пуговицы, крючки, кнопки и пряжки платяные, механические застежки, отдельные виды лент и тесьма (бельевые, шляпные, корсетные, брючные, отделочные, эластичные), шнур петельный;

4) принадлежности для шитья и рукоделия — иглы швейные ручные и машинные, нитки для вязания, грибки для штопки, ножницы пяличные, пяльцы;

5) принадлежности для курения — мундштуки, трубки, портсигары, сигаретницы, курительные приборы;

6) предметы декорирования жилищ — тюль, портьеры, занавеси, дорожки, накомодники, скатерти, салфетки, накидки для подушек, покрывала для постели, шнуры (шторные, абажурные);

7) дорожные принадлежности — чемоданы, багажные ремни, зонты, трости;

8) предметы хозяйственного обихода — шнур бытовой, иглы меточные, кольца для салфеток и ключей и т.д.

Однако в целом предложенная профессором Н. А. Архангельским классификация не нашла применения, хотя отдельные элементы ее используются при формировании торгового ассортимента на предприятиях розничной торговли.

Классификация и ассортимент кожаной обуви.

В Общероссийском классификаторе продукции (ОК 005) кожаную обувь относят к 88 классу, который делится на 8 подклассов по виду материала верха: 1) юфтевая обувь; 2) хромовая обувь (в том числе с верхом из замши, сандальной юфти, кожи с волосяным покровом); 3) обувь с верхом их текстильных материалов, войлока, фетра, трикотажных полотен; 4) обувь с верхом из синтетических кож; 5) обувь с верхом из искусственных кож; 6) обувь с комбинированным верхом из юфтевых и искусственных кож; 7) обувь с комбинированным верхом из хромовых и искусственных или синтетических кож; 8) обувь с комбинированным верхом из текстильных материалов, войлока, фетра и кожи.

Подкласс включает 8 групп обуви по половозрастному признаку: 1) мужская, 2) женская, 3) мальчиковая (с 245 (38) по 280 (43, 5) размеры) предназначена для мальчиков в возрасте с 11 до 14 лет, 4) девичья (с 225 (35) по 255 (40) размеры) предназначена для девочек с 11 до 16 лет, 5) школьная (с 205 (32) по 240 (37, 5) предназначена для школьников с 7 до 11 лет), 6) дошкольная (со 170 (27) по 200 (31, 5) предназначена для детей с 5 до 7 лет, 7) малодетская (со 145 (23) по 165 (26) предназначена для детей с 3 до 5 лет, 8) пинетки и обувь для ясельного возраста (пинетки - с 95 (16) по 125 (20), для детей до года, обувь для ясельного возраста — с 105 (17) по 140 (22, 5), для детей с года до трех лет).

В зависимости от назначения обуви группа делится на 7 подгрупп: 1) повседневная обувь, 2) модельная (предназначена для кратковременной носки при торжественных случаях, соответствующая требованиям моды), 3) спортивная (предназначена для занятий различными видами спорта), 4) легкая (обувь облегченной конструкции, в которой отсутствуют или основная стелька, или жесткие подноски и задники, или другие детали, к ней относятся пинетки, сандалии, чешки, чувяки, туфли дорожные, больничные спортивные (бытовые) и другие), 5) домашняя (обувь для носки дома), 6) производственная (обувь для общих работ без применения защитных материалов и деталей), 7) ортопедическая (обувь, конструкция которой разработана с учетом патологических отклонений в стопе, голени и бедре). Подгруппы делятся на виды и разновидности: 1) сапоги, 2) полусапоги, 3) сапожки, 4) полусапожки, 5) ботинки, 6) полуботинки, 7) туфли, 8) туфли летние и сандалеты.

Сапоги — основной вид обуви, голенища которой закрывают икру.

Полусапоги — основной вид обуви с берцами, доходящими до половины икры.

Сапожки и полусапожки по высоте голенищ и берцев соответствуют сапогам и полусапогам и являются их разновидностями. Отличаются от них наличием разнообразных украшений и отделок, бывают с застежкой «молния» и без нее, на шнурках, пряжках и т.д., не предусматривают наличие толстой внутренней поддевки (портянок, толстых носков), носятся на тонкое чулочно-насочное изделие, их выпускают на низком, среднем, высоком и особо высоком каблуках, а зимние с утепленной подкладкой.

Ботинки — основной вид обуви с берцами, закрывающими лодыжку и доходящими до начала икры.

Полуботинки — основной вид обуви, берцы которой ниже лодыжки, а заготовка верха закрывает всю тыльную поверхность стопы.

Туфли — основной вид обуви, берцы которой ниже лодыжки, а заготовка верха не полностью закрывает тыльную поверхность стопы.

Туфли летние являются разновидностью туфель, по конструкции и применяемым материалам предназначены для носки летом, у них могут быть открыты носочная и (или) пяточная, и (или) геленочная части, их нередко изготавливают без подкладки или с подкладкой под отдельными деталями, заготовка верха имеет сквозные перфорации, крупные просечки или состоит из отдельных ремешков для лучшей вентиляции стопы.

Сандалеты — летняя обувь, заготовка верха которой по высоте соответствует полуботинкам, но имеет разнообразные по форме и размерам перфорационные отверстия.

В Общероссийском классификаторе продукции видам и разновидностям кожаной обуви присваивается шестизначный код. Например, 88 1111 — сапоги повседневные мужские, с верхом из юфти, 88 2223 — сапожки модельные, женские, с верхом из натуральной кожи, кроме юфти, 88 3557 — туфли комнатные, школьные, с верхом из текстильных материалов. Код ОКП (или ОК 005) указывается в сертификатах соответствия, выданных на отечественную и импортную обувь.

По высоте каблука обувь делят на 5 групп: 1) без каблука; 2) на низком каблуке (от 5 до 25 мм); 3) среднем (26-45 мм); 4) высоком (46-60 мм); 5) особо высоком каблуке (свыше 60 мм). Детскую обувь изготавливают только на низком каблуке; допускается изготавливать девичью обувь на среднем каблуке. На высоком и особо высоком каблуках выпускают только женскую обувь, преимущественно, модельную.

По цвету наружных деталей верха обувь делят на черную, коричневую, яркую (красную, бордовую, синюю, голубую, темно-серую, желтую), светлую (светло-серую, бежевую), белую, многоцветную (двух и более цветов).

По способу изготовления различают обувь механического и ручного производства. При изготовлении обуви ручного производства отдельные операции выполняют ручным методом.

Фасон обуви определяется формой и размерами ее носочной части, формой высотой каблука.

Модель обуви — конкретное изделие, которому присущи индивидуальное признаки конструкции, материалов и внешнего оформления обуви.

Одним из важных признаков классификации кожаной обуви является целевое назначение. По целевому назначению обувь делят на бытовую, специальную и спортивную. Бытовая обувь используется для уличной носки и носки в домашних условиях, а также как выходная. Спортивная обувь выпускается в соответствии требованиям отдельных видов спорта. Специальная обувь предназначена для носки в различных условиях труда (рабочая и защитная обувь) и людей, у которых стопа имеет выраженные отклонения от нормального строения (ортопедическая обувь), а также для предупреждения развития патологических отклонений строения стопы (профилактическая обувь).

В последнее время наиболее важное место в формировании ассортимента обуви занимает степень его соответствия потребностям отдельных групп потребителей (потребительских сегментов), т.е. уровень потребительской ценности обуви.

Уровень потребительской ценности зависит от уровня качества и престижа обуви, а также от субъекта оценки (дохода потребителей и их ценностной ориентации) обуви и типа потребителя (дохода потребителя) — субъекта оценки.

По категориям потребительской ценности обувь можно группировать на: низкую (дешевую), среднюю (стандартную), повышенную, высокую, очень высокую (люксовую) и престижную (элитную).

В зависимости от сегментной предназначенности обувь можно делить на дешевую — для бедных, среднего уровня качества — для среднего класса; люксовую — для богатых, и элитную (очень высокого уровня качества, оригинальную, очень дорогую) — для очень богатых, крупных чиновников и др.

По характеру использования обувь делят на домашнюю, повседневную и выходную (нарядную).

Обувь можно делить по сезонности носки на зимнюю, осеннее-весеннюю и летнюю.

В зависимости от степени закрываемости стопы верхом обувь условие делят на пять основных видов: ремешково-сандальный, туфли, полуботинки, ботинки и сапоги.

На различных этапах технологического цикла товародвижения отмечаются разнообразные потери сырья, полуфабрикатов, энергоносителей, готовой продукции, а затем и товаров. Эти потери могут быть измерены в натуральном и денежном выражении, в зависимости от чего подразделяются на две группы — товарные и материальные.

Товарные потери — потери, вызванные частичной или полной утратой количественных и качественных характеристик товара в натуральном выражении.

Материальные потери — потери, вызванные частичной или полной утратой стоимостных характеристик в денежном выражении.

Эти две группы потерь взаимосвязаны, но товарные потери являются первичными, а материальные — вторичными, следствием товарных потерь.

Товарные потери подразделяются по виду утраченных характеристик товара на две подгруппы — количественные и качественные (рис.10).

Рис. 10. Классификация товарных потерь

Количественные потери — уменьшение массы, объема, длины и других количественных характеристик товаров.

Потери этой подгруппы вызываются естественными, свойственными конкретному товару процессами, происходящими при хранении и товарной обработке. Поэтому в ряде нормативных документов их еще называют естественными; а по порядку списания — нормируемыми.

Количественные, или естественные, потери относятся к неизбежным. Их Можно снизить или изменить место их возникновения путем целенаправленного регулирования факторов внешней или внутренней среды товара, но невозможно исключить полностью. Этим объясняется установление норм естественных потерь.

Количественные потери в зависимости от причин возникновения делятся на два вида — естественная убыль и предреализационные потери.

В отличие от количественных качественные потери списываются не по нормам, а по актам, поэтому их называют еще актируемыми.

Качественные потери — потери, обусловленные микробиологическими, биологическими, биохимическими, химическими, физическими и физико-химическими процессами. Перечень этих групп процессов проранжирован в убывающем порядке по мере их значимости.

Микробиологические процессы вызывают порчу товаров, существенно снижают их качество, делают невозможным использование их по назначению или снижают надежность. Для непродовольственных товаров (тканей, кожи, мехов и изделий из них) характерно лишь плесневение. Микробиологические процессы являются одной из причин биоповреждений.

Биологические процессы — повреждения (процессы), вызываемые насекомыми: молью (платяной, фруктовой, амбарной и др.), жуками (хрущак, долгоносик и т. п.), гусеницами (плодожорки яблоневая, сливовая, ореховая), личинками (моли, проволочника, мухи сырной, шоколадной, морковной).

Существенный урон потребительским товарам при хранении наносят мышевидные грызуны, которые поедают и загрязняют не только пищевые продукты, но и повреждают меха, кожу, ткани и изделия из них.

Биохимические процессы свойственны в основном пищевым продуктам, а также непродовольственным товарам, являющимся биологическими объектами (например, живые цветы и животные). Они происходят при участии разнообразных ферментов.

Химические процессы приводят к порче товаров вследствие изменений веществ.

Физические и физико-химические процессы обусловлены механическими разрушениями или деформациями товаров.

Меры по предупреждению и снижению потерь подразделяются на организационные, технологические и информационные.

Организационные меры направлены на выявление причин возникновения потерь с целью их предупреждения или снижения. Они могут носить профилактический или текущий характер.

Профилактические меры связаны с приемочным контролем качества, что уже на первой стадии закладки товаров на хранение позволяет прогнозировать их сохраняемость, возможные сроки хранения независимо от того, существуют или отсутствуют на конкретные товары сроки годности.

К организационным текущим мерам относятся меры по обеспечению своевременной поставки товаров в установленные сроки, морального и материального стимулирования работников за сокращение потерь, а также действующий порядок их учета и списания, формы ответственности за сохраняемость товаров.

Технологические меры — меры по учету факторов внутренней среды и регулированию факторов внешней среды, позволяющие предупредить или снизить товарные потери.

Классификация внутренних и внешних факторов, влияющих на потери, представлена на рис. 11.

Рис. 11. Классификация внутренних и внешних факторов,

влияющих на потери

Внешние факторы — совокупность воздействии внешней среды, а также средств защиты от нее, влияющих на размеры потерь. Это условия, сроки хранения (или транспортирования), упаковка и операции предреализационной товарной обработки.

Эти внешние факторы, сохраняющие количественные и качественные характеристики товаров, оказывают наиболее существенное влияние на размер потерь в организациях торговли и общественного питания.

На товарной стадии внутренние факторы могут лишь учитываться, так как формируются на предтоварных стадиях технологического цикла товародвижения. Внешние факторы (или факторы внешней среды) в процессе транспортирования, хранения и товарной обработки регулируются.

Информационные меры — меры по обеспечению рабочего персонала необходимой информацией о правилах, нормах и требованиях, устанавливаемых нормативными и технологическими документами, которые позволяют предупредить или снизить товарные потери.

Меры по предупреждению или снижению потерь должны носить комплексный характер, что обусловлено сложностью и важностью проблемы товарных потерь, которая имеет актуальное народнохозяйственное значение.

Народнохозяйственное значение проблемы предупреждения и снижения потерь обусловлено рядом причин.

1. Решение этой проблемы, даже частичное, взаимосвязано с другой глобальной проблемой — рационального использования природных ресурсов. Для производства товаров, которые затем могут быть утрачены для потребления в соответствии с назначением, используются земельные, энергетические, трудовые и иные ресурсы. Снижение товарных потерь на 10-20% позволяет сберечь до 40-60% природных ресурсов.

2. Потери товаров независимо от места их возникновения (у изготовителя, продавца или потребителя) наносят большой экономический ущерб не только юридическим или физическим лицам, по чьей вине произошли эти потери, но и обществу в целом.

Для сохранения потребления на должном уровне приходится наращивать производство товаров взамен утраченных. Если по каким-то причинам увеличение производства невозможно, то уменьшается потребление, возникает повышенный спрос и возрастают цены.

3. Товарные потери являются составной частью издержек производства или обращения, поэтому они могут повлиять на рост цен. В свою очередь, повышение цены снижает конкурентоспособность товаров, даже если другие критерии конкурентоспособности остаются на прежнем уровне. Уменьшение конкурентоспособности товаров неизбежно влечет за собой снижение спроса и замедление сбыта. Если фирма относит потери на счет прибыли, а не издержек обращения, то снижается рентабельность предприятия.

Таким образом, товарные потери ухудшают результаты финансово-хозяйственной деятельности организации, производящей или продающей товары. Поэтому каждой организации чрезвычайно важно разработать комплекс мер по предупреждению или снижению товарных потерь с учетом факторов внутренней и внешней среды товаров.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Цель занятия: усвоение лекционного материала и закрепление на основе практических заданий.

Содержание занятия:

Изучение и освоение ассортимента и качества отдельных групп товаров.

Задания, вынесенные на занятия:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.