Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Прокурорский надзор за соблюдением законов и законностью правовых актов.






Федеральный закон «О прокуратуре РФ» в части 2 ст. 1 указывает, что в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РФ осуществляет надзор за исполнени­ем законов, а также за соответствием законам издаваемых правовых актов.

Круг органов, организаций, должностных лиц и руководителей, в отноше­нии которых осуществляется надзор, очень широк.

Это особая отрасль прокурорского надзора в научных работах, а ранее и в за­коне (Закон СССР «О прокуратуре СССР») называется общим надзором. Этот наименование следует понимать не как надзор вообще; а общий в смысле ши­роты вопросов и множества поднадзорных органов.

Это практически все сферы государственной и иной деятельности кроме над­зора за органами, осуществляющими ОРД и предварительное расследование, и органами, осуществляющими исполнение судебных решений. Говоря об этой отрасли надзора, необходимо четко продумать и понять предмет, пределы над­зора и полномочия прокурора. Следует особое внимание уделить изучению гла­вы 1 раздела Федерального закона «О прокуратуре РФ».

Исходя из понимания данной отрасли, важно понять, что от поставленных задач зависит и структура подразделений, осуществляющих этот надзор в Ге­неральной прокуратуре РФ, прокуратурах субъектах Федерации, прокурату­рах городов и районов.

Изучая предмет надзора, следует иметь в виду, что надзор осуществляется за законностью, а не за организацией работы, что имеет значение для понятия пределов надзора. Но вместе с тем надо усвоить, что надзор за соблюдением законности и законов — это надзор за действиями и одновременно принятие мер в случае бездеятельности, когда такая бездеятельность нарушает требования закона. В этом отношении весьма важно правильно понять основания надзорных проверок. Это не обязательно поступление заявления, обращения это может быть любая информация о нарушении закона, требующая принятия мер прокурором (ст. 21 ч. 2 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

Наряду с этим прокурор проверяет не только законность деятельности, но и соответствие закону правовых актов, издаваемых лицами, которые указаны вэтой статье. Говоря о правовых актах, следует учитывать, что в статье отмечается о соответствии правовых актов законам. В связи с этим некоторые ученые полагают, что прокурор проверяет и затем в нужных случаях реагирует на акты, нарушающие закон, а поэтому не должен проверять соответствие актов постановлениям Правительства РФ, приказам министров и т.п.. Представляется, что это неправильное понимание. Постановления Правительства, приказы и инст­рукции министерств издаются, как правило, на основании закона, для исполнения закона. Поэтому, если акт противоречит законному Постановлению Правительства, приказу, инструкции. Министра, то этот акт нарушает и закон и следо­вательно незаконен и требует прокурорского вмешательства.

Для реализации надзора, предусмотренного законом, прокурор имеет достаточно широкие полномочия, и при изучении темы следует продумать и усвоить полномочия прокурора (ст. 22 ФЗ), особенно названые в части 2 ст. 22 ФЗ. Одновременно надо иметь в вид}', что использование ряда полномочий про­изводится в соответствии с другими законами, в частности, УПК РФ, Кодек­сом РФ об административных правонарушениях и другими.

Рассматривая полномочия прокурора при самостоятельном изучении темы, следует, наряду с законодательными актами, изучать материалы учебников, комментариев, учебных пособий для усвоения методики осуществления над­зора в соответствии с предоставленными полномочиями.

При рассмотрении темы необходимо особенно усвоить предоставленные меры реагирования, формы документов, в частности посредством ознакомле­ния со специальным пособием. При этом надо иметь в виду как положения статей 23-25, так и ст. 27 ФЗ «О прокуратуре РФ».

Используя имеющиеся практикумы и иные материалы, при самостоятельном изучении темы необходимо практиковаться в составлении разных доку­ментов прокурорского реагирования по конкретным ситуациям.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.