Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация надзора и формы реагирования прокурора на выявленные нарушения законов в деятельности органов административной юрисдикции.






Организация прокурорского надзора за законностью в деятельности органов административной юрисдикции должна включать в себя:

• целенаправленное, основанное на постоянном анализе состояния законности планирование;

• всесторонний и полный учет работы по надзору за законностью и обоснованностью постановлений по делам об административных правонарушениях;

• систематический анализ практики прокурорского надзора;

• правильный подбор кадров, их прав и информационного обеспечения;

• систематический контроль вышестоящей прокуратуры за деятельностью нижестоящих;

• координация и взаимодействие прокуратуры с государственными и правоохранительными органами;

• прогнозирование работы прокурора.

Основные формы реагирования прокурора на выявленные нарушения законов в деятельности органов административной юрисдикции:

• протест на незаконные или необоснованные правовые акты;

• представление об устранении нарушений законов и обстоятельств, им способствовавших;

• предостережение о недопустимости нарушения закона;

• постановление о возбуждении производства об административным пра­вонарушении;

• заявление в суд об отмене или изменении правового акта органа административной юрисдикции.

В соответствии со ст. ст. 23, 28 ФЗ «О прокуратуре РФ» протесты могут быть принесены:

• на правовой акт, изданный во исполнение законов, регулирующих административно-правовые отношения;

• на постановление органа административной юрисдикции по конкретному делу об административном правонарушении.

Могут быть опротестованы прокурором не вступившие в законную силу постановления по делу об административном правонарушении:

• вынесенные судьей — в вышестоящий суд;

• вынесенные коллегиальным органом — в районный суд по месту нахождения коллегиального органа;

• вынесенные должностным лицом — в вышестоящий орган, вышестояще­му должностному лицу либо районный суд по месту рассмотрения дела;

• вынесенные иным органом, созданным в соответствии с законом субъек­том РФ, — в районный суд по месту рассмотрения дела (ст. ст. ЗОЛ).

Вступившее в законную силу постановление по делу об административ­ном правонарушении по протесту вышестоящего прокурора правомочны пе­ресматривать председатели судов субъектов РФ и их заместители.

Также вступившее в законную силу постановление по делу об администра­тивном правонарушении может быть пересмотрено в порядке надзора Высшим арбитражным судом РФ в соответствии с арбитражно-процессуальным зако­нодательством.

Судья (орган, должностное лицо), вынесшее постановление о назначении административного наказания, приостанавливает исполнение постановления в случае принесения протеста на вступившее в законную силу постановле­ние по делу об административном правонарушении до рассмотрения проте­ста (за исключением постановления об административном аресте)

Прокурором может быть вынесено представление:

• направленное на устранение причин и условий, способствовавших совер­шению административного правонарушения;

• об устранении нарушений законов, допущенных органами администра­тивной юрисдикции при возбуждении производства об административ­ном правонарушении, административном расследовании и рассмотрении дела (ст. ст. 24, 28 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

Основания и порядок вынесения прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении регламентируются ст. 25 ФЗ «О прокуратуре РФ» Предостережение о недопустимости нарушений законов, допущенных не­судебными органами административной юрисдикцией, объявляется прокуро­ром должностным лицам этих органов в соответствии со ст. 25-1 ФЗ «О про­куратуре РФ».

 

Лекция №10.

Прокурорский надзор за исполнением судебных постановлений и законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, и назначенных судом мер принудительного характера администрациями мест лишения свободы и мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

План

1. Предмет и организация надзора.

2. Задачи и полномочия прокурора в рассматриваемой отрасли надзора.

3. Формы реагирования прокурора на выявленные нарушения законов.

Предмет и организация надзора

Одним из непременных условий эффективности уголовного наказания является своевременное и надлежащее исполнение приговора.

В последние годы в РФ значительное внимание уделяется реформирова­нии) уголовно-исполнительной системы, обновлению ее законодательной базы, приведению российского законодательства и практики исполнения уголов­ных наказаний в соответствие с Конституцией РФ, Европейскими пенитен­циарными правилами обращения с заключенными и другими международ­ными актами.

Согласно ст. 7 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняе­мых в совершении преступлений», местами содержания под стражей подозре­ваемых и обвиняемых являются:

• следственные изоляторы (СИЗО) — для содержания обвиняемых, в от­ношении которых была избрана мера пресечения в виде содержания под стражей;

• изоляторы временного содержания (ИВС) — для задержанных по подо­зрению в совершении преступлений.

В соответствии со ст. 56 УК РФ лишение свободы состоит в принудитель­ной изоляции осужденного и помещении его в исправительное учреждение: 1) в колонию-поселение; 2) исправительную колонию общего, строгого или осо­бого режима, либо тюрьму. Осужденных лиц, которые не достигли к моменту вы­несения приговора совершеннолетия, помещают в воспитательные колонии.

Прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказание, осуществляется Генеральным проку­рором РФ и подчиненными ему прокурорами в соответствии с ФЗ «О проку­ратуре РФ» (ст. 22 УИК РФ). Предметом надзора являются:

• законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предва­рительного заключения; в исправительных и иных органах и учреждениях исполняющих наказания и меры принудительного характера, на­значаемые судом;

• соблюдение установленных законом РФ прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания, закон­ность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы (ст. 32 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

В Генеральной прокуратуре РФ вопросами руководства и контроля за ра­ботой специализированных прокуратур по надзору, за исполнением законов м исправительных учреждениях ведает специальное управление, в аппаратах прокуратур субъектов РФ — отделы, старшие помощники прокурора. Основ­ным звеном надзора являются специализированные прокуратуры, действую­щие на правах районных прокуратур.

Задачи и полномочия прокурора в рассматриваемой отрасли надзора

В соответствии со ст. 32 ФЗ «О прокуратуре РФ» органы прокуратур осуще­ствляют свою деятельность с тем, чтобы:

• лица, задержанные и подвергнутые аресту в процессе расследования, содержались в порядке и сроки, предусмотренные законом, обращение к исполнению приговоров производилось в строгом соответствии с за­конодательством и в установленные сроки;

• содержание осужденных в местах лишения свободы производилось не иначе, как на основании и в порядке, установленном законом;

• соблюдалось законодательство о порядке и условиях отбывания наказа­ния, исправления и перевоспитания осужденных в местах лишения сво­боды, своевременно и в соответствии с законом исполнялось наказание, не связанное с лишением свободы.

Осуществляя надзор, прокурор в пределах своей компетенции имеет право:

• посещать в любое время органы и учреждения предварительного задер­жания, заключения, учреждения уголовно-исполнительной системы;

• опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных к ли­шению свободы или подвергнутых мерам принудительного характера;

• знакомиться с документами, на основании которых указанные лица за­держаны, заключены под стражу, отбывают наказание в виде лишения свободы либо подвергнуты мерам принудительного характера;

• знакомиться с оперативными материалами;

• требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительно­го характера;

• проверять приказы, распоряжения, инструкции, постановления администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, другие меры принудительного характера, требовать объяснений от должностных лиц;

• опротестовывать незаконные правовые акты, вносить представления;

• выносить постановления об отмене дисциплинарных взысканий, наложенных в нарушение закона на отбывающих наказание в местах лишения свободы, освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.

Прокурор вправе и обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждении, отбываю 111 с к > наказание, либо подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение (ст.ст. 33, М ФЗ «О прокуратуре РФ»)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.