Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поведение реагента.






Обратившись теперь к поведению реагента, можно также об­наружить, что оно врожденное. Птенец серебристой чайки стре­мится клюнуть конец родительского клюва сразу же, без всякого научения. Выращенный в изоляции самец колюшки агрессивно ре­агирует на других самцов и ухаживает за самками, хотя у него не было никакой возможности этому научиться. Другими словами, речь идет не только о врожденной способности выполнять неко­торые двигательные программы, но и о восприимчивости к осо­бым запускающим и направляющим действия стимулам.

Рис. 48. Модели голов серебри­стой чайки с пятнами разного цвета на клюве (1—4) и без пятна (5). Полоски справа отражают частоту выпрашивающей реак­ции, вызванной соответству­ющей моделью.

Рис. 49. Модели головы серебри­стой чайки с клювами разного цвета. Красный клюв вызывает больше реакций, чем любой дру­гой, в том числе и желтый.

Способность реагировать на сигналы специально изучалась во многих случаях. Некоторые из результатов уже были описаны в предыдущих главах. Рассмотрим теперь более подробно выпра­шивающее поведение птенца серебристой чайки, поскольку в дан­ном случае точно известно, на какие стимулы он реагирует. Мо­жно стимулировать выпрашивание, предъявляя ему плоские кар­тонные макеты родительской головы (вкладка 6). На конце клюва у взрослой серебристой чайки находится красное пятно, четко вы­деляющееся на желтом окружающем фоне. Когда этого пятна на [80] макете нет, птенец реагирует гораздо слабее, чем в случае «норма­льного» макета с пятном (рис. 48). Если предъявлять их по очере­ди нескольким птенцам, среднее число реакций на макет без пятна оказывается в четыре раза меньше. Если это пятно не красное, стимулируется промежуточное число реакций. Оно зависит от степени контраста между цветом пятна и фона. Аналогичным образом, т. е. сравнивая реакции птенца на разные макеты, можно изучить влияние желтой фоновой окраски клюва. Удивительно, но от нее поведение птенцов почти не зависит, за исключением то­го, что на красный клюв они реагируют вдвое чаще, чем на любой другой (рис. 49). Клюв естественного желтого цвета вызывает не больше реакций, чем белый, черный, зеленый или синий. Окраска головы также не играет роли: можно было бы ожидать, что белая голова вызовет больше реакций, чем черная или зеленая, но это вовсе не так. Не существенна и форма головы; неважно даже, есть ли она вообще — был бы клюв. Однако птенцы прекрасно ви­дят голову родителя, поскольку случайно могут клюнуть в осно­вание клюва или даже в красное веко кормящей тики. Когда они голодны, для них существует только одно — родительский клюв с красным пятном. Кроме того, он должен быть тонким и длин­ным, направленным вниз, находиться как можно ближе к птенцу и пониже над землей. Вот и все стимулы; остальное для птенца не имеет значения. Поведение и окраска родителей прекрасно удов­летворяют этим требованиям, так сказать, полностью соответ­ствуя ожиданиям потомства. Взрослая чайка подходит к птенцу, предъявляет ему свой клюв в почти вертикальном положении вниз концом, на котором находится красное пятно. Это совпаде­ние признаков родителей и стимулов, на которые реагирует пте­нец, удивительно, если вспомнить, что он «не знает», как выгля­дит родитель или как он себя ведет.

У многих других изученных животных также наблюдалось, [81] что реагент, точно так же как и птенец чайки, отвечает всего на не­сколько стимулов, исходящих от агента. Уже говорилось, что агрессивность у зарянки вызывает в основном красная грудь соро­дича, а драка у колюшек возникает как реакция в первую очередь на красное брюхо другого самца. «Усы» самца золотого дятла значат для сородичей больше любого другого его признака и т. д. По-видимому, у таких цветов, форм, звуков, движений только од­на функция — вызывать соответствующую реакцию другой осо­би. Впервые мысль о том, что социальные реакции часто запу­скаются как будто специально приспособленными для этого сти­мулами, была четко сформулирована Лоренцем. Такие признаки он назвал релизерами[2]. Лоренц описывает свою концепцию релизеров следующим образом: «Средства, выработавшиеся для по­сылки ключевых стимулов, могут заключаться в морфологиче­ских признаках типа особого цветного узора или специфической структуры или в инстинктивном действии типа принятия особой позы, «танца» и т. п. В большинстве случаев они включают оба компонента, т. е. определенные инстинктивные действия служат для демонстрации узоров или структур, развившихся специально для этих целей. Все эти приспособления, используемые для запуска [82] заданной реакции, я назвал релизерами независимо от того, имеют они зрительную или звуковую природу, являются дей­ствием, структурой или цветом».

Данные, собранные на сегодняшний день специалистами, ра­ботающими в этой области, по-видимому, в целом подтверждают гипотезу Лоренца. Правда, лишь в нескольких случаях доказана ее полная состоятельность, и впереди еще много неясного, но в общем принцип релизеров представляется весьма полезным для понимания механизмов социального сотрудничества. В приводи­мом ниже обзоре таких стимулов они будут рассмотрены в зави­симости от сенсорной модальности без учета связанной с ними функции.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.