Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пример решения задачи выбора поставщика риса. 1 страница






Результаты экспертных оценок двумя экспертами Э1и Э2 двух поставщиков А1 («Китайский») и А2 («Алтайский») по десятибалльной системе.

Результаты экспертных оценок поставщиков  
Критерий Оценка поставщика первым экспертом Э1 Оценка поставщика вторым экспертом Э2 Средняя оценка поставщика по десятибалльной системе  
А1 А2 А1 А2 А1 А2  
Цена         6, 5 5, 0  
Надежность поставки         4, 5 2, 5  
Качество товара         4, 5 6, 5  
Финансовое состояние         3, 5 5, 5  

 

Среднее значение оценки значимости критерия в долях от единицы называется весовым коэффициентом и определяется путем деления среднего значения оценки на сумму оценок.

Расчет рейтинга поставщика  
Критерий Оценка значимости критерия по десятибалльной системе экспертом Среднее значение оценки значимости критерия Весовой коэффициент Произведение среднего значения оценки поставщика на весовой коэффициент  
Э1 Э2 А1 А2  
Цена       0, 35 2, 275 1, 750  
Надежность поставок       0, 15 0, 675 0, 375  
Качество       0, 20 0, 900 1, 300  
Финансовое состояние       0, 30 1, 050 1, 650  
Σ       1, 00 4, 900 5, 075  

Отсюда видно, что в данном случае предпочтение следует отдать второму поставщику риса «Алтайский».

6. Установите соответствие маркировки требованиям нормативных документов отдельных групп товаров на местном потребительском рынке.

Сравнение маркировки шампуня «Garnier» с гостом P 51391-99.

Наименование и назначение изделия Шампунь для сухих волос «Garnier»
Юридический адрес ОАО концерн «Garnier» Россия, 620138, г. Москва ул. Комсомольская, 80
Товарный знак изготовителя присутствует
Масса нетто, объем, количество 485 мл/ml
Состав изделия Состав: Вода, натуральные экстракты манго и цветка гардении, лауриэлотоконсульфат натрия, кокамид, моноэталонамин, бехениловый спирт, хлорид натрия, демиткон, отдушка, дистеариат,
Условия хранения Специальных условий не требует
Срок годности Использовать до 30.09.13
Указание нормативного или технического документа ГОСТ 52345-2005
Информация о сертификации Производство сертифицировано. Сертификат качества ISO 9001
Информация о правильном применении и предостережении Информация о применении и предостережении присутствует.

Таким образом, информация изделия расположена на этикетке и доведена до потребителя наглядной и доступной форме, четкая, легко читаемая. Маркировка обеспечивает стойкость при хранении. Шампунь «Garnier» удовлетворяет требованием ГОСТа 51391-99.

Сравнительная характеристика маркировки шампуня «Palmolive» в соответствие с ГОСТом 51391-99.

Наименование и назначение изделия Шампунь для длинных волос «Palmolive»  
Юридический адрес Колгейт-палмолив ul. Wybrzeze Gdynskie 6D, 01-531, Warszawa, Польша.
Товарный знак изготовителя присутствует
Масса нетто, объем, количество 200 мл/ml
Состав изделия Состав: Вода, лауриэлотоконсульфат натрия, кокамид, моноэталонамин, бехениловый спирт, хлорид натрия, демиткон, отдушка, дистеариат, обезжиренное сухое молоко, масло оливы, цитронелол, гексилхлоричный альдегид, лианол.
Условия хранения Специальных условий не требует
Срок годности Срок годности 3 года с даты изготовления. Даты изготовления не указана.
Указание нормативного или технического документа не указан
Информация о сертификации Добровольная сертификация
Информация о правильном применении и предостережении Информация о применении и предостережении отсутствует.

Таким образом, информация изделия расположена на этикетке, доведена до потребителя мелким расплывчатым шрифтом. Стойкость маркировки при хранении отсутствует. Не все пункты соблюдены. Шампунь «Palmolive» не удовлетворяет требованием ГОСТа 51391-99.

Сравнительная характеристика маркировки зубной пасты «Splat» в соответствие с ГОСТом 51391-99.

Наименование и назначение изделия Зубная паста «Splat»
Юридический адрес ООО " СтомАрт" ОФИС В МОСКВЕ г.Москва, ул. О.Дундича д.3 ОФИС В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ г.Санкт-Петербург, ул. Гороховая д.41 ОГРН 1057746634285
Товарный знак изготовителя есть
Масса нетто, объем, количество 100 мл.
Состав изделия Состав: экстракт облепихи, экстракт боярышника, экстракт ромашки, экстракт шалфея, эфирное масло герани, кальцис, фторид натрия.
Условия хранения Специальных условий не требует
Срок годности Срок годности 3 года с даты изготовления. Даты изготовления: 12.03.12
Указание нормативного или технического документа Изделие зарубежное указание нормативного документа отсутствует.
Информация о сертификации Добровольная сертификация
Информация о правильном применении и предостережении Детям до 6 лет рекомендуется использовать количество зубной пасты размером с горошину под присмотром взрослых. Не глотать.

Таким образом, информация для потребителя предоставлена на упаковке. Текст нанесен на русском языке дополнительно присутствуют иностранные языки. Информация понимаемая полная и достоверная. Стойка маркировка на тюбике при хранении. Необходимые требования соблюдены. Товар соответствует ГОСТу - 51391-99.

10. Изучите и законспектируйте номенклатуру потребительских свойств и показателей качества; значимость и весомость отдельных показателей.

Номенклатура потребительских свойств и показателей - совокупность свойств и показателей, обуславливающих удовлетворения реальных или предполагаемых потребностей.

В пределах номенклатуры потребительские свойства и показатели подразделяются на группы и подгруппы в зависимости от их особенностей и удовлетворяемых потребностей.

1. Назначение – способность товаров удовлетворять физиологические и социальные потребности, а также потребности в их систематизации:

-функционального назначения отражают способность товаров выполнять их основные функции;

-социального назначения отражают способность товаров удовлетворять индивидуальные или общественные социальные потребности;

-универсального назначения отражает способность свойств и показателей удовлетворять разнообразные потребности;

-классификационного назначения отражают способность ряда свойств и показателей выступать в качестве классификационных признаков.

2. Надежности – способность товаров сохранять функциональное назначение в процессе хранения и/или потребления (эксплуатации) в течении заранее оговоренных сроков:

-долговечность - способность товаров сохранять работоспособность до наступления предельного состояния или установленного времени технического обслуживания и ремонта:

А) срок эксплуатации – продолжительность эксплуатации товаров, в течение которой они выполняют свои основные функции;

Б) ресурс - предельная возможность эксплуатации товаров, зафиксированная в нормативных документах;

-безотказность – способность товаров выполнять функциональное назначение без возникновения дефектов, из-за которых невозможна или затруднена их дальнейшая эксплуатация;

-ремонтопригодность – способность товаров восстанавливать свои исходные свойства, в первую очередь функциональное назначение, после устранения выявленных дефектов:

А) ремонтопригодные товары после возникновения дефектов и их устранения могут быть использованы по назначению;

Б) ремонтонепригодные товары не подлежат ремонту из-за определенных конструктивных особенностей или отсутствия запасных деталей;

- сохраняемость – способность поддерживать исходные количественные и качественные характеристики без значительных потерь в течении определенного срока, если же эти потери происходят, то они должны быть экономически оправданы;

3. Эргономические свойства – способность товара создавать ощущение удобства, комфортности, наиболее полного удовлетворения потребностей в соответствии с антропометрическими, психологическими и психолого-физиологическими характеристиками потребителя.

- антропометрические свойства - способность товаров при потреблении (эксплуатации) соответствовать в наибольшей степени измеряемым характеристикам потребителя;

- психологические свойства – способность товаров обеспечивать при потреблении (эксплуатации) душевную комфортность потребителю;

- психолого-физиологические свойства – способность товаров обеспечивать соответствие психолого-физиологическим возможностям потребителя. Эти свойства комплексно удовлетворяют психологические и физиологические потребности человека;

- органолептические свойства – основу составляют психолого-физиологическое восприятие человеком отдельных свойств товаров с помощью органов чувств.

4. Эстетические свойства – способность товаров выражать в чувственно-воспринимаемых признаках формы общественные ценности и удовлетворять эстетические потребности человека.

5. Экологические свойства – способность товаров не оказывать вредного воздействия на окружающую среду при их эксплуатации или потреблении.

6. Безопасность – состояние, при котором риск вреда или ущерба ограничен допустимым уровнем (Рук. ИСО/МЭК2).

- химическая – отсутствие недопустимого риска, который может быть нанесен токсичными веществами жизни, здоровью и имуществу потребителей;

- радиационная – отсутствие недопустимого риска, который может быть нанесен жизни, здоровью и имуществу потребителя радиоактивными элементами (изотопами) или ионизирующим излучением этих элементов;

- механическая – отсутствие недопустимого риска для жизни, здоровья и имущества потребителей, который может быть нанесен вследствие различных механических воздействий (ударов, трения, проколов, деформации и т.п.);

- электрическая, магнитная и электромагнитная – отсутствие недопустимого риска, который может быть нанесен воздействие электрических, магнитных и электромагнитных полей при эксплуатации сложно-технических товаров;

- термическая – отсутствие недопустимого риска, наносимого потребителю воздействием высоких температур при эксплуатации и потреблении товаров;

- санитарно-гигиеническая – отсутствие недопустимого риска, который может возникнуть при различного рода биоповреждениях потребительских товаров;

- противопожарная – отсутствие недопустимого риска для жизни. Здоровья и имущества потребителей при хранении и эксплуатации товаров в результате их возгорания или самовозгорания.

 

11. Изучите и законспектируйте методы формирования и управления ассортиментом.

Управление ассортиментом – деятельность, направленная на достижение требований рациональности ассортимента.

Формирование ассортимента – деятельность по составлению набора товаров, позволяющего удовлетворить реальные или прогнозируемые потребности, а также достигнуть целей, определенных руководством организации.

Основные направления в области формирования ассортимента:

1. Сокращение ассортимента – количественные и качественные изменения состояния набора товаров за счет уменьшение его широты и полноты;

2. Расширение ассортимента – количественные и качественные изменения набора товаров за счет увеличения показателей широты, полноты и новизны;

3. Стабилизация ассортимента – состояние набора товаров, характеризующееся высокой устойчивостью и низкой степенью обновления;

4. Обновление ассортимента – качественные и количественные изменения состояния набора товаров, характеризующиеся увеличением показателя новизны;

5. Совершенствование ассортимента – количественные и качественные изменения состояния набора товаров для повышения его рациональности;

6. Гармонизация ассортимента – количественные и качественные изменения состояния набора товаров, отражающие степень близости реального ассортимента к оптимальному или лучшим зарубежным и отечественным аналогам, наиболее полно соответствующие целям организации.

 

12. Изучите и законспектируйте понятие идентификация и фальсификация товаров, цели, виды, способы.

Идентификация – установление соответствия наименований товара, указанных на маркировке и/или в сопроводительных документах, предъявляемым к ним требованиям. Это установление соответствия конкретной продукции образцу и (или) ее описание. Описание продукции - набор признаков, параметров, показателей и требований, характеризующих продукцию, установл. в соответствующих документах.

Работа по идентификации проводится в соответствии с гостом, с 1 января 2000г. " Идентификация продукции». Результатом идентификации является " заключение о соответствии".

Идентификацию проводят:

1) Для подтверждения основных показателей качества продукции (используются органолептические показатели)

2) При проведении сертификационных испытаний (аккредитация лабораторий: используются также физико-химические показатели)

3) При осуществлении контрольно-надзорных функций органами исполнительной власти

Виды идентификации:

1. Ассортиментная - установление соответствия наименования товара по ассортиментной принадлежности, обуславливающей предъявляемые к нему требования. Применяется для установления соответствия товара его наименованию при всех видах оценочной деятельности. Имеет особое значение при проведении сертификации товаров. Служит методом выявления несоответствий – фальсификаций товара. Проводится также при определении отношения товара к определённым товарным группам;

2. Качественная - установление соответствия требованиям качества, предусмотренным нормативными документами. Позволяет выявить наличие допустимых и недопустимых дефектов, а также соответствие товарному сорту, указанному на маркировке или в сопроводительных документах. При проведении устанавливает следующие градации качества: стандартная продукция, нестандартная, условно-пригодная на пищевые цели, отходы, непригодная на пищевые цели. Для стандартной продукции устанавливается также соответствие сортности. В случае выявления несоответствия сортности фальсификация называется пересортицей.

3. Товарно-партионная – устанавливает принадлежность представленной части товара конкретной товарной партии. Очень часто отсутствуют надёжные критерии идентификации.

Средства идентификации:

-нормативные документы (стандарты, технические условия, правила);

-товарно-сопроводительные документы;

-маркировка товара.

Фальсификация: действие, направленное на обман потребителя и/или покупателя, путём подделки объекта купли-продажи с корыстной целью. Фальсификация - подделка продукции различными способами.

Разновидности фальсификации:

1. Ассортиментная - осуществляется путём полной или частичной замены товара его заменителями с сохранением нескольких или одного признаков;

2. Качественная - подделка товаров с помощью пищевых или непищевых добавок для улучшения органолептических свойств при сохранении или утрате других потребительских качеств или замена товара на такой же другого сорта;

3. Количественная - обман потребителя за счёт значительных отклонений параметров товара, превышающих предельно допустимые нормы отклонений (недовес или обмер);

4. Стоимостная - обман потребителя путём продажи низкокачественного товара по цене высококачественного. Сопутствует всем остальным видам фальсификации.

Возможны три способа фальсификации;

-продажа по цене высококачественного товара;

-продажа ниже цены высококачественного товара;

-продажа выше цены высококачественного товара (встречается редко).

5. Информационная - обман потребителя путём предоставления неточной или искажённой информации о товаре. Чаще всего искажаются:

-наименование товара;

-страна происхождения;

-наименование производителя;

-количество товара.

 

13. Изучите и законспектируйте виды, формы и средства товарной информации.

Товарная информация – сведения о товаре, предназначенные для пользователей – субъектов коммерческой деятельности.

В зависимости от назначения товарную информацию подразделяют на три вида:

1. Основополагающая – основные сведения о товаре. Имеющие решающее значение для идентификации и предназначенные для всех субъектов рыночных отношений.

2. Коммерческая – сведения о товаре, дополняющие основную информацию и предназначенные для изготовителей, поставщиков и продавцов, но малодоступные потребителю.

3. Потребительская – сведения о товаре, предназначенные для создания потребительских предпочтений, показывающие выгоды вследствие примечания конкретного товара и нацеленные, в конечном счете, на потребителей.

Для доведений до субъектов рыночных отношений применяют многообразные формы товарной информации:

1. Словесная информация наиболее доступна для грамотного населения, если она дана на соответствующем языке. К недостаткам относится ее громоздкость: для размещения требуется значительная площадь на упаковке и/или товаре.

2. Цифровая информация применяется чаще всего для дополнения словесной и в тех случаях, когда требуется количественная характеристика сведений о товаре. Ее отличают лаконичность, четкость, единообразие, однако в ряде случаев она доступна лишь профессионалам и не понятна потребителям.

3. Изобразительная информация обеспечивает зрительное и эмоциональное восприятие сведений о товарах с помощью художественных и графических изображения непосредственно товара или репродукции с картин, фотографий, открыток или других эстетических объектов либо иных изображений. К достоинствам относятся наглядность, лаконичность, доступность восприятия, эстетичность и эмоциональность.

4. Символическая информация – сведения о товаре, передаваемые с помощью информационных знаках. Символ - характеристика отличительных свойств товара для краткого отражения их сущности. Для этой информации характерны лаконичность, однозначность, однако их восприятие требует определенной профессиональной подготовки для расшифровки или оповещения потребителя через средства массовой информации, консультации и т.д.

5. Штриховая информация – знак, предназначенный для автоматизированных идентификации и учета информации о товаре, закодированной в виде цифр и штрихов.

Средствами товарной информации служат:

1. Маркировка – текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные на упаковку и/или товар, а также другие вспомогательные средства, предназначенные для идентификации товара или отдельных его свойств, доведение до потребителя информации об изготовителях (исполнителях), количественных и качественных характеристиках товара.

Основные функции – информационная, идентифицирующая, мотивационная, эмоциональная.

- производственная маркировка – текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные изготовителем (исполнителем) на товар и/или упаковку и/или другие носители информации. Носителями могут быть этикетки, кольеретки, вкладыши, ярлыки, бирки, контрольные ленты, штампы и др.

- торговая маркировка – текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные изготовителем на товарные и/или кассовые чеки, упаковки и/или товар. Носителями торговой маркировки служат ценники, товарные и кассовые чеки.

2. Технические документы – документы, содержащие информацию о товарах.

- товарно – сопроводительные документы (ТСД) – документы, содержащие необходимую и достаточную информацию для идентификации товарных партий на всем пути их товародвижения.

А) количественные ТСД – технические документы, предназначенные для передачи и хранения информации о количественных характеристиках товаров и товарных партий.

Б) качественные ТСД – документы, предназначенные для передачи и хранения информации о качестве товаров.

В) комплексные ТСД – документы, предназначенные для передачи и хранения информации о количественных, качественных и стоимостных характеристиках товарных партий, а также для количественного учета их, а процессе товародвижения.

- эксплуатационные документы (ЭД) – документы, предназначенные для передачи и хранения информации о правилах эксплуатации сложнотехнических товаров.

 

14. Определите в чем заключаются особенности стандартизации и сертификации продовольственных товаров.

Правила проведения сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья действуют в рамках Системы сертификации ГОСТ Ρ и могут применяться как для обязательной, так и для добровольной сертификации. Для конкретных групп однородной пищевой продукции разрабатывается порядок проведения сертификации. Действующие правила введены в середине 1996 г. и заменили положения в этой области, применяемые ранее.

Объектом сертификации является любая пищевая продукция, предназначенная для реализации на российском рынке, если требования к ней установлены в стандартах, действующих в России. Обязательная сертификация проводится на соответствие обязательным требованиям стандартов, причем на эту область распространяется государственный надзор, включая метрологический по линии государственной метрологической службы Госстандарта РФ. В соответствии с Законом " О защите прав потребителей" перечень обязательно сертифицируемых пищевых товаров утверждается Правительством РФ.

Выбор схемы сертификации зависит в первую очередь от срока гарантированного хранения. Правилами установлены две категории:

• продукция кратковременного хранения (срок до одного месяца);

• продукция длительного хранения (срок более месяца).

Добровольная сертификация проводится на основе договора между заявителем и органом по сертификации, а инициатором может быть юридическое или физическое лицо. В договорном порядке устанавливается нормативная база сертификации. Объектом добровольной сертификации является и продукция, предназначенная для экспорта. По решению органа по сертификации испытания могут быть проведены по сокращенной номенклатуре показателей при условии, что часть характеристик документально подтверждена различными органами государственного контроля и надзора: санитарно-гигиенического, ветеринарного, фитосанитарного, документами о состоянии почвы, кормов, сырья и т.п.

К заявлению-декларации изготовитель обязан приложить документы, доказывающие безопасность продукта. При этом для отечественного товара необходимы результаты проверки службами Государственного надзора, сведения об отсутствии рекламаций, протоколы испытаний, свидетельства других органов сообразно разновидности товара. Для импортируемого продукта требуется свидетельство безопасности компетентного органа страны-изготовителя, сертификат качества от изготовителя, протоколы испытаний, сертификат происхождения, специальные сертификаты для соответствующей продукции. Для поставляемой впервые продукций требуется заключение санитарно-эпидемиологического надзора.

По Закону " О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", если продукт получен по новой технологии, с использованием нового оборудования либо сам по себе является новым видом пищевых товаров, до проведения его сертификации требуется получить гигиенический сертификат. Гигиенический сертификат также требуется на все виды упаковочных материалов и тару.

Срок действия сертификата устанавливается органом по сертификации с учетом срока годности самого продукта, срока действия сертификата на систему качества и производства, срока действия гигиенического сертификата, но общий срок его действия не должен превышать трех лет.

Сертификация продовольствия по показателям безопасности не обеспечивает для потребителя того " наглядного" представления о нем, которое составляется из совокупности качественных характеристик. Потребительские свойства относят к области добровольной сертификации. Это означает, что показатели, подтверждаемые сертификационными испытаниями, устанавливаются по согласованию между заявителем и органом по сертификации. В то же время в конечном итоге выбор покупателя зависит именно от этих, с точки зрения обязательной сертификации, второстепенных показателей качества товара. А знак соответствия может вводить в заблуждение потребителей. Этим далеко не исчерпываются особенности сертификации продовольственных товаров, что говорит о необходимости ее совершенствования.

 

15. Изучите и законспектируйте признаки, методы и правила классификации товаров.

Классификация – разделение множества объектов на подмножества по сходству или различию в соответствии с принятыми методами.

Признак классификации – свойство или характеристика объекта. По которому производится классификация.

Различают две разновидности метода классификации:

1. Иерархический метод – последовательное разделение множества объектов на подчиненные классификационные группировки.

Особенностью иерархического метода является тесная связь между отдельными классификационными группировками, выявляемая через общность и различая основополагающих признаков. В основу деления множества на подмножества по основополагающему для данного этапа признаку положена ступень классификации.

Ступень классификации – этап классификации при иерархическом методе, в результате которого получается совокупность классификационных группировок.

Количество признаков и ступеней определяет глубину классификации.

2. Фасетный метод – параллельное разделение множества объектов на независимые классификационные группировки.

Особенностью метода является то, что разные признаки не связанны между собой. Благодаря этому фасетная система отличается большей гибкостью, возможностью ограничивать число признаков и группировок, что создает определенные удобства при использовании. Вместе с тем ее информационная емкость может быть увеличена путем выделения общих и частных классификационных группировок.

Преимущества одного метода классификации выступают в качестве недостатка другого, т.е. обе разновидности дополняют друг друга. Поэтому в ряде случаев их используют совместно.

Правила классификации предназначены для выбора разновидностей метода и признаков, по которым осуществляется деление множества на подмножества. Важнейшим правилом для иерархического и фасетного метода является выбор разновидности метода классификации в зависимости от ее целевого назначения.

1. деление множества следует начинать с наиболее общих признаков.

2. на каждой ступени можно использовать только один признак, имеющий принципиальное значение для этого этапа.

3. разделение объектов должно осуществляться последовательно от большего к меньшему, от общего к частному.

4. необходимо установить оптимальное число признаков, ступеней и глубины.

 

16. Изучите и законспектируйте виды товарной экспертизы, их сущность.

Экспертиза – это исследование каких-либо вопросов, решение которых требует специальных знаний, с представлением мотивированного заключения.

Проведение экспертизы поручается экспертам. Экспертами могут быть опытные специалисты, ученые, которые владеют специальными профессиональными знаниями, необходимыми для решения вопросов, связанных с идентификацией и фальсификацией товаров. Эксперты должны хорошо знать исследуемые группы товаров, иметь опыт работы по оценке их качества.

Для проведения экспертизы товаров создаются экспертные комиссии, которые состоят из двух групп: экспертной и рабочей. Профессиональный состав и численность специалистов, входящих в эти группы, их структура и принципы организации зависят от целей и этапов экспертизы, особенностей оцениваемого товара (изделия), условий проведения экспертизы и устанавливаются нормативными документами.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.