Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификационные признаки тары и упаковки






 

Основными признаками, по которым осуществляется классификация тары, являются:

 

• место упаковывания;

• функция;

• принадлежность;

• кратность использования;

• устойчивость к внешним механическим воздействиям;

• качество.

 

По месту упаковывания различают упаковку производственную (эту технологическую операцию осуществляет производитель) и торговую (упаковку осуществляет продавец). При переходе тары в собственность покупателя вместе с товаром, он оплачивает ее стоимость продавцу. Тара может быть также возвращена продавцу по договору. При этом устанавливается порядок возврата.

Способ оплаты тары вносится в договор: включение цены упаковки в цену товара, определение цены упаковки в процентах от цены товара, определение цены упаковки отдельно.

Пример «Проданный по настоящему контракту товар (бихромат натрия) должен быть упакован в металлические барабаны, масса нетто 75 кг. Упаковка должна выдержать морскую, железнодорожную и автомобильную перевозки. Стоимость упаковки включена в стоимость товара».

Упаковка как торговая услуга может быть бесплатной или платной. Бесплатная услуга включается в издержки обращения, а платную услугу оплачивает потребитель.

В соответствии с функцией, которую тара (упаковка) выполняет в процессе товарного обращения, ее делят на транспортную, потребительскую, производственную (цеховую), тару-оборудование. Транспортная упаковка используется для перевозки товаров в оптовой или мелкооптовой торговле. Транспортная упаковка состоит из транспортной тары, упаковочных, перевязочных материалов, а также различных приспособлений для предупреждения перемещений товаров в транспортных средствах.

Транспортная тара – внешняя тара, образующая самостоятельную транспортную единицу.*

* ГОСТ 17527-86 «Упаковка. Термины и определения».

 

Транспортная тара может быть крупно- (1200 ´ 1000 ´ 1200 мм и более) и малогабаритной (до 1200 ´ 1000 ´ 1200 мм). Эта тара может принадлежать любой организации, участвующей в процессе обращения.

Потребительская тара – это тара, поступающая к потребителю с продукцией и не выполняющая функцию транспортной тары. Потребительская упаковка предназначена для сравнительно небольших расфасовок и сохранения товара у потребителя. Этот вид упаковки предполагает предварительную расфасовку товара производителем или продавцом и отпуск потребителю в расфасованном виде, с заранее обусловленными количественными характеристиками (масса, объем или длина). Для жидких продовольственных товаров применение потребительской упаковки является обязательным условием при розничной продаже.

Государство осуществляет метрологический надзор за количеством фасованных товаров в упаковках.*

* ПР 50.2.004-94 «ГСИ. Порядок осуществления Государственного метрологического надзора за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже».

 

Метрологические требования к упаковке делятся на две группы: требования к индивидуальной упаковке и требования к партии товаров в упаковках. Требования к индивидуальной упаковке сводятся к тому, что недовложение товара в упаковку не должно превышать допускаемого предела, указанного в нормативной документации на продукцию. Если такая норма не указана, то следует руководствоваться требованиями, содержащимися в международном документе МР № 87 МОЗМ «Содержимое нетто в упаковках». Данное требование легко контролируется традиционными способами.

Основное требование, предъявляемое к партии фасованных товаров в упаковках: среднее содержимое партии не должно быть меньше номинального количества, указанного на упаковке. Другими словами, если в одной упаковке – недовложение, то в другой должно быть перевложение, а в среднем партия должна соответствовать номинальному указанному количеству. Это требование защищает потребителя как общественную категорию от материального ущерба, который может нанести производитель или расфасовщик товаров.

Потребительская тара и упаковка является частью товара и входит в его стоимость, а после реализации переходит в полную собственность потребителя. Она, как правило, не предназначается для самостоятельного транспортирования и перевозится в транспортной упаковке. Потребительская тара имеет ограниченную массу, вместимость и размеры. В большинстве случаев ее суммарный периметр не должен превышать 600 мм.

Производственная тара предназначена для выполнения внутрицеховых, внутризаводских и межзаводских перевозок и для накопления сырья, материалов, полуфабрикатов, заготовок, готовых изделий и отходов. Производственная металлическая и деревянная тара включает типы: * ящичная, ящичная с опорами с открывающейся стенкой, ящичная без опор с открытыми стенками, каркасная, стоечная, складная.**

* ГОСТ 14861-91 «Тара производственная. Типы».

** В целях изучаемой темы производственную тару мы будем относить к средствам пакетирования.

 

Тара-оборудование – изделие, предназначенное для укладывания, транспортирования, временного хранения и продажи из него товаров методом самообслуживания.*

* ГОСТ 24831-81 «Тара-оборудование. Типы, основные параметры и размеры».

 

Конструкция тары-оборудования определяется видом опоры (стойки, колеса или их комбинация). Пакет из многооборотной или разовой тары, сформированный на основании, должен выполнять функции тары-оборудования. Виды тары-оборудования приведены на рис. 14.1.

 

 

Рис. 14.1. Тара-оборудование

 

Вспомогательное упаковочное средство – элемент упаковки в виде бумажной обертки, стружки, прокладок, вкладышей, пленочных чехлов, обвязочного шпагата, ленты и т. д.

В зависимости от принадлежности и кратности использования тара делится следующим образом. По принадлежности – общего пользования (может использоваться различными предприятиями) и инвентарную (является собственностью определенного предприятия). По кратности использования тара делится на многооборотную, возвратную и разового использования. Взаимосвязь между этими понятиями приведена на рис. 14.2.

 

 

Рис. 14.2. Классификация тары*

* Ст. 517 ГК: если иное не установлено договором поставки, покупатель обязан возвратить поставщику многооборотную тару и средства пакетирования.

 

В зависимости от устойчивости к внешним механическим воздействиям тару принято делить на жесткую (деревянные и металлические ящики и бочки, стеклянная тара), полужесткую (картонные ящики и корзины) и мягкую (мешки, паковочные ткани).

Одним из признаков классификации тары является ее качество.

Пригодность многооборотной тары для повторного использования определяется ее состоянием. Качество тары, находящейся в обращении, определяется в соответствии с требованиями Правил применения, обращения и возврата многооборотных средств упаковки и Правил обращения возвратной деревянной и картонной тары.*

* Дашков А. П., Памбухчиянц В.К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: Учеб. – М.: Информационно-внедренческой центр «Маркетинг», 2001. – 400с.

 

Так, мешки сетчатые из-под картофеля и овощей по качеству подразделяются на две категории:

 

· I – мешки новые, а также бывшие в употреблении, сухие, непрелые, без заплат, штопок и дыр;

· II – мешки сухие, непрелые, имеющие или требующие не более трех заплат или штопок. При этом площадь одной заплаты не должна превышать трех ячеек или трех квадратных сантиметров для сетчатых мешков.

 

Мешки тканевые из-под сахара в зависимости от качества подразделяются на три категории:

 

· I – мешки новые, отечественные или импортные, а также бывшие в употреблении, сухие, непрелые, без заплат, штопок и дыр;

· II – мешки, бывшие в употреблении, сухие, имеющие или требующие не более трех заплат или штопок;

· III – мешки, бывшие в употреблении, сухие, непрелые, имеющие или требующие не более пяти заплат или штопок.

 

Мешки тканевые из-под хлебопродуктов и семян по качеству делятся также на три категории.

Возвратные деревянные ящики по качеству подразделяются на ящики, требующие ремонта и отремонтированные.

Возвратными ящиками, требующими ремонта, считаются ящики, у которых имеется одно из следующих повреждений:

 

• поломка (отсутствие) до 4 дощечек или планок, за исключением вертикальных планок торцовых стенок плотных и решетчатых дощатых ящиков;

• поломка (отсутствие) одной дощечки в одной из стенок или дне лотков для плодов и овощей;

• повреждение металлической ленты или проволоки, уголков из ленты, расшатанность;

• наличие торчащих гвоздей.

 

Возвратные деревянные бочки по качеству подразделяются на бочки, требующие ремонта, и бочки отремонтированные. Требуют ремонта бочки, у которых имеется одно из следующих повреждений:

 

• поломка не более трех клепок остова;

• повреждение уторного паза;

• повреждение обручей.

 

Бочки, требующие ремонта, должны иметь не менее трех обручей и двух звеньев. Допускается поломка одного дна, но его детали должны быть вложены внутрь бочки.

Возвратные картонные ящики по качеству подразделяются на ящики, требующие ремонта и ящики отремонтированные. Ящики, требующие ремонта, делятся на две категории.

 

· I – годные для повторного использования, чистые с внутренней стороны, без сквозных повреждений, с цельными клапанами и укомплектованные вспомогательными упаковочными средствами, с наличием скрепок. Допускаются обрывки клеевой ленты и этикеток.

· II – годные для повторного использования, с деформацией двух стенок до 15% их площади, имеющие до четырех сквозных повреждений, но не более двух на одной стенке, размером по длине и диаметру до 5 см или с оголенной гофрой размером по длине не более 12 см, по ширине - до 6 см, допускается наличие скрепок, обрывков клеевой ленты и этикеток.

 

Детали деревянных бочек, деревянные ящики и бочки, картонные ящики, имеющие повреждения сверх указанных, относятся к тароматериалу.

Возвращаемая отправителю стеклянная тара не должна иметь сквозных щербин в верхней части горла, с внешней и внутренней сторон, сколов и посечек на внешней стороне горла, щербин на дне, трещин на стекле.

Маркировку, характеризующую тару (кроме мешков), изготовитель наносит следующим образом:

 

• на ящиках – в левом верхнем углу торцовой стенки;

• на бочках и барабанах – на одном из днищ, свободном от маркировки, характеризующей груз;

• на флягах и баллонах – на дне.

Маркировка должна содержать наименование предприятия-изготовителя или его товарный знак, обозначение нормативно-технического документа, в соответствии с которым выпущена тара. На многооборотную тару наносится надпись «Многооборотная».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.