Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Маркировка товаров: определение, назначение, основные и специфические требования, виды товарной информации, нормативно-правовая база






Маркировка — текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные на упаковку и/или товар, а также другие вспомога­тельные средства, предназначенные для идентификации товара или отдельных его свойств и доведения до потребителя инфор­мации об изготовителях (исполнителях), товароведных характе­ристиках товара.

Основные функции маркировки — информационная; иден­тифицирующая; мотивационная; эмоциональная.

Информационная функция маркировки как одного из средств товарной информации является основной. Наибольший удель­ный вес приходится на основополагающую и потребительскую информацию, меньший — на коммерческую. При этом осново­полагающая информация на маркировке дублирует тот же вид информации в товаросопроводительных документах (ТСД). Не­совпадение данных основополагающей информации может быть следствием фальсификации товаров.

Необходимость такого дублирования обусловлена общно­стью идентифицирующей функции маркировки и ТСД. Идентифицирующая функция маркировки чрезвычайно важна, так как обеспечивает прослеживаемость товарных пар­тий на всех этапах товародвижения.

Эмоциональная и мотивационная функции маркировки взаи­мосвязаны. Красочно оформленная маркировка, поясняющие тексты, применение общепринятых символов вызывают у по­требителя положительные эмоции и служат важной мотивацией для принятия решения о покупке товара.

В зависимости от места нанесения различают маркировку производственную и торговую (см. ниже).

Маркировка должна соответствовать требованиям стандар­тов, других нормативных документов. Требования к производ­ственной маркировке устанавливаются в основном стандарта­ми на маркировку и упаковку, а также общетехническими ус­ловиями стандартов на продукцию. Отдельные требования к торговой маркировке уста­навливаются Правилами продажи отдельных видов товаров, а также региональными правилами розничной торговли.

К маркировке предъявляются общие для товарной информа­ции (3 «Д») и специфичные требования. Общие требования регламентируются Законом РФ «О защите прав потребителей». Специфичные для маркировки требования: четкость текста и иллюстраций; наглядность; однозначность текста, его соот­ветствие потребительским свойствам товара; достоверность — приведенные на маркировке сведения не должны вводить полу­чателя и потребителя в заблуждение относительно количества, качества, изготовителя, страны происхождения; использование для маркировки несмываемых красителей, разрешенных для применения органами Роспотребнадзора.

Производственная маркировка — текст, условные обозначе­ния или рисунок, нанесенные изготовителем (исполнителем) на товар и/или упаковку и/или другие носители информации.

Носителями производственной маркировки могут быть эти­кетки, кольеретки, вкладыши, ярлыки, бирки, контрольные ленты, клейма, штампы и др.

Этикетки наносятся типографским либо иным способом на товар или упаковку.

Кольеретки — разновидность этикеток, имеют особую фор­му, наклеиваются на горлышко бутылок.

Вкладыши — разновидность этикеток, отличаются от них направленностью товарной информации и предназначены для сообщения кратких сведений о наименовании товара и изгото­вителе (наименование организации, номер смены).

Бирки и ярлыки — носители маркировки, которые приклеи­ваются, прикладываются или подвешиваются к товару. Бирки отличаются от ярлыков меньшей информативностью.

Ярлыки обычно содержат наименование товара, фирмы-изготовителя, его адрес, сорт, цену, дату выпуска, а также ряд идентифицирующих данных.

Контрольные ленты — носители краткой дублирующей то­варной информации, выполняемой на небольшой ленте и пред­назначенной для контроля или восстановления сведений о то­варе в случае утраты этикетки, бирки или ярлыка.

Клейма и штампы — носители информации, предназначен­ные для нанесения идентифицирующих условных обозначений на товары, упаковку, этикетки с помощью специальных при­способлений установленной формы.

С 1997 г. требования к производственной маркировке регла­ментируются информационно-потребительскими стандартами. Всего разработано четыре таких стандарта: ГОСТ Р 51074-2003 «Пищевые продукты. Информация для потребителей»; ГОСТ Р 51087-97 «Табачные изделия. Информация для потребителей»; ГОСТ Р 51121-97 «Товары непродовольственные. Информация для потребителей»; ГОСТ Р 51391-99 «Изделия парфюмерно- косметические. Информация для потребителей».

В соответствии с указанными стандартами производствен­ная маркировка должна включать следующие общие идентифи­цируемые требования:

• наименование товара, которое должно быть понятно по­требителю, конкретно и достоверно характеризовать товар, его отличительные признаки, а при необходимости и об отличи­тельных состояниях и специальной обработке (например, пи­щевой продукт «сухой», «молотый», «стерилизованный», «вос­становленный», «генетически модифицированный» и т. п.);

• наименование и местонахождение изготовителя, включая страну, юридический адрес, при необходимости организации, уполномоченной на принятие претензий от потребителей;

• товарный знак изготовителя (при наличии), утвержденный или принятый изготовителем в установленном порядке;

• состав товара (в случаях, если товар является многокомпо­нентным);

• количественные характеристики товаров (массу нетто, или объем, или количество, или размер);

• назначение и условия для применения (для отдельных групп пищевых продуктов: для детского или диетического пи­тания, биологически активных добавок, парфюмерно-космети­ческих товаров и т. п.);

• срок годности или хранения (для пищевых продуктов и отдельных видов парфюмерно-косметических товаров);

• дата изготовления и дата упаковывания (для отдельных групп и видов товаров);

• обозначение документа, в соответствии с которым изго­товлен и может быть идентифицирован товар;

• информация о подтверждении соответствия в форме знака соответствия или знака обращения на рынке (при положитель­ном подтверждении соответствия в результате проведения дек­ларирования, обязательной или добровольной сертификации);

• противопоказания или ограничения (для отдельных групп и видов пищевых продуктов, парфюмерно-косметических това­ров, а также для всех табачных изделий).

Кроме того, требования к производственной маркировке регламентируются стандартами «Упаковка и маркировка» или «Маркировка» на конкретные группы и виды продовольствен­ных и непродовольственных товаров.

Торговая маркировка — текст, условные обозначения или ри­сунок, нанесенные продавцом на товарные и/или кассовые че­ки, упаковки и/или товар.

Носителями торговой маркировки служат ценники, товар­ные и кассовые чеки. В отличие от производственной торговая маркировка наносится не на товар, а на указанные носители или эксплуатационные документы.

Кроме того, торговая маркировка отличается от производст­венной тем, что ее идентифицирующая функция в большей степени связана с указанием данных о продавце и в мень­шей — с информацией о товаре.

Требования, предъявляемые к содержанию торговой марки­ровки, регламентируются несколькими нормативными актами: Правилами продажи отдельных видов продовольственных и не­продовольственных товаров, типовым положе­нием о применении контрольно-кассовых машин (реквизиты кассового чека). Правила регламентируют также наличие и пра­вильное оформление ценников.

В зависимости от назначения товарную информацию под­разделяют на три вида: основополагающая; коммерческая; по­требительская.

Основополагающая товарная информация — основные све­дения о товаре, имеющие решающее значение для идентифи­кации и предназначенные для всех субъектов рыночных отно­шений. К основополагающей информации относятся вид и наименование товара, его сорт, масса нетто, наименование предприятия-изготовителя, дата выпуска, срок хранения или годности.

Коммерческая товарная информация — сведения о товаре, дополняющие основную информацию и предназначенные для изготовителей, поставщиков и продавцов, но малодоступные потребителю. Эта информация содержит данные о предприяти­ях-посредниках, нормативных документах о качестве товаров, ассортиментных номерах продукции по ОКП, ТН ВЭД и т. п. Типичным примером коммерческой информации является штриховое кодирование.

Потребительская товарная информация — сведения о то­варе, предназначенные для создания потребительских пред­почтений, показывающие выгоды вследствие применения конкретного товара и нацеленные в конечном счете на потре­бителей. Эта информация содержит сведения о наиболее при­влекательных потребительских свойствах товаров: пищевой ценности, составе, функциональном назначении, способах ис­пользования и эксплуатации, безопасности, надежности и др.

Элементы маркировки:  текст;  рисунок;  информационные знаки.

Информационные знаки – условные обозначения, предназначенные для идентификации характеристик товара.

Виды информационных знаков:  товарные знаки;  место происхождения товара;  знаки качества;

 компонентные знаки;  размерные знаки;  эксплуатационные   манипуляционные знаки;

 предупредительные знаки;  экологические знаки.

Товарный знак – отличительный знак производителя товаров или услуг.

Знак места происхождения товара – название страны, населенного пункта, местности, используемое для обозначения товара.

Знак качества – защищенный в установленном порядке знак, выданный в соответствии с правилами системы сертификации, указывающий, что товар соответствует стандарту качества.

Знак качества разрешается использовать для маркировки только сертифицированной продукции.

Компонентный знак – знак, предназначенный для информации о применяемых пищевых добавках.

Эксплуатационные знаки – знаки, информирующие потребителя о правилах эксплуатации, способах ухода, монтажа и наладки устройств.

Предупредительные знаки – знаки, предназначенные для обеспечения безопасности потребителей и окружающей среды при эксплуатации потенциально опасных товаров.

Предупредительная маркировка включает:  наименование опасного вещества;

 символы опасности, выполненные черным цветом на желтом фоне.

Экологические знаки – знаки, информирующие об экологической чистоте потребительских товаров или экологически безопасных способах их эксплуатации, использования или утилизации.

Типы экологических знаков:

 знаки, информирующие об экологической чистоте товаров или их безопасности для окружающей среды;

 знаки, информирующие об экологически чистых способах производства или утилизации товаров (упаковки);

 знаки, информирующие об опасности продукции для окружающей среды.

Хранение товаров: условия, сроки. Сроки годности пищевых товаров. Раскрыть сущность терминов «срок годности», «срок хранения», «срок реализации». Классификация методов хранения товаров.

Хранение — этап технологического цикла товародвижения от выпуска готовой продукции до потребления или утилизации, цель которого — обеспечение стабильности исходных свойств или их изменение с минимальными потерями. Условия хранения — совокупность внешних воздействий ок­ружающей среды, обусловленных режимом хранения и разме­щением товаров в хранилище. Режим хранения — совокупность климатических и санитар­но-гигиенических требований, обеспечивающих сохраняемость товаров. Можно выделить климатический и санитарно-гигие­нический режимы хранения.

Требования к климатическому режиму хранения включают требования к температуре, относительной влажности воздуха, воздухообмену, газовому составу и освещенности. Температура хранения — температура воздуха в хранилище. Это один из наиболее значимых показателей режима хранения. Единой оптимальной температуры хранения всех потреби­тельских товаров не существует из-за многообразия свойств, обеспечивающих их сохраняемость. В связи с этим все потре­бительские товары подразделяются по термическому состоя­нию и требованиям к оптимальному температурному режиму на шесть групп (замороженные, переохлажденные, охлажденные, умеренные, широкого диапазона температур, широкого диапазона положительных температур).

Требования к хранению пищевых продуктов изложены в п. 7 санитарно-эпидемиологических правил
Хранение пищевых продуктов должно осуществляться в соответствии с действующей нормативной и технической документацией при соответствующих параметрах температуры, влажности и светового режима для каждого вида продукции.
При хранении пищевых продуктов должны соблюдаться правила товарного соседства, нормы складирования. Продукты, имеющие специфический запах (сельди, специи и т.п.), должны храниться отдельно от продуктов, воспринимающих запахи.
Не допускается совместное хранение сырых продуктов и полуфабрикатов вместе с готовыми пищевыми продуктами, хранение испорченных или подозрительных по качеству пищевых продуктов вместе с доброкачественными, а также хранение в складских помещениях для пищевых продуктов тары, тележек, хозяйственных материалов и непищевых товаров.
Все пищевые продукты в складских помещениях, охлаждаемых камерах, подсобных помещениях и т.п. должны храниться на стеллажах, поддонах или подтоварниках, изготовленных из материалов, легко поддающихся мойке и дезинфекции, и высотой не менее 15 см от пола. Складирование пищевых продуктов вблизи водопроводных и канализационных труб, приборов отопления, вне складских помещений, а также складирование незатаренной продукции непосредственно на полу, навалом не проводится. Срок годности устанавливает изготовитель пищевых продуктов и/или разработчик нормативной и технической документации с указанием условий хранения, вносит в нормативную или техническую документацию и согласовывает в установленном порядке с органами и учреждениями гос-санэпидслужбы.

Все виды пищевых продуктов можно разделить на скоропортящиеся и нескоропортящиеся, оценка длительности сроков годности которых производится на основе различных критериев.

К скоропортящимся относятся пищевые продукты, в том числе специализированные продукты детского и лечебно-профилактического питания, требующие для сохранения качества и безопасности специальных температурных или иных режимов, без обеспечения которых они подвергаются необратимым изменениям, приводящим к вреду для здоровья потребителей или порче. К нескоропортящимся относятся неконсервированные продукты, не нуждающиеся в специальных температурных или иных режимах хранения.

Срок годности расфасованных пищевых продуктов не должен превышать срока годности исходного продукта.

Метод хранения — совокупность технологических опера­ций, обеспечивающих сохраняемость товаров путем создания и поддержания заданных климатического и санитарно-гигие­нического режимов, а также способов их размещения и обра­ботки.

Назначением данных методов является сохранение потреби­тельских свойств товаров без потерь или с минимальными по­терями в течение обусловленных сроков.

В зависимости от характера и направленности технологиче­ских операций различают три группы методов хранения:

1) методы, основанные на регулировании различных показа­телей климатического режима хранения;

2) методы, основанные на разных способах размещения;

3) методы ухода за товарами, основанные на разных видах и способах обработки.

Методы, основанные на регулировании различных показателей климатического режима хранения. Эта наиболее обширная груп­па методов представлена четырьмя подгруппами, выделяемыми по показателям климатического режима, которые регулируются с помощью специального оборудования (системы охлаждения, увлажнения, воздухообмена, создания и поддержания газовой среды) или естественных средств.

Методы регулирования температурного режима хранения включают два вида, которые отличаются направлением регули­рования: методы охлаждения или замораживания и методы оте­пления.

Методы охлаждения или замораживания основаны на приме­нении естественного или искусственного холода, который слу­жит средством охлаждения или замораживания.

Методы, основанные на разных способах размещения. Эти ме­тоды делятся на две подгруппы — бестарный и тарный.

Способ раз­мещения Достоинства Недостатки
Бестарный     Снижение затрат на хранение благодаря от­сутствию затрат на при­обретение, ремонт, хра­нение и возврат тары Пригодность только для ме­ханически устойчивых това­ров, опасность механических деформаций товара, особен­но в нижних слоях насыпи, ограничение высоты загруз­ки, затрудненность контроля за качеством и режимом хра­нения, низкая эффектив­ность использования склад­ских площадей (кроме на­сыпного размещения)
Тарный Пригодность для боль­шинства товаров, повы­шение сохраняемости товаров за счет защиты их от неблагоприятных внешних воздействий Повышенные затраты на та­ру, погрузочно-разгрузочное оборудование, удорожание строительства в связи с необ­ходимостью увеличения проч­ности полов, перекрытий

Методы бестарного размещения в зависимости от применяе­мых средств подразделяют на четыре вида: насыпной, подвес­ной, напольный и стеллажный. Объединяет их отсутствие упа­ковки (транспортная, потребительская тара и упаковочные ма­териалы), а отличают — наличие или отсутствие различных

средств размещения: складского оборудования, приспособле­ний и др.

Насыпной способ размещения — размещение товаров насыпью на полу, реже на стеллажах или подтоварниках.

В зависимости от типа склада и складского оборудования различают следующие разновидности насыпного метода: на­вальный, закромной, траншейный, буртовой и секционный.

Навальный способ размещения — товары разме­щают на полу без оборудования и приспособлений.

При закромном способе размещения товары ук­ладывают навалом в закромах, а при секционном —в сек­циях.

Подвесное размещение — размещение путем подвешивания товаров на крюках, штангах, вешалах и других приспособлени­ях.

Напольное размещение — установка или укладка товаров без тары на полу или подтоварниках в горизонтальном или верти­кальном положении.

Стеллажное размещение — укладка товаров на вертикальных стеллажах.

Тарные методы — размещение и хранение товаров в таре. В зависимости от ее габаритов различают хранение в крупно- и малогабаритной таре.

Методы ухода за товарами по способам их обработки — со­ставная часть методов хранения, в основу которых положены технологические операции разных видов товарной обработки

Эту группу методов подразделяют по двум классификацион­ным признакам: по видам и по времени обработки.

Различают следующие виды обработки: санитарно-гигиеническая, защитная и специальная.

Санитарно-гигиеническая обработка предназначена для соз­дания и поддержания установленного санитарно-гигиеническо­го режима.

Защитная обработка — обработка, предназначенная для предохранения товаров от неблагоприятных внешних условий (кислорода, микроорганизмов, водяных паров, механических воздействий). Такая обработка достигается двумя путями: нане­сением защитных покрытий на поверхность товаров или упако­выванием.

Специальную обработку применяют для отдельных товаров с учетом их биологической природы. В первую очередь это био­объекты, обработка которых связана с регулированием физио-логобиохимических процессов, происходящих в них при хра­нении или в течение жизни.

По времени обработки методы ухода за товарами подразделя­ют на профилактические и текущие.

Профилактические методы предназначены для предупрежде­ния неблагоприятных воздействий окружающей среды и связа­ны с обработкой складов, тары и товаров до начала хранения.

Текущие методы применяют для ухода за товарами в процес­се хранения. Чаще всего они сводятся к периодическим сани­тарно-гигиеническим обработкам, влажной уборке складов, протиранию, перевертыванию или перетряхиванию единичных экземпляров товаров, удалению из складов недоброкачествен­ной продукции.

В зависимости от надежности товаров различают сроки со­храняемости и сроки службы товаров (рис. 34).

Сроки сохраняемости — период, в течение которого товары не утрачивают при хранении функциональное назначение и безопасность.

Сроки сохраняемости подразделяются на сроки годности и хранения. Сроки годности — период, по истечении которого то­вар считается непригодным для использования по назначению (Закон РФ «О защите прав потребителей»). Сроки годности ус­танавливаются изготовителем как предельные.

Предельные сроки годности — максимально-допустимые сро­ки, в течение которых товар отвечает установленным требова­ниям безопасности. По истечении этих сроков возможны утра­та безопасности товара и переход его в градацию опасного.

Сроки хранения — период, в течение которого товары при соблюдении установленных условий хранения не изменяют су­щественно потребительские свойства и количество.

Срок реализации - это дата, до которой пищевой продукт может предлагаться потребителю для использования по назначению и до которой он не теряет своих потребительских характеристик.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.