Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификаторы: виды, значимость, использование в коммерческой деятельности. Кодирование продукции: определение, значимость. Построение и применение штриховых кодов.






Классификатор — нормативный документ, представляющий собой систематизированный свод наименований и кодов клас­сификационных группировок и/или объектов классификации.

Структуру классификатора составляют его позиции и ем­кость.

Позиция классификатора — наименование и код классифи­кационной группировки или объекта классификации. Напри­мер, код 81 означает классификационную группировку продук­ции текстильной промышленности (без пряжи, тканей, нетка­ных материалов и трикотажных изделий).

Емкость классификатора — наибольшее число позиций, ко­торое может содержать классификатор. Так, при десятиразряд­ном построении, наиболее часто применяемом для классифи­каторов, все классифицируемые объекты подразделяются на де­сять классов, подклассов, групп, подгрупп, видов и подвидов. В результате емкость такого классификатора составит миллион позиций. Возможно, что не все позиции будут заполнены и в этом случае образуется резервная емкость классификатора, обо­значающая количество свободных позиций в нем.

Классификаторы подразделяются в зависимости от областей применения и назначения.

При осуществлении товароведной деятельности могут ис­пользоваться 10 общероссийских классификаторов и один меж­дународный. Всего в социально-экономической области раз­работан 31 общероссийский классификатор. При проведении таможенных операций применяется ТН ВЭД — Товарная но­менклатура внешнеэкономической деятельности.

В сертификатах соответствия на импортную продукцию ука­зываются коды ТН ВЭД и ОКП, а на отечественную — только ОКП. Коды ОКП и ОКПО (Общероссийского классификатора предприятий и организаций) используются на маркировке ряда товаров (например, консервов), а также в статистической от­четности. Поиск необходимых стандартов может производиться с помощью ОКС (Общероссийского классификатора стандар­тов). Коды услуг торговли и общественного питания регламен­тируются ОКУН (Общероссийский классификатор услуг насе­ления). Код должности товароведа (27150) установлен ОКПДТР (Общероссийский классификатор профессий рабочих, должно­стей служащих и тарифных разрядов).

Кроме того, в товароведной и торговой деятельности могут использоваться ОКЕИ — Общероссийский классификатор еди­ниц измерений, ОКДП — Общероссийский классификатор ви­дов экономической деятельности, продукции и услуг; ОКВЭД — Общероссийский классификатор видов экономической деятель­ности, ОКВГУМ — Общероссийский классификатор видов гру­зов, упаковки и упаковочных материалов; ОКЗ — Общероссий­ский классификатор занятий.

Общероссийский классификатор продукции (ОКП) введен в действие с 1 июля 1994 года для решения задач управления народным хозяйством. ОКП входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) РФ. Классификатор обеспечивает достоверность, сопоставимость, автоматизацию обработки информации о продукции; упрощает каталогизацию продукции и статистический анализ производства, реализации и использования продукции на макроэкономическом, региональном и отраслевом уровнях; структуризацию промышленно-экономической информации по видам выпускаемой продукции с целью проведения маркетинговых исследований и осуществления коммерческой деятельности. ОКП — это систематизированный свод кодов и наименований группировок продукции, построенных на основе иерархической системы классификации.

Кодирование — образование и присвоение кода классификационной группировке и/или объекту классификации. Код — знак или совокупность знаков, применяемых для обозначения классификационной группировки и/или объекта классификации.

Целью кодирования является систематизация объектов путем их классификации, идентификации, ранжирования (установление определенного порядка перечисле­ния объектов по степени их значимости)

и присвоения условного обозначения (кода), по которому можно найти и распознать любой объект среди множества других.

Необходимость в кодировании товаров и других объектов существовала давно, но особенно значимость кодирования возросла в последние десятилетия с внедрением электронно-вычислительной техники. В результате расширилось целевое назначение кодирования, которое облегчает обработку технико-
экономической информации с помощью ЭВМ, повышает эффективность функционирования АСУ.

Присвоение кодов осуществляется на основе определенных правил и методов.

Правила кодирования состоят в следующем: * код должен иметь определенную структуру построения;

• код может быть выражен с помощью различных, заранее обусловленных знаков;

• код должен способствовать упорядочению объектов.
Структура кода — условное обозначение состава и последовательности расположения знаков в нем

Характеристики кода: 1. Алфавит кода – применяемые символы. Бывают: цифровые, буквенные, буквенно-цифровые; 2. Длина кода – количество символов в коде. Бывают короткие и длинные; 3. Структура кода – последовательность расположения символов в коде; 4. Контрольное число – применяется для длинных кодов в целях избегания ошибок при работе с ними.

Способы кодирования товаров:

1. регистрационный: порядковый и серийно-порядковый,

2. классификационный,

3. штриховой.

Регистрационный – присвоение знаков из чисел натурального ряда. Есть две разновидности порядковый и серийно-порядковый. Применяется в основном в артикуляции (артикул). Недостаток – не подлежит обработке на ЭВМ.

Классификационный – каждый символ кода характеризует определенную классификационную группировку (по этому методу организованы общероссийские классификаторы). Например, структура кода ОКП, состоящего из шести символов:

Х Х Х Х Х Х

класс подкласс группа подгруппа вид товара

(отраслевое

деление)

Штриховой код, или штрих-код — это машиночитаемый символ, содержащий закодированную информацию о характеристиках произведенной продукции и позволяющий осуществлять ее автоматизированную идентификацию.

Внешне штрих-код представляет собой комбинацию темных полосок (штрихов) и разделяющих их светлых полосок различной толщины.

Каждая единица товара идентифицируется с помощью штрихового и цифрового кода.

Штриховой код EAN (European Article Numbering) разработан международной ассоциацией EAN (Брюссель). Это 13-разрядный или 8-разрядный цифровой код, представляющий собой сочетание штрихов и пробелов разной ширины.

Ассоциация EAN выдает цифровой код каждой стране централизованно, причем ряд стран имеют диапазон кодов, некоторым предоставлена возможность дополнить 2-х разрядный код третьим разрядом.

В частности, код 46 был присвоен СССР, а в настоящее время он детализирован в третьем разряде: 460-469 — страны СНГ. Цифровой код — это единственная информация штрихового кода, которую можно проверить визуально.

Правительством РФ принята государственная программа внедрения штрихового кодирования в торговле, на транспорте, в медицине и других сферах. В соответствии с Европейской системой кодирования EAN в России с 1997 г. каждое ЛС получает свой, однозначно идентифицирующий его номер, состоящий из 13 цифр - так называемый уникальный числовой номер ЛС.

Штриховой код идентифицирует товар, потому что никакой другой товар на международном рынке не может иметь точно такой же код.

Например, цифровой 13-разрядный код товара 4902580420222 включает:

Штриховой код считывается сканером (контрольное число предназначено для проверки правильности считывания кода).

 

Достоинства и недостатки разных методов кодирования

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.