Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль и место склада в логистической системе, их функции и задачи в логистике






В отечественной литературе по логистике существует два подхода к определению склада. Во-первых, под складом понима­ется сложное техническое сооружение, которое состоит из мно­жества взаимосвязанных элементов, имеющих определенную структуру и объединенных для выполнения конкретных функ­ций по накапливанию и преобразованию материального потока. Во-вторых, склад — это эффективное средство управления запа­сами на различных участках логистической цепи и управления материальным потоком в целом.

В терминологическом словаре по логистике склад — это зда­ние, сооружение, устройство, предназначенное для приемки, размещения, хранения, подготовки к производственному и личному потреблению (раскрой, фасовка и т. п.), поиска, комплек­тации, выдачи потребителям различной продукции.

Однако стоит уточнить и немного обобщить некоторые эле­менты этих определений, поэтому более полным было бы сле­дующее; склад - это ограниченное охраняемое пространство, приспособленное для хранения и переработки грузов с целью сохранения их качества и выравнивания материалопотоков по времени, объемам и ассортименту.

Современный склад имеет, свою определённую структуру и выполняет различные функции. При этом многообразие его па­раметров, технологических и объемно-планировочных решений, конструкций оборудования и характеристик перерабатываемой номенклатуры товаров относит склад к сложным системам. Од­новременно он является лишь интегрированной составной ча­стью системы более высокого уровня — логистической цепи, ко­торая формирует основные, в том числе и технические, требова­ния к складской системе, устанавливает цели и критерии ее оптимального функционирования, диктует условия разработки системы складирования. Поэтому проблема складирования тре­бует не только индивидуального технологического, но и опреде­ленного логистического подхода, основанного на увязке особен­ностей входящих и исходящих потоков, с учетом внутренних факторов, влияющих на складскую обработку груза.

Под складским хозяйством понимается совокупность сле­дующих составляющих:

1. склад (складские помещения и складские территории);

2. системы погрузки, разгрузки (оборудование для погруз­ки/разгрузки, авторампы, ж/д рампы и пр.);

3. внутренние транспортные системы (конвейеры, авто- и лектропогрузчики, вагонетки и пр.);

4. системы переработки грузов (системы штрих-кодирования,
линии пакетирования и упаковки, сортировки, и пр.)

5. системы хранения грузов (стеллажи, специальные емкости,
спецоборудование для сохранения качества грузов);

6. системы складского учета грузов (ручные и автоматизированные/компьютеризированные),

Поскольку склады применяются на различных участках производственно-сбытовой деятельности компаниях различного масштаба и ориентированности, существует большое разнообра­зие конструкций, типоразмеров, степени механизации и автома­тизации, предназначения, а также степени универсальности и специализации складов.

Складирование создает экономические и сервисные выгоды. Об экономических выгодахможно говорить, когда использова­ние одного или более складов ведет к непосредственному сокра­щению общих логистических издержек.

 

 

Экономические выгоды тесно связаны с основными функциями, которые выполняют склады:

1. консолидация,

2. разукрупнение, перевалка,

3. доработка/от­срочка

4. накопление запасов.

1. Консолидация грузов. Складирование создает экономические выгоды за счет консолидации отправки. Склад получает от производственных предприятий продукцию, предназначенную опре­деленному заказчику, и формирует из нее более крупную сме­шанную (консолидированную) партию отправки. При этом выго­ды заключаются в максимальном сокращении транспортных расходов и в том, что на разгрузочной площадке заказчика не возникает транспортных заторов. Таким образом, склад вбирает в себя товарно-материальные потоки, поступающие от производи­телей, и выпускает их в форме крупных отправок потребителям.

(рис. 2.1.)

 
 

 


Рис. 2.1. Схема работы консолидирующего склада

 

Чтобы обеспечить эффективность операций по консолида­ции отправок, каждое предприятие должно использовать склад в качестве следующего на пути к потребителю пункта хранения произведенной продукции, а также как пункт сортировки и ком­плектования грузовых отправок. Главное преимущество консо­лидации заключается в возможности укрупнять партии товаров, отправляемых в определенный район сбыта. Консолидирующий склад может использоваться одной фирмой или совместно не­сколькими компаниями, что дает возможность всем производи­телям или грузоотправителям, пользующими услугами склада, сокращать расходы на распределение своей продукции по срав­нению с вариантом, когда каждый из них осуществлял бы дос­тавку своих продуктов потребителям индивидуально.

2. Разукрупнение и перевалка грузов в пути. Эти операции схожи с теми, которые выполняет консолидирующий склад, только в них не входит функция хранения. При этом на сортировочный терминал (склад разукрупнения) доставляются грузы от произво­дителей, предназначенные нескольким заказчикам, их сортируют на более мелкие партии в соответствии с заказами и отправляют (доставляют) каждому потребителю. (рис. 2.2.)

 
 

 

 


Рис. 2.2. Схема работы склада разукрупнения

 

Грузы на сортировочный терминал доставля­ют большими партиями, что обеспечивает экономию транспорт­ных расходов и облегчает организацию транспортировки.

Перевалочный терминал оказывает аналогичные услуги, однако всегда работает с несколькими производителями. Исполь­зование перевалочных терминалов характерно для снабжения розничной торговли ходовыми товарами. Экономическая выгода. этой схемы заключается в том, что транспортировка of произво­дителей на склад и со склада розничным торговцам осуществля­ется с загрузкой транспортных средств по полной транзитной норме, а поскольку продукция на складе не хранится, экономят­ся еще и складские расходы, а благодаря полной загрузке транс­портных средств достигается оптимизация использования погрузочно-разгрузочных площадок склада.

3. Доработка/отсрочка. Склад можно использовать и для того, чтобы задержать процесс окончательной доработки или сборки продукции легкой промышленности. Склад, располагающий оборудованием для маркировки или снабжения продуктов эти­кетками, позволяет отсрочить окончательное изготовление про­дукта до тех пор, пока на него не будет предъявлен реальный спрос. Экономические выгоды подобной услуги связаны, во-первых, с минимизацией риска, поскольку окончательная до­работка и упаковка осуществляется только после того, как поя­вился определенный заказчик со своими требованиями к марки­ровке и упаковке, во-вторых, с сокращением запасов, поскольку на одни и те же товары можно клеить разные этикетки и по-раз­ному их упаковывать. Снижение риска и уровня запасов часто ведет к сокращению общих издержек логистики, несмотря на то, что наклейка этикеток и упаковка на складе обходится дороже, чем на предприятии-изготовителе.

4. Накопление запасов. Эта функция характерна для некоторых отраслей, продукция которых носит сезонный характер и требует длительного хранения. Накопление запасов создает своего рода защитный барьер, позволяющий наладить эффективное произ­водство в условиях ограничений, связанных с источниками ре­сурсов и колебаниями потребительского спроса. Таким образом, осуществляется сглаживание асинхронности производственного процесса,

Сервисные выгоды вторая группа функций складов. Сер­висные преимущества от работы складов мотут сопровождаться, а могут и не сопровождаться снижением издержек. О сервисных выгодах склада говорят в том случае, если основная задача скла­да состоит в усилении способности всей логистической системы в целом создавать полезность места и времени. Это с трудом поддается прямой количественной оценке, поскольку требует сопоставления издержек и уровня сервиса.

Складирование обеспечивает пять видов сервисных функ­ций:

1. приближение запасов к рынку,

2. формирование рыночного ассортимента,

3. комплектование смешанных грузовых отправок,

4. обеспечение производства,

5. создание эффекта присутствия на рынке.

1. Приближение запасов к рынку. Чаще всего используют в фи­зическом распределении, К этому прибегают производители се­зонного или ограниченного ассортимента продукции вместо того, чтобы хранить запасы на торговых складах круглый год или снабжать рынки непосредственно с производственных предприятий. Это позволяет в любой удобный момент продвигать запасы к основным рынкам, чтобы сократить сроки поставки. Приме­ром служат поставщики удобрений и ядохимикатов, которые об­ращаются к такой практике в периоды выращивания урожая. По окончании сезона нераспроданные запасы продукции возвраща­ют на центральный склад.

2.Формирование рыночного ассортимента. Ассортиментный склад — склад, который могут использовать и производитель, и оптовый, и розничный торговец — накапливает рыночный ас­сортимент в ожидании заказов потребителей. Это может быть смешанный ассортимент, состоящий из множества видов про­дукции, поставляемых на рынок разными производителями, или специальный ассортимент, составленный по желанию конкрет­ного заказчика. Формирование рыночного ассортимента отличается от при­ближения товаров к рынку интенсивностью и продолжительно­стью использования складских мощностей. Приближая товар к рынку, фирма обычно держит в запасе узкий ассортимент продуктов и размещает их на продолжительный срок на множестве малых складов, расположенных вблизи конкретных рынков. Ас­сортиментные склады, напротив, немногочисленны, расположе­ны в стратегически важных пунктах, работают круглый год и держат широкий ассортимент товаров.

3. Комплектование смешанных отправок на складе. Напоминает процесс разукрупнения и сортировки, только данная операция может охватывать несколько отправок от производителя. Когда предприятия рассредоточены, пересортировка и транзитное ком­плектование грузов на промежуточном складе позволяет снизить транспортные издержки и объем складских запасов. Экономичность комплектования смешанных отправок на промежуточных складах традиционно поддерживается, специальными тарифами, представляющими собой разновидность тран­зитной скидки. Склад, осуществляющий транзитное комплекто­вание грузовых отправок, обеспечивает сокращение совокупного объема запасов в логистической системе. Эта функция рассмат­ривается как сервисная выгода, так как партии отправок подби­рают в точном соответствии со спецификацией заказчика.

4. Материально-техническое обеспечение производства. Эконо­мические особенности производства иногда требуют довольно большого запаса некоторых компонентов. В таких случаях скла­ды осуществляют постепенную поставку материалов и деталей на сборочное предприятие. Создание страховых запасов продук­ции, закупаемой у внешних поставщиков, может быть оправдано либо длительностью срока поставки, либо колебаниями произ­водственных потребностей. В таких случаях самым экономич­ным решением является создание достаточных запасов на складе материально-технического обеспечения производства, откуда материалы, детали и готовые узлы своевременно и с небольши­ми издержками поступают на сборочную линию.

5. Эффект присутствия на рынке. Данный эффект основывает­ся на представлении, что местный склад позволяет с большей гибкостью реагировать на запросы потребителей и осуществлять поставки, чем в том случае, если операции ведутся с отдален­ных складов. Следовательно, размещение складов вблизи местных рынков способствует увеличению рыночной доли и росту прибыли.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.