Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие организации






Термин «организация» (от франц. organisation, поздне-лат .organiso— сообщаю, стройный вид, устраиваю) исполь­зуется в нескольких значениях: 1) как элемент социальной структуры общества; 2) как вид деятельности какой-либо группы; 3) как степень внутренней упорядоченности, согла­сованности функционирования элементов системы. В социо­логии ключевым понятием является элемент социальной структуры. В этом плане социальная организация пони­мается как система отношений, объединяющих какое-то число индивидов (групп) для достижения определенной цели.

Понятие «организация» употребляют в экономике, био­логии, кибернетике, многих других науках и сферах деятель­ности, т. е. везде, где действуют социальные группы и упо­рядочивается их деятельность. Реальность существования социальных групп проявляется в их деятельности, которая возможна в рамках социальной организации (в форме про­изводственных, религиозных, национальных, научных орга­низаций, политических партий, профессиональных союзов и т. д.). Социальная организация оформляет социальные груп­пы в коллектив. А.И. Пригожин определяет ее как группу людей, совместно и координировано реализующую общую цель.

Группа людей в форме социальной организации получа­ет институциональное оформление социальных различий, сформировавшихся в разных сферах жизнедеятельности людей. Каждый член группы имеет свою собственную пози­цию, отражающую его положение в системе разделения общественного труда. Например, организация предприятия включает представителей рабочих, инженерно-технических работников разных профессий и возрастов. Она выполняет интегративную функцию со стороны социальной системы.

В принципе организация представляет собой высший уровень развития социальных систем. Но применительно к социальным объектам термин «организация» употребляет­ся в трех смыслах.

1. Организацией может называться искусственное объеди­нение институционального характера, занимающее определен­ное место в обществе и предназначенное для выполнения бо­лее или менее ясно очерченной функции. В этом смысле орга­низация выступает как социальный институт с известным статусом и рассматривается как автономный объект. В таком значении словом «организация» можно назвать, например, предприятие, орган власти, добровольный союз и т.д.

2. Термин «организация» может обозначать определенную деятельность по организации, включающую в себя распре­деление функций, налаживание устойчивых связей, коорди­нацию и т. д. Здесь организация выступает как процесс, свя­занный с целенаправленным воздействием на объект и, зна­чит, с присутствием фигуры организатора и контингента организуемых. В этом смысле понятие «организация» совпа­дает с понятием «управление», хотя и не исчерпывает его.

3. Под «организацией» может мыслиться характеристика степени упорядоченности какого-то объекта. Тогда этим термином обозначают определенную структуру, строение и тип связей, выступающих как способ соединения частей в
целое, специфический для каждого рода объектов. В этом смысле организация объекта — это свойство, атрибут по­следнего. С таким содержанием термин употребляется, на­пример, когда речь идет об организованных и неорганизо­ванных системах, политической организации общества, эффективной и неэффективной организации и т. д. Именно это значение подразумевается в понятиях «формальная» и «не­формальная» организация.

В каких случаях возникает организация как социальный объект? Есть два механизма образования организаций как форм социальной общности.

Чаще всего они возникают тогда, когда достижение каких-либо общих целей признается возможным только через до­стижение индивидуальных целей, или когда достижение ин­дивидуальных целей оказывается возможным только через выдвижение и достижение общих целей. В первом случае создаются трудовые организации (предприятия и учрежде­ния), во втором — акционерные общества и так называемые массовые союзные организации. Таким образом, определяю­щим признаком социальной организации выступает целевая общность. Именно коллективное целедостижение вызывает необходимость вводить иерархию и управление.

Социальные организации имеют ряд основных черт.

Во-первых, они обладают целевой природой, так как создаются для реализации определенных целей, стремятся как можно быстрее и эффективнее достичь этой цели. Орга­низации представляют собой одновременно средство и ин­струмент обеспечения функции объединения людей, регули­рования их деятельности для достижения цели, которой нельзя достичь в одиночку.

Во-вторых, члены организации распределяются по иерархической лестнице соответственно ролям и статусам. Таким образом, социальная организация — это сложная система связанных между собой социальных позиций и ро­лей входящих в нее членов. Она дает возможность индиви­ду реализовать свои потребности, интересы в тех границах, которые устанавливаются социальным статусом человека, нормами и ценностями, принятыми в конкретной социаль­ной организации.

В-третьих, характерная черта организации, как считает А.И. Пригожин, возникает на основе разделения труда, его специализации по функциональному признаку. Организации строятся по вертикали и по горизонтали. В вертикальных структурах всегда имеются управляющая и управляемые подсистемы. Управляющая система координи­рует функционирование горизонтальных структур. Постро­ение организации по вертикали обеспечивает достижение единства целей, придает организации эффективность и ста­бильность функционирования.

В-четвертых, характерная черта организации: управляющие подсистемы формируют свои механизмы и средства регулирования и контроля за деятельностью раз­личных элементов организации. В числе важнейших средств значительную роль играют институциональные, или внутриорганизационные, нормы, которые создаются деятельностью институтов, обладающих особыми полномочиями. Эти инсти­туты проводят, реализуют нормативные требования в жизнь и для этого применяют свои санкции. Названные четыре фактора, по мнению А.И. Пригожина, детерминируют орга­низационный порядок.

Эффективность организационных форм объясняется возникновением эффекта синергии (греч. synergia — сотрудничество, содружество). Именно синергия является тем соблазном, ради которого возникают органи­зации. Это тот эффект, который возникает в сообществе людей от такого сложения сил, когда 2 x 2 = 5 (или 6, 7...). А это зависит именно от способа организации людей, от того или иного сочетания их усилий.

Проявление синергии в социальных организациях означает прирост дополнительной энергии, превышающий сум­му индивидуальных усилий их участников. Причем в орга­низациях это явление оказывается управляемым, его мож­но усиливать, видоизменять, если понимать источники появления организационного эффекта, а именно: возраста­ние совокупной энергии в зависимости от типа внутриколлективной связи.

Можно выделить несколько стадий процесса возрастания энергии социальной организации.Ощутимый эффект дает уже простая массовость, т. е. од­новременность, однонаправленность многих усилий. Одно и то же бревно одни и те же люди не могут поднять по очере­ди, но вполне способны сделать это совместно. К тому же здесь возникает так называемый вторичный эффект объе­динения — психологическое взаимодействие участников, чувство «мы», взаимное сравнение, состязательность, груп­повой контроль.

Введение даже простейших форм расчленения общей ра­боты, распределение участников по отношению друг к другу в последовательную зависимость еще больше усиливает совокупный эффект: например, передавать арбузы с берега на баржу из рук в руки по цепочке эффективнее, чем каж­дому носить от начала до конца свою ношу. Но тут, как и в предыдущем случае, сохраняется однородность операций у всех работников.

Новый уровень эффективности задает разделение труда по специальностям, т. е. специализация, когда работник до­бивается наиболее высоких результатов благодаря совер­шенствованию навыков в выполнении какой-либо одной про­изводственной операции. Но при этом появляется новый социальный продукт специализации — частичный работник. Разделение труда превращается в его дробление, процесс достигает верхнего предела: на производстве иголок, напри­мер, проволока проходит через руки десятков отдельных рабочих. Преодолевается эта «частичность» работника-вир­туоза тем, что его опыт позволяет формализовать выполня­емые им и доведенные до автоматизма операции и на этой основе создать технические орудия труда, — на них теперь и переносится специализация. Однако в то же время упро­щаются функции работника-оператора этих машин; его спе­циализация снова становится все более и более узкой, при­вязывая работника к «должности одного движения» (чаще всего — нажатия кнопки на пульте управления сложней­шими современными машинами и механизмами). Таким об­разом, достигнув верхней точки, процесс завершается появ­лением машин, которые обеспечивают техническое и техно­логическое единство надежнее и дешевле. На этом линия «выжимания» указанного эффекта исчерпывается. Но за-кладываются новые линии, и они проявляются вплоть до на­ших дней (тейлоризм, мейоизм и т. д.). Таким образом, тай­на организационного эффекта коренится в принципах объе­динения индивидуальных и групповых усилий: единство цели, разделение труда, согласование и проч.; способы осу­ществления последних весьма разнообразны.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.