Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и компоненты культуры






Культура может быть определена как поведение, спе­цифическое для Homo sapiens, и как совокупность матери­альных объектов, используемых в качестве неотъемлемой части этого поведения. В частности, культура состоит из языка, идей, верований, традиций, кодексов, институтов, орудий, технологий, произведений искусства, ритуалов, це­ремоний и т. д. Развитие культуры зависит от способности к научению и передаче знаний следующим поколениям.

Существование и использование культуры основано на способности, которой обладает только человек. Эту способ­ность — способность к рациональному или абстрактному мышлению — понимали по-разному, но открытие рацио­нального поведения среди высших животных показало не­достаточность этого понимания. Термин «обозначение» был предложен как более адекватное понятие для определения уникальной умственной способности человека, состоящей в наделении вещей и событий определенными значениями, которые не могут быть схвачены одними чувствами. Члено­раздельная речь — язык — является хорошим примером. Значение слова «собака» не в самих по себе звуках; оно при­писывается людьми звукам свободно и произвольно. Обо­значение — это вид объективно определяемого поведения, и его не следует путать с символизацией, которая имеет со­вершенно другой смысл.

Социологи и антропологи предложили множество опре­делений человеческой культуры, отражающих различные на­правления мысли. Э, Тайлор в своей «Первобытной культу­ре» (1871) дал классическое определение, согласно которо­му культура включает в себя все способности и привычки, приобретенные человеком как членом общества. Клайд Клакхон (1967) считает: «Понятие культуры вызвано к жиз­ни самой пластичностью человеческого существа. Новорож­денных в различных группах населения приучают выпол­нять " одни и те же" действия, причем почти бесконечным множеством способов... Даже такие явно биологические процессы, как чихание, ходьба, сон и половой акт, всегда несут печать человеческой индивидуальности.

Если людей, несмотря на все их отличия друг от друга, можно научить думать, чувствовать, верить и действовать определенным образом, примерно одинаковым для целых групп... если целые группы или общества научаются делать определен­ные вещи более или менее однотипно, мы можем сделать некоторое обобщение относительно их поведения. Такое по­ведение, особенности которого усвоены всей группой, кото­рое передается от старших поколений потомкам или в ка­кой-то мере воспринимается от другой группы, называется " культурой"». Короче говоря, культура организует челове­ческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение.

А. Кребер и К. Клакхон писали: «Культура состоит из эксплицитных и имплицитных норм, определяющих поведе­ние, осваиваемое и опосредуемое при помощи символов, она возникает в результате деятельности групп людей, включая ее воплощение в средствах. Сущностное ядро культуры со­ставляют традиционные (исторически сложившиеся и акцен­туированные) идеи, в первую очередь — те, которым при­писывается особая ценность. Культурные системы могут рассматриваться, с одной стороны, как результаты деятель­ности людей, а с другой — как ее регуляторы» (Kroeber A.L., Klukhohn С. A Critical Concepts and Definitions // Papers of Museum of American Archeology and Ethnology, 1959).

Л. Уайт определял культуру следующим образом: «Куль­тура представляет собой организацию явлений, видов и норм активности, предметов (средств, вещей, созданных с помощью орудий), идей (веры, знания) и чувств (установок, отношений, ценностей), выраженных в символической форме» (White L. A. Culturological and Psychological Inter­pretation of Human Behavior//American Sociological Review, 1947. Dec). Американский культурный антрополог У. Гуденау полагал, что «культура общества состоит из того, что необходимо знать и во что необходимо верить его чле­нам, чтобы действовать взаимоприемлемым способом и ис­полнять любые значимые для них роли» (Goodenough W. Cultural Anthropological and Linguistics Language in Cul­ture and Society, A Reader in Linguistics and Anthropology. N.Y., 1964. P. 36).

Культура создается людьми, культуре обучаются, по­скольку она не передается генетически, каждое поколение воспроизводит ее и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В результате ус­воения ценностей, верований, норм, правил и идеалов про­исходят формирование личности ребенка и регулирование его поведения. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры.

Культура формирует личности членов общества, тем са­мым она в значительной степени регулирует их поведение. Клиффорд Гиртц(1973) называет культуру «системой регу­лирующих механизмов, включающей планы, рецепты, пра­вила, инструкции... которые служат для управления пове­дением». Он считает, что без культуры люди были бы пол­ностью дезориентированы: «Не обусловленное моделями культуры (системами значимых символов) поведение чело­века стало бы практически неуправляемым, оно сводилось бы к спонтанным бессмысленным поступкам и безудерж­ным эмоциям, у человека практически не мог бы сформиро­ваться опыт». Решительно порвав с функционализмом, Гиртц заявил, что такие институты культуры, как ритуал, миф и искусство, должны рассматриваться не как отобра­жение социальной структуры, но как отдельные символичес­кие системы. Он подходит к культуре как к системе сим­волов, и потому исследование феноменов культуры при­обретает характер поиска интерпретации этих символов. «Разделяя мнение М. Вебера, что человек есть животное, вплетенное в сеть значений, которую он сам и прядет, я рас­сматриваю культуру как такую сеть, и потому анализ ее должен представлять собой не экспериментальную науку, отыскивающую закон, а интерпретацию, отыскивающую значение», — пишет Гиртц.

 

Какие элементы культуры дают исследователю возмож­ность проникнуть в ее целостность? Гиртц считает, что в каждой культуре имеются ключевые слова-символы, значе­ние которых открывает доступ к интерпретации целого.

Каждое человеческое общество имеет собственную спе­цифическую культуру, или социокультурную систему, кото­рая в некоторой степени совпадает с другими системами. Различие среди социокультурных систем связано с физичес­кими условиями и ресурсами, диапазоном возможностей, свойственных различным областям деятельности, типу язы­ка, ритуалов и традиций, изготовления и использования инструментов, степенью социального развития. На отноше­ния, ценности, идеалы и верования индивида очень влияет культура, в которой он живет, и, конечно, индивид может жить или перемещаться в рамках нескольких различных культур.

Этноцентризм — это тенденция интерпретировать или оценивать другие культуры в терминах собственной. Куль­турный релятивизм, с другой стороны, является сравни­тельным подходом, который исходит из понимания и оценки культур, отличных от собственной. Изменения внутри каж­дой отдельной культуры и между культурами происходят под влиянием экологических изменений и изменений окру­жающей среды, посредством распространения удобных культурных черт среди обществ, находящихся приблизитель­но на одинаковых стадиях культурного развития, через ак­культурацию, или усвоение чужеродной культуры, людьми, находящимися в зависимости, или через развитие культур­ных элементов в течение определенного периода времени.

Культура может рассматриваться в терминах составля­ющих ее образцов (культурные черты, культурные области и культурные типы) и в терминах институциональной структуры и функций (социальная организация, экономи­ческие системы, образование, религия и вера, традиция и закон). Культура может также быть разделена для изуче­ния на негородскую культуру, в отличие от современной городской культуры, и на сельские, или племенные, обще­ства, в отличие от современного индустриального обще­ства.

Культурные универсалии. Культура рассматривается в социологии как сложное динамичное образование, имеющее социальную природу и выражающееся в социальных отно­шениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представле­ний, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях. Объектом социологического иссле­дования являются конкретное распределение существующих в данном обществе форм и способов освоения, создания и передачи объектов культуры, устойчивые и изменчивые про­цессы в культурной жизни, а также обусловливающие их социальные факторы и механизмы. В этом контексте социо­логия изучает широко распространенные, устойчивые и по­вторяющиеся во времени многообразные формы отношений членов социальных общностей, групп и общества в целом с природным и социальным окружением, динамику развития культуры, которая позволяет определить уровень развития культуры сообществ и, следовательно, говорить об их куль­турном прогрессе или регрессе.

Каждое конкретное сообщество (цивилизация, государ­ство, народность и т. д.) создает на протяжении многих ве­ков свою собственную культуру, которая сопровождает ин­дивида на протяжении всей его жизни и передается из по­коления в поколение. В результате возникает множество культур. Перед социологами встает проблема — определить, существует ли что-то общее в человеческой культуре или, выражаясь научным языком, существуют ли культурные универсалии.

Культурные универсалии— это такие нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем куль­турам независимо от географического расположения, исто­рического времени и социального устройства общества.

 

 

В 1959 г. американский социолог и этнограф Джордж Мердок выделил более 70 универсалий — общих для всех культур элементов: возрастная градация, спорт, нательные украшения, календарь, соблюдение чистоты, общинная организация, приготовление пищи, кооперация труда, кос­мология, ухаживание, танцы, декоративное искусство, гада­ние, толкование снов, разделение труда, образование, эсха­тология, этика, этноботаника, этикет, вера в чудесные исце­ления, семья, празднества, добывание огня, фольклор, табу на пищу, похоронные ритуалы, игры, жестикулирование, обычай дарить подарки, правительство, приветствие, искус­ство укладывания волос, гостеприимство, домохозяйство, ги­гиена, запрет кровосмешения, право наследования, шутки, родственные группы, номенклатура родственников, язык, за­кон, суеверие, магия, брак, время принятия пищи (завтрак, обед, ужин), медицина, благопристойность в отправлении ес­тественных надобностей, траур, музыка, мифология, число, акушерство, карательные санкции, личное имя, полиция, послеродовый уход, обращение с беременными, право соб­ственности, умилостивление сверхъестественных сил, обы­чаи, связанные с наступлением половой зрелости, религиоз­ные ритуалы, поселенческие правила, сексуальные ограни­чения, учение о душе, статусная дифференциация, изготов­ление орудий труда, торговля, хождение в гости, отучение ребенка от груди, наблюдение за погодой.

Культурные универсалии возникают потому, что все люди, в какой бы части света они ни жили, физически устро­ены одинаково, они имеют одни и те же биологические по­требности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человечеством окружающая среда. Люди рож­даются и умирают, поэтому у всех народов существуют обы­чаи, связанные с рождением и смертью. Поскольку они живут совместной жизнью, у них появляются разделение труда, танцы, игры, приветствия и т. п.

Определения культуры. Американские антропологи А. Кребер и К. Клакхон проанализировали более 150 опре­делений культуры и разделили их на шесть основных типов от А до F.

А. Описательные определения, в которых упор делается на перечисление всего того, что охватывает понятие культу­ры. Родоначальником такого типа определения культуры является знаменитый антрополог Э. Тайлор. Согласно Тайлору, «культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знаний, верова­ний, искусства, нравственности, законов, обычаев и некото­рых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества».

B. Исторические определения, в которых акцентируют­ся процессы социального наследования, традиции. Приме­ром здесь может служить определение, данное известным лингвистом Э. Сепиром: культура — это «социально унаследованный комплекс способов деятельности и убеждений, составляющих ткань нашей жизни». Недостаток определе­ний этого типа связан с предположением о стабильности и неизменности, в результате чего из виду упускается актив­ность человека в развитии и изменении культуры.

C. Нормативные определения. Эти определения делят­ся на две группы. Первая из них — определения, ориенти­рующиеся на идею образа жизни. По определению, данно­му антропологом К. Уислером, «образ жизни, которому сле­дует община или племя, считается культурой... Культура племени есть совокупность стандартизованных верований и практик, которым следует племя". Вторая группа — опре­деления, ориентирующиеся на представления об идеалах и ценностях. Здесь можно процитировать два определения:

1) данное философом Т. Карвером: «культура — это выход избыточной человеческой энергии в постоянной реализации высших способностей человека»;

2) предложенное социоло­гом У.Томасом: «культура — это материальные и соци­альные ценности любой группы людей (институты, обычаи, установки, поведенческие реакции) независимо от того, идет ли речь о дикарях или цивилизованных людях».

 

D. Психологические определения, в которых упор дела­ется либо на процесс адаптации к среде (D-I), либо на про­цесс научения (D-П), либо на формирование привычек (D-III). Индексом D-IV Кребер и Клакхон обозначают «чи­сто психологические определения». Ниже приведены опре­деления, наиболее характерные для каждой из этих четы­рех групп.

D-1. «Совокупность приспособлений человека к его жиз­ненным условиям и есть культура, или цивилизация... Эти приспособления обеспечиваются путем сочетания таких приемов, как варьирование, селекция и передача по наслед­ству» (социологи У. Самнер и А. Келлер).

D-II. «Культура — это социологическое обозначение для наученного поведения, то есть поведения, которое не дано человеку от рождения, не предопределено в его зародыше­вых клетках, как у ос или " социальных муравьев", а долж­но усваиваться каждым новым поколением заново путем обучения у взрослых людей» (антрополог Р. Бенедикт).

D-IIL «Культура — это формы привычного поведения, общие для группы, общности или общества. Она состоит из материальных и нематериальных элементов» (социолог К. Янг).

D-IV. «Под культурой мы будем понимать совокупность всех сублимаций, всех подстановок или результирующих реакций, короче, все в обществе, что подавляет импульсы или создает возможность их извращенной реализации» (пси­хоаналитик Г. Рохайм).

E. Структурные определения, в которых внимание ак­центируется на структурной организации культуры. Здесь характерны определения, данные антропологом Р. Линтоном:

а)... Культура — это в конечном счете не более чем организованные повторяющиеся реакции членов общества.

б) Культура — это сочетание наученного поведения и пове­денческих результатов, компоненты которых разделяются и передаются по наследству членами данного общества».

F. Генетические определения, в которых культура опре­деляется с позиции ее происхождения. Эти определения под­разделяются на четыре группы:

F-I, в которых культура рас­сматривается как продукт или артефакт;

F-II, в которых упор делается на идеи;

F-III, в которых подчеркивается роль символов;

F-IV, в которых культура определяется как не­что, происходящее из того, что не есть культура. Ниже при­ведены определения, наиболее характерные для каждой
группы.

F-I. «В самом широком смысле слова культура обозначает совокупность всего, что создано" или модифицировано созна­тельной или бессознательной деятельностью двух или более ин­дивидов, взаимодействующих друг с другом или воздействую­щих на поведение друг друга» (социолог П.Сорокин).

F-II. «Культура — это относительно постоянное немате­риальное содержание, передаваемое в обществе посред­ством процессов обобществления» (социолог Г. Беккер).

F-III. «Культура — это понятие для особого порядка или класса феноменов, а именно — таких вещей и явлений, ко­торые зависят от реализации умственной способности, спе­цифичной для человеческого рода, которую мы называем " символизацией". Говоря точнее, культура состоит из мате­риальных объектов — орудий, приспособлений, орнаментов, амулетов и т.д., а также действий, верований и установок, функционирующих в контекстах символизирования. Это тон­кий механизм, организация экзосоматических путей и средств, используемых животным особого рода, то есть че­ловеком, для борьбы за существование или выживание» (со­циолог Л. Уайт).

F-1V. «То, что отличает человека от животных, мы назы­ваем культурой» (философ В. Оствальд).

(Цит. по: Ионии Л.Г. Социология культуры. М., 1996. С. 44—47.)

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.