Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социология Г. Спенсера






Герберт Спенсер (1820—1903), английский социолог XIX в., был представителем либерального индивидуализма и отражал взгляды господствовавшей буржуазии. Напро­тив, его философское творчество не нашло в Великобрита­нии большого отклика, что, возможно, было вызвано его сильной натуралистической ориентацией.

Спенсер в целях анализа приравнивает общество к орга­низму. В таком организме, как общество, Спенсер обнару­живает выделившиеся подсистемы, которые, в свою очередь, подразделяются дальше: внутренняя система выполняет за­дачу сохранения организма путем приспособления к усло­виям «пропитания»; внешняя система выполняет функции регулирования и контроля между подсистемами и в отно­шении окружающей систему среды; промежуточная систе­ма ответственна за распределение, транспортировку и ком­муникацию. Тем самым здесь уже обозначены основные элементы более позднего функционализма у Спенсера: сис­темный характер общества как совокупности действий, ко­торую невозможно свести к отдельным действиям индиви­дов, и концепция структуры системы, которая образуется благодаря дифференциации и стабилизируется через интег­рацию.

По степени интеграции Спенсер различает простые, сложные, вдвойне сложные общества; по сравнительному значению подсистем он располагает общества как типы раз­вития между двумя полюсами:

1) военные общества и

2) индустриальные общества.

Военные общества имеют единые системы веры, а коопе­рация между индивидами происходит посредством насилия и принуждения: индивиды существуют для государства. Ин­дустриальные общества, где доминирует экономическая сис­тема, характеризуются демократическими принципами, многообразием систем веры и добровольной кооперацией ин­дивидов. Государство существует для блага индивидов. Спенсер усматривает принципиальный путь развития от во­енных к индустриальным обществам, причем прототипом индустриально-демократических обществ, считает, безуслов­но, Англию. Впрочем, формы развития по мере продвиже­ния эволюции все больше умножаются, становится возмож­ным существование многих разновидностей индустриальных обществ.

Спенсер не исключает также возврата к военным формам и даже усматривает его в социалистических идеях, которые в то время получали все большее распространение. Спенсер отвергает не только их, но и все формы парламен­таризма и вмешательства государства как «тиранию орга­низации» и преимущественное право государства перед ин­дивидом.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.