Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура социологии. Микросоциология и макросоциология






Социологи исследуют общество на двух уровнях: микро- и макроуровне. Микросоциология изучает поведение людей в их непосредственном межличностном взаимодействии. Ис­следователи, работающие в этом ключе, считают, что соци­альные явления можно понять лишь на основе анализа тех смыслов, которые люди придают данным явлениям при вза­имодействии друг с другом. Главный предмет их исследо­ваний — поведение индивидов, их поступки, мотивы, значе­ния, определяющие взаимодействие между людьми, которое оказывает влияние на стабильность общества или происхо­дящие в нем перемены.

Макросоциологию интересуют крупномасштабные соци­альные системы и процессы, происходящие в течение длитель­ного времени. Основное внимание она уделяет моделям по­ведения, помогающим понять сущность любого общества. Эти модели, или структуры, представляют собой такие соци­альные институты, как семья, образование, религия, а также экономический и политический строй. Люди, вовлеченные в данную систему социальных структур, испытывают на себе их глубокое влияние. Макросоциологи изучают взаимосвязи между различными частями общества и динамику их изме­нений.

В развитии социологии можно выделить два основных на­правления: фундаментальное и прикладное. Первое направление занимается социально-философским осмыс­лением наиболее общих проблем развития и функциониро­вания общества и места в нем человеческой личности, эпи­стемологическими проблемами социологии, механизмами построения структур социальных ассоциаций, математичес­ких моделей социальных общностей и процессов, методами изучения социальных процессов и явлений и т.д. На фундаментальном уровне осуществляются взаимосвязи со­циологии с другими науками: философией, историей, куль­турологией, политологией, антропологией, психологией, эко­номикой, космогонией и др.

Социологические концепции это­го уровня отличаются высокой степенью абстракции; при этом, как правило, не выделяются для изучения такие кон­кретные социальные единицы, как социальная группа или социальный процесс. Такой уровень социологического зна­ния принято называть общесоциологическим, а теории, воз­никающие на этом уровне, — общесоциологическими.

Фундаментальные социологические теории возникли из со­циальной философии и психологии; они основывались на на­блюдениях, умозаключениях и обобщениях различных сто­рон общественной жизни, которые давали сведения о еди­ных для всех социальных структур законах поведения людей. Вместе с тем очевидно, что социология как наука должна основываться на точных, конкретных данных об отдельных социальных фактах, составляющих процесс изменения и структуру общества. Эти данные собираются исследовате­лями с помощью набора методов эмпирических исследова­ний (опросов, наблюдений, изучения документов, экспери­ментов). Что касается эмпирического уровня, то в социоло­гии это сбор многочисленных фактов, сведений, мнений членов социальных групп, личностных данных, их последу­ющая обработка, а также обобщение и формулирование первичных выводов относительно конкретных явлений соци­альной жизни. Сюда относятся теоретические обобщения, по­лученные методом индукции (умозаключения от частных, единичных случаев к общим выводам). Общесоциологичес­кие теории и эмпирические исследования должны быть не­разрывно связаны между собой, так как теоретизирование, не подкрепленное знанием конкретных фактов социальной действительности, становится бессодержательным, нежиз­неспособным. В то же время эмпирические исследования, не связанные общетеоретическими выводами, не могут объяснить природу большинства социальных явлений.

Резко возросший уровень эмпирических исследований по­требовал универсального теоретического аппарата для объяснения результатов теоретических изысканий. Однако аппарат фундаментальной социологии не подходил для изу­чения таких разных социальных феноменов, как семья, го­сударство, девиантное (отклоняющееся) поведение и т. д. В свою очередь, фундаментальная социология испытывала значительный дефицит в эмпирической информации, так как эмпирические исследования, как правило, проводились в уз­копрактических, утилитарных целях и трудно было связать их в единую систему. В результате произошел разрыв меж­ду фундаментальной социологией и эмпирическими иссле­дованиями. В практической деятельности это отразилось, с одной стороны, на создании спекулятивных, не основанных на достаточно широкой эмпирической базе теоретических по­строений, а с другой — в появлении таких направлений полу­чения знания, как позитивизм и эмпиризм, отрицающих необходимость общесоциологических, фундаментальных теорий.

Противостояние фундаментальных и эмпирических исследований в значительной степени тормозило развитие со­циологии, мешало кооперации ученых и объединению их уси­лий. Выход из этого положения был найден в результате фор­мирования еще одного уровня социологического знания — теорий среднего уровня. Этот научный термин был введен в практическую деятельность исследователей американским социологом Р. Мертоном. Теории среднего уровня занима­ют некоторое промежуточное положение между фундамен­тальными теориями и эмпирическим обобщением первичной социологической информации.

По мнению Р. Мертона, теории среднего уровня — это «теории, находящиеся в промежуточном пространстве меж­ду частными, но тоже необходимыми рабочими гипотезами, во множестве возникающими в ходе повседневных исследо­ваний, и систематическими попытками создать единую теорию, которая будет объяснять все наблюдаемые типы соци­ального поведения, социальных организаций и социальных изменений». Такие теории призваны обобщать и структури­ровать эмпирические данные в пределах отдельных облас­тей социологического знания, таких как изучение семьи, от­клоняющегося поведения, конфликта и т. д. В теориях сред­него уровня, где в целом используются идеи и терминология, заимствованные из фундаментальных социологических тео­рий, сформирована система специфических понятий и опре­делений, применяемых только в данной области социологи­ческих исследований.

Теории среднего уровня, таким образом, относительно са­мостоятельны и вместе с тем тесно связаны как с эмпири­ческими исследованиями (которые поставляют необходимый «сырой» материал для их создания и развития), так и с об­щесоциологическими теоретическими построениями, кото­рые дают возможность использовать наиболее общие теоре­тические разработки, модели и методы исследований. Это промежуточное положение теорий среднего уровня позволя­ет им сыграть роль мостика между «высокой» теорией и эмпирическими данными, полученными в результате иссле­дования конкретных явлений и процессов.

 

Социологи полагают, что выделение теорий среднего уровня создает целый ряд неоспоримых удобств и преиму­ществ, главные из которых: возможность создания прочной и удобной теоретической основы для исследований конкрет­ных областей человеческой деятельности и отдельных состав­ляющих социальных структур без использования громозд­кого и излишне абстрактного понятийного аппарата фунда­ментальных теорий; тесное взаимодействие с реальной жизнью людей, которая всегда находится в поле зрения те­орий среднего уровня, отражающих практические пробле­мы жизни общества; демонстрирование возможностей и убе­дительности социологических исследований в глазах менед­жеров, ученых и специалистов несоциологических областей знания.

Появление и развитие теорий среднего уровня было с удовлетворением встречено социологами. В настоящее вре­мя эти теории прочно вошли в научную практику. Одновременно они породили достаточно узкую специализацию со­циологов, например, появились социологи, которые работа­ют только в области социологии семьи или социологии об­разования, собирают эмпирические данные, обобщают их и делают теоретические выводы и модели только в пределах этих областей социологического знания. Вместе с тем с вве­дением в научную практику теорий среднего уровня повы­силась эффективность деятельности социологов, занимаю­щихся фундаментальными исследованиями, так как они ста­ли получать богатые теоретические разработки в отдельных областях социологии и обобщать их, не обращаясь постоян­но непосредственно к эмпирическим данным.

Все теории среднего уровня можно условно подразде­лить на три группы: теории социальных институтов (изу­чающие сложные социальные зависимости и отношения), те­ории социальных общностей (рассматривающие структур­ные единицы общества — от малой группы до социального класса) и теории специализированных социальных процессов (изучающие социальные изменения и процессы).

В каждой из выделенных нами групп содержится боль­шое число теорий среднего уровня, которое увеличивается по мере углубления и развития изучения общества, по мере развития социологии как науки. Социологи, занимающие­ся узкими областями исследования, разрабатывают спе­цифический понятийный аппарат, проводят эмпирические исследования по своей группе проблем, обобщают получен­ные данные, делают теоретические обобщения и, наконец, соединяют эти обобщения в теорию в пределах своей узкой области.

Метасоциология. Помимо этих уровней существует еще один, получивший название метасоциологии.

Метасоциология — это анализ существующих эпистемо­логических и методологических структур социологии вооб­ще, равно как и ее различных компонентов: концепций, тео­рий, моделей, методов и т. д.

Отличие метасоциологии от социологии состоит в том, что объектом исследования социологии является социальная реальность, а объектом метасоциологии — сама социология. Поэтому правомерно использовать наряду с понятием «метасоциологии» понятия «социология социологии» и «рефлек­сивная социология». Первое понятие было введено в науч­ный обиход Р. Фридрихом (Friedrichs R. Sociology of Sociology. N.Y., 1970), второе — А. Гоулднером (Gouldner A. The Coming Crisis of Western Sociology. N.Y., 1970).

Метасоциология анализирует социологию извне и изнут­ри. С внешней точки зрения, социология — специфическое социальное явление, которое, подобно другим явлениям, доступно социологическому анализу. Это может быть изу­чение общественной роли данной социологической теории, ее функций (служебных или критических) по отношению к определенной политической системе, ее влияния в обществе за пределами узкопрофессиональной среды и др. С внутрен­ней точки зрения социология исследуется как особая науч­ная дисциплина, совокупность конкретных проблем, по­нятий, теорий и методов независимо от их социального кон­текста.

Метасоциология берет в качестве объекта изучения саму социологию, ее концепции, теории и методы.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.