Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации преподавателям по образовательным технологиям






Повышению эффективности учебного процесса способствуют современные средства обучения такие как мультимедийный проектор и компьютер для демонстрации презентаций.Проведение визуализованной лекции способствует более успешному восприятию и запоминанию учебного материала, и позволяет проникнуть глубже в сущность познаваемых явлений. Визуализованная лекция предполагает преобразование устной информации в визуальную форму. Видеоряд, будучи воспринятым и осознанным, может служить адекватной опорой мыслям и практическим действиям. Для такого учебного занятия преподаватель должен подготовить демонстрационные материалы, которые не только дополнят словесную информацию, но и сами выступят носителями содержательной информации. Чтение же самой лекции требует развернутого комментирования подготовленных визуальных материалов, которые должны обеспечить: - систематизацию имеющихся знаний; - усвоение новой информации; - создание и разрешение проблемных ситуаций; - демонстрирование разных способов визуализации.В зависимости от учебного материала используются различные формы наглядности: - изобразительные (слайды, рисунки, фото); - символические (схемы, таблицы).В лекции данного типа имеют значение определенная визуальная логика и ритм подачи материала, его дозировка, мастерство и стиль общения преподавателя с аудиторией. Также эффективными являются методы обучения представляющие собой беседу, учебную дискуссию, коллективную мыслительную деятельность в работе с малыми группами, или иную исследовательскую работу.

Практические занятия призваны углублять, расширять, детализировать знания. Они помогают студентам овладеть умениями и навыками использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой дисциплины.

Практическое занятие - дискуссия - диалогическое общение участников, в процессе которого совместно обсуждаются и решаются теоретические и практические проблемы учебного курса.

Такая форма работы активизирует студентов, поскольку у них появляется возможность высказать и доказать правоту собственной точки зрения на определенную проблему, выслушать иное мнение, с которым в процессе дискуссии, можно либо согласиться, либо не согласиться. Каждый из участников дискуссии должен ясно выражать свои мысли, уметь отстаивать свою точку зрения, аргументированно возражать, опровергать ошибочную позицию. При обсуждении студент должен понять, что необходимым условием продуктивной дискуссии являются ранее накопленные знания, полученные в процессе освоения учебного курса. Важно научить студентов культуре общения и взаимодействия, выработать навыки публичного выступления. Преподавателю следует распределить роли между студентами и подготовить их к ролевому участию. Ведущий дискуссии получает полномочия преподавателя по руководству дискуссией, следит за аргументированностью и корректностью высказываний, регламентом.Оппонент или рецензент находит уязвимые, спорные места или ошибки докладчика и предлагает соответствующие варианты их решения.Логик выявляет противоречия и логические ошибки в рассуждениях докладчика и оппонента, уточняет понятия, анализирует ход доказательств, правомерность выдвижения той или иной гипотезы.Психолог следит за продуктивностью взаимодействия, корректностью обсуждения, не допускает неделикатного поведения.Эксперт оценивает продуктивность дискуссии, характеризует выступления, высказывает мнения о личном вкладе каждого участника. Практическое занятие - деловая игра представляет собой форму воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирование таких систем-отношений, которые характерны для данной деятельности. С помощью знаковых средств (язык, речь, графики, таблицы, документы) в деловой игре воспроизводится профессиональная обстановка, сходная по основным сущностным характеристикам с реальной, а также типичные, обобщенные ситуации в сжатом масштабе времени. В деловой игре моделируются реальные ситуации, возникают возможности обобщения имеющихся знаний и приобретения опыта.

Занятие данного типа способствует повышению интереса учащихся к предмету, формированию нравственной культуры. Он позволяет студентам продемонстрировать полученные знания и развивает следующие навыки:

- создание идеальных моделей социальных объектов, процессов;

- извлечение необходимой информации из источников;

- использование компьютерных технологий для систематизации информации и презентации результатов познавательной деятельности.

Для игры характерно обращение к личности в целом, а не только к ее интеллекту. Игра превращает студента из потребителя информации в активного деятеля, так как он должен понимать все содержание игры, собирать недостающую информацию, делать обобщения, готовить необходимые материалы для себя и других участников.

В подготовке дидактической игры можно выделить следующие операции: - выбор темы и диагностика исходной ситуации; - формирование цели и задач; - определение структуры; - диагностика игровых качеств участников игры и объективных обстоятельств. При подготовке к игровой деятельности следует соблюсти следующие правила: - учесть, что игра – это логическое продолжение (завершение) конкретной теоретической темы; - максимально приблизить игру к реальным условиям; - создать атмосферу поиска и непринужденности; - тщательно подготовить учебно-методические материалы; - четко сформулировать цель, задачи, условия и правила игры.Деловая игра имеет определенную структурную схему.1) Имитационная и игровая модели. Имитационная модель задает предметный контекст деятельности в учебном процессе. Игровая модель представляет работу участников деловой игры с имитационной моделью. 2) Предмет деятельности участников игры, который включает процессы и явления, требующие компетентных действий. 3) Сценарий предметного содержания, отражающий последовательность и характер действия игроков и ведущих. Этапы, операции и шаги игры обычно оформляются в виде блок-схемы. Элементом сценария является также описание конфликта и противоречия, заложенного в игру.4) Графическая модель ролевого взаимодействия участников, отражающая их количественный и качественный состав, пространственное расположение игроков.5) При проведении деловой игры следует соблюдать следующие положения: - вводить ограничения, касающиеся технологии игры, регламента игровых процедур или их элементов, ролей, функций, системы оценивания; - правил не должно быть слишком много, не более 5 – 10, они должны быть представлены аудитории на плакатах или с помощью технических средств; - правила должны быть связаны с системой стимулирования и инструктирования игроков; - система оценивания должна строиться, прежде всего, как система самооценки играющих, а затем – оценки преподавателя.

Программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 230100.62 «Информатика и вычислительная техника» и примерной учебной программой “Алгоритмические языки и программирование”

 

Разработал: ст. преподаватель кафедры АСОИиУ __________________ А.Д. Тарасов

 

Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры АСОИиУ

протокол № _ _ _ «_ _ _»_ ______ ___201_ г.

 

Зав. кафедрой АСОИиУ __________________ А.С. Боровский

 

Программа рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии ФИТ

протокол № _ _ _ «_ __ _»_ ______ ___201_ г.

 

Председатель методической комиссии ФИТ __________________ А.С. Боровский

 

СОГЛАСОВАНО

 

Специалист по учебно-

методической работе __________________ Р.С. Мушинская

 

Заведующая отделом

комплектования библиотеки __________________ А.В. Свиненкова

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.