Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ТЕМА: Методика конструирования содержания учебного материала
Цель занятия: Формирование представления о сущности и структуре подготовительного этапа методической деятельности инженера-педагога, знаний о существующих текстовых структурах и предъявляемых к их организации требованиях, умений применять правила логики и лингвистики, педагогики и психологии к техническим текстам с целью получения адекватных соответствующим требованиям дидактических материалов: плана, текста, контурного конспекта на уровне учебной темы.
Противоречия, имеющие место в системе профессионального образования и актуальные для подготовительного этапа методической деятельности инженера-педагога:
· между объемом учебной информации и отводимым на ее усвоение временем;
· между качеством учебного материала и предъявляемыми требованиями.
Проблемы, решаемые инженером-педагогом:
· какой объем учебной информации считать необходимым и достаточным для будущего специалиста;
· каким образом следует представить учебную информацию (последовательность, способ выражения), чтобы она была истинной, доступной.
Дидактические материалы – это система объектов, каждый из которых, во-первых, предназначен для использования в процессе обучения в качестве материальной или материализованной модели того или иного компонента общественного знания и опыта, а во-вторых, является средством решения некоторой дидактической задачи.
К дидактическим материалам мы относим: план, текст, конспект.
План – это набор кратких наименований логически завершенных частей учебной темы, последовательностью которых учитываются как особенности самого содержания, так и уровень знаний учащихся (базовый и формируемый).
Последовательность проектирования плана:
1. Выявление содержательных элементов по теме (событий, понятий, объектов, фактов и т.д.) и установление типов связей между содержательными элементами.
2. Выбор последовательности изложения содержательных элементов и формулировка заголовков, объединяющих содержательные элементы по однородным признакам.
3. Выбор уровня сложности плана.
Логика – это наука, изучающая законы и формы мышления.
Логические законы: закон тождества (всякая мысль тождественна сама себе), закон противоречия ( два находящихся в отношении отрицания суждения не могут быть одновременно истинными; по крайней мере, одно из них необходимо ложно), исключенного третьего (из двух высказываний, в одном из которых утверждается то, что отрицается в другом, – одно непременно истинно) и достаточного основания (всякая истинная мысль имеет достаточное основание).
Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.
Понятие – это результат обобщения однородных предметов по их существенным признакам.
Совокупность существенных признаков составляет содержание понятия.
Объем понятия – отражаемые им предметы
Таблица 2 – Примеры представления содержания и объема понятия
Понятия
| Содержания понятий
| Объемы понятий
| Кредит
| Совокупность экономических отношений между кредитором и заемщиком по поводу возвратного движения стоимости
| - по формам: банковский, межбанковский, коммерческий, лизинговый, ипотечный, потребительский, консорциальный;
- по сроку использования: краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный;
- по обеспечению: с обеспеченным залогом, гарантируемые, с другим обеспечением, необеспеченные;
- по степени риска: стандартные, с повышенным риском;
- по степени дачи: одноразовые, кредитные линии, гарантийные;
- по срокам погашения: погашенные в срок, в рассрочку, досрочно, после обусловленного периода
| Предприятие
| Самостоятельная хозяйственная организация, созданная и зарегистрированная в установленном законом порядке для выполнения хозяйственной деятельности с целью получения прибыли
| - по формам собственности: индивидуальное, семейное, частное, коллективное, государственное, коммунальное, совместное;
- по объему хозяйственного оборота: малое, среднее, крупное;
- по видам деятельности: промышленное, сельскохозяйственное, предприятие торговли, транспорта, связи и т.д.;
- по организационно-правовым формам: коллективное, общество с ограниченной ответственностью, общество с неограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, товарищества, акционерное общество, фирма
| Методы
обучения
| Упорядоченная, взаимосвязанная деятельность преподавателя и обучаемых, направленная на решение задач образования
| - по источнику знаний: словесные (рассказ, объяснение, лекция, беседа, дискуссия);
- наглядные (демонстрация, иллюстрация);
- практические (упражнение, лабораторная работа);
| Наука
| Форма общественного сознания, представляющая исторически сложившуюся систему упорядоченных знаний, истинность которых проверяется и постоянно уточняется в ходе общественной практики.
| философия, экономика, электротехника, методика профессионального обучения, математика и др.
|
Объемы понятий могут соотноситься по-разному. И в зависимости от этого понятия можно отнести к сравнимым или несравнимым. Сравнимыми называются понятия, в содержании которых имеются некоторые общие признаки. Предметы таких понятий принадлежат к определенной, объединяющей их области действительности, например, двигатель и генератор. Несравнимыми называются такие понятия, в содержании которых нет общих признаков. Предметы таких понятий относятся к разным областям объективной действительности, например, момент на валу и трансформатор. Таким образом, различные виды отношений можно установить лишь между сравнимыми понятиями, которые, в свою очередь, делятся на совместимые и несовместимые.
Таблица 3 – Типы логических отношений между понятиями
Виды
понятий
| Отношения объемов понятий
| Характеристика отношений понятий
| Примеры отношений
понятий
| Совместимые (их объемы частично или полностью совпадают)
| Равнозначность (тождество)
| Отношение существует между понятиями, имеющими один и тот же объем, но различное содержание
| 1. «Прямоугольник с равными сторонами» и «Ромб с прямыми углами».
| Пересечение
(частичное
совпадение
объемов)
| Некоторые, но не все элементы объема одного понятия являются одновременно элементами объема другого понятия, и наоборот.
| 1. «Закон спроса» и «Закон предложения».
2. «Студент» и «Спортсмен».
| Подчинение
| Такое отношение имеют понятия, объем одного из которых полностью входит в объем другого, но не исчерпывает его
| 1. «Кредит» и «Краткосрочный кредит».
2. «Акции» и «Простые акции».
| Несовместимые
(их объемы не содержат в себе общих элементов)
| Соподчинение
| Отношение аналогично предыдущему, но предполагает наличие не менее трех понятий, два из которых не пересекаются.
| 1.«Биржа», «Товарная биржа» и «Фондовая биржа».
2. «Ценные бумаги», «Облигация» и «Сертификат».
| Противоположность
| Отношение имеет место между двумя соподчиненными понятиями, одно из которых содержит какие-то определенные признаки, а другое эти признаки отрицает, замещая их противоположными.
| 1. «Девальвация» и «Ревальвация».
2. «Остроугольный треугольник» и «Тупоугольный треугольник».
| Противоречие
| У одного из понятий отсутствуют признаки, принадлежащие другому.
| 1. «Кредит с обеспеченным залогом» и «Необеспеченный кредит».
|
Объем понятия раскрывается при помощи операции «ДЕЛЕНИЕ». Исходное понятие называется делимым, а образованные – членами деления. К делению предъявляются требования, сведенные в табл. 4.
Таблица 4 – Правила деления понятий.
№
п/п
| Формулировка правил деления
| Примеры нарушения правил деления
|
| Деление должно быть соразмерным: сумма объемов членов деления должна быть равной объему делимого понятия.
| НЕПОЛНОЕ ДЕЛЕНИЕ: «Конфликты делятся на внутриличностные, межличностные, конфликты, между личностью и группой» (отсутствуют «межгрупповые конфликты»); «Финансовый контроль делиться на предварительный, текущий, последовательный, президентский, аудиторский» (упущены другие виды финансового контроля, например, внутрихозяйственный, ведомственный, обязательный, инициативный и т.д.).
ДЕЛЕНИЕ С ЛИШНИМИ ЧЛЕНАМИ: «Учетные регистры бухгалтерского учета делятся на книги, карточки, отдельные свободные листы, первичные документы» (лишнее понятие – «первичный документ»).
|
| При одном и том же делении необходимо применять одно и то же основание.
| ОШИБКА ПЕРЕКРЕСТНОГО ДЕЛЕНИЯ: «Предприятия бывают малые, средние, крупные, промышленные, сельскохозяйственные» (в один ряд поставленные виды предприятий по объему хозяйственного оборота и по видам хозяйственной деятельности) или «Транспорт делится на наземный, воздушный, водный, транспорт общего пользования, транспорт личного пользования» (в один ряд поставлены вид среды и назначение).
|
| Члены деления должны исключать друг друга, т.е. должны быть соподчиненными и находиться между собой в отношении несовместимости.
| ЧЛЕНЫ ДЕЛЕНИЯ НАХОДЯТСЯ В ОТНОШЕНИИ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ: «Кредиты бывают краткосрочными, среднесрочными, долгосрочными, стандартные, с повышенным риском, одноразовыми, гарантийными»
|
| Деление должно быть непрерывным: при делении понятия нужно переходить к ближайшему низшему виду.
| СКАЧОК В ДЕЛЕНИИ: «Ценные бумаги делятся на акции, именные акции, акции на предъявителя, простые и привилегированные акции» или «Формы обучения, комбинированный урок, урок формирования новых знаний, контрольно-проверочный урок, урок обобщения и систематизации знаний и т.д.», или «Философ, материалист, объективный идеалист, субъективный идеалист».
|
Но логическими не исчерпываются все типы отношений между объектами действительности. Все остальные предусматриваются семантикой.
Семантика – это наука, изучающая смысловую сторону языка слов, частей слова, словосочетаний. Наиболее распространённые типы отношений между смысловыми единицами представлены в табл. 5.
Таблица 5 – Типы отношений
Типы отношений
| Примеры реализации типов отношений
|
|
| Целое – часть
| «Жизненный цикл товаров» – «Насыщение рынков»
| Множество – элемент
| «Наука» – «Философия»; «Форма обучения» - «Факультативное занятие»
| Класс – подкласс
| «Предприятие» – «Акционерное общество»
| Объект – параметры
| «Спрос» – «Величина спроса», «Закон спроса», «Графическое отображение закона спроса», «Детерминанты спроса»
| Процесс – свойство
| «Обучение» – «Наличие строгой последовательности технологической цепочки действий преподавателя и ученика, направленных на решение целевых задач»
| Явление – характеристика
| «Конфликт» – «Отсутствие соглашения между двумя и более сторонами»
| Причина – следствие
| «Сокращение дохода потребителей» – «Снижение спроса»
| Суть – явление
| «Технический склад ума» – «Специфическое кодирование информации»
| Закон – проявление
| «Закон денежного равновесия» – «MV=PQ»
| Цель – Средство
достижения
| «Составить корреспонденцию счетов по учету хозяйственных операций» – «План счетов, типовая схема корреспонденции счетов, калькулятор, …, а такие соответствующие ЗУН»
| Условие – действие
| «Знание правил построения графиков закона спроса и предложения» – «Определение точки рыночного равновесия»
|
2. Наименования типов межпонятийных связей при определенной формулировке (атрибутивные словосочетания) представляют собой пункты плана. Их порядок определяется:
* особенностями восприятия, понимания, запоминания обучаемыми новой информации (т.е. сообщению о принципе действия технической системы, режимах ее работы должны предшествовать пункты с определением и конструкцией системы);
* уровнем сформированности базовых знаний (заинтересовать хорошо подготовленных учеников можно, предоставив им возможность действовать, чему способствует индуктивный план; дедуктивный более предпочтителен для «слабых» учащихся);
* формируемым уровнем специалистов (требование развития оперативности мышления реализуется путем выбора индуктивного плана, а дедуктивного – наоборот).
3. На степень сложности плана и число пунктов влияют:
* особенности восприятия и понимания обучаемыми новой информации (число структурных единиц, которые может удержать человек в памяти и припомнить, не делая ошибок, равно примерно 7; поэтому, считается нормальным, когда технический текст с количеством сверхфразовых единств, не превышающим семи, относится к одной рубрике; в противном случае, следует разделить объемный текст соподчиненными заголовками);
* уровень подготовки учащихся (чем подготовка слабее и текст труднее, тем предпочтительнее одно- или двухступенная рубрикация; основаниями для многоступенной рубрикации, кроме хорошей подготовки учащихся, являются широкий, многообразный круг вопросов, охватываемых преподавателем, и большой объем текста);
* целевое назначение текста (мнемические планы /для запоминания/ содержат пунктов в два раза больше, чем познавательные; значит, деление текста на структурные единицы должно быть частым; в то же время, при делении его на слишком маленькие части может быть утеряна целостность материала).
На основе плана может быть получен ТЕКСТ.
Текст – это система грамматических, графических, математических знаков, обеспечивающих исчерпывающее представление об интересующем объекте.
Таблица 5 – Требования, предъявляемые к тексту
Треб-я к тексту
| Способы выполнения требований (примеры)
|
|
| Доступность
| 1. Использование терминов, смысл которых известен учащимся; своевременное пояснение вводимых терминов;
2. Построение определений согласно правилам:
· взаимозаменимость определяемого и определяющего понятий
(ОШИБКА СЛИШКОМ ШИРОКОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ: «Окружность – это фигура, которая описывается движущимся концом отрезка, когда другой его конец закреплен, или фигура, которая образована движущимся концом циркуля»;
ОШИБКА УЗКОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ: «Производительными силами называют орудия труда, а также сами люди с умениями и приемами труда» («орудия труда» следует заменить на «средства производства»);»
· запрет порочного круга (КРУГ В ОПРЕДЕЛЕНИИ: «Предприниматель – человек, осуществляющий предпринимательскую деятельность» или «Количество – это характеристика предмета с его количественной стороны»);
· однозначность /одному определяемому понятию могут соответствовать несколько определяющих, но не наоборот/ (например, «Квадрат – параллелограмм с равными между собой сторонами и прямыми углами», «Квадрат – равносторонний прямоугольник»);
· неотрицательность /указание только на признаки, присущие предмету/ (пример исключения: «Параллельными называются такие линии, которые не пересекаются, сколько б мы их не продолжали».
3. Выражение мысли преимущественно простыми предложениями.
4. Устранение искажений (стилистические ошибки, нечеткие формулировки) и шумов (ошибки в расчетах, необоснованные выводы и рекомендации, некорректно трактуемые результаты экспериментов).
5. Наличие необходимой базовой информации, способствующей восприятию и пониманию новой.
| Логичность
| 1. Построение умозаключений согласно правилам:
· хотя бы одна из посылок должна быть утвердительным суждением, в противном случае истинное заключение получить невозможно (например, «1. Кредит с обеспеченным залогом предполагает предоставление банку залог в виде имущества, ценных бумаг. 2. Рассматриваемый вид кредита не имеет обеспечения. Следовательно,...»);
· если одна из посылок – отрицательное суждение, то и заключение – отрицательное суждение (например, «1. На валютной бирже совершаются сделки с иностранной валютой. 2. Рассматриваемая биржа не является валютной. Следовательно, на данной бирже сделки с иностранной валютой совершаться не будут»);
· хотя бы одна из посылок должна быть общим суждением /касаться всего класса предметов/, в противном случае получить истинное заключение невозможно (например, «1. Некоторые предприятия являются частными. 2. Некоторые предприятия являются крупными. Следовательно,...»);
· если одна из посылок – частное суждение, то и заключение – частное суждение (например, «1. Уставной капитал акционерного общества создается путем эмиссии и продажи акций. 2. Данное предприятие – акционерное общество. Следовательно, уставной капитал данного предприятия создается путем эмиссии и продажи акций»).
| Истинность учебной информации
| 1. Использование как можно большего числа источников необходимой информации, сопоставление конкретных данных из них.
2. Соотнесение некоторых данных с содержанием текста.
3. Проверка выполнения правил умозаключения и доказательства.
|
Продолжение табл.5
Последовательность изложения мат-ла
| 1. Перечисление признаков объекта в последовательности движения обрабатываемой детали, движения взгляда наблюдателя, маршрута движения, уменьшения или увеличения признака.
2. Обеспечение соответствия последовательности повествования развитию действий, событий, состояний объекта.
3. Осуществление доказательства по мере привлечения аргументов.
| Связность
| 1. Изменение порядка слов в предложениях.
2. Предусмотрение повторов, соотнесенности видовременных форм глаголов, использования слов: аналогичный, данный, этот, другой, прочий, в итоге, итак, таким образом, более того, вдобавок, впрочем, другими словами, примером, отсюда, следовательно и т.д.
| Убедительность
| 1. Построение доказательств (рассуждений) согласно правилам:
· тезис (доказываемое положение) должен быть сформулирован ясно и точно;
тезис должен оставаться одним и тем же на протяжении всего доказательства;
· аргументы должны быть истинными суждениями;
· аргументы должны быть достаточными основаниями для тезиса;
способ построения доказательства должен подчиняться правилам умозаключения.
| Учет
условий организации обучения
| 1. Согласно специфике содержания темы и формулируемому образовательному уровню осуществляется выбор способа представления содержания понятия: определение, характеристика, описание и т.д.
2. Выбор типа определения:
· вербальное;
· полное;
· абсолютное (определяющее понятие не содержит в своем составе определяемое, например: «Логика – наука, изучающая законы и формы мышления») или неабсолютное (например: «Краткосрочные кредиты – это кредиты, срок использования которых не превышает один год»);
· классификационное (через указание класса, которому принадлежит рассматриваемый объект, с последующим перечислением существенных признаков, например: «Окружность – замкнутая плоская кривая, все точки которой одинаково удалены от одной точки – центра окружности -, лежащей в той же плоскости, что и кривая»; «Ромб – это плоский четырехугольник, у которого все стороны равны») илигенетическое (через указание особенностей создания объекта, например: «Окружность – замкнутая кривая, образованная вращением на плоскости отрезка прямой АВ вокруг неподвижной точки А; при этом, точка В и опишет кривую, называемую окружностью».
3. Выбор степени обобщенности знаний (развернутые или сокращенные умозаключения; представление всего доказательства или указание на способы его осуществления и т.д.).
| КОНСПЕКТ – совокупность взаимосвязанных опорных сигналов темы. По объему представляемой информацииконспекты делятся на полные и контурные, а по способу представления информации – на планы-конспекты и конспекты–схемы. В полном конспекте содержится, преимущественно, новая основная информация (определения, классификация, УГО, перечень параметров, режимов работы, алгоритм осуществления деятельности и др.). В контурном же конспекте содержатся только ключевые положения новой основной информации, выраженные посредством таблиц, графиков, аббревиатуры, различного рода обозначений, акцентов. План-конспект кратко представляет содержание каждого из пунктов плана (больше подходит для тем «Основы бухгалтерского учета», «Особенности функционирования предприятий в современных условиях»). Конспект–схема – это иерархия понятий темы, упорядоченных согласно плану и дополненных основными сведениями (подходит для тем «Расчет себестоимости продукции по статьям калькуляции», «Закон спроса и предложения»).
Приложение 1 Проектируемые виды продукции услуг
| | Оценка риска и страхования
| | Этапы формирования бизнес-плана
| | Расчет показателей финансового анализа бизнес-плана.
| |
|