Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ТЕМА: Методика конструирования содержания учебного материала






Цель занятия: Формирование представления о сущности и структуре подготовительного этапа методической деятельности инженера-педагога, знаний о существующих текстовых структурах и предъявляемых к их организации требованиях, умений применять правила логики и лингвистики, педагогики и психологии к техническим текстам с целью получения адекватных соответствующим требованиям дидактических материалов: плана, текста, контурного конспекта на уровне учебной темы.

 

Противоречия, имеющие место в системе профессионального образования и актуальные для подготовительного этапа методической деятельности инженера-педагога:

· между объемом учебной информации и отводимым на ее усвоение временем;

· между качеством учебного материала и предъявляемыми требованиями.

Проблемы, решаемые инженером-педагогом:

· какой объем учебной информации считать необходимым и достаточным для будущего специалиста;

· каким образом следует представить учебную информацию (последовательность, способ выражения), чтобы она была истинной, доступной.

 

 

Дидактические материалы – это система объектов, каждый из которых, во-первых, предназначен для использования в процессе обучения в качестве материальной или материализованной модели того или иного компонента общественного знания и опыта, а во-вторых, является средством решения некоторой дидактической задачи.

 

К дидактическим материалам мы относим: план, текст, конспект.

 

План – это набор кратких наименований логически завершенных частей учебной темы, последовательностью которых учитываются как особенности самого содержания, так и уровень знаний учащихся (базовый и формируемый).

 

Последовательность проектирования плана:

1. Выявление содержательных элементов по теме (событий, понятий, объектов, фактов и т.д.) и установление типов связей между содержательными элементами.

2. Выбор последовательности изложения содержательных элементов и формулировка заголовков, объединяющих содержательные элементы по однородным признакам.

3. Выбор уровня сложности плана.

 

Логика – это наука, изучающая законы и формы мышления.

Логические законы: закон тождества (всякая мысль тождественна сама себе), закон противоречия ( два находящихся в отношении отрицания суждения не могут быть одновременно истинными; по крайней мере, одно из них необходимо ложно), исключенного третьего (из двух высказываний, в одном из которых утверждается то, что отрицается в другом, – одно непременно истинно) и достаточного основания (всякая истинная мысль имеет достаточное основание).

 

Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.

Понятие – это результат обобщения однородных предметов по их существенным признакам.

Совокупность существенных признаков составляет содержание понятия.

Объем понятия – отражаемые им предметы

 

Таблица 2 – Примеры представления содержания и объема понятия

Понятия Содержания понятий Объемы понятий
Кредит Совокупность экономических отношений между кредитором и заемщиком по поводу возвратного движения стоимости - по формам: банковский, межбанковский, коммерческий, лизинговый, ипотечный, потребительский, консорциальный; - по сроку использования: краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный; - по обеспечению: с обеспеченным залогом, гарантируемые, с другим обеспечением, необеспеченные; - по степени риска: стандартные, с повышенным риском; - по степени дачи: одноразовые, кредитные линии, гарантийные; - по срокам погашения: погашенные в срок, в рассрочку, досрочно, после обусловленного периода
Предприятие Самостоятельная хозяйственная организация, созданная и зарегистрированная в установленном законом порядке для выполнения хозяйственной деятельности с целью получения прибыли - по формам собственности: индивидуальное, семейное, частное, коллективное, государственное, коммунальное, совместное; - по объему хозяйственного оборота: малое, среднее, крупное; - по видам деятельности: промышленное, сельскохозяйственное, предприятие торговли, транспорта, связи и т.д.; - по организационно-правовым формам: коллективное, общество с ограниченной ответственностью, общество с неограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, товарищества, акционерное общество, фирма
Методы обучения Упорядоченная, взаимосвязанная деятельность преподавателя и обучаемых, направленная на решение задач образования - по источнику знаний: словесные (рассказ, объяснение, лекция, беседа, дискуссия); - наглядные (демонстрация, иллюстрация); - практические (упражнение, лабораторная работа);
Наука Форма общественного сознания, представляющая исторически сложившуюся систему упорядоченных знаний, истинность которых проверяется и постоянно уточняется в ходе общественной практики. философия, экономика, электротехника, методика профессионального обучения, математика и др.

 

Объемы понятий могут соотноситься по-разному. И в зависимости от этого понятия можно отнести к сравнимым или несравнимым. Сравнимыми называются понятия, в содержании которых имеются некоторые общие признаки. Предметы таких понятий принадлежат к определенной, объединяющей их области действительности, например, двигатель и генератор. Несравнимыми называются такие понятия, в содержании которых нет общих признаков. Предметы таких понятий относятся к разным областям объективной действительности, например, момент на валу и трансформатор. Таким образом, различные виды отношений можно установить лишь между сравнимыми понятиями, которые, в свою очередь, делятся на совместимые и несовместимые.

 

Таблица 3 – Типы логических отношений между понятиями

 

Виды понятий Отношения объемов понятий Характеристика отношений понятий Примеры отношений понятий
Совместимые (их объемы частично или полностью совпадают) Равнозначность (тождество) Отношение существует между понятиями, имеющими один и тот же объем, но различное содержание 1. «Прямоугольник с равными сторонами» и «Ромб с прямыми углами».
Пересечение (частичное совпадение объемов) Некоторые, но не все элементы объема одного понятия являются одновременно элементами объема другого понятия, и наоборот. 1. «Закон спроса» и «Закон предложения». 2. «Студент» и «Спортсмен».
Подчинение Такое отношение имеют понятия, объем одного из которых полностью входит в объем другого, но не исчерпывает его 1. «Кредит» и «Краткосрочный кредит». 2. «Акции» и «Простые акции».
Несовместимые (их объемы не содержат в себе общих элементов) Соподчинение Отношение аналогично предыдущему, но предполагает наличие не менее трех понятий, два из которых не пересекаются. 1.«Биржа», «Товарная биржа» и «Фондовая биржа». 2. «Ценные бумаги», «Облигация» и «Сертификат».
Противоположность Отношение имеет место между двумя соподчиненными понятиями, одно из которых содержит какие-то определенные признаки, а другое эти признаки отрицает, замещая их противоположными. 1. «Девальвация» и «Ревальвация». 2. «Остроугольный треугольник» и «Тупоугольный треугольник».
Противоречие У одного из понятий отсутствуют признаки, принадлежащие другому. 1. «Кредит с обеспеченным залогом» и «Необеспеченный кредит».

 

Объем понятия раскрывается при помощи операции «ДЕЛЕНИЕ». Исходное понятие называется делимым, а образованные – членами деления. К делению предъявляются требования, сведенные в табл. 4.

 

Таблица 4 – Правила деления понятий.

№ п/п Формулировка правил деления Примеры нарушения правил деления
  Деление должно быть соразмерным: сумма объемов членов деления должна быть равной объему делимого понятия. НЕПОЛНОЕ ДЕЛЕНИЕ: «Конфликты делятся на внутриличностные, межличностные, конфликты, между личностью и группой» (отсутствуют «межгрупповые конфликты»); «Финансовый контроль делиться на предварительный, текущий, последовательный, президентский, аудиторский» (упущены другие виды финансового контроля, например, внутрихозяйственный, ведомственный, обязательный, инициативный и т.д.).   ДЕЛЕНИЕ С ЛИШНИМИ ЧЛЕНАМИ: «Учетные регистры бухгалтерского учета делятся на книги, карточки, отдельные свободные листы, первичные документы» (лишнее понятие – «первичный документ»).
  При одном и том же делении необходимо применять одно и то же основание. ОШИБКА ПЕРЕКРЕСТНОГО ДЕЛЕНИЯ: «Предприятия бывают малые, средние, крупные, промышленные, сельскохозяйственные» (в один ряд поставленные виды предприятий по объему хозяйственного оборота и по видам хозяйственной деятельности) или «Транспорт делится на наземный, воздушный, водный, транспорт общего пользования, транспорт личного пользования» (в один ряд поставлены вид среды и назначение).
  Члены деления должны исключать друг друга, т.е. должны быть соподчиненными и находиться между собой в отношении несовместимости. ЧЛЕНЫ ДЕЛЕНИЯ НАХОДЯТСЯ В ОТНОШЕНИИ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ: «Кредиты бывают краткосрочными, среднесрочными, долгосрочными, стандартные, с повышенным риском, одноразовыми, гарантийными»
  Деление должно быть непрерывным: при делении понятия нужно переходить к ближайшему низшему виду. СКАЧОК В ДЕЛЕНИИ: «Ценные бумаги делятся на акции, именные акции, акции на предъявителя, простые и привилегированные акции» или «Формы обучения, комбинированный урок, урок формирования новых знаний, контрольно-проверочный урок, урок обобщения и систематизации знаний и т.д.», или «Философ, материалист, объективный идеалист, субъективный идеалист».

 

 

Но логическими не исчерпываются все типы отношений между объектами действительности. Все остальные предусматриваются семантикой.

 

Семантика – это наука, изучающая смысловую сторону языка слов, частей слова, словосочетаний. Наиболее распространённые типы отношений между смысловыми единицами представлены в табл. 5.


Таблица 5 – Типы отношений

Типы отношений Примеры реализации типов отношений
   
Целое – часть «Жизненный цикл товаров» – «Насыщение рынков»
Множество – элемент «Наука» – «Философия»; «Форма обучения» - «Факультативное занятие»
Класс – подкласс «Предприятие» – «Акционерное общество»
Объект – параметры «Спрос» – «Величина спроса», «Закон спроса», «Графическое отображение закона спроса», «Детерминанты спроса»
Процесс – свойство «Обучение» – «Наличие строгой последовательности технологической цепочки действий преподавателя и ученика, направленных на решение целевых задач»
Явление – характеристика «Конфликт» – «Отсутствие соглашения между двумя и более сторонами»
Причина – следствие «Сокращение дохода потребителей» – «Снижение спроса»
Суть – явление «Технический склад ума» – «Специфическое кодирование информации»
Закон – проявление «Закон денежного равновесия» – «MV=PQ»
Цель – Средство достижения «Составить корреспонденцию счетов по учету хозяйственных операций» – «План счетов, типовая схема корреспонденции счетов, калькулятор, …, а такие соответствующие ЗУН»
Условие – действие «Знание правил построения графиков закона спроса и предложения» – «Определение точки рыночного равновесия»

 


2. Наименования типов межпонятийных связей при определенной формулировке (атрибутивные словосочетания) представляют собой пункты плана. Их порядок определяется:

* особенностями восприятия, понимания, запоминания обучаемыми новой информации (т.е. сообщению о принципе действия технической системы, режимах ее работы должны предшествовать пункты с определением и конструкцией системы);

* уровнем сформированности базовых знаний (заинтересовать хорошо подготовленных учеников можно, предоставив им возможность действовать, чему способствует индуктивный план; дедуктивный более предпочтителен для «слабых» учащихся);

* формируемым уровнем специалистов (требование развития оперативности мышления реализуется путем выбора индуктивного плана, а дедуктивного – наоборот).

 

3. На степень сложности плана и число пунктов влияют:

* особенности восприятия и понимания обучаемыми новой информации (число структурных единиц, которые может удержать человек в памяти и припомнить, не делая ошибок, равно примерно 7; поэтому, считается нормальным, когда технический текст с количеством сверхфразовых единств, не превышающим семи, относится к одной рубрике; в противном случае, следует разделить объемный текст соподчиненными заголовками);

* уровень подготовки учащихся (чем подготовка слабее и текст труднее, тем предпочтительнее одно- или двухступенная рубрикация; основаниями для многоступенной рубрикации, кроме хорошей подготовки учащихся, являются широкий, многообразный круг вопросов, охватываемых преподавателем, и большой объем текста);

* целевое назначение текста (мнемические планы /для запоминания/ содержат пунктов в два раза больше, чем познавательные; значит, деление текста на структурные единицы должно быть частым; в то же время, при делении его на слишком маленькие части может быть утеряна целостность материала).

 

На основе плана может быть получен ТЕКСТ.

 

Текст – это система грамматических, графических, математических знаков, обеспечивающих исчерпывающее представление об интересующем объекте.

 

 


Таблица 5 – Требования, предъявляемые к тексту

Треб-я к тексту Способы выполнения требований (примеры)
   
Доступность 1. Использование терминов, смысл которых известен учащимся; своевременное пояснение вводимых терминов; 2. Построение определений согласно правилам: · взаимозаменимость определяемого и определяющего понятий (ОШИБКА СЛИШКОМ ШИРОКОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ: «Окружность – это фигура, которая описывается движущимся концом отрезка, когда другой его конец закреплен, или фигура, которая образована движущимся концом циркуля»; ОШИБКА УЗКОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ: «Производительными силами называют орудия труда, а также сами люди с умениями и приемами труда» («орудия труда» следует заменить на «средства производства»);» · запрет порочного круга (КРУГ В ОПРЕДЕЛЕНИИ: «Предприниматель – человек, осуществляющий предпринимательскую деятельность» или «Количество – это характеристика предмета с его количественной стороны»); · однозначность /одному определяемому понятию могут соответствовать несколько определяющих, но не наоборот/ (например, «Квадрат – параллелограмм с равными между собой сторонами и прямыми углами», «Квадрат – равносторонний прямоугольник»); · неотрицательность /указание только на признаки, присущие предмету/ (пример исключения: «Параллельными называются такие линии, которые не пересекаются, сколько б мы их не продолжали». 3. Выражение мысли преимущественно простыми предложениями. 4. Устранение искажений (стилистические ошибки, нечеткие формулировки) и шумов (ошибки в расчетах, необоснованные выводы и рекомендации, некорректно трактуемые результаты экспериментов). 5. Наличие необходимой базовой информации, способствующей восприятию и пониманию новой.
Логичность 1. Построение умозаключений согласно правилам: · хотя бы одна из посылок должна быть утвердительным суждением, в противном случае истинное заключение получить невозможно (например, «1. Кредит с обеспеченным залогом предполагает предоставление банку залог в виде имущества, ценных бумаг. 2. Рассматриваемый вид кредита не имеет обеспечения. Следовательно,...»); · если одна из посылок – отрицательное суждение, то и заключение – отрицательное суждение (например, «1. На валютной бирже совершаются сделки с иностранной валютой. 2. Рассматриваемая биржа не является валютной. Следовательно, на данной бирже сделки с иностранной валютой совершаться не будут»); · хотя бы одна из посылок должна быть общим суждением /касаться всего класса предметов/, в противном случае получить истинное заключение невозможно (например, «1. Некоторые предприятия являются частными. 2. Некоторые предприятия являются крупными. Следовательно,...»); · если одна из посылок – частное суждение, то и заключение – частное суждение (например, «1. Уставной капитал акционерного общества создается путем эмиссии и продажи акций. 2. Данное предприятие – акционерное общество. Следовательно, уставной капитал данного предприятия создается путем эмиссии и продажи акций»).
Истинность учебной информации 1. Использование как можно большего числа источников необходимой информации, сопоставление конкретных данных из них. 2. Соотнесение некоторых данных с содержанием текста. 3. Проверка выполнения правил умозаключения и доказательства.

 


Продолжение табл.5

Последовательность изложения мат-ла 1. Перечисление признаков объекта в последовательности движения обрабатываемой детали, движения взгляда наблюдателя, маршрута движения, уменьшения или увеличения признака. 2. Обеспечение соответствия последовательности повествования развитию действий, событий, состояний объекта. 3. Осуществление доказательства по мере привлечения аргументов.
Связность 1. Изменение порядка слов в предложениях. 2. Предусмотрение повторов, соотнесенности видовременных форм глаголов, использования слов: аналогичный, данный, этот, другой, прочий, в итоге, итак, таким образом, более того, вдобавок, впрочем, другими словами, примером, отсюда, следовательно и т.д.
Убедительность 1. Построение доказательств (рассуждений) согласно правилам: · тезис (доказываемое положение) должен быть сформулирован ясно и точно; тезис должен оставаться одним и тем же на протяжении всего доказательства; · аргументы должны быть истинными суждениями; · аргументы должны быть достаточными основаниями для тезиса; способ построения доказательства должен подчиняться правилам умозаключения.
Учет условий организации обучения 1. Согласно специфике содержания темы и формулируемому образовательному уровню осуществляется выбор способа представления содержания понятия: определение, характеристика, описание и т.д. 2. Выбор типа определения: · вербальное; · полное; · абсолютное (определяющее понятие не содержит в своем составе определяемое, например: «Логика – наука, изучающая законы и формы мышления») или неабсолютное (например: «Краткосрочные кредиты – это кредиты, срок использования которых не превышает один год»); · классификационное (через указание класса, которому принадлежит рассматриваемый объект, с последующим перечислением существенных признаков, например: «Окружность – замкнутая плоская кривая, все точки которой одинаково удалены от одной точки – центра окружности -, лежащей в той же плоскости, что и кривая»; «Ромб – это плоский четырехугольник, у которого все стороны равны») илигенетическое (через указание особенностей создания объекта, например: «Окружность – замкнутая кривая, образованная вращением на плоскости отрезка прямой АВ вокруг неподвижной точки А; при этом, точка В и опишет кривую, называемую окружностью». 3. Выбор степени обобщенности знаний (развернутые или сокращенные умозаключения; представление всего доказательства или указание на способы его осуществления и т.д.).

КОНСПЕКТ – совокупность взаимосвязанных опорных сигналов темы. По объему представляемой информацииконспекты делятся на полные и контурные, а по способу представления информации – на планы-конспекты и конспекты–схемы. В полном конспекте содержится, преимущественно, новая основная информация (определения, классификация, УГО, перечень параметров, режимов работы, алгоритм осуществления деятельности и др.). В контурном же конспекте содержатся только ключевые положения новой основной информации, выраженные посредством таблиц, графиков, аббревиатуры, различного рода обозначений, акцентов. План-конспект кратко представляет содержание каждого из пунктов плана (больше подходит для тем «Основы бухгалтерского учета», «Особенности функционирования предприятий в современных условиях»). Конспект–схема – это иерархия понятий темы, упорядоченных согласно плану и дополненных основными сведениями (подходит для тем «Расчет себестоимости продукции по статьям калькуляции», «Закон спроса и предложения»).


Резюме
Приложение 1
Структура бизнес-плана
Проектируемые виды продукции услуг  
Оценка рынка сбыта
Конкуренция
Стратегия маркетинга
План производства
Организационный план
Юридический план
Оценка риска и страхования
Финансовый план
Стратегия финансирования
Этапы формирования бизнес-плана
Функции бизнес-плана
Расчет показателей финансового анализа бизнес-плана.
Бизнес-план организации.  
Бизнес-планирование

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.