Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Составленной с нарушениями






 

Предположим, что при составлении справки в ее содержании были допущены ошибки. Каковы их последствия? Можно ли оспорить решение, принятое по итогам выездной проверки, на том основании, что в справке допущены ошибки?

Сразу укажем, что сами по себе нарушения, допущенные при составлении справки, не могут быть основанием для отмены решения по итогам проверки. Ведь п. 14 ст. 101 НК РФ не относит такие нарушения к числу безусловных оснований для отмены решения < 1>. Более того, такие нарушения никак не влияют на результаты проверки.

--------------------------------

< 1> Безусловным основанием для отмены решения, принятого по результатам налоговой проверки, является отсутствие у налогоплательщика возможности участвовать в рассмотрении материалов проверки и представлять объяснения (п. 14 ст. 101 НК РФ).

 

Но некоторые из них, если не будут исправлены налоговиками и перейдут в акт выездной проверки, а затем в решение по итогам проверки, могут быть основанием для его отмены.

Речь идет о нарушениях по существу, которые допущены налоговиками в ходе проведения проверки и затем отражены в справке. К таким нарушениям относится в том числе незаконное расширение предмета и периода проверки.

 

Например, согласно решению о назначении проверки ее предметом являются полнота и своевременность уплаты налога на прибыль. В ходе проведения проверки налоговый инспектор выявил нарушения в отношении НДС.

В справке о проведенной проверке он обозначил предмет как " полнота и своевременность уплаты налога на прибыль и налога на добавленную стоимость".

 

Если в справке зафиксировано: проверка проводилась в том числе по тем налогам или за те периоды, которые не указаны в решении о проведении проверки, то это означает, что налоговики вышли за пределы проверки (абз. 6 п. 2, абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ). И если в решении по итогам проверки вас привлекут к ответственности по таким налогам (периодам), то решение будет отменено в соответствующей части.

 

Примечание

О предмете выездной проверки и судебной практике по делам о выходе за его пределы см. разд. 10.3 " Предмет выездной проверки. Проверяемый период".

 

Если вы заметили в справке такую ошибку, то лучше указать на нее проверяющим.

Во-первых, может оказаться, что в справке допущена опечатка и инспектор успокоит вас, а справку поправит. Во-вторых, инспектор может принять к сведению информацию о том, что решения в подобных ситуациях суды отменяют, и не станет включать свои выводы по другим налогам и периодам в акт проверки.

При этом сохраняйте бдительность в отношении акта проверки - не исключено, что нарушения, не относящиеся к предмету или периоду проверки, все-таки будут внесены в него.

 

Примечание

Подробная информация по акту проверки представлена в разд. 14.2 " Акт выездной проверки".

 

Все прочие нарушения при составлении справки не могут повлиять на судьбу решения по итогам проверки. Поэтому, как правило, сообщать о них инспектору не имеет особого смысла.

В частности, вы можете указать проверяющему на технические ошибки (опечатки) или отсутствие каких-либо сведений, которые предусмотрены формой справки, но не касаются ее предмета и периода проверки. Скорее всего, они будут исправлены. Но даже если нет, каких-либо значимых последствий это не повлечет.

 

Так, в приведенном выше примере из разд. 14.1.1 " Форма справки о проведенной выездной проверке" налоговики неверно указали дату начала проверки: 31 июля вместо 31 августа. Нестыковка данных очевидна - ведь дата начала проверки должна совпадать с датой решения о назначении проверки. Причем дата решения также приведена в справке (31.08.2009). Таким образом, сверив решение о назначении проверки и справку, можно установить, где допущена ошибка, и исправить ее. Скорее всего, именно это и сделает проверяющий, если вы укажете ему на подобное несоответствие между данными справки и решения.

 

Особая ситуация складывается, если налоговики неверно указали дату справки и (или) дату окончания проверки.

Напомним, что дата справки фиксирует окончание проверки (п. 15 ст. 89 НК РФ). С этой даты налоговики не имеют права проводить мероприятия налогового контроля в рамках данной проверки без нового решения руководителя инспекции или его заместителя (п. 6 ст. 101 НК РФ).

 

Примечание

Подробнее о сроках проведения выездных проверок рассказано в гл. 11 " Сроки проведения выездной налоговой проверки".

 

Следовательно, она должна совпадать с датой окончания проверки.

Но на практике возможны расхождения. Например, может быть указана более ранняя дата справки, чем дата окончания проверки, или наоборот. Или эти даты могут совпадать, но не соответствовать фактической дате окончания проведения проверки.

 

Так, в примере из разд. 14.1.1 " Форма справки о проведенной выездной проверке" налоговый инспектор составил справку 30 сентября 2009 г., но датировал ее 5 октября 2009 г.

 

Конечно, все перечисленные случаи, если это не просто опечатка, свидетельствуют о нарушении нормы Налогового кодекса РФ (п. 15 ст. 89 НК РФ). Однако такое нарушение само по себе отнюдь не ведет к отмене решения по результатам проверки (абз. 1 п. 14 ст. 101 НК РФ).

Ведь срок проверки исходя из существующей судебной практики не признается пресекательным. А значит, даже в том случае, если налоговики будут проводить проверочные действия после зафиксированной в справке даты окончания проверки или после даты самой справки, решение по итогам проверки суд будет рассматривать по существу. И если доначисления, пени и штрафы назначены обоснованно, то решение, скорее всего, оставят в силе.

 

Примечание

Подробнее о судебной практике по спорам о нарушении сроков проведения выездных проверок рассказано в разд. 11.4 " Последствия нарушения срока проведения выездной проверки".

 

Полагаем, что в этом случае имеет смысл указать на несоответствие дат проверяющему лицу. Возможно, они будут исправлены и никаких дополнительных проверочных действий не последует. Если нет, то вы можете сами поставить на справке текущую дату. Например, это можно сделать в поле справки, где проставляется дата ее вручения налогоплательщику.

Однако это не гарантирует, что в отношении вас не будут продолжены проверочные мероприятия. И сослаться на нарушение порядка составления справки или нарушение срока проверки при обжаловании решения вы уже не сможете.

 

Примечание

Заметим, что такое нарушение не является типичным. Гораздо чаще нормы Налогового кодекса РФ о справке нарушаются путем ее невручения или несвоевременного вручения налогоплательщику. Об этом см. подробнее в разд. 14.1.6 " Последствия невручения, несвоевременного вручения и вручения неуполномоченному лицу справки о проведенной выездной проверке".

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.