Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Единение






Горе, разочарование, стыд и негодование, испытанные русскими людьми с известием о пожаре Москвы вскоре отступили, и на их место пришло стремление к единению русского народа. Ф. Ф. Вигель пишет о том, что «прекратились все ссоры, все неудовольствия, составилось общее братство, молящееся и отважное»[18]. Волкова говорит об общем единодушии, общих молитвах за Москву, участь которой «заботит каждого русского»[19].

Что под этим понимать?

Во-первых, вопреки ожиданиям, связи между помещиками и крепостными не были разорваны, а, наоборот, укрепились. Помещики вновь выступали в роли патронов, защитников. Они заботились об участи своих крепостных, «дав им способы к существованию»[20]. В свою очередь, государственные крестьяне находились в худшем положении и вынуждены были просить милостыню, терпеть террор французской и частично русской армии. Конечно, стоит понимать, что авторы записок, охваченные патриотическим настроением, склонны гиперболизировать всеобщее единение, однако нельзя и отрицать, что вражда к французам, особенно обострившаяся со взятием и сожжением Москвы, отнесла на второй план всяческие недовольства народа. Вскоре общее горе сменилось общей ненавистью к французам. Вигель описывает настроение дворянства: «Москва перестала для них существовать; оплакав, как следует, родимую, они с некоторой радостью смотрели, как терзают труп ее, мысленно приготовляя ей кровавые поминки»[21]. В то время как дворянство всячески проявляло свою ненависть к Наполеону, крестьяне были озабочены бытовыми проблемами, стараясь как-то прокормить свои семьи.

Во-вторых, русское дворянство, говорящее и общающееся между собой зачастую только на французском, вспомнило о своем русском происхождении. Франкомания, столь распространившаяся в высших слоях населения, на время отступила, предоставив в умах современников место для национального самосознания. Примером может служить автор одного из источников – М.А. Волкова, в письмах которой видно, как с развитием войны, от простых светских сплетен, обсуждения французских романов, Волкова переходит к размышлениям о России и народе. Некоторые дворяне, всячески отказываясь от всего французского, шли дальше и начинали ходить в традиционных русских нарядах, примеряя кокошник или картуз[22].

В-третьих, повышение престижа русского Государя. В то время как Наполеон, поджегший Москву, представлялся людям сатаной или варваром, русский самодержавец выступал в роли спасителя. На него теперь возлагали еще больше надежд: «мрачныя думы прояснились, воображение оживилось, каждый из ополченных дворян начал по-своему предугадать, рассуждать, соображать бывшее с настоящим и, наконец, неизменная надежда на Бога, Государя и Русскую неподатливость, быстро одушевила все дружины»[23].

Такой поворот событий удивил многих иностранцев. И Сегюр, и Клаузевиц говорят о вероятной революции, которую мог привнести с собой в Москву Наполеон. За несколько недель до вступления французов в Москву, были случаи ареста иностранцев за недозволенные разговоры о том, что с приходом Наполеона «людям будет дана свобода».[24] Адъютант Наполеона рассуждает о том, что губернатор Ростопчин поджог Москву, потому что «революции боялся больше, нежели завоевания»[25]. Если предположения Сегюра были верны, то план Ф.В. Ростопчина прошел вполне успешно. Видимо, губернатор разделял мысли К. Клаузевица, что страна «может быть завоевана лишь при помощи внутреннего раздора»[26]. Можно сказать, что пожар не просто помог избежать возможности такого хода событий, но дал обратный результат.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.