Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основное интеллектуальное новообразование – способность к рассуждению с помощью вербально сформулированных гипотез, а не манипуляций с конкретными предметами






Различия в темпе когнитивного развития в этом возрасте связаны с частотой и характером стимуляции интеллекта ребенка в ходе его спонтанной деятельности в семейном кругу.

Каждый человек может достигнуть стадии формальных операций при условии, что его социальное окружение и приобретаемый опыт «дают пищу» его уму, а также наличествует необходимая для формирования когнитивных структур стимуляция интеллекта.

 

Стадия формальных операций (11 – 12 лет и старше)

 

По Пиаже мышление младшего школьника ограничено, он может применять свои операциональные схемы только к воспринимаемым или представляемым объектам. Ситуациям или событиям.

Мышление на стадии формальных операций впервые отмечается между 11 и 13 годами, это умственные действия. Основанные на мыслях и предположениях

Исходным пунктом формальных действий является то. что Пиаже назвал гипотетико-дедуктивным рассуждением. (влекущее за собой рассуждение от общего к частному).

Формально-операциональное мышление – мощный инструмент. Который может по-разному изменить жизнь подростков, способствует пониманию различных точек зрения, причин поведения других людей. Человек, обладающий формально-операциональным мышлением, лучше подготовлен к принятию сложных личных решений.

Опасность в том, что, в отличие от маленьких детей, которые принимают мир таким как он есть, Признавая безусловный авторитет взрослых, подростки могут начать ставить под сомнение все, начиная от права родителей не позволять им гулять допоздна до права правительства собирать налоги и распоряжаться бюджетом страны. Чем больше протитворечий обнаруживат подростки в окружающем мире, тем более они склонны к фрустрации и проявлениям бунтарской злости.

 

 

Пиаже: «Подростки осваивают формальные операции «независимо от школьного обучения»

Грейбилл: «Формальное мышление лучше развито у мальчиков»

 

Развитие моральных суждений

В отрочестве

 

Пиаже: две стадии развития моральных установок

1 стадия «объективной морали»

Правило священно, а нарушение закона связано с запретом или наказанием

2 стадия «субъективной морали»

Моральный закон может быть пересмотрен соглашением сторон.

Способность к соблюдению принципов равенства и справедливости предполагает наличие абстрактного мышления.

Социализация предполагает влияние двух сторон

- родители

- сверстники

 

Семейные отношения

 

Эмансипация- отрыв от семьи и включение в социальную жизнь вне семьи.

В европейской культуре увеличивается число»личностно подвижных» подростков, стремящихся участвовать в жизни общества посредством личной самореализации, а не благодаря социальному положению семьи

Позиции матери – любовь нежность

Позиция отца – авторитет

 

7 видов родительской власти

 

Автократическая (подросток не может высказать свою точку зрения)

Авторитарная (может участвовать в обсуждении, но не в принятии решения)

Демократическая (может принимать решение, но родители его утверждают)

Эгалитарный – (роли не дифференцированы)

Попустительский (подросток имеет выбор ставить или нет родителей в известность о своем решении

Игнорирующий (родители не знают о решениях подростка

Отвергаемый

 

Авторитарная

Авторитетная

Демократическая

Либерально-попустительская

 

Половая роль – представление о себе как о существе определенного пола в терминах поведения, проявляющихся в обществе. В отрочестве социальное давление взрослых и, особенно, сверстников требует занять ясную социально одобряемую половую роль во всем наборе поведенческих характеристик.

В подростковом возрасте половая роль может быть акцентирована до пародии.

У девочки, возможно, освоение половой роли осложнено:

- стремлением к индивидуальной реализации

- отказом от индивидуальной реализации, уменьшением амбиций ради основной цели – стать женой и матерью

 

Половая идентичность определяет те стороны представлений о себе, которые соответствуют сексуальному поведению.

Личностная идентичность играет центральную роль в процессе социализации.

 

 

Проблема Я - идентичности в психологии раскрыта представителем третьего поколения психоанализа Э. Эриксоном.

 

Э. Эриксон (Хомбургер) 1902 г. рожд. Эмигрировал в США в 1933 г.

«Все биографии служат человеку для воссоздания более подходящего образа Я.»

Основные работы:

«Детство и общество»

«Отрочество и кризис»

«Молодой Лютер»

«Правда Ганди»

Эриксон построил схему развития личности человека на протяжении всей жизни. * этапов – от рождения до старости.

 

 

Основные зоны развития в отрочестве

11 – 15 - пубертатное развитие

12 – 16 - когнитивное развитие

14 – 18 - изменения в социализации

15 – 21 – становление идентичности

 

Тело --- мышление--- социальная жизнь--- Я

 

Раннее половое созревание способствует преждевременному принятию социально-одобряемого мировоззрения (усвоение социальных установок, которые в большей степени следуют традициям).

Позднее половое созревание у мальчиков формирует негативный образ Я, переходящий во взрослость.

Позднее половое созревание у девочек сглаживается.

Девочки, при этом обладают более противоречивым и нестабильным образом тела и заниженной самооценкой, чем мальчики.

Сексуальные установки современных подростков:

- растет терпимость к добрачным связям и гомосексуальности

- старшие подростки терпимее, чем младшие к реальностям сексуальной жизни

- сексуальные установки девочек в большей степени подвержены влиянию социальных и родительских установок

- Все подростки придерживаются «двойного стандарта»

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.