Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологических поведенческие реакции подростков на воздействия среды






Ключевое положение среди поведенческих проявлений занимают: однотипное реагирование на проблемные ситуации, неуверенность в себе, избегание решения проблем, нестабильность в отношениях, высокий уровень притязаний при отсутствии критики своих возможностей. В поведении подростков можно выделить несколько наиболее типичных способов реагирования на требования жизненных ситуаций.

1. Реакция протеста (оппозиции) – одна из наиболее частых в подростковом возрасте. Это противопоставление своего поведения требуемому. Протестные формы поведения возникают у подростков как ответ на обиду, на ущемление самолюбия и как недовольство требованиями или несправедливым отношением к нему близких.

Реакции протеста могут быть пассивными и активными. К пассивным обычно относят отказ от еды, уходы из дома, мутизм, суицидальные попытки, замаскированную враждебность, а также ряд нарушений соматовегетативных функций, особенно рвоту, энурез и энкопрез. Реакции активного протеста проявляются в форме непослушания, грубости, вызывающего, а иногда агрессивного поведения в ответ на различные психологические трудности (неправильные методы воспитания, устрашение, ущемление самолюбия, эмоциональную депривацию, конфликтные ситуации в детском коллективе и др.). Такие формы реакций наблюдаются только в психотравмирующей ситуации, имеют четкую направленность против определенных лиц, явившихся источником отрицательно окрашенных переживаний, относительно кратковременны и не склонны к фиксации. Чаще наблюдаются у подростков со склонностью к эмоциональной возбудимости. Активные реакции протеста выражаются и в стремлении «делать назло», причинять вред человеку, который обидел подростка, с помощью оговоров, лжи, кражи, вплоть до жестоких поступков и даже убийства животного, принадлежащего этому человеку. В отдельных случаях реакция протеста закрепляется и впоследствии распространяется на взрослых вообще. Тогда подросток может проявить протестную реакцию в любой обстановке, и сила его реакции не будет соответствовать степени раздражения.

Подобными утрированными поступками такие подростки как бы взывают о помощи. Они не умеют выразить это словами, так как словесная форма выражения эмоционального состояния вообще несвойственна подросткам, но призыв о помощи отчетливо звучит в каждом их негативном поступке.

2. Реакция отказа проявляется в отказе от обычных форм поведения, от общения, игр, приема пищи, выполнения домашних обязанностей или школьных уроков и др. Особенно выражена реакция отказа, если ребенок попадает в условия, сильно отличающиеся от домашних, в условия, где с ним чрезмерно строги, несправедливо наказывают его и где он лишен любви и заботы.

3. Реакция имитации – проявляется в подражании. Это изменение поведения, связанное с подражанием поведению окружающих, авторитетных в глазах ребенка или подростка. В детском возрасте чаще всего имитируется форма поведения родителей и воспитателей, в подростковом – формы поведения более старших подростков, особенно обладающих так называемыми лидерскими качествами, а также взрослых, имеющих какие-либо качества идеала, созданного воображением подростка. Реакциям имитации принадлежит важная роль в формировании характера и личности в целом. Вместе с тем они могут становиться источником возникновения асоциального поведения (сквернословие, бродяжничество, хулиганские поступки, мелкое воровство), а также многих вредных привычек, таких как курение, употребление алкоголя, наркотиков и т.п. В отличие от взрослых подростки еще не умеют использовать чужой негативный опыт. Они не понимают, что такое преступление, закон, тюрьма и все, что с этим связано, не боятся социальных последствий правонарушений. Склонность к возникновению социально отрицательных реакций имитации особенно велика у подростков с чертами эмоционально-волевой неустойчивости.

4. Реакция компенсации – выражается в стремлении восполнить свою несостоятельность в одной области успехами в другой. Это усиление тех личностных проявлений и возникновение таких форм поведения, которые маскируют ту или иную слабую сторону личности или являются средством психологической защиты личности от переживаний собственной неполноценности, связанных с сознанием какого-либо физического или психического недостатка.

5. Реакция гиперкомпенсации – защитные формы поведения приобретают гипертрофированный, а нередко карикатурный характер, в связи с чем могут стать источником трудностей поведения и социальной дезадаптации.

6. Реакция группирования со сверстниками. Этот вид реакции проявляется в стремлении подростков образовывать более или менее стойкие группы, в которых устанавливаются определенные неформальные отношения, имеются свои лидеры и исполнители, происходит более или менее естественное распределение ролей, в основе которых лежат индивидуальные особенности личности подростков. Склонностью подростков к группированию объясняют факт преобладания групповых правонарушений, совершаемых ими.

7. Реакция эмансипации – это борьба подростка за свою самостоятельность, независимость, самоутверждение. Он хочет освободиться от контроля и опеки взрослых любыми способами. Чем больше подростка подавляют и контролируют, тем больше он хочет избавиться от внимания взрослых. Наперекор им он начинает поступать «по-своему», демонстрирует, что он уже «самостоятельный». Такая реакция естественна для этого возраста, и со временем она проходит. Крайние формы она приобретает при неправильном поведении родителей – если они его чересчур опекают или, наоборот, проявляют деспотизм и выдвигают требование беспрекословного подчинения. Если в младшем возрасте ребенок еще подчиняется такому давлению родителей, то в подростковом возможны побеги из дома и бродяжничество.

8. Реакции увлечения. Большинству подростков свойственны различные увлечения и хобби. Они могут быть устойчивыми, например коллекционирование, занятия спортом, но могут быть и нестойкими, когда подросток увлекается то одним, то другим. У некоторых подростков увлечения связаны со стремлением быть в центре внимания. Они участвуют в художественной самодеятельности, в школьных спектаклях, публикуют свои стихи в школьной стенгазете и т. п. Некоторые, чтобы выделиться среди сверстников, выбирают изысканные, необычные хобби. Патологией являются чрезмерно выраженные увлечения, когда подросток забрасывает школьные занятия и все свободное время отдает им. Бывает, что из-за своего увлечения подросток совершает противоправные действия (мелкое воровство, спекуляция или попрошайничество), нередко общается с асоциальными личностями.

9. Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением. Сюда относят различные виды мастурбации у подростков, раннее вступление в половую жизнь, беспорядочные половые связи, преходящие гомосексуальные действия и др. В их возникновении ведущая роль принадлежит повышенному и недостаточно дифференцированному половому влечению, реализовать которое в естественных условиях подросток не может. По этой причине для удовлетворения сексуального влечения им могут использоваться и сексуальные извращения.

10. Реакция отрицательной имитации – проявляется в поведении, контрастном по отношению к неблагоприятному поведении членов семьи и отражает борьбу за независимость.

Большинство вышеописанных поведенческих реакций (гиперкомпенсации, увлечения, эмансипации, группирования со сверстниками, имитации) свойственны подавляющему большинству подростков, но могут и не принимать крайние формы. Патологическим поведение становится тогда, когда реакции выходят за пределы той ситуации и микрогруппы, где они возникли или проявились, и если они сопровождаются невротическими расстройствами и затрудняют или нарушают социальную адаптацию.

Центральные новообразования подросткового возраста

- Моральная сфера (переоценка ценностей, возникновение автономной морали);

- Половое созревание (половая идентификация);

- Развитие высших психических функций (абстрактное мышление, развитие самосознания);

- Эмоциональная сфера (чувство взрослости);

- познавательная сфера: теоретическое, активное, самостоятельное мышление; мыслительные операции – анализ, синтез, абстрагирование – престижно быть интеллектуально преуспевающим; целенаправленное, избирательное восприятие; улучшается объем, устойчивость, интенсивность внимания, возможность быстрого переключения, внимание управляемое, произвольное; рост объема памяти, запоминание и воспроизведение носят смысловой характер; развивается воображение, сфера фантазий.

- Формирование " Мы" - концепции (иногда оно принимает очень жесткий характер: " мы – свои, они – чужие". Поделены территории, сферы жизненного пространства. Это не дружба, отношения дружбы еще только предстоит освоить как отношения близости, увидеть в другом человеке такого же, как сам. Это, скорее, поклонение общему идолу.)

- Формирование референтных групп. В подростковом возрасте среди детей начинают выделяться группы. Сначала они состоят из представителей одного пола, впоследствии возникает тенденция к объединению подобных групп в более крупные компании или сборища, члены которых что-то делают сообща. С течением времени группы становятся смешанными. Еще позже происходит разделение на пары, так что компания состоит только из связанных между собою пар. Ценности и мнения референтной группы подросток склонен признавать своими собственными. В его сознании они задают оппозицию взрослому обществу. Многие исследователи говорят о субкультуре детского общества, носителями которой и являются референтные группы. Взрослые не имеют в них доступа, следовательно, каналы воздействия оказываются ограниченными. Ценности детского общества плохо согласованы с ценностями взрослого. Типичная черта подростковой группы – чрезвычайно высокая конформность. К мнению группы и ее лидера относятся некритически. Диффузное " я" нуждается в сильном " мы", инакомыслие исключено.

- Чувство взрослости. Объективной взрослости у подростка еще нет. Субъективно она проявляется в развитии чувства взрослости и тенденции к взрослости:

1. Эмансипация от родителей. Ребенок требует суверенности, независимости, уважения к своим тайнам. В возрасте 10-12 лет дети еще пытаются найти взаимопонимание у родителей. Однако разочарование неизбежно, так как ценности их различны. Но взрослые снисходительны к ценностям друг друга, а ребенок – максималист и не принимает снисхождения к себе. Разногласия происходят в основном по поводу стиля одежды, прически, ухода из дому, свободного времени, школьных и материальных проблем. Однако в самом главном дети все же наследуют ценности родителей. " Сферы влияния" родителей и сверстников разграничены. Обычно от родителей передается отношение к фундаментальным аспектам социальной жизни. Со сверстниками же советуются по части " сиюминутных" вопросов.

2. Новое отношение к учению. Подросток стремится к самообразованию, причем часто становится равнодушным к отметкам. Порой наблюдается расхождение между интеллектуальными возможностями и успехами в школе: возможности высокие, а успехи низкие.

3. Взрослость проявляется в романтических отношениях со сверстниками другого пола. Здесь имеет место не столько факт симпатии, сколько форма отношений, усвоенная от взрослых (свидания, развлечения).

4. Внешний облик и манера одеваться.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.