Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эластичность спроса по доходу






 

Известно, что в развитых странах каждые 20-30 лет доходы населения увеличиваются примерно в два раза. В современной России такая задача решена за более короткое время. В развитых странах по мере увеличения доходов быстрее всего возрастают потребности в услугах, а в развивающихся странах – в товарах длительного пользования. Увеличение доходов изменяет спрос на товары и, следовательно, их производство. Воздействие дохода на спрос вызывает необходимость определения эластичности спроса по доходу.

Эластичность спроса по доходу (income elasticity of demand) характеризует относительное изменение объема спроса блага при относительном изменении дохода потребителя.

Коэффициент эластичности спроса по доходу (обозначают – еI) показывает, на сколько процентов изменится объем спроса блага при изменении дохода потребителя на один процент.

При дуговом расчете вычисляется по формуле:

е ,

где - изменение объема спроса на товар;

- изменение дохода покупателя;

- среднее значение дохода покупателя;

- среднее значение объема спроса на товар.

При точечном расчете вычисляется по формуле:

е ,

где I – доход потребителя;

QD – объем спроса на товар.

С ростом доходов потребители получают возможность приобретать ранее не доступные им блага и отказываться от низкокачественных заменителей в пользу товаров лучшего качества. Поэтому с увеличением доходов спрос на одни товары растет, а на другие сокращается.

Товары, спрос на которые увеличивается с ростом дохода, называют нормальными или качественными. Для них коэффициент эластичности по доходу – величина положительная, так как для этих товаров причина (доход) и следствие (величина объема спроса) изменяются в одном направлении.

Товары, спрос на которые с ростом дохода сокращается, называют низшими (низкокачественными) благами или инфериорными (от англ. inferiority). Для таких товаров коэффициент эластичности по доходу – величина отрицательная: доход и спрос на низшие товары изменяются в разных направлениях, так как с ростом доходов потребитель начинает покупать товары лучшего качества, отказываясь от низших благ. Однако к низшим благам относятся не только низкокачественные (некачественно сделанные) товары, но и товары хорошего качества, от которых отказываются при росте дохода, так как для них существуют лучшие заменители. Например, маргарин «Пышка», используемый для выпечки, нормальное благо, но для приготовления бутербродов этот маргарин менее пригоден, чем сливочное масло. Поэтому при росте дохода он в этом качестве использоваться не будет. Хлеб – один из основных продуктов – нормальное благо. При низких доходах его потребляют больше, чем необходимо для рационального питания, так как им заменяют потребление мяса, овощей и других продуктов, но с ростом доходов его потребление сокращается.

 

Товары по величине эластичности спроса по доходу разделяют на три группы:

  • товары первой необходимости. Спрос на них неэластичен по доходу, что обусловлено «физиологическим» уровнем потребления. При этом значение коэффициента: 0 < e 1;
  • предметы роскоши. Спрос на эти блага эластичен по доходу: e > 1. Так, для заграничных поездок – e =3, т.е. рост дохода на 1% повлечет 3%-й рост поездок;
  • низкокачественные товары. При повышении дохода могут быть заменены другими товарами. Эластичность спроса по доходу для них отрицательна: e < 0.

Эластичность спроса по доходу зависит от значимости того или иного товара для бюджета семьи, от консерватизма спроса, от периода времени и других факторов.

Спрос на отдельные товары ведет себя по-разному в зависимости от уровня дохода. Спрос на товары низкого качества при увеличении дохода сначала растет, а начиная с некоторого уровня дохода, уменьшается, т.е. коэффициент эластичности становится отрицательным. Для товаров первой необходимости спрос растет с повышением дохода только при относительно низких доходах, а затем, по мере насыщения, почти не изменяется. Коэффициент эластичности при этом близок к нулю. Спрос же на предметы роскоши до определенного уровня дохода отсутствует, а затем возрастает по мере роста дохода опережающими темпами.

 

Задачи

1. В 2000 году производство хлеба в России составляло 9000 тыс.тонн, в 2007 году – 7700 тыс.тонн, средние доходы населения России за этот период выросли с 3 тыс.руб. до 15 тыс.руб. Определите эластичность спроса на хлеб по доходу.

 

Решение:

еI=

eI = < 0.

 

Ответ: эластичность отрицательная, хлеб является низшим товаром.

 

2. Дана функция спроса на товар А:

QDA= 80-3P+0, 002I,

доход потребителя – 1000 ден. ед., цена товара А – 20 ден. ед.

Определите эластичность спроса по доходу. О каком типе товара идет речь?

 

Решение:

еI =

QDA = 80 -

eI = 0, 002

Ответ: эластичность спроса по доходу положительная, товар А является нормальным.

Вопросы

1. Сформулируйте определение эластичности спроса по доходу и запишите формулы для ее расчета.

2. Что такое нормальные и низшие блага? Приведите примеры.

3. На какие группы товаров в зависимости от коэффициента эластичности подразделяются нормальные блага? Приведите примеры.

4. Какое практическое применение имеет анализ эластичности спроса по доходу?

 

Тест

1. Если однопроцентное сокращение цены на товар приводит к двухпроцентному увеличению объема спроса на него, то этот спрос:

а) неэластичный;

б) эластичный;

в) единичной эластичности;

г) совершенно неэластичный;

д) совершенно эластичный.

 

2. Неэластичный спрос означает, что:

а) рост цены на 1% приводит к сокращению величины объема спроса менее, чем на 1%;

б) рост цены на 1% приводит к сокращению величины объема спроса более, чем на 1%;

в) любое изменение цены не приводит к изменению общей выручки;

г) рост цены на 1% не влияет на величину объема спроса;

д) ни одно из утверждений не является верным.

 

3. Если спрос на сельскохозяйственную продукцию неэластичен, то при хорошем урожае доходы фермеров:

а) вырастут, так как увеличится объем продаваемой продукции;

б) сократятся, так как относительное снижение цен окажется большим, чем относительное увеличение объема продаж;

в) вырастут, так как произойдет увеличение цен на продукцию, вызванное увеличением объема спроса;

г) останутся неизменными, так как относительное увеличение объема продаж будет равно относительному снижению цен;

д) не ни одно из утверждений не является верным.

4. Если цена товара выросла с 15 руб. до 20 руб., а объем спроса сократился с 1000 единиц до 900 единиц, то коэффициент ценовой эластичности равен:

а) 3, 00;

б) 2, 71;

в) 0, 37;

г) 0, 33;

д) 1, 50.

 

5. По мере того, как цена товара снижается, а величина объема спроса растет при линейной функции спроса:

а) общая выручка увеличивается до точки, в которой эластичность равна единице, после чего выручка уменьшается;

б) эластичность спроса по доходу сокращается;

в) происходит нарушение закона спроса;

г) стимулируется потребление товаров-заменителей;

д) коэффициент эластичности не изменяется.

 

6. Если функция спроса на благо имеет вид QВ = а/Р, то по мере увеличения объема спроса вследствие снижения цены коэффициент ценовой эластичности спроса по модулю:

а) увеличивается;

б) не меняется;

в) уменьшается;

г) возможен каждый из вариантов.

 

7. Коэффициент ценовой эластичности спроса равен:

а) уменьшению цены, деленному на увеличение объема спроса;

б) изменению общей выручки (в %), деленному на увеличение объема спроса (в %);

в) уменьшению общей выручки (в %), деленному на увеличение цены (в %);

г) изменению объема спроса (в %), деленному на изменение цены (в %).

8. Какое из следующих утверждений не относится к характеристике эластичного спроса на товар?

а) коэффициент ценовой эластичности спроса меньше единицы;

б) общая выручка продавца сокращается, если цена растет;

в) покупатели относительно чутко реагируют на изменения цены;

г) относительное изменение объема спроса больше, чем относительное изменение цены;

д) общая выручка продавца растет, если цена уменьшается.

 

9. Если цена товара неэластичного спроса выросла с 70 до 80 руб., то общая выручка продавца:

а) сократилась;

б) выросла;

в) осталась неизменной;

г) совершенно неэластична;

д) совершенно эластична.

 

10. Если функция спроса на благо QD = а – вР, то по мере увеличения объема спроса вследствие снижения цены коэффициент ценовой эластичности спроса по модулю:

а) увеличивается;

б) уменьшается;

в) не меняется;

г) возможен каждый из перечисленных вариантов.

 

11. Если кривая спроса сдвигается вправо без изменения своего наклона, то при любой цене абсолютное значение коэффициента ценовой эластичности спроса:

а) уменьшается;

б) увеличивается;

в) не меняется;

г) возможен каждый из перечисленных вариантов.

 

12. Если эластичность спроса по цене меньше 1, то при увеличении объема продаж выручка:

а) уменьшается;

б) увеличивается;

в) остается неизменной;

г) возможен каждый из перечисленных вариантов.

 

13. При увеличении цены товара А с 10 руб. до 12 руб. спрос на товар В изменился с 4380 кг в месяц до 4420 кг в месяц. К какому типу относятся товары А и В?

а) комплементы;

б) субституты;

в) независимые товары;

г) нет правильного ответа.

 

14. Спрос на товар А описывается функцией Q = 12 – 3PA+ 4PB. К какому типу относятся товары А и В?

а) взаимодополняемые;

б) взаимозаменяемые;

г) нейтральные товары;

г) нет правильного ответа.

 

15. Если эластичность функции во всех точках равна бесконечности, то график этой функции:

а) горизонтальная прямая;

б) вертикальная прямая;

в) проходит через начало координат;

г) возрастающая функция.

 

16. Ценовая эластичность спроса будет расти с увеличением продолжительности периода, в течение которого предъявляется спрос, так как:

а) доходы потребителей увеличиваются;

б) произойдет сдвиг вправо кривой спроса;

в) вырастет общий уровень цен;

г) потребители смогут приобрести товары-заменители;

д) все ответы верны.

 

17. Покупатели более чувствительны к цене, если:

а) товар им срочно необходим;

б) товар легко сравнивается с аналогами;

в) товар обладает уникальными свойствами;

г) покупатели, судя по высокой цене товара, считают его качественным и престижным.

18. Строительная фирма строит дома повышенной комфортности, ее спрос на высококачественные импортные стройматериалы является низкоэластичным. Это объясняется тем, что:

а) использование этих материалов приводит к значительной экономии;

б) фирма не может легко перенести расходы по снабжению на своих покупателей;

в) в случае брака стройматериала потери фирмы могут быть достаточно большими;

г) стоимость материалов составляет большую долю стоимости домов.

 

19. Функция спроса выглядит так: QD = 2100 – 3P. При какой цене эластичность спроса по цене составит -0, 75?

а) 200;

б) 300;

в) 400;

г) 500.

 

20. Если покупатели готовы приобретать любой объем товара по одной и той же цене, то спрос на товар:

а) совершенно неэластичный;

б) неэластичный;

в) единичной эластичности;

г) эластичный;

д) совершенно эластичный.

 

21. Ценовая эластичность спроса будет выше:

а) на товары первой необходимости, чем на предметы роскоши;

б) в тех случаях, когда потребители используют данный товар с наибольшей пользой для себя;

в) чем менее необходим товар потребителю;

г) ни в одном из перечисленных случаев.

 

22. Какое из следующих утверждений не относится к характеристике неэластичного спроса на товар:

а) покупатели расходуют на его покупку незначительную долю своего дохода;

б) данный товар является для потребителя товаром первой необходимости;

в) имеется большое число товаров-заменителей;

г) период времени, в течение которого предъявляется спрос, является очень коротким;

д) относительное изменение объема спроса меньше, чем относительное изменение цены.

 

23. Если, несмотря на изменение цены товара, общая выручка не изменяется, то коэффициент ценовой эластичности спроса по модулю:

а) больше 1;

б) равен 0;

в) меньше 1;

г) равен 1.

 

24. Если бы эластичность спроса на утюги была нулевой, это означало бы, что:

а) данное количество утюгов будет куплено по очень высоким ценам;

б) по имеющимся ценам можно продать любое количество утюгов;

в) потребители готовы купить любой объем данного блага по любой цене;

г) потребители снизят свои расходы на данное благо.

 

25. Ценовая эластичность спроса на товар измеряется чувствительностью величины спроса к изменению:

а) цен на другие товары;

б) вкусов и предпочтений;

в) доходов потребителей;

г) цены товара.

 

26. Имеется информация, что перекрестная эластичность спроса на зерно и топливо в Краснодарском крае была равна 0, 18. Что случится, если цена на топливо в регионе возрастет на 15%:

а) объем спроса на зерно упадет на 28%;

б) объем спроса на зерно поднимется на 28%;

в) объем спроса на топливо упадет на 28%;

г) объем спроса на топливо поднимется на 28%;

д) ничего из перечисленного не подходит.

 

27. Если товары взаимодополняемые, то рост цены на один из них вызовет:

а) падение спроса на второй товар;

б) рост спроса на второй товар;

в) увеличение объема спроса на второй товар;

г) падение объема спроса на второй товар.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.