Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эластичности спроса по цене






Ценовая эластичность спроса будет меняться по мере движения вдоль линии спроса. На рис. 3.3 представлена линейная функция спроса: QD = a – bР (b> 0).

 

 

 

Рис. 3.3. Эластичность линейной функции спроса

На рисунке 3.3 кривая спроса пересекает оси цен и объемов в точках M и N. Возьмем точку В на кривой спроса. По свойствам производной она равна тангенсу угла наклона к соответствующей оси: .

Кроме того, в треугольнике ОАВ: tg . Подставим эти выражения в формулу точечной эластичности (4) и произведем преобразования с учетом подобия треугольников и , тогда:

e , если заменить BN на l, а MB на k, то

e (5)

Таким образом, для подсчета коэффициента эластичности в каждой точке линейной кривой спроса мы можем использовать либо отношение углов, либо отношение отрезков, на которые делит эта точка линию спроса.

Если кривая спроса задается линейной функцией QD = a- bP, то ее наклон совпадает с наклоном касательной во всех точках на кривой спроса и равен . Точечная эластичность линейной функции может быть представлена как:

е ,

где b – наклон кривой спроса.

Часто путают концепции наклона кривой и эластичности, ошибочно полагая, что чем меньше крутизна кривой спроса (более пологая), тем выше эластичность, и чем круче кривая спроса, тем ниже эластичность. Говоря об эластичности спроса по цене, мы имеем в виду эластичность или в анализируемой точке, или между двумя заданными точками, а не о кривую спроса как эластичную или неэластичную в целом.

 

 

Различают:

1. Совершенно неэластичный спрос (е ) означает, что потребителям требуется один и тот же объем блага независимо от изменения цены блага (например, цена на инсулин, который не имеет заменителей), на рис. 3.4. – D1;

2. Совершенно эластичный спрос (е ) характерен для рынка совершенной конкуренции, когда производители не могут повлиять на цену, а потребители готовы приобретать любой объем блага по данной цене, на рис. 3.4. – D2;

3. Неэластичный (жесткий) спрос (0 < e < -1) имеет место тогда, когда объем спроса на благо увеличивается меньше, чем на 1% на каждый процент снижения цены данного блага, рис. 3.5.;

4. Эластичный спрос (-1< e < - ) наблюдается, если объем спроса на благо возрастает больше, чем на 1% на каждый процент снижения цены данного блага, рис. 3.6.;

5. Единичная эластичность спроса (е ). Имеет место тогда, когда объем спроса на благо возрастает на 1% при снижении цены блага на 1%, рис. 3.7.

 

 

Рис. 3.4. D1 – совершенно неэластичный спрос

D2 – совершенно эластичный спрос

 

Рис. 3.5. Неэластичный спрос

 

Рис. 3.6. Эластичный спрос

 

 

Рис. 3.7. Единичная эластичность спроса

 

 

В случае линейной кривой спроса существует определенная закономерность изменений значения ценовой эластичности при движении вдоль линии спроса. Практическая значимость изменения эластичности спроса состоит в том, что различные формы эластичности непосредственно влияют на получаемую общую выручку (TR) производителей (или расходы потребителей), которая определяется как произведение цены и количества реализованного товара (Р ). Зависимость между изменениями значений ценовой эластичности и выручкой производителей представлена на рис. 3.8

В верхней части рис. 3.8 показана линия спроса и значения эластичности, в нижней – общая выручка производителей.

Эластичность спроса по цене – это отношение расстояния AN к MA, умноженное на -1. При движении по кривой спроса сверху вниз коэффициент эластичности меняется от бесконечности в точке М до нуля в точке N. Поднимаясь по кривой спроса от точки А к точке M, спрос становится эластичным, т.к. AN > MA. В средней точке А коэффициент эластичности будет равен минус единице, т.к. AN = MA.

При низких ценах AN < MA, и эластичность будет близка к нулю. Указанная тенденция объясняется тем, что в верхней части

 

 

Рис. 3.8. Спрос, эластичность и общая выручка

кривой спроса процентное изменение объема спроса велико, поскольку при движении вверх база, с которой осуществляется сравнение, уменьшается, а процентное изменение цены, наоборот, невелико. На отрезке неэластичного спроса рассуждения аналогичны.

На нижнем рисунке (рис. 3.8) показано, как меняется общая выручка продавца (TR) в зависимости от уровня цены и эластичности. Точка В соответствует единичной эластичности, в этой точке общая выручка (TR) достигает максимального значения. На эластичном отрезке кривой спроса уменьшение цены приведет к увеличению общей выручки (левая часть кривой TR), т.к. снижение цены компенсируется возросшим объемом спроса. Если спрос неэластичный, то уменьшение цены приведет к уменьшению общей выручки (правая часть кривой TR), поскольку снижение цены вызывает незначительное увеличение объема спроса.

При проведении своей ценовой политики фирмы, стремящиеся к увеличению своих доходов, должны учитывать влияние цены на поведение покупателей в условиях эластичного и неэластичного спроса.

Рассмотрим реакцию покупателей на изменение цены при различных значениях эластичности спроса (табл. 3.1).

Таблица 3.1

Реакция покупателей на изменение цены

Значение эластичности спроса Снижение цены Возрастание цены
Совершенно эластичный е Совершенно не изменяется объем спроса Совершенно не изменяется объем спроса
Неэластичный 0< e < -1 Темп роста объема спроса меньше темпа снижения цены Темп снижения объема спроса меньше темпа роста цены
Единичная эластичность е Объем спроса растет в том же темпе, что и падает цена Объем спроса снижается в том же темпе, что и растет цена
Эластичный -1< e < - Значительно увеличивается объем продаж (объем спроса растет более высокими темпами, чем снижается цена) Значительно снижается объем продаж (объем спроса снижается более высокими темпами, чем растет цена)  
       

Продолжение табл. 3.1

Значение эластичности спроса Снижение цены Возрастание цены
Совершенно эластичный е Увеличивается объем продаж на неограниченную величину Снижается объем продаж на неограниченную величину (покупатели полностью отказываются от товара)

Реакция различных групп покупателей на изменение цены может существенно отличаться. Поэтому в процессе ценообразования фирме необходимо проанализировать основные факторы, влияющие на чувствительность покупателей к уровню цены.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.