Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие.






Прокурорский надзор за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания является одним из основных направлений надзорной деятельности прокуратуры.

Сфера уголовного судопроизводства связана с ограничением прав и свобод граждан, вовлеченных (привлеченных) в процесс расследования преступлений.

Работа органов расследования связана с оценкой обоснованности возбуждения уголовного дела, соблюдения требований закона о всестороннем, полном и объективном расследовании, обеспечения конституционных принципов уголовного судопроизводства. В этой связи на органы прокуратуры возложена обязанность обеспечить непрерывный надзор за исполнением законов всеми органами расследования, используя предоставленные законом полномочия властно-распорядительного характера.

Задачи надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, заключаются в том, чтобы:

– преступление не осталось нераскрытым;

– лицо, совершившее преступление, не избежало ответственности, установленной законом;

– задержание лица по подозрению в совершении преступления производилось на основаниях и в порядке, установленных законом;

– никто не подвергался незаконному и необоснованному привлечению к уголовной ответственности;

– никто не подвергался незаконному ограничению прав;

– никто не подвергался аресту без судебного решения;

– соблюдалась установленная законом процессуальная форма (порядок возбуждения и расследования уголовных дел, сроки их расследования, права участников уголовного судопроизводства и т.п.);

– при расследовании преступлений неуклонно соблюдались требования закона о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела, выявлялись не только уличающие, но и оправдывающие обвиняемого, а также отягчающие и смягчающие его ответственность обстоятельства;

– выявлялись причины совершения преступлений и способствующие им условия, принимались меры к их устранению.

Предметом прокурорского надзора является законность деятельности органов расследования на всех этапах уголовно-процессуальной деятельности с момента поступления заявления, сообщения о деянии, имеющем признаки преступления, до принятия прокурором окончательного решения (утверждения обвинительного заключения, обвинительного акта, направления дела в суд для применения мер воспитательного воздействия, проверки законности решения о прекращении, а также о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела).

Предметом надзора (в соответствии со ст. 29 Закона " О прокуратуре РФ") являются:

1) соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

2) соблюдение установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о преступлениях;

3) проведение расследования;

4) законность решений, принимаемых органами предварительного следствия и дознания.

Объекты прокурорского надзора. В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством органы расследования подразделяются на органы следствия и дознания.

К органам дознания относятся:

1) органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

2) Главный судебный пристав Российской Федерации, главный военный судебный пристав РФ, главный судебный пристав субъекта Российской Федерации, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ;

3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

4) органы государственной противопожарной службы.

Возбуждение уголовного дела и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на:

1) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

2) руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;

3) глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации – по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Помимо вышеперечисленных к органам дознания можно отнести: дознавателей пограничных органов ФСБ РФ; дознавателей таможенных органов; дознавателей органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Сотрудники органов ФСБ, начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Минюста РФ наделены правом осуществлять дознание в виде неотложных следственных действий (ст. 40, 151, 157 УПК РФ).

Предварительное следствие осуществляется:

1) следователями органов внутренних дел;

2) следователями органов ФСБ;

3) следователями Следственного комитета при прокуратуре РФ;

4) следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.