Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Надзор за соблюдением политических прав человека и гражданина 2 страница






Согласно ст. 42 Закона Генпрокурор РФ или подчиненный ему соответствующий прокурор при неустранении общественными объединениями нарушений Конституции РФ и законодательства, а также при продолжении ими действий, противоречащих уставным целям, вправе приостановить деятельность общественного объединения на срок до шести месяцев.

В случае выявления фактов, свидетельствующих о наличии в деятельности общественного объединения признаков экстремизма, в соответствии со ст. 7 Федерального закона " О противодействии экстремистской деятельности" Генпрокурором РФ или подчиненным ему соответствующим прокурором выносится предупреждение в письменной форме о недопустимости такой деятельности. Если возможно принять меры по устранению допущенных нарушений, в предупреждении устанавливается не менее чем двухмесячный срок для их устранения.

В последующем по заявлению соответствующего прокурора общественное объединение может быть ликвидировано в случае, если внесенное предупреждение не было обжаловано в суд в установленном порядке или не признано судом незаконным, а также если в установленный в предупреждении срок соответствующими общественным или религиозным объединением, либо иной организацией, либо их региональным или другим структурным подразделением не устранены допущенные нарушения, послужившие основанием для вынесения предупреждения, либо если в течение 12 месяцев со дня вынесения предупреждения выявлены новые факты, свидетельствующие о наличии признаков экстремизма в их деятельности (ч. 4 ст. 7), либо в случае осуществления общественным или религиозным объединением, либо иной организацией, либо их региональным или другим структурным подразделением экстремистской деятельности, повлекшей за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству или создающей реальную угрозу причинения такого вреда (ч. 2 ст. 9). Деятельность общественного объединения может быть также приостановлена прокурором в порядке и по основаниям, предусмотренным ст. 10 этого Закона.

 

6.2.3. Надзор за соблюдением законов о свободе слова и печати*(84)

 

Право на информацию является одним из фундаментальных прав человека, обеспеченным в реализации деятельностью СМИ. Конституция РФ провозглашает, что " каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом"; не допускается агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (ч. 1, 2 и 4 ст. 29).

Непосредственно правовое регулирование отношений, связанных с организацией и деятельностью СМИ, осуществляется Законом РФ от 27.12.1991 N 2124-1 " О средствах массовой информации" (далее - Закон о СМИ), в котором дается толкование основным терминам, используемым в данной сфере; определяются требования недопустимости цензуры и злоупотреблений свободой массовой информации; раскрываются основные вопросы организации деятельности СМИ (учреждение, регистрация и др.) и распространения массовой информации; устанавливается правовой статус СМИ и их представителей в отношениях с гражданами и организациями, межгосударственное сотрудничество в сфере массовой информации, формулируются общие правовые положения об ответственности за нарушения законодательства о СМИ.

На законодательном уровне также определены вопросы обеспечения доступа СМИ к сведениям о деятельности органов власти (Федеральные законы от 13.01.1995 N 7-ФЗ " О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации", от 22.12.2008 N 262-ФЗ " Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации", от 09.02.2009 N 8-ФЗ " Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"), распространения рекламы в СМИ (Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ " О рекламе"), защиты прав граждан (Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 " О защите прав потребителей", Федеральные законы от 05.03.1999 N 46-ФЗ " О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", от 30.12.2004 N 214-ФЗ " Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"), общие условия и порядок ведения предвыборной агитации через СМИ (Федеральные законы от 26.11.1996 N 138-ФЗ " Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления", от 12.06.2002 N 67-ФЗ " Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан в Российской Федерации", от 12.05.2009 N 95-ФЗ " О гарантиях равенства парламентских партий при освещении их деятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами" и др.).

Основным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку и реализацию государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере массовых коммуникаций и СМИ, в том числе электронных, печати, издательской и полиграфической деятельности, является Минкомсвязь России. Функции государственного контроля в сфере СМИ и массовых коммуникаций, телевизионного вещания и радиовещания возложены на Роскомнадзор. Налоговые органы, органы внутренних дел, Роспотребнадзор, ФАС России, Роспатент, являясь уполномоченными органами власти в каждой конкретной сфере, в рамках своего правового статуса осуществляют контроль за соблюдением законодательства о СМИ. Помимо федеральных органов реализации права граждан на информацию содействуют органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления.

Непременным условием эффективной деятельности прокуратуры по надзору за соблюдением конституционного права граждан на информацию, свободы деятельности СМИ является надлежащая организация информационно-аналитической работы. Для этого традиционно используются материалы прокурорских проверок, следственной и судебной практики, уголовных, гражданских и арбитражных дел, производств об административных правонарушениях, данные контролирующих органов; обращения граждан, сообщения СМИ и иные сведения, характеризующие состояние законности и правопорядка. В качестве источников информации также могут быть задействованы материалы администрации Уполномоченного по правам человека в России, а также результаты социологических исследований, проводимых по названной проблеме. Анализ полученной сводной информации о состоянии исполнения законов о СМИ является основанием для правильного выбора объекта проверки и составления конкретного плана проведения надзорных мероприятий.

Проверками соблюдения прав СМИ и журналистов может быть охвачен комплекс вопросов, дифференцируемых по различным основаниям, в том числе исходя из компетенции поднадзорных прокуратуре объектов соотносительно к их правовому статусу и роли в рассматриваемых общественных отношениях. В регистрирующих органах проверку целесообразно начинать с изучения данных о регистрации СМИ. Прокурору необходимо внимательно изучить учредительные документы СМИ как на предмет их полноты, так и достоверности изложенных в них сведений. Кроме того, из переписки регистрирующего органа с заявителями либо представленного на регистрацию комплекта документов может быть получена информация о неправомерном требовании при регистрации от учредителей СМИ документов, не предусмотренных законодательством. Изучая учредительные документы СМИ, прокурорам надлежит выяснить: законно ли создано и действует рассматриваемое СМИ, не содержит ли его устав нормы, противоречащие Конституции РФ, иным федеральным законам, не выходит ли деятельность СМИ за пределы целей и задач, определенных уставом.

Следует проанализировать документацию о выдаче регистрирующим органом лицензии на вещание, которая согласно ст. 31 Закона о СМИ дает ее держателю право, используя технические средства эфирного, проводного или кабельного телерадиовещания, в том числе находящиеся в его собственности, осуществлять с соблюдением лицензионных условий распространение продукции СМИ, зарегистрированных в соответствии с указанным Законом. Информация о соблюдении законодательных требований может быть получена прокурором при изучении представляемых соискателем лицензии материалов, содержащихся в производствах, формируемых лицензирующим органом. В случае отказа в регистрации следует проверить, соблюдены ли требования ст. 13 Закона о СМИ и не произведен ли отказ в регистрации по надуманным основаниям. Кроме того, необходимо выяснить, не принималось ли руководителями СМИ мер, ущемляющих права и законные интересы членов редакции (издание письменных и устных приказов, коррупциогенных инструкций, положений и т.д.).

Изучая нормативные акты на предмет их соответствия требованиям действующих законов о СМИ, прокурору надлежит выяснить, издавались ли незаконные нормативные акты, лишающие СМИ самостоятельности; не наблюдались ли случаи принуждения их к смене учредителей или введению соучредительства (что может привести к изменению редакционной политики в интересах местных представительных органов власти или недопущению в качестве учредителей неугодных лиц); не происходило ли принудительное объединение нескольких СМИ в новое образование (информационные центры и т.д.) по решениям местных органов власти (монополизация СМИ). В ходе таких проверок прокурором может также изучаться вопрос о соблюдении требований ст. 15 Конституции РФ, согласно которой законы и любые другие нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения, чаще всего в СМИ.

Особое внимание необходимо обратить на случаи воспрепятствования распространению продукции СМИ (запрет, ограничение розничной продажи и т.д.), а также воспрепятствования вещанию.

Анализируя материалы проверок по вопросам ограничения права граждан и организаций на получение информации через СМИ, следует учитывать, что отказ в предоставлении запрашиваемой информации возможен только в том случае, если информация содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну (ст. 40 Закона о СМИ). В свою очередь, редакция не вправе разглашать распространяемые в сообщениях и материалах сведения, предоставленные гражданином с условием сохранения их в тайне. Кроме того, редакция обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее ее, за исключением случая, когда запрос на эту информацию поступил от суда.

При проверках по обращениям о нарушении конституционного права граждан на неприкосновенность частной жизни и иных неимущественных прав следует иметь в виду, что в соответствии с гражданским законодательством журналистам предписано получать согласие на распространение в СМИ сведений о личной жизни от самого гражданина или его законных представителей. Исключение составляют лишь случаи, когда разглашение таких сведений необходимо для защиты общественных интересов.

Необходимо проверять соблюдение требований ст. 27 Закона о СМИ и наличие необходимых выходных данных в каждом выпуске периодического печатного издания и при каждом выходе радио- или телепрограммы в эфир.

Пристальное внимание прокурорами должно уделяться исполнению Закона о рекламе: соблюдению установленных ограничений при рекламе отдельных видов товаров, а также при отдельных способах распространения рекламы.

Большой блок вопросов подлежит выяснению прокурором в ходе проверок исполнения СМИ законов о выборах и референдуме при проведении предвыборной агитации, информировании электорального корпуса - в части бесплатной публикации обязательных для редакции СМИ сообщений, недопустимости досрочной агитации в СМИ, обеспечения равноправия кандидатов и др.

Анализируя поступающие в ходе проверок сведения, прокурор должен обратить внимание на недопустимость злоупотребления свободой массовой информации, основные формы выражения которой определены в ст. 4 Закона о СМИ. В частности, соблюдение запрета на использование СМИ в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокость. Кроме того, в СМИ признано недопустимым распространение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, а также распространение иной запрещенной информации.

По своему характеру, направленности и содержанию в целом нарушения законов в рассматриваемой сфере неоднородны, а собственно роль СМИ в них варьируется от правонарушающей до потерпевшей стороны, что позволяет условно разделить все нарушения в данной сфере на две соответствующие группы:

1) нарушения законов, допускаемые в деятельности СМИ (инкриминируемые СМИ): унижение чести, достоинства и деловой репутации; нарушение неприкосновенности частной жизни и иных неимущественных прав; нарушения регистрационных и лицензионных правил; нарушения в рекламной деятельности СМИ; нарушения, связанные с предвыборной агитацией, отказ в публикации обязательных сообщений; использование СМИ в преступных целях, в том числе при совершении действий экстремистской направленности; злоупотребление правами СМИ и журналистов;

2) нарушения прав и законных интересов СМИ и журналистов: принятие региональными органами законодательной (представительной) и исполнительный власти, органами местного самоуправления нормативных правовых актов, содержащих нормы, ограничивающие права СМИ; отказ, в различных его проявлениях, или ограничение доступа журналистов и СМИ к информации; вмешательство в деятельность СМИ и нарушение их профессиональной самостоятельности; несоблюдение требований законодательства при осуществлении функций по контролю и надзору в сфере действия законов о СМИ, в том числе нарушения при рассмотрении материалов о привлечении граждан и юридических лиц к административной ответственности; ненадлежащее исполнение обязанностей по регистрации и лицензированию СМИ, а также осуществлению иных возложенных контрольных функций; преступные посягательства на журналистов и редакции СМИ.

Средства прокурорского реагирования на нарушения законов о СМИ в целом определены ст. 9.1, 22-25.1, 27 и 28 Закона о прокуратуре. Однако в случае установления фактов, свидетельствующих о наличии в деятельности СМИ признаков экстремизма, а также при распространении через СМИ экстремистских материалов, в соответствии со ст. 8 Федерального закона " О противодействии экстремистской деятельности" Генпрокурором РФ или подчиненным ему соответствующим прокурором выносится предупреждение в письменной форме о недопустимости такой деятельности с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения, в том числе допущенных нарушений. Если возможно принять меры по устранению допущенных нарушений - в предупреждении устанавливается не менее чем 19-дневный срок для их устранения. Деятельность СМИ может быть также прекращена по требованию прокурора в порядке и по основаниям, предусмотренным ч. 3 ст. 8 и ст. 11 названного законодательного акта.

При выявлении прокурором других нарушений, являющихся достаточным основанием для признания свидетельства о регистрации СМИ недействительным, аннулирования лицензии, приостановления либо прекращения деятельности СМИ (ст. 16, 16.1, 56-62 Закона о СМИ), прокурор может обратиться с соответствующим требованием в органы Роскомнадзора о направлении ими исков в суд либо с заявлением в суд (в зависимости от характера выявленных нарушений принимается решение о прекращении или приостановлении действия лицензии до устранения этих нарушений). Аналогичные действия можно осуществлять совместно с ФАС России при нарушении СМИ законодательства о рекламе.

Допустимой является публикация в общегосударственных или ведомственных СМИ актов прокурорского реагирования, что также может способствовать профилактике правонарушений, иметь правовоспитательное воздействие, является одним из выражений гласности в деятельности органов прокуратуры. Следует обращать внимание на необходимость освещения в СМИ результатов проверок, организованных прокурорами по их сообщениям.

 

6.2.4. Надзор за соблюдением прав граждан на свободу совести и вероисповедания*(85)

 

Конституция РФ презюмирует свободу совести и вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими гражданами любую религию или не исповедовать никакой, свободно иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст. 28). Данное право ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ " О свободе совести и о религиозных объединениях").

Среди международно-правовых актов следует выделить Всеобщую декларацию прав человека 1948 г.; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.; Декларацию о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений 1981 г.; Декларацию о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, 1992 г., а также подписанные Россией документы, принятые в рамках СНГ: Декларацию прав государств - участников СНГ о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод 1993 г.; Конвенцию СНГ о правах и основных свободах человека 1995 г.

На национальном уровне рассматриваемые вопросы регулируют Конституция РФ (ст. 14, 19, 28, 29 и др.), Федеральный закон " О свободе совести и о религиозных объединениях", постановление КС РФ от 23.11.1999 N 16-П и др. При организации и проведении проверок исполнения названного законодательства следует также руководствоваться приказом Генпрокурора РФ от 07.12.2007 N 195.

К типичным нарушениям законов в рассматриваемой сфере относятся: а) нарушения, связанные с регистрацией религиозного объединения (необоснованный отказ в регистрации, пропуск срока регистрации и т.д.); б) нарушения, связанные с воспрепятствованием осуществления права на свободу совести (принудительное обучение религиозным дисциплинам в учебном заведении лиц, исповедующих другую религию или не исповедующих никакой; указание в официальных документах на принадлежность гражданина к религии; отказ гражданину в праве на замену воинской службы альтернативной гражданской; запрещение совершения по просьбе верующих религиозных обрядов в воинских частях и лечебных учреждениях или, наоборот, принудительное осуществление таких обрядов и церемоний против воли лиц, находящихся в этих учреждениях); в) нарушения, совершаемые в процессе осуществления деятельности религиозной организацией (осуществление запрещенных для религиозных организаций видов деятельности; осуществление деятельности, не предусмотренной уставом религиозной организации); г) действия, направленные на подрыв (насильственное изменение) основ конституционного строя и безопасности государства; д) принуждение к разрушению семьи; е) посягательство на личность, права и свободы граждан; ж) нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических средств и психотропных веществ, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий; з) склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящихся в опасном для жизни и здоровья состоянии; и) воспрепятствование получению обязательного образования; к) принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения; л) воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имущества, если есть опасность реального ее исполнения, или применением насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения; м) побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий.

Перед началом проверки прокурор должен изучить законодательство, регламентирующее право граждан на свободу совести и деятельность религиозных объединений, ознакомиться с имеющимися по данному направлению указаниями Генпрокурора РФ, изучить аналогичные материалы ранее проведенных проверок. В органах юстиции начинать проверку целесообразно с изучения данных о регистрации религиозной организации, ее учредительных документов.

Сведения о нарушениях права граждан на свободу совести и вероисповедания могут быть получены из традиционных источников, к которым относятся письма и заявления граждан, государственных и общественных организаций, материалы судебной практики (дела различной категории), публикации СМИ. Важными дополнительными источниками информации являются материалы органов юстиции, которые регистрируют религиозные организации и осуществляют контроль за соблюдением ими своих уставов относительно целей и порядка их деятельности; органов системы образования, выдающих лицензии на право осуществления образовательной деятельности учреждениям профессионального религиозного образования; налоговых органов, осуществляющих контроль за уплатой налогов при осуществлении религиозными организациями предпринимательской деятельности и создании собственных предприятий.

В ходе проверки прокурору необходимо получить ответы на следующие вопросы: а) законно ли создана и действует религиозная организация; б) не содержит ли устав и другие учредительные документы организации нормы, противоречащие ч. 5 ст. 13 Конституции РФ и действующему законодательству; в) представлены ли на регистрацию все установленные законом документы; г) соблюден ли установленный законом срок рассмотрения заявления; д) соблюден ли установленный законом срок для проведения государственной религиоведческой экспертизы; е) законно ли отказано в регистрации религиозной организации, если такой факт имел место, сообщено ли об этом письменно заявителю с указанием оснований отказа; ж) законно ли оставлено заявление о регистрации религиозной организации без рассмотрения, уведомлен ли об этом заявитель; з) не выходит ли религиозное объединение в своей деятельности за пределы целей и задач, определенных их уставом, не противоречит ли его деятельность уставным целям; и) соблюдают ли религиозные организации, не имеющие документа, подтверждающего их существование на соответствующей территории на протяжении не менее 15 лет, ограничения, предусмотренные п. 3 ст. 27 Федерального закона " О свободе совести и о религиозных объединениях" (запрет на проведение религиозных обрядов в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы, на создание образовательных учреждений, на учреждение СМИ и др.); к) не нарушает ли религиозное объединение своими действиями общественный порядок, не угрожает ли общественной безопасности; л) не осуществляется ли религиозным объединением пропаганда войны, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни, человеконенавистничества; м) не создаются ли религиозным объединением вооруженные формирования; н) не побуждают ли религиозные объединения граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению ими противоправных действий; о) осуществляют ли органы юстиции, регистрирующие религиозные объединения, контроль за соблюдением ими положений устава, касающихся целей и порядка их деятельности; и) соблюдаются ли государственными органами, их должностными лицами установленный законом порядок учета и разрешения жалоб и заявлений (имеются в виду обращения граждан о нарушении их прав в связи с отношением к религии, о привлечении священнослужителей к ответственности за отказ от показаний по обстоятельствам, которые им стали известны на исповеди, о возложении на религиозные организации функций государственных органов и органов местного самоуправления, о вмешательстве в деятельность религиозных объединений); правомерны ли принятые по таким обращениям решения; р) не осуществляется ли в учебных заведениях принудительное обучение религиозным дисциплинам лиц, исповедующих другую религию или не исповедующих никакой; с) не запрещается ли совершение по просьбе верующих религиозных обрядов в воинских частях, лечебных учреждениях, наоборот, не осуществляются ли такие обряды принудительно, против воли лиц, находящихся в этих учреждениях.

При организации работы прокурор должен обращать внимание на соответствие законам нормативных правовых актов субъектов РФ, касающихся свободы совести, свободы вероисповедания и религиозного объединения, поскольку согласно ст. 72 Конституции РФ защита прав и свобод человека и гражданина находится в совместном ведении России и ее субъектов.

Средства прокурорского реагирования в каждом конкретном случае определяются в зависимости от характера выявленных нарушений законности, степени их распространенности и тяжести последствий.

 

6.2.5. Надзор за соблюдением конституционных прав граждан на получение квалифицированной юридической помощи*(86)

 

Оказание квалифицированной юридической помощи гражданам*(87) - задача и обязанность государства, надлежащее исполнение которых определяет эффективность предоставления бесплатной квалифицированной юридической помощи социально незащищенным категориям граждан. Конституцией РФ гарантировано право граждан на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48), включающее право каждого на получение квалифицированной юридической помощи; получение бесплатной юридической помощи в случаях, предусмотренных законом; право каждого задержанного, заключенного под стражу, обвиняемого в совершении преступления пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

Основную деятельность по оказанию квалифицированной юридической помощи осуществляют адвокаты, которые в соответствии с Федеральным законом от 31.05.2002 N 63-ФЗ " Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее - Закон об адвокатуре) выполняют ее за вознаграждение или бесплатно. Адвокатом является лицо, получившее в установленном порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам.

Платная адвокатская помощь оказывается на основании соглашений об оказании юридической помощи между адвокатом и доверителем. Труд адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, оплачивается за счет средств федерального бюджета. Расходы на эти цели учитываются в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной год в соответствующей целевой статье расходов. В случае заключения соглашения об оказании юридической помощи между адвокатом и гражданином и несоответствующего исполнения адвокатом условий заключенного соглашения у гражданина возникает право на обращение в суд с исковым заявлением о расторжении соглашения об оказании юридической помощи и возмещении убытков согласно ГК и Закону РФ " О защите прав потребителей".

Юридическая помощь гражданам России, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ, а также одиноко проживающим гражданам, доходы которых ниже указанной величины, оказывается бесплатно адвокатами в случаях, установленных п. 1 ст. 26 Закона об адвокатуре. Во всех случаях бесплатно оказывается юридическая помощь несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Нотариат в России в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, утв. Верховным Советом РФ от 11.02.1993 N 4462-1, призван обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами нотариальных действий от имени России. Нотариусы в России работают в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой. Нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах, совершают нотариальные действия, предусмотренные ст. 35 и 36 Основ.

Федеральный закон от 30.12.2008 N 316-ФЗ " О патентных поверенных" регулирует отношения, связанные с деятельностью патентного поверенного, устанавливает его правомочия в отношении ведения дел, связанных с правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации.

Нормы о представительстве в судах предусмотрены в ст. 25.5 КоАП, ст. 45 УПК, ст. 49 ГПК, ст. 59 АПК.

Консультирование юридическими службами государственных органов и органов местного самоуправления имеет непосредственное значение для оказания гражданам квалифицированной юридической помощи, оно включает разъяснения о полномочиях названных органов, официальные письменные разъяснения по вопросам применения действующего законодательства. Особая роль в разъяснении законодательства принадлежит правоохранительным органам, которые должны максимально использовать имеющийся потенциал для систематического правового воспитания и просвещения населения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.