Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выездная налоговая проверка.






Выездная налоговая проверка – это форма налогового контроля, позволяющая проверить правильность уплаты налогов и сборов, а также исполнение налогоплательщиком иных обязанностей, возложенных на него законодательством о налогах и сборах. Выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогоплательщика исключительно на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Поэтому первое, что Вам должны предъявить сотрудники налоговых органов при проведении выездной налоговой проверки – это соответствующее решение, оформленное в соответствии с Приказом МНС России №АП-3-16/318. Выездной проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельность налогоплательщика, непосредственно предшествовавших году проведения выездной проверки.

Выездная проверка не может продолжаться более 2-х месяцев, в исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной проверки до 3-х месяцев. При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение выездной проверки каждого филиала и представительства. Срок проведения выездной проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, за исключением времени с момента вручения требования о предоставлении документов и до момента их предоставления проверяющим.

Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период. Выездная проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией налогоплательщика, а также вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, может проводиться независимо от времени проведения предыдущей выездной проверки.

Очень часто возникает вопрос о том, могут ли налоговые органы изымать оригиналы документов при проведении выездной проверки? По общему правилу проверяющие вправе истребовать копии документов. Требование о представлении документов должно содержать наименование и вид необходимых для проверки документов. Оно подписывается должностным лицом налогового органа, проводящего выездную проверку, и вручается налогоплательщику под расписку с указанием даты вручения данного требования (при получении такого требования налогоплательщику рекомендуется указать дату получения требования как в своем экземпляре, так и в экземпляре налогового органа). Документы должны быть предоставлены в пятидневный срок с момента получения требования. В случае отказа налогоплательщика передать документы, налоговым органом может быть произведена выемка документов, а налогоплательщик оштрафован в соответствии со ст.126 НК РФ.

Выемка оригиналов документов может производиться только на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную проверку, при этом такое постановление должно быть утверждено руководителем (заместителем) налогового органа. Изъятые документы должны быть перечислены и описаны в акте выемки или прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов. Копия акта о выемке документов передается налогоплательщику.

По окончанию выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке (внутренний документ налоговых органов – налогоплательщику не выдается), в которой фиксируется предмет выездной проверки и сроки ее проведения.

Акт выездной налоговой проверки составляется в течении 2-х месяцев после составления справки о проведенной выездной проверке, подписывается должностными лицами налогового органа, проводившими налоговую проверку, и руководителем проверяемой организации, либо индивидуальным предпринимателем, либо их представителями. После этого акт выездной проверки вручается налогоплательщику либо его представителю. Если налогоплательщик уклоняется от подписания акта и его получения, то в акте делается соответствующая запись и акт выездной проверки направляется по почте заказным письмом. Датой получения акта выездной проверки в данном случае считается шестой день, начиная с даты его отправки. Учитывая тот факт, что почтовая корреспонденция не всегда доставляется в срок, акт выездной проверки желательно получать на руки. В таком случае у Вас будет достаточно время для подготовки и представления возражений (объяснений) на акт налоговой выездной проверки.

Налогоплательщик вправе в 2-х недельный срок со дня получения акта выездной проверки представить в соответствующий налоговый орган возражения (объяснения) по акту в целом или по его отдельным положениям. Следует отметить особо, что в соответствии со ст.6.1 НК РФ, неделей признается период времени, состоящий из 5-ти рабочих дней, следующих подряд. Таким образом, если Вы получаете акт налоговой выездной проверки, например во вторник, то двухнедельный срок начнет исчисляться со следующего понедельника.

В течение 14 дней по истечении срока на представление налогоплательщиком возражений (объяснений) на акт выездной налоговой проверки, руководитель (заместитель) налогового органа с учетом замечаний и объяснений налогоплательщика выносит решение по материалам проведенной выездной проверки. К представлению возражений (объяснений) не следует относиться как к простой формальности, во-первых, Ваши возражения могут оказать влияние на решение, которое будет принято по результатам рассмотрения материалов выездной проверки, а во-вторых, Вы будете извещены о времени и месте рассмотрения материалов выездной проверки и сможете получить решение в день его принятия на руки. Неявка налогоплательщика не является препятствием к рассмотрению материалов выездной проверки.

По результатам рассмотрения материалов выездной проверки руководитель (заместитель) налогового органа может вынести одно из следующих решений: а) о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности; б) об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности; в) о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой выездной проверки, должно быть направлено ему в 10-тидневный срок с даты вынесения соответствующего решения. В требовании будет установлен срок (не более 10 дней) на добровольную уплату недоимки, пеней, а также налоговых санкций в случае совершения налоговых правонарушения.

Напомним, что после истечения срока на добровольное исполнение, взыскание налога с организацией (недоимки) и пеней может быть произведено в бесспорном порядке, а сумма налоговых санкций (штрафы) может быть взыскана только в судебном порядке.

Что делать, если при рассмотрении материалов выездной проверки, налоговики не учли Ваших возражений (объяснений) и решение вынесено не в Вашу пользу? Есть два пути обжалования: в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.

Подать жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу можно в течение 3 месяцев с того момента, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о вынесении решения. Поэтому после выездной проверки лучше побеспокоиться и самим принять меры к получению решения. Если 3 месяца все-таки прошли, налоговый орган, в который подается жалоба, может пропущенный срок восстановить. Об этом налогоплательщик должен попросить либо в самой жалобе, либо в отдельном ходатайстве, описав при этом уважительные причины, которые препятствовали своевременной подаче жалобы. При этом подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд. В соответствии с п.4 ст.198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщику стало известно о нарушении его прав и законных интересов.

Следует отметить, что ненормативный правовой акт налогового органа может быть признан судом недействительным не только в связи с неправильным применением налоговым органом материального права, но и процессуального (нарушения порядка составления соответствующего решения по результатам выездной проверки, требования, порядка проведения мероприятий по налоговому контролю), поэтому рассматривать перспективу обжалования таких актов нужно всегда.

32. Налоговые льготы: понятие, виды.

Поощрительная (стимулирующая) подфункция налогов проявляется в первую очередь через налоговые льготы, которые позволяют создать благоприятный налоговый режим для отдельных категорий физических лиц и организаций. Льготирование налогоплательщиков и плательщиков сборов является одним из важнейших методов осуществления налоговой политики. При установлении налоговых льгот налогооблагающие субъекты в первую очередь исходят из необходимости:

- соблюдения справедливости при перераспределении финансовых средств;

- улучшения материального положения отдельных категорий физических лиц;

- повышения финансовой устойчивости отдельных категорий организаций;

- стимулирования определенных видов деятельности и производств;

- создания благоприятного инвестиционного климата в государстве или на отдельных территориях.

Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные налоговым законодательством преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор вовсе, уплачивать его в меньшем размере либо в более поздний срок.

Фактически налоговая льгота является дополнительным правом, предоставляемым налогоплательщику при наличии определенных условий. Как правило, налогоплательщик самостоятельно решает, следует ли ему воспользоваться налоговой льготой или нет. Налогоплательщик вполне может отказаться от ее использования либо приостановить использование на один или несколько налоговых периодов. Однако в случае принятия положительного решения налогоплательщик должен еще обосновать свое право на налоговую льготу, т.е. доказать наличие у него соответствующих оснований ее применения.

Нормы налогового законодательства, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера (ст. 56 НК РФ).

В зависимости от того, изменение каких элементов налогов предполагает та или иная налоговая льгота, и с учетом характера этих изменений, можно выделить следующие их виды:

- изъятие;

- скидка;

- понижение ставки налога (сбора);

- изменение срока уплаты налога (сбора);

- реструктуризация задолженности по налогам и сборам, пени и штрафам;

- освобождение от уплаты налога (сбора).

Изъятие - это разновидность налоговых льгот, дающих право налогоплательщику исключать из налогооблагаемой базы отдельные объекты налогообложения или их части.

Скидка предоставляет налогоплательщику право уменьшения налогооблагаемой базы на сумму определенных вычетов.

Понижение ставки налога (сбора), как льгота означает возможность уплачивать налог (сбор) по ставкам меньшим, чем те, которые установлены в общем порядке.

Изменение срока уплаты налога - льгота, позволяющая уплачивать налоги (сборы) в более поздние сроки.

Реструктуризация задолженности по налогам и сборам, пени и штрафам предоставляет налогоплательщикам возможность отсрочки исполнения обязанностей по уплате недоимок, пени и штрафов за нарушения законодательства о налогах и сборах.

Освобождение от уплаты налога (налоговая привилегия) предусматривает полный или частичный отказ налогооблагающего субъекта от налоговых притязаний в отношении отдельных категорий налогоплательщиков (плательщиков сборов) в течение определенного срока (налоговые каникулы) или бессрочно (налоговый эмунитет).

По основаниям налоговые льготы подразделяются на предоставляемые:

- в силу законодательства о налогах и сборах;

- по решению уполномоченного органа.

Для получения налоговых льгот первого вида достаточно иметь основания, предусмотренные законодательством о налогах и сборах. Для получения же права на использование налоговых льгот второго вида, помимо оснований дополнительно требуется еще соответствующее решение уполномоченного органа.

Наряду с льготами, предоставляемыми отдельным категориям налогоплательщиков, налогооблагающие субъекты могут устанавливать на территории государства или части его льготные режимы для всех налогоплательщиков или для тех из них, которые являются нерезидентами. Такие государства и территории именуются как зоны льготного налогообложения или оффшоры.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.