Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Научный аппарат исследования






Цель – это мысленное предвосхищение (прогнозирование) результата.

Так, например, в выпускной квалификационной работы менеджера «Проектирование эффективной службы управления персоналом (на примере ООО «Спорт Хауз»)» в соответствии с темой цель сформулирована следующим образом:

Цель: проектирование внутрифирменной службы по управлению персоналом и разработка мероприятий по эффективности ее внедрения.

 

Определив цель исследования, следует обозначить объект и предмет исследования, т.е. место, на которое направлено внимание исследователя. Если объект – это область действительности, реальности, сфера человеческой деятельности, то предмет – это конкретный процесс в рамках объекта, один из аспектов изучения объекта.

Приведем пример:

Тема: Проблемы управления персоналом в современной организации (на примере ООО «СпортХауз»).

Объект исследования: управленческая деятельность по персоналу организации (на примере ООО «Спорт Хауз»).

Предмет исследования: функциональная служба управления персоналом.

Справочно. Именно на предмет исследования направлено основное внимание студента-выпускника, именно предмет определяет тему выпускной квалификационной работы.

Далее необходимо сформулировать задачи исследования выпускной квалификационной работы, которые определяются поставленной целью и представляют собой либо декомпозицию целей («дерево целей»), либо последовательность (шаги) решения проблемы исследования по достижению основной цели.

Так, например, в выпускной квалификационной работы менеджера «Проектирование эффективной службы управления персоналом (на примере ООО «Спорт Хауз»)» в соответствии с темой и целью сформулированы следующие задачи исследования:

Задачи:

- изучить теоретические и методологические основы кадрового менеджмента;

- проанализировать подсистемы управления персоналом;

- изучить проблемы и особенности организации – базы исследования;

- предложить оптимальный вариант структуры и методы построения системы управления персоналом;

- разработать проект службы управления персоналом ООО «Спорт Хауз».

 

1.3. Методы исследования

Метод исследования – это способ получения достоверных научных знаний, умений, практических навыков и данных в различных сферах жизнедеятельности.

Метод это совокупность приемов. Другими словами, прием – это часть метода. Система методов образует технологию.

Например, при исследовании возможно использовать следующие методы:

• изучение и анализ научной литературы;

• изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики;

• моделирование, сравнение, анализ, синтез, интервьюирование, наблюдение;

• анализ продуктов деятельности;

• сравнительный анализ;

• методы математической статистики, графического представления данных.

Текст введения занимает обычно 2-3 страницы работы.

Содержание теоретического раздела (Глава 1)

В конкретной ВКР глава должна иметь свое название.

Теоретическая часть содержит:

- понятийный аппарат исследования;

- определение сущности исследуемой проблемы, описание теоретических основ исследования;

- состояние проблемы исследования по результатам анализа научной литературы и успешной практики управления; обобщение опыта (как положительного, так и негативного) реализации рассматриваемой проблемы в деятельности отечественных и зарубежных организаций, например, по методическому обеспечению, степени проработки организационного, экономического, правового механизма реализации проблемы;

- обоснование выбора методов теоретического и практического исследования.

Конкретное содержание теоретической части определяется в зависимости от темы ВКР и согласуется с руководителем.

В этом разделе даётся проблемно-аналитическое изложение теоретического материала, проводится обзор научных литературных источников по теме исследования. Теоретические основы исследования должны базироваться в соответствии с темой на работах учёных в сферах менеджмента, теории и экономики организации, маркетинга, управления персоналом, организационного поведения, социологии и психологии управления. Следует уделить внимание нормативным документам государственных и местных органов власти. Качественная работа предполагает стиль научного анализа, то есть не перечисление идей отдельных учёных и научных школ, а содержательный анализ с использованием приёмов сравнения, классификации, сопоставления. Раскрывая альтернативные взгляды и методы решения проблемы исследования, следует определить своё отношение, аргументировать свою позицию.

Теоретическая часть определяет цель и задачи, которые студент решает в выпускной квалификационной работе, и служит основой для последующих разделов.

По тексту раздела необходимо давать в квадратных скобках ссылки на номера литературных, нормативных источников и других материалов. Объём теоретической части составляет 35-40% работы.

Содержание аналитического раздела, раскрывающего организационно-экономическую характеристику базы исследования (Глава 2)

В конкретном ВКР глава должна иметь свое название.

Конкретное содержание и объём раздела определяются темой исследования и согласуются с руководителем.

3.1. Краткая характеристика исследуемого объекта. Здесь приводится историческая справка, характеризующая объект исследования, рассматриваются основные показатели его деятельности. Дается характеристика выпускаемой продукции или оказываемых услуг.

3.2. Анализ производственной системы (производственно-хозяйственной деятельности) и системы управления конкретного объекта исследования. Раздел начинается с анализа целей исследуемого объекта посредством построения декомпозиционного «дерева целей». После этого дается краткий анализ состояния производственной системы организации, который включает анализ производственно-хозяйственной деятельности по элементам: кадры производства, средства труда, предметы труда, методы организации производства, технология производства, производственные функции, производственная структура, готовая продукция, внешние организационно-хозяйственные связи.

Затем необходимо перейти к анализу состояния системы управления исследуемого объекта. Здесь приводится анализ подсистемы линейного руководства, целевых, функциональных и обеспечивающих подсистем системы управления организации. Этот анализ следует проводить в поэлементном разрезе: кадры управления, технические средства управления, информация, методы opганизации управления, технология управления, функции управления, организационная структура управления, управленческие решения (Рис. 2. Состав элементов организации).

В процессе анализа системы управления исследуемого объекта следует определить место в ней вашей проблемы и остановиться на подробном анализе состояния управления персоналом в исследуемой организации по выбранной теме работы (оценка кадров, планирование карьеры, управление конфликтами, определение потребности в персонале, управление трудовой мотивацией и т.д.). При этом анализ следует проводить в следующей последовательности: анализ целей, функций, организационной структуры, кадрового, информационного, технического, нормативно-методического, правового и делопроизводственного обеспечении технологических процессов обоснования, выработки, принятии и реализации управленческих решений по теме дипломного проекта.

При этом студент должен разработать методику проведении анализа, из которой должно быть ясно, какие показатели исследуются (в приведенном выше поэлементном разрезе), каким образом получена информация для анализа тех или иных показателей, каким способом анализируется состояние показателей.

Необходимые данные для выполнения аналитической части могут быть получены на основе действующей в организациях системы плановых, учетных, отчетных и статистических документов; системы оперативного учета, который ведут технические, экономические, производственные и т.п. подразделения и службы; из методических и нормативных документов, регламентирующих деятельность организаций и их производственных подразделений, звеньев и уровней управления, а также на основе данных опроса, наблюдений и экспертных оценок.

       
Функции управления  
  Система управления  
Организационная структура управления    
         
       
Кадры производства     Технические средства управления   Информация     Методы организации управления  
         
     
Технология управления    
     
Решения    
   
 
       
Производственные функции  
  Производственная система
Производственная структура      
                   
Кадры производства   Средства производства   Предметы труда   Методы организации производства  
             
           
  Технология производства  
   
  Продукция  
     
                                                   

Рис. 2. Состав элементов организации

3.3. Причины, мешающие эффективному функционированию рассматриваемого объекта. Выводы по результатам анализа. В подразделе следует сделать вывод об эффективности деятельности организации и процессов, из которого определяются проблемы организации, в том числе проблема исследования.

Этот подраздел концентрирует в себе выводы по результатам разработки аналитической части. В тезисной форме следует подвести итог, характеризующий нерешенность методических, организационных, экономических, правовых вопросов в области управления персоналом для исследуемой организации. При этом могут содержаться ссылки на передовой опыт отечественных и зарубежных организаций, подтверждающий негативные моменты в деятельности анализируемого объекта. В данном разделе следует описать все недостатки, выявленные при анализе состояния проблемы исследования.

3.4. Задание на разработку оргпроекта. Задание на оргпроектирование является результирующим документом аналитической части ВКР. Качество и полнота разработки задания непосредственно определяют проектную часть ВКР.

В задании должны быть раскрыты следующие положения:

• цель разработки проекта;

• перечень проектных предложений, направленных на повышение уровня организации управления персоналом на предприятии в части исследуемой проблемы;

• нормативно-методическая база проектирования. Здесь должны быть представлены нормативные и методические документы, регламентирующие деятельность организации;

• прогрессивные методы и формы разработки проекта;

4. Содержание раздела, представляющего практическую часть исследования (Глава 3). Проектная часть (в конкретном работе должна иметь свое название)

4.1. Разработка проекта совершенствования управления персона лом по выбранной теме ВКР. Проектная часть представляет собой взаимосвязанный комплекс проектных мероприятий, состав которых определяется темой ВКР, результатами проведенного анализа состояния управления персоналом, заданием на разработку оргпроекта. Проектные мероприятия должны вытекать прежде всего из результатов анализа и быть направлены на устранение недостатков, выявленных в аналитической части ВКР.

В состав комплекса проектных мероприятий должны входить проектные предложения по развитию производственной системы исследуемого объекта (в укрупненном виде, без обязательной детальной проработки). Этот комплекс по совершенствованию системы управления изучаемого объекта, в том числе мероприятия, направленные на решение проблемы по выбранной теме ВКР, должен носить конкретный характер и иметь детальную и тщательную проработку.

Проектные предложения должны быть направлены на решение следующих проблем: формирование системы целей, разработка состава функций и структуры исследуемой системы или объекта, совершенствование кадрового, информационного, технического, нормативно-методического, правового и делопроизводственного обеспечения технологических процессов обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений по теме ВКР.

По каждому проектному мероприятию даются его логическое и расчетное обоснование, представляется комплект разработанной рабочей документации с описанием содержания и порядка ее использования.

В состав проектной документации могут также входить: методические положения, рекомендации, инструкции по отдельным направлениям управления персоналом, а также сетевые графики, различные регламенты и нормативы, квалификационные требования.

Примеры некоторых проектных документов приведены в Приложении 11.

4.2 Расчет социально-экономической эффективности внедрения проекта. Неотъемлемой составной частью ВКР является оценка его экономической и социальной эффективности (Приложении 12).

4.3 Мероприятия по внедрению проекта. В данном разделе расчетно-пояснительной записки должен быть предложен состав мероприятий по социально-психологическому, профессиональному и ресурсному обеспечению внедрения проекта, контролю хода внедрения, стимулированию всех участвующих в нем работников. Состав мероприятий может быть представлен в форме плана с указанием сроков их проведения, ответственных должностных лиц.

5. З аключение. Здесь формулируются выводы по проделанной работе, характеризующие степень решения тех задач, которые ставились при разработке ВКР, т.е достижение поставленной цели.

В эту часть включаются: краткое изложение задач, решённых в теоретической главе; обоснованные расчёты, результаты практического исследования, предложения и рекомендации по решению проблемы, результаты внедрения рекомендаций. Заключению не следует отводить более 3-5 страниц работы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.