Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Младенчество. Первые годы жизни ребенка являются периодом наиболее интенсивного физического и психического развития

 

Первые годы жизни ребенка являются периодом наиболее интенсивного физического и психического развития. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка. Основное новообразование - индивидуальная психическая жизнь. Основное противоречие: с одной стороны - полная беспомощность ребенка, зависимость от взрослого, с другой - отсутствие готовых форм общения со взрослым. Разрешение этого противоречия связано с установлением первых социальных контактов с близким взрослым. Отсюда ведущая деятельность непосредственное эмоциональное общение. Период младенчества можно разделить на три фазы: 1) 0-2 месяцев - кризис новорожденности; 2) 3-6 месяцев - ситуативно-личностное общение; 3) 6-12 месяцев - ситуативно-деловое общение. Эпоху раннего детства (от рождения до трех лет), по Д.Б. Эльконину, составляют два периода: младенчество (от рождения до года) и раннее детство (от года до трех лет). Младенчество - это период от рождения до 1 года. Этот период начинается с кризиса новорожденности, который одним из первых описал в своих работах Л.С. Выготский. Развитие ребенка, по Л.С. Выготскому, открывается критическим актом рождения и следующим за ним критическим возрастом, носящим название новорожденности (от рождения до 1, 5-2 мес.). Рождение ребенка - переломный и очень тяжелый момент в его жизни. Не случайно один из признаков кризиса новорожденности - потеря в весе в первые дни после рождения. Психоанализ утверждает, что вся последующая жизнь человека проходит под знаком этой травмы. Связано это с резким изменением окружающей среды и перестройкой работы всех систем организма ребенка. Рождение ребенка представляет собой решающий скачок в его развитии. В течение нескольких секунд в организме происходят глубокие и резкие изменения. Во-первых, изменяется тип дыхания. До этого момента плод получал кислород через плаценту, легкие его бездействовали. Теперь ребенок оказывается в новой воздушной среде и ему приходится изменить тип своего дыхания. Из условий относительно постоянной температуры в организме матери (37°С) новорожденный попадает в среду со сниженной и непостоянной температурой. Во-вторых, меняется и тип питания. От вегетативного растительного существования в относительно постоянной среде организма матери он вдруг переходит в совершенно новые условия, в новый для него мир. В-третьих, изменяется окружение ребенка: оно становится социальным. Главнейшая особенность данного возраста - в своеобразности ситуации развития: в момент родов ребенок отделился от матери физиологически, но не биологически и психологически. Вследствие этого все существование ребенка в период новорожденности занимает как бы среднее положение между внутриутробным развитием и последующими периодами постнатального детства. Но, вместе с тем, его существование носит промежуточный характер. Л.С. Выготский выделяет следующие признаки этой промежуточности. Питание новорожденного носит смешанный характер. С одной стороны, он воспринимает внешние раздражители и отвечает на них целесообразными движениями, с помощью которых захватывается и усваивается пища. С другой стороны - он по-прежнему питается внутриорганическим продуктом материнского организма (молозивом и молоком). Затем промежуточный характер можно обнаружить в основной форме существования новорожденного, которая отличается в первую очередь недостаточной дифференцированностью сна и бодрствования. Около 80% времени новорожденный проводит во сне. Главная особенность сна новорожденного - его полифазный характер. Сон недостаточно дифференцирован от состояния бодрствования и поэтому часто наблюдается состояние близкое к состоянию дремоты. Отличительная черта сна новорожденного - его беспокойный, прерывистый, поверхностный характер. Новорожденный во сне производит много импульсивных движений, иногда даже ест не просыпаясь. В первые дни он по преимуществу спит и бодрствует примерно 3 минуты в час днем и 1-2 минуты в час ночью. В минуты бодрствования малыш легко раздражается, плачет. Беспрерывный сон в течение 9-10 часов формируется лишь к 7-му месяцу жизни. До 4 месяцев во время сна ребенок сохраняет эмбриональную позу. Двойственной является и активность ребенка: с одной стороны, он уже обладает рядом двигательных реакций на внешние и внутренние раздражители, с другой стороны, он еще лишен самостоятельного передвижения в пространстве и может передвигаться только с помощью взрослых. В наибольшей мере к рождению складывается система пищевых рефлексов: механизм сосания и ориентировочно-пищевых рефлексов, которые легко вызываются прикосновением к уголкам губ и слизистой оболочке языка ребенка. Во время сосания материнской груди все остальные движения и реакции тормозятся. Отечественные исследователи новорождённости и младенческого возраста М. П. Денисова и Н. Л. Фигурин назвали это «реакцией пищевого сосредоточения». В терминах И. П. Павлова - это безусловный рефлекс, который выражается в наилучшей установке воспринимающего органа на раздражитель, полном или частичном торможении других движений и приведение в действие механизма сосания. Сосательный рефлекс актуализируется у новорождённого всегда, когда какой-либо предмет попадает в рот (соска, палец, кончик подушки). Основное новообразование периода - самостоятельная психическая жизнь. Л.С. Выготский выделяет существенные моменты, характеризующие своеобразие психической жизни новорожденного. Первое - исключительное преобладание недифференцированных, нерасчлененных переживаний, представляющих сплав влечения, аффекта и ощущения. Второе - психика новорожденного не выделяет себя и свои переживания от восприятия объективных вещей, не дифференцирует социальных и физических объектов. Третье - основной закон восприятия новорожденного может быть сформулирован в следующем виде: первоначально аморфное восприятие ситуации в целом составляет фон, на основе которого выделяется для ребенка более или менее отграниченное и структурное явление, которое воспринимается как особое качество на этом фоне. Закон структурности или выделения фигуры и фона является, по Л.С. Выготскому, самой примитивной особенностью психической жизни, образующей исходный пункт дальнейшего развития сознания. При определении границ новорожденности Л.С. Выготский предложил воспользоваться данными, которые характеризуют психическое и социальное состояние новорожденного. Ближе всего с этим критерием совпадают данные относительно ВНД ребенка, наиболее непосредственно связанной с его психической и социальной жизнью. С этой точки зрения исследования М. Денисовой и Н. Фигурина показывают, что к концу 1-го - началу 2-го месяца наступает поворотный пункт в развитии ребенка. В конце первого месяца жизни у малыша возникает улыбка на появление матери и звук ее голоса. Улыбка не просто выражает удовольствие, а служит инструментом для налаживания взаимодействия ребенка с окружающими людьми. С ее помощью, по мнению М.И. Лисиной, ребенок дает знать о себе, о своих приятных ощущениях близкому взрослому, ухаживающему за ним. Исследования Ш. Бюлер и Г. Гетцер также показали, что первые социальные реакции ребенка, свидетельствующие об общем изменении его психической жизни, наблюдаются на границе 1-го и 2-го месяцев жизни. Уже в конце 1-го месяца, указывают они, крик одного ребенка вызывает ответный крик у другого. Между 1-ми 2-м месяцем ребенок реагирует улыбкой на звук человеческого голоса. Это первый социальный «жест». Возникновение улыбки - важное новообразование первого месяца жизни, оно знаменует конец периода новорожденности и переход к младенчеству. Основная особенность периода - ребенок отделился от матери физиологически, но не биологически и психологически. Главное новообразование - формирование индивидуальной жизни при тесном взаимодействии с матерью. Главная особенность возраста - социальная ситуация развития, в которой находится ребенок: все существование ребенка занимает как бы среднее положение между внутриутробным развитием и последующими периодами постнатального детства. Новорожденность играет роль соединительного звена между утробным и внутриутробным развитием, она совмещает в себе черты и того и другого. Это звено представляет собой в истинном смысле переходный этап от одного типа развития к другому, коренным образом отличным от первого (Выготский). Период новорожденности характеризуется чрезвычайно быстрым и интенсивным созреванием мозговых структур, что определяет существенные изменения в поведении ребенка, его общение с окружающим миром, формирование начальных процессов его познавательной деятельности. На развитие новорожденного значительное влияние оказывают внешнесредовые факторы. Они обеспечивают контакты с внешним миром и удовлетворяют потребность в ощущениях, с которой новорожденный появился на свет. Внешнесредовые воздействия подразделяются на два больших класса - специфические воздействия на органы чувств (зрительные, слуховые, тактильные) и надмодальные воздействия со стороны окружающих людей и, прежде всего, матери. От формирования связи и взаимоотношения с матерью существенно зависит характер развития ребенка. Физиологическая связь с матерью во время внутриутробного периода не должна полностью прерываться с его появлением на свет - это обеспечивается процессом грудного вскармливания, которое должно начаться как можно раньше. Среди внешнесредовых воздействий для когнитивного развития наиболее значима зрительная стимуляция, поскольку у человека основным информационным каналом, создающим образ внешнего мира, является зрительный. Важной для развития восприятия является рано сформированная чувствительность зрительной системы новорожденного к движущимся объектам. На основе включения зрительного канала начинают строиться и коммуникативные отношения. С первых часов и дней жизни устанавливается контакт «глаза в глаза». Лицо матери оказывается высоко значимым, выражено предпочитаемым и рано распознаваемым, по сравнению с неживыми предметами, раздражителем. Отсутствие реакции ребенка на лицо матери настораживает и требует консультации детского невролога. Важным новообразованием поведенческого репертуара младенца 2-3 мес. жизни становится эмоциональное сопровождение восприятия. Это комплекс оживления, включающий в себя движения, улыбку, гуление и имеющий четкую позитивную окраску. Именно это служит переломным моментом, проходя который, ребенок вступает в новый этап развития. Комплекс оживления служит границей критического периода новорожденности, а сроки его появления - основным критерием нормальности психического развития ребенка. К началу этого периода у ребенка возникает определенный интерес к внешнему миру и возможность выйти своей активности за пределы непосредственных влечений и инстинктов. Для ребенка как бы возникает внешний мир. Этим новым отношением к действительности знаменуется начало первой стадии младенчества. Итак: 1. Период новорожденности длится от момента рождения примерно до конца первого месяца жизни. 2. Главная особенность новорожденности - ребенок отделился от матери физически, но не биологически и психологически. Вследствие чего в этот период он занимает как бы срединное положение между внутриутробным развитием и последующими периодами постнатального детства. 3. Центральное новообразование периода - самостоятельная психическая жизнь с преобладанием нерасчлененных переживаний и отсутствием выделения себя из среды. 4. На первом месяце жизни у ребенка происходит ряд существенных изменений, среди них - возникновение сосредоточения, появление на базе безусловных ряда условных рефлексов. Ребенок практически открывает факт существования возле себя других людей. У него появляется улыбка, свидетельствующая о завершении подготовки его к общению с окружающими взрослыми. Первый год жизни ребенка - период интенсивной адаптации организма к новым условиям существования, период формирования всех органов и систем. Именно в этом возрасте начинается развитие высших психических функций, ребенок учится активно взаимодействовать с окружающей средой. Выготский разграничивает первый год жизни на период пассивности (новорожденность); период рецептивного интереса; и период активного интереса. Кроме того, по его мнению, есть еще один знаменательный поворотный пункт в развитии младенца - 10 мес., когда по исчезновении бесцельных движений наблюдаются зачатки дальнейшего развития более сложных форм поведения: первое применение орудия и употребление слов, выражающих желание. Этим ребенок начинает новый период, который заканчивается уже за пределами одного года - кризис первого года жизни. Кризис первого года жизни служит соединительным звеном между младенчеством и ранним детством. Основные новообразования: 1. Физическая самостоятельность, ребенок ползает, стоит, ходит, начинает сам есть; 2. Хватание - первое целенаправленное действие, овладевает «пинцетным зажимом»; 3. Наглядно - действенное мышление; 4. Первые навыки и первые круговые реакции (1-4, 5 мес.); 5. Координация зрения и хватания, вторичные круговые реакции (4, 5-8 мес.); 6. Дифференциация средства и цели, начало практического интеллекта: действие - эффект - повтор действия (8-10 мес); 7. Речь. До 6 месяцев у ребенка активно развивается речевой слух и гуление, с 6 месяцев он произносит слоги и подолгу лепечет, ближе к первому году произносит первые слова: " мама", " дай", " аф-аф", понимает от 20 слов и более, но произносит самостоятельно 8-10 слов. Речь детей автономна, то есть она ситуативна, многозначна и понятна только близким, родным. Основные этапы овладения языковым развитием: • гуление - 12 недель, • реагирование поворотом головы на звук человеческой речи - 16 недель, • во время гуления ребенок издает гласные и согласные звуки - 20 недель, • лепет - 6 месяцев; • произношение слогов (аф-аф, ма-ма) - 8 месяцев; • понимание некоторых слов и произношение отдельных слов - 12 месяцев. В основе языкового развития лежит способность ребенка к символической репрезентации, включающей три аспекта языка: содержание, форму, употребление. Развитие понимания речи опережает развитие активной речи. 8. Развиваются познавательные процессы; активно развиваются ощущения, т.е. анализаторы начинают активно работать. Развивается восприятие: зрительное сосредоточение до 7-8 минут, восприятие формы предмета, Дети различают цвет, реагируют на высоту, с 6-7 мес. чётко реагируют на глубину. В 3-4 месяца ребёнок активно узнаёт мать и другое лицо, говорящее с ним, в 5 мес. по-разному реагирует на лица знакомого и незнакомого взрослого, в 7 месяцев может найти взглядом в привычном для него месте предмет по просьбе взрослого. В 8 месяцев, реагируя на вопрос " где?» - находит предмет. Память на зрительные впечатления, действия развивается у младенцев рано и является относительно прочной. 9. В эмоциональной сфере в этот период преобладают аффективные реакции, эмоции удивления и, часто, страха. Кризис 1-го года обусловлен ростом возможностей и потребностей ребёнка, которые вступают в противоречие с социальным окружением, прежде всего с родителями. Овладевая своим телом, ребенок осваивает пространство и стремиться не только к физической, но и биологической самостоятельности.

<== предыдущаЯ лекциЯ | следующаЯ лекциЯ ==>
Итоги возраста. | В противоречии между максимальной социальностью и минимальными возможностями общения заложена основа всего развития ребенка в младенческом возрасте.

Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.