Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru. На данный момент в библиотеке MyWord.ru опубликовано более 2000 книг по психологии

 

На данный момент в библиотеке MyWord.ru опубликовано более 2000 книг по психологии. Библиотека постоянно пополняется. Учитесь учиться.

Удачи! Да и пребудет с Вами....:)

 

 

ДЕСТРУКТИВНЫЕ ПСИХОТЕХНИКИ.

Под ред. И. Митрофановой.

Перевод с англ. — «Janusbooks», С-Пт: «Экслибрис»,

2002. — 224 с.

...Инфраструктура и маркетинговая политика «духовного» рынка сложна и проду­манна, образные системы тщательно подобраны и выверены. «Духовный продукт» на любой вкус: в виде семинаров, книг, кассет, курсов... «Фишка» девяностых - НЛО и ченнелинг. Появились контактеры, владеющие каналом Христа, Вознесенных учите­лей, Сириуса и трансплутоновой планеты X. Доходный бизнес.... За наш счет....

Но не все стремятся пополнить ряды очередного «Белого Братства». И тогда в ход идут деструктивные психотехники.

...Мы, как обыватели, не знаем о существовании методов влияния на группы лю­дей и отдельную личность. Мы не знаем о том, как сами создаем иллюзии, в которые охотно верим. Не знаем, что внутри нас всегда гнездится страх, навязанный нам из­вне. Не знаем, что в определенных ситуациях мы становимся очень внушаемыми. Не знаем о нашей склонности идти за харизматическими лидерами, и искать избавления от стресса в групповой сплоченности и коллективной вере. Мы не знаем о техниках модификации поведения, групповом конформизме, склонности подчиняться автори­тету, когнитивном диссонансе и инстинктивно-приматологическом желании людей объединяться в группы. Мы не знаем о способах введения людей в измененные состо­яния сознания. Не знаем о существовании тонких технологий реформирования созна­ния, благодаря которым пытливым, ищущим и духовно развитым людям (и нашим детям!) могут внушать фобии и прививать зависимости. Не знаем, что, манипулируя жаждой духовности и философскими исканиями людей, их неудовлетворенностью, потерей ценностей и потребностью что-то изменить, их могут превратить в фанати­ков. Многие молодые люди, бесстрашно тасующие карты состояний сознания из ко­лоды реальностей, успели обжечься, оказавшись в узких коридорах реальностей кар-церного тоталитаризма.

...Когда-то давно нас убедили, что есть Он, и чтобы справиться с неопределенно­стью, нам остается уповать лишь на Него. Потом нас убедили, что Путь к Нему, каким бы именем Его ни называли, становится короче, если взаимодействовать с Ним через «посредника». «Посредник» строит официальные учреждения - Церкви, принимает пожертвования, отпускает грехи, борется за численность паствы, учит чтить священ­ные писания. «Посредник» обещает нам райскую жизнь после смерти. «Посредник» облекает себя духовной властью. Но «Посредник», взявший на себя все Его полномо­чия - самозванец, ибо с Ним можно общаться непосредственно. Именно Он создает все реальности и миры, факты и интерпретации, карты и модели, хаос и порядок. Именно Он, как сказал Альфред Джерри, - это кратчайшее расстояние между нулем и бесконечностью. Он-это.............

ISBN 5-901620-35-6

«Janusbooks», «Экслибрис»

Содержание

Предупреждение......................................................................

Часть I. Путь, деструктивные секты и харизматические группы

Глава 1: О чем пойдет разговор...................................................

Глава 2: Об искателях Пути, Истины

и Высшей реальности.....................................................

Глава 3: Что такое харизматическая группа............................

Глава 4: Что такое деструктивная секта............................

Глава 5: Не только религия.......................................................

Глава 6: Ловцы душ...................................................................

Глава 7: Почему люди вступают в секты?

Немного об этологии и социобиологии.....................

Глава 8: Наши иллюзии о человеческой разумности,

неуязвимости и немного о мифотворчестве

человеческого биокомпьютера............................

Часть II.

Основные принципы социальной

психологии и групповой динамики:

силы, действующие в харизматических группах

Глава 9: Коллективные убеждения............................

Глава 10: Групповая сплоченность............................

Глава 11: Альтернативные состояния сознания.

Гипноз и внушение.....................................................

Глава 12: Как формируется общественное мнение. Электронное духовенство................................................

Часть III.

Феномен деструктивных сект и психологические основы изменения туннеля реальности человека

Глава 13: Как устанавливается психологический

контроль и формируется «личное»

и «групповое» мнение................................................

Глава 14: Технология реформирования сознания.....................

Глава 15: Три этапа установления

психологического контроля............................

Глава 16: Негативное программирование

подсознания членов сект.

Раздеоение личности.......................................................

Глава 17: Как промываются мозги (часть 1)........,...................

Глава 18: Нейрологические основы

промывания мозгов (часть 2)................,...........

Глава 19: Несколько слов о пузырях реальности

в армии, тюрьме и секте (часть 3)............................

Глава20: Реальная жизнь в секте..................................................

Глава 21: Нейрополитика страха и бесстрашия:

неожиданная встреча с Чарльзом Мэнсоном................

Глава 22: Рассказ бывшего члена секты............................

Глава 23: Трансцендентальная медитация, Нитирен-сю,

«Обитель истины», «Интернациональный путь.......

Часть IV. Приемы защиты от деструктивного программирования

Глава 24: Немного о способах вербовки......................................

Глава 25: С чего должно начинаться знакомство

с любой харизматической группой и как распознать деструктивную секту................................

Глава 26: Приемы психологического самбо............................

Часть V: Технология освобождения от психологического контроля

Глава 27: Ключи от ларца сознания.........................................

Глава 28: Психологические проблемы бывших

членов сект. Стратегии восстановления......................

Глава 29: Проблема зависимости и свободного

выбора туннеля реальности...........................................

Эпилог....................................................................................

Если в ваш мозг введена программа примитивного сознания, согласно которой мир разделен лишь на два полюса «черное -белое», «добро —зло», «свет-тьма», «реальность - иллюзия», и т. д., то все, что вы думаете, вам кажется истиной, а все, что думает ваш оппонент - ложью. И наоборот.

Т. Лири, «Нейрополитика», гл. «Секретность и

дезинформация - суицидальные политические

тактики в кибернетическом обществе».

«Мудрец Шри Кришна Прем, сидя в маленьком ашраме на вершине горы, рассматривал картинки в средневековой книге по алхимии. Ткнув пальцем в изображение обнаженного чело­века, который держит на одном плече ангела, а на другом дья­вола, он сказал: «Только постигнув смысл этого рисунка, мож­но переходить к следующему уроку».

Тимоти Лири, Ibid.

«То, во что вы верите - неверно. Ваша вера в истину ис­тинна лишь в тех пределах, которые находятся между внут­ренним и внешним опытом. Эти пределы — ваши убеждения, через которые нужно переступить».

Джон К. Липли, «Центр циклона»

Предупреждение:

Если вам очень уютно в этом мире и вас вполне устраивает ваша иллюзорная реальность, в которой вы не мучаетесь вопро­сами о смысле религии, истории и человеческой жизни, вам не стоит читать эту книгу.

Если вы искренне верите, что защитные механизмы и пропус­кные фильтры вашей нервной системы служат надежным гаран­том неуязвимости ваших убеждений от влияния «духовных ме­неджеров», вам не стоит читать эту книгу.

Если вы верите в необусловленность вашего восприятия и в то, что ваше сознание никем не сформировано, и, следовательно, никем не может быть реформировано (пусть даже в результате применения эффективных техник психологического программи­рования), вам не стоит читать эту книгу.

Если вы фанатично верите, что религия, которую вы испове­дуете, будь то христианство, буддизм, или суфизм - это «истин­ный и единственно правильный путь к спасению», а все осталь­ные религиозные «течения» - это «ересь», для чего вам читать эту книгу!

Если вы заглушаете все возникающие у вас сомнения голоса­ми авторитетных «учителей», наверное, вам тоже не стоит чи­тать эту книгу.

То, о чем здесь рассказывается, кому-то может показаться ко­щунственной выдумкой, а кого-то удивит и обеспокоит. Но лю­бое знание всегда сначала шокирует, будоражит, настораживает и вызывает недоверие. Людям нравится находить подтверждения их заранее установленным (и предубежденным) представлениям. Кроме того, человеческой природе свойственно заниматься «пси­хологическим приписыванием». Мы постоянно выискиваем ин­формацию, которая подтверждает наше предвзятое мнение. Увы, несмотря на протяженность, объемы и пропускную способность современной информационной сети, в целом мы еще очень негра­мотны в области человеческой психологии и нейрологии.

Мы как обыватели не знаем о существовании методов влия­ния на группы людей и отдельную личность. Мы не знаем о том, как сами создаем иллюзии, в которые охотно верим. Не знаем, что

внутри нас всегда гнездится страх, навязанный нам извне. Не знаем, что в определенных ситуациях мы становимся очень вну­шаемыми. Не знаем о нашей склонности идти за харизматичес­кими лидерами и искать избавления от стресса в групповой спло­ченности и коллективной вере. Не знаем и о таких приемах рели­гиозного или идеологического оболванивания масс и отдельных личностей, как блеф, дезинформация, утаивание и фальсифика­ция. Мы не знаем о техниках модификации поведения, группо­вом конформизме, склонности подчиняться авторитету, когнитив­ном диссонансе и инстинктивном желании людей объединяться в группы. Мы не знаем о способах введения людей в измененные состояния сознания. Не знаем о существовании тонких техноло­гий реформирования сознания, благодаря которым пытливым, ищущим и духовно развитым людям (и нашим детям!) могут вну­шать фобии и прививать зависимости. Не знаем, что, манипули­руя жаждой духовности и философскими исканиями людей, их неудовлетворенностью, потерей ценностей и потребностью что-то изменить, их могут превратить в фанатиков. Многие молодые люди, бесстрашно тасующие карты состояний сознания из коло­ды реальностей, успели обжечься, оказавшись в узких коридорах реальностей карцерного тоталитаризма.

Но зачастую мы не только не знаем, но даже не догадываемся, что каждый из нас — нейрогенетический робот. Мы — пленники наших представлений, нашей морали, системы ценностей, науч­ных парадигм и массовых иллюзий.

Как известно, знание — это сила. Вряд ли эта книга вас упоко­ит, утешит, все объяснит и не оставит вопросов. Предупредит -да. Вооружит — да. Возможно, вы задумаетесь о том, что одно­значных ответов на главные философские вопросы нет и быть не может; что приемлемость разных ответов, которые даются цер­ковью, государством, сектой, культурной средой или армией, за­висит от туннеля реальности, которым обусловлено ваше отно­сительное сознание. И значит, остается единственный путь - рас­ширить это сознание, избавляясь от его обусловленности, или, следуя совету поэта и ясновидящего Уильяма Блейка «создавать собственную систему видения мира, чтобы не стать рабом чужих систем».

Изречение даосского учителя о том, что мы не сможем ни к чему прийти, потому что нам только кажется, будто мы куда-то идем, непременно заставит искателя Пути задуматься: если мы никуда не идем, как тогда мы оказались здесь и сейчас! Чтобы раздвинуть горизонты нейрологического пространства, трансцендировать пространство и время, понять, что каждый из нас- Звез­да, и найти ответы на мучительные вопросы: Кто мы? Откуда мы пришли? Куда мы идем? Зачем живем? Почему умираем? Неужели после смерти ничего нет? Какова цель нашего прихода сюда? Что я могу сделать в этой жизни? (а ведь именно поиск однозначных ответов на эти вопросы заводит людей в церкви, секты и культовые школы) мы должны быть не просто информи­рованными и эрудированными людьми. Мы должны развивать разум, расширять наше сознание и... эволюционировать к бес­смертию.

Еще в 1944 году Эйнштейн разработал тест на интеллектуаль­ное развитие, который со временем был усовершенствован Ф. М. Исфэндайри. Чем умнее вид или отдельный человек, тем шире сфера его компетентности, тем быстрее и точнее происходит при­ем, обработка и передача информации. Люди умнее других мле­копитающих, потому что научились принимать, запоминать, упо­рядочивать и передавать при помощи символов и артефактов ко­лоссальный диапазон энергий. Отвечая на вопросы теста Эйнш-тейна-Исфэндайри о том, как развивать разум, психолог Тимоти Лири пишет, что нужно «постоянно расширять пределы, источ­ники и интенсивность получаемой информации. Постоянно пе­ресматривать и перерабатывать личные карты реальности и ме­тафоры реальности других людей по мере поступления новой информации, и искать новые метафоры для оценки событий в настоящем. Как можно больше времени проводить с людьми, ко­торые умнее вас, либо побуждают вас становиться умнее».

Расширение сознания - это способность воспринимать новую информацию. Одним из главных факторов, побудивших отказаться от старой системы Евклида-Ньютона в пользу новой научной па­радигмы Эйнштейна-Планка, стал принцип неопределенности Гейзенберга.

Казалось, этот принцип лишал всякой надежды на объектив­ность исследования. Первой реакцией на авторитетное мнение Гейзенберга стало философское уныние и ощущение тщетности всех научных исследований. «Увы», - застонали ньютонианцы, -«нам никогда не суждено узнать, как устроена божественная Природа, поскольку сам акт исследования изменяет характер яв­лений».

Сейчас мы как разумный вид достаточно повзрослели и пони­маем, что принцип неопределенности - это принцип нейрологической определенности. Все, что мы видим и знаем, - это одна из функций разума в действии, которая занимается отображением нашей реальности, то есть отображением способа, которым мы программируем наши мозги. Давайте возьмем на себя всю ответ­ственность за познание. Ведь даже на данной стадии нашей гене­тической эволюции мы способны ответственно определять, кон­струировать и создавать новые реальности для жизни!

Беспомощность от невозможности принять и прочувствовать новые парадигмы науки должны были кануть в лету еще в двад­цатом веке. Сегодня мы уже почти смирились с мыслью, что фун­даментальной реальности не существует, а лучшим на сегодняш­ний день объяснением всех загадок Вселенной служат теории не­локального взаимодействия, множественных реальностей и нели­нейная логика. Так что давайте привыкать к понятию неодноз­начности и к тому, что на каждый вопрос, включая вопросы о Высшей силе, пути спасения и о том, кто запустил механизм Все­ленной в действие, можно дать множество ответов, и каждый из них будет в чем-то правильным!

Да, соприкосновение с реальностью всегда становится при­чиной страданий и стресса. Но любая реальность неотделима от сознания, и поэтому любая реальность - это лишь модель реаль­ности, а все Боги этой реальности — лишь модели несовершенно­го человеческого представления о непостижимом. Все эти мета­форы и карты реальности, включая модели Бога, отражают ны­нешнюю стадию эволюции человеческого мозга, и никак не мо­гут претендовать на истинность, не говоря уже о том, что реаль­ность как продукт нашего сознания может вообще быть сплош­ной иллюзией. Или же нами самими! Ведь, как сказал японский мастер дзэн, «У обратной стороны всегда есть обратная сторона».

Притча о пяти гусеницах и бабочке

Находясь на пороге собственного метаморфоза, гусеницы впервые увидели бабочку.

Гусеница-ортодоксальный консерватор фыркнула: «Это не­законно и аморально. Надо арестовать эту безответственную

особу и посадить ее в клетку. Пусть ползает по земле,, как все

мы».

Гусеница-технолог тяжело вздохнула и с горечью проронила: «Мне никогда не стать одной из них».

Гусеница-прогрессивный либерал риторически воскликнула: «Как смеет это легкомысленное создание свободно летать, ког­да у бабочек в Бангладеш нет цветных телевизоров, а бабочки Эфиопии голодают?»

Гусеница-буддистка высокомерно протянула «ОМ» и отре­шенно заметила: «Чтобы летать, мне не нужны крылья. Сто­ит мне сесть в позу лотоса, и я улечу в астрал».

А гусеница-христианка перекрестилась и укоризненно пробор­мотала: «Если бы Господу было угодно, чтобы гусеницы лета­ли, он дал бы нам крылья».

Т. Лири, «Нейрополитика».

Путешествие самопознания обычно показывает, что все наши убеждения - это фильтры, ограничивающие более глубокое по­нимание. Как сказал доктор медицинских и философских наук нейропсихолог Роджер Уолш, сознаем мы это или не осознаем, все мы движемся к выходу из туннеля убеждений и веры. Но ос­тается вопрос, насколько реален этот мир.

Добро пожаловать в реальный мир?!

ЧАСТЬ I

«Путь», деструктивные секты и харизматические группы

I

Глава 1

О чем пойдет разговор

Благообразные ласковые женщины останавливают вас на улице и, протягивая листовку «Бог тебя любит», вступают в разговор: «Извините, можно вас на секундочку? Скажите, вы в Бога наше­го единого верите?»

Под звуки цимбал и барабанов на перекрестках улиц танцуют и поют бритоголовые люди в шафранных туниках.

Под проливным дождем от машины к машине бегают мокрые подростки, предлагающие купить цветы.

Прилично одетые люди нервного вида знакомятся с людьми в холлах аэровокзалов, возбужденно призывая их вносить денеж­ные пожертвования на программы изоляции жертв СПИДа.

Административные работники в костюмах-«тройках» сидят в состоянии гипнотического транса в банкетном зале отеля на груп­повом сеансе «пробуждения сознания», финансируемом руковод­ством компании.

Домохозяйки посещают собрания, осваивая приемы квалифи­цированной вербовки людей в коммерческую пирамиду по сбыту продукции определенной фирмы.

Сотни студентов в университетской аудитории внимают речам новоявленного лидера, который обещает научить их левитировать и проходить сквозь стены, находясь в состоянии глубокой меди­тации.

Старшеклассники отправляют сатанистские ритуалы, «прича­щаясь» кровью и мочой для обретения силы и могущества.

Тысячи людей из разных слоев общества записываются на обучающие семинары, где переживают инсайты, во время кото­рых подключаются к Нему через «канал», «открытый» предпри­имчивым лидером.

В грязи Джонстауна валяются жертвы массового суицида: более девятисот трупов отравленных мужчин, женщин и детей.

Люди в панической давке покидают станцию токийского мет­рополитена, спасаясь от отравления зарином.

Это лишь несколько наглядных примеров деятельности де­структивных сект, которые мы привыкли называть тоталитар­ными. (На Западе их принято называть деструктивными культа­ми).

Есть ли среди ваших близких, родных, друзей или знакомых человек, который изменился до неузнаваемости, оказавшись втя­нутым в какую-нибудь закрытую группу? Да? Тогда вам следует знать, что радикальное изменение его личности вызвано мощней­шей психологической обработкой, жертвой которой он стал, прим­кнув к этому закрытому сообществу. Неизбежные приметы при­общения к деструктивной секте — это стирание личной истории, потеря индивидуальности и полное обезличивание.

По далеко неполным статистическим данным на 1996 год* на территории СНГ, в частности, в России и Украине, жертвами де­структивных сект стало более полумиллиона человек. Из них 70 000 человек входило в «Богородичный центр», около 60 000 считало себя «Свидетелями Иеговы», 48 500 человек входило в «АУМ Синрике» (до ареста Асахары), 10 000 были последовате­лями «Белого Братства» (всего в мире их насчитывалось 144 000), 2 000 строили Шамбалу в «Общине единой веры» неистового Виссариона...

Что же касается США, то по самым приблизительным оцен­кам к началу восьмидесятых годов в этой стране насчитывалось около трех тысяч деструктивных культов, в ряды которых входи­ло три миллиона человек**. Самыми известными и многочислен­ными среди них были «Церковь Объединения» Сан Мюн Муна, «Миссия Божественного Света» гуру Махараджи Джи, «Общество трансцендентальной медитации» гуру Махариши Махеша, «Цер­ковь сайентологии» Рона Хаббарда, «Международная коммуна динамической медитации» Бхагвана Раджниша (Ошо), «Общество сознания Кришны» Свами Прабхупады, а также скандально из­вестные секты «Народный Храм» Джима Джонса, «Ветвь Дави­дова» Дэвида Кореша и «Семья» Чарльза Мэнсона.

Но деструктивные религиозные, политические и террористи­ческие секты представляют собой лишь одну из разновидностей

* Бахрошин Н. Похитители душ. " Собеседник", 9, 1996 г.

** Glenn Collins, " The Psychology of the Cult Experience, " The New York Times (March 15, 1982).

самых обычных харизматических групп, к числу которых отно­сятся религиозные и политические движения, группы саморазви­тия, целительства и духовного возрождения. Поэтому мы долж­ны глубоко исследовать феномен харизматических групп, а потом разобраться, какие факторы позволяют считать харизматическую группу деструктивной.

Изучая харизматические группы, мы попытаемся понять, по­чему люди примыкают к ним и в чем причины удивительных трансформаций, которые происходят с людьми, вступившими в такие группы. Возможно, мы сумеем ответить на вопросы: поче­му члены харизматических групп радикально меняют взгляды, образ жизни и совершают несвойственные им поступки, которые приводят в смятение всех, кто их знает? Почему они могут об­рить голову и отплясывать в скверах, превратиться в «наркома­нов групповых инсайтов» или с энтузиазмом продавать за гроши безделушки? Почему они могут отречься от семьи, внезапно уехать за тысячу километров, изменить имя, исчезнуть, а порой ради группы пойти на убийство или самоубийство?

Какими бы странными ни казались эти трансформации, они вполне объяснимы с точки зрения групповой динамики и соци­альной психологии. Психологи выделили ряд принципов, которые активно действуют во всех харизматических группах.

Все харизматические группы обладают высокой степенью сплоченности, жестко регулируют поведение членов при помощи коллективной системы убеждений и приписывают трансценден­тное начало лидеру группы и групповой миссии.

Все харизматические группы обладают поразительной способ­ностью оказывать влияние на образ мыслей своих последовате­лей, кардинально менять их систему ценностей, мировоззрение и поведение.

Но только деструктивные секты разрушают человеческую личность и все ее связи с внешним миром, применяя психологи­ческий контроль и технологии реформирования сознания.

Мы часто удивляемся поведению членов сект, продиктованно­му убеждениями, которые не совпадают с нашими собственны­ми. Мы считаем непонятным поведение бритоголовых кришнаитов, которые разгуливают по улицам в шафранных туниках, про­давая «Бхагавад-Гиту» и ароматические палочки. Мы не понима­ем членов сект, которые целыми днями торгуют мелочевкой. И в

этом нет ничего странного. Как только человек становится чле­ном секты, он принимает новую систему убеждений. Поскольку эта система убеждений ассоциируется с групповой сплоченнос­тью и определенной линией поведения, он перестает считать та­кое поведение необычным или неправильным, пусть даже оно шокирует окружающих.

Чтобы разобраться, проявляет ли харизматическая группа ха­рактерные качества деструктивной секты, не нужно лезть в ее теологию или идеологию. Нужно акцентировать внимание на том, чем занимается группа, а не на том, во что она верит. Необходимо анализировать, как общаются люди в данной группе и как происходит обмен информацией с внешним миром, а не оценивать «правильность» групповой веры, политических взгля­дов или интерпретации Библии. Глупо давать оценки с позиции «я прав, а ты не прав», считать априори правильными только наши взгляды и пытаться обратить «заблудших» в собственную веру. У каждого человека должна быть возможность самостоятельно ис­следовать разные точки зрения, думать, выбирать и создавать реальность в соответствии с его представлениями. Но право на веру и создание личного туннеля реальности не дает право исполь­зовать эту веру в разрушительных целях для прикрытия антигу­манной деятельности. Иначе группы феминисток давно бы обез­главили сильную половину человечества, а секты сатанистов открыто совершали бы ритуальные убийства людей.

Необходимо также обратить внимание, какими методами че­ловека затягивают в группу и удерживают в ней. Если в процес­се вербовки, на «вводных лекциях» и после вступления чело­века в группу к нему применяют техники психологического контроля, позволяющие заменить его «истинную» личность на «сектантскую», то есть все основания считать такую груп­пу деструктивной сектой.

В деструктивных сектах активно применяются техники моди­фикации поведения с внушением фобий и зависимостей. Рефор­мирование сознания происходит незаметно на основе провоциро-вания когнитивного диссонанса, гипнотического транса, внуше­ния, нейролингвистического рефрейминга, информационной пе­регрузки, сенсорной депривации, нейрологического переимпринтирования, тоталитарного контроля эмоций, поведения, мыслей и информации.

Глава 2

Об искателях Пути, Истины и Высшей реальности

... Что же касается любого учения, провозглаша­ющего Истину, то знай, что Истина невыразима.

«Алмазная сутра», 21.

Любое учение похоже на плот: с его помощью нужно перебираться на другую сторону реки, но это не значит, что его нужно повсюду таскать за собой.

«Мадждхима Никайя», 134-135.

Вас удручает хроническое безверие. Вы видите, что система общепринятых, экзистенциальных, принятых без доказательства, устойчивых и уютных представлений относительна и неполна, и в любой момент может рассыпаться, как карточный домик. Вы пытаетесь понять, как работает ваш мозг, создающий реальности и проецирующие иллюзии. Вы стремитесь вырваться за пределы этих реальностей и расширить сознание. Вы ищете Путь.

Незнание, догматичность убеждений и множественные иллю­зии (верования, страхи и космологические представления) явля­ются отражением культуры, в которую мы включены. Социокультурные убеждения и страхи создают барьер, за который мы не можем выйти, чтобы проверить, насколько они правильны. Так иллюзии остаются непроверенными и укрепляют страхи, которые их же и породили.

В целях выживания человек постоянно вводит себя в заблуж­дение, - создавая, поддерживая и укрепляя мир собственных ил­люзий. Тогда почему мы так боимся смерти, которая на деле про­сто означает потерю иллюзий?

Никто не хочет мириться с представлением, что жизнь - это миг между рождением и смертью. Должна же быть в жизни ка­кая-то цель! И пока мы не знаем этой цели, ее придумывают для нас пророки, предлагая веру в Своих Богов. Все религии и фило-

софские системы, в сущности, пытались решить главную пробле­му, занимавшую умы человечества, - проблему смерти. Западные религии обещают бессмертие в «небесном царстве», куда смогут попасть лишь официально признанные обществом праведники. Восточные религии, трезво понимая, что человеческая жизнь не­минуемо заканчивается болезнью, угасанием и смертью, предла­гают пассивное смирение и отрешенность.

Тимоти Лири считал любые представления (и основанные на них иллюзии) полезными, здоровыми и плодотворными, если они жизнеутверждающи. При введении в восприимчивый мозг они сплавляются с другими представлениями, идеями и мыслями, эволюционируют и становятся мощной программой выживания. Но если в программное обеспечение проникает мысль-вирус, «здо­ровые» представления перерождаются в «злокачественные». Сот­ни миллионов несчастных людей живут по таким вирусным про­граммам, как «избранный народ», «Христос - добрый пастырь», «первородный грех», «гнев Господний», «Аллах» и «царство не­бесное».

В туннеле реальности таких вирусов человек со слабым им­мунитетом и без внутренних ориентиров легко управляем и вну­шаем. Хочешь высшей реальности и высшей истины? Пожалуй­ста! Нужно только верить в иллюзию спасения... и не выходить за территорию, ограниченную духовными пастырями.

Жаждой бессмертия искусно манипулируют разные идеологи­ческие институты, навязывая собственные правила игры. По мне­нию Тимоти Лири, Бытие, первая глава иудейско-христианской Библии, откровенно излагает стратегию манипулирования псевдобессмертием, в которой добро и зло используются в качестве «вывески», прикрытия, абстракции и хитрого тактического хода. Как ни прискорбно, но любая монотеистическая религия по определению примитивна, поскольку создана для того, чтобы сфокусировать человеческое сознание на иерархии улья. Эта ре­лигия провозглашает, что есть лишь один Бог и лишь одна реаль­ность. Следовательно, существуют только две точки зрения: пра­вильная (и единственная), если она совпадает с точкой зрения власти улья, и еретическая, если она оппозиционна. Единствен­ное, что требуется, - это подчинение. Слово «ислам» означает «подчинение». Основная поза в христианстве - коленопреклоне­ние. Да будет воля Твоя!

Монотеизм не причиняет вреда законопослушным и религи­озно настроенным гражданам, которые страстно желают снять с себя бремя ответственности и переложить ее на плечи всемилос­тивого Бога. Но монотеизм наносит огромный вред тем, кто эво­люционирует дальше. Когда развитые личности совершают от­крытие, что «все едино», они начинают понимать, что «все реаль­ности, которые я ощущаю, создает мой мозг». Это открытие пу­гает, поскольку новоявленный обладатель многоуровневого тела и сознания должен принять на себя всю власть и ответственность, которые безраздельно принадлежали Богу.

Принцип соответствия не позволяет считать священные писа­ния лжеучениями, поскольку мы должны их толковать на трех уровнях: историческом, назидательном и духовном. Остается лишь одно: считать их ценными этологическими документами, помогающими определить эволюционную стадию развития обще­ства, в котором они создавались.

Есть лишь один Бог, который создает вселенную и делает тра­ву зеленой. Этот Бог - ваш мозг. Вы, как операторы собственного мозга, создаете модели вселенной и туннели реальности, метафо­ры восприятия и карты маршрутов, по которым хотите идти. Но мы упорно продолжаем считать божественное чем-то экзистен­циальным, чем-то фактическим существующим, пусть даже где-то там. Но, как сказал Джозеф Кэмпбелл: «Бог - это всего лишь наше представление, это наш символ неспостижимого и транс­цендентного».

Слепая вера в официально указанного и провозглашенного Бога не предполагает духовного развития, она сдерживает расши­рение сознания и грозит смертью разуму, потому что узко пони­маемый Бог всегда очерчивает территорию дозволенного. Стрем­ление к духовному развитию и конструированию иллюзий часто совпадает с задачами харизматических лидеров установить гос­подство над территориями и душами.

Когда человек перестает конструировать жизнеутверждающие илюзорные реальности в поисках лазеек для духовного выжива­ния, его духовные поиски могут оборваться в мрачных туннелях тоталитарных режимов, из которых, как потом выясняется, чело­век очень редко выбирается сам. Одним из таких тоталитарных туннелей реальности может стать харизматическая группа и дес­труктивная секта.

Глава 3

Что такое харизматическая группа

На протяжении истории человечества в разных уголках мира появлялись самые разные «пророки», обладавшие достаточной харизмой, чтобы привлечь к себе последователей. Что такое харизма? Во-первых, это редкое качество или умение общаться, приписываемое тем людям, которые демонстрируют исключитель­ную способность увлекать за собой толпу. Во-вторых, это божий дар или приобретенная в результате самообучения психическая способность вызывать чудесные изменения в человеческом пове­дении. Итак, чтобы «пророк» мог стать харизматическим лиде­ром, он должен обладать даром убеждения и способностью побу­дить людей к выполнению некой трансцендентной миссии, ис­пользуя все доступные ему средства (в том числе и телевидение). По мнению социолога Макса Уэбера, если харизматический лидер хочет достичь успеха и сохранить непререкаемый автори­тет на протяжении долгого периода времени, он должен создать упорядоченную социальную структуру и обслуживающую ее си­стему негласных законов.

Трансцендентность миссии типичной харизматической груп­пы отражается в ее обрядах и ритуалах, поэтому лидер должен создать базовые групповые традиции. Эти традиции, в которых лидер объявляется воплощением святости, предписывают груп­пе руководствоваться неким стандартом поведенческих норм, чтобы успешно выполнять групповую миссию. Эти нормы рас­пространяются на личную жизнь каждого члена группы и на со­вместную групповую деятельность. Любая социальная структу­ра жизнеспособна на протяжении длительного периода времени только тогда, когда она организована, создает новые инициативы, следит за соблюдением порядка и разрешает повседневные кон­фликты. Поэтому в харизматической группе необходимо создать административный аппарат и четко обозначить иерархию власти. В состав харизматической группы могут входить десятки, сот­ни и даже тысячи членов. Члены такой группы (а) коллективно разделяют определенную систему убеждений; (б) проявляют вы­сокий уровень социальной сплоченности; (в) придерживаются

строго установленных норм группового поведения; (^.приписы­вают харизматические (и даже божественные) качества лидеру группы и даже самой группе как социальному институту.

Несмотря на разницу в идеологии и ритуальном поведении, все харизматические группы объединяет одна общая черта, которая характеризует процесс вступления в группу и опыт членства. Ха­ризматические группы всегда возникают в тот период, когда об­щество с его традиционной системой ценностей не в состоянии решить серьезные социальные проблемы, которые встают перед личностью. Чаще всего люди вступают в харизматические груп­пы в период сильного стресса — когда испытывают хроническую неудовлетворенность, переживают кризис отношений или ощу­щают, что не могут себя реализовать. Харизматические группы обычно привлекают новых членов, создавая атмосферу безуслов­ной любви, признания и поддержки и предлагая особое мировоз­зрение, которое обещает решить все их экзистенциальные пробле­мы. Вступление в такую группу сопровождается сильными эмо­циональными переживаниями, глубокими изменениями в воспри­ятии и, как правило, приносит эмоциональное облегчение. Анти­стрессовое действие и улучшение общего эмоционального состо­яния позволяет новообращенному члену считать группу состоя­тельной, а ее миссию - великой.

Лидер группы воспринимается как авторитетная фигура, об­ладающая знанием и способная разрешить все проблемы чело­вечества. В процессе взаимодействия с последователями лидер группы сам начинает верить в то, что ему предназначена великая миссия спасения человечества, и любое действие оправдывает групповой философией трансцендентальность его миссии. Это по­зволяет ему предъявлять такие требования к последователям, ко­торые объективному постороннему наблюдателю кажутся проти­воправными и оскорбительными. Опираясь на догму или свод принципов, которые получены от лидера, группа с большой серь­езностью относится к решению повседневных задач и участию во внутригрупповых мероприятиях

Чем ближе завербованные в группу люди сходятся с осталь­ными членами группы и чем сильнее разделяют групповые цен­ности, тем благополучнее в эмоциональном плане себя чувству­ют; напротив, если они эмоционально отделяются от группы, то начинают испытывать глубокий эмоциональный стресс. Такие

эмоциональные «качели» укрепляют в них желание подчиниться групповым нормам, поскольку конформизм подспудно сопровож­дается улучшением их эмоционального состояния.

Групповые нормы поведения обычно регулируют все сферы жизнедеятельности последователей (включая сферы сексуальных наклонностей, общения и интеллектуальных стремлений). Эти стандарты поведения определяют, что «правильно» и «неправиль­но», допустимо или недопустимо, желательно или нежелательно. Поскольку во всех этих сферах последователи предпочитают дей­ствовать сообща, они не считают ни коллегами, ни друзьями по­сторонних людей, не принадлежащих к данной группе, и стара­ются держаться от них подальше. Каждый член группы постоян­но стремится добиваться все более высокого уровня признания группы и в полной мере соответствовать групповым ожиданиям.

Чтобы оставаться стабильной, харизматическая группа долж­на быть сплоченной социальной системой. В 1947 году Курт Ле­вин определил групповую сплоченность как «некое силовое поле, формирующее у участников чувство принадлежности к группе и желание в ней остаться». Сплоченность предполагает привлека­тельность группы для ее членов и глубокую взаимную симпатию между членами группы, которая укрепляет их связь друг с дру­гом и порождает доверие. Для сохранения доверия между члена­ми группы и их доброго отношения друг к другу нужно манипу­лировать их действиями, взглядами, и изгонять бунтарей, кото­рых делают козлами отпущения. Все действия членов группы внимательно отслеживаются гласно или негласно назначенными наблюдателями. Члены группы подчиняются групповым нормам, безотчетно опасаясь ухудшения эмоционального состояния и по­давленности, которые ассоциируются с сомнениями в истиннос­ти групповых ценностей. Фактически, основой групповой спло­ченности служит эмоциональный аспект в системе групповых межличностных отношений.

Информация из внешнего мира фальсифицируется и редакти­руется, а ее подача строго дозируется, чтобы как можно сильнее сгладить противоречия между взглядами группы и общества в целом. Чтобы предотвратить дестабилизацию и заручиться пре­данностью членов, группа может придерживаться взглядов, ко­торые не просто игнорируют реальность, но и противоречат боль­шинству общественных норм. Явным показателем того, что иде-

алы группы заслуживают доверия, служит приход новых членов, поэтому многие группы ведут политику агрессивной вербовки.

«Пограничный контроль», который практикуется группой, призван защитить ее от внешней агрессии. Группа вынуждена бороться, чтобы сохранить собственную целостность и обрести признание или, по крайней мере, заслужить к себе терпимое от­ношение со стороны общества в целом, ибо в группе обычно пред­ставлено небольшое и инакомыслящее меньшинство. Чтобы за­щитить членов от ассимиляции, в группе насаждается подозри­тельное отношение к обществу в целом, а также к его представи­телям, не разделяющим ценности группы. Собственно говоря, всех людей делят на последователей и «чужаков», причем последние не считаются полноценными людьми, а если так, то ради стабиль­ности группы как социальной системы их официально разреше­но обманывать и ими можно манипулировать.

Харизматические группы могут входить в конфликт с окружа­ющим обществом. Они пренебрегают интересами семей новооб­ращенных, придерживаются агрессивной и даже параноидальной политики в отношении посторонних людей, которые подозрева­ются в недружественном отношении к группе. Идеологические позиции группы идут вразрез с идеологией общей культуры. С одной стороны, они манипулируют эмоциональной потребностью последователей принадлежать к сплоченной социальной системе. А с другой - предлагают последователям довольно причудливую идеологию, позволяющую окружить группу психологической сте­ной. Таким образом лидеру удается создать закрытую систему. Эта система успешно затягивает членов в глубокую воронку социаль­ного контроля, который требует абсолютной преданности и отка­за от обычных социальных норм.

Исследуя поведение многих харизматических лидеров, психо­логам удалось выяснить, что, помимо харизмы, чаще всего они обладают незаурядным умом, находчивостью и предприимчиво­стью. Как правило, это ловкие, изобретательные, проницательные и образованные люди. Среди лидеров или в руководстве многих современных сект есть бывшие военные психологи, которые в свое время занимались разработкой психологических приемов ведения войны и прекрасно освоили техники воздействия на че­ловеческое сознание. Многие лидеры стремятся управлять людь­ми так, чтобы они не подозревали, что ими управляют. Они уме-

ло внушают последователям веру в собственное могущество и контролируют их поведение через эту веру. Чаще всего они ощу­щают собственную неполноценность, и поэтому отчаянно цепля­ются за возможность утвердиться за чужой счет. Демонстрируя внешнюю власть над людьми, они отвлекаются от глубокого внут­реннего конфликта.

Дальнейшее развитие харизматических групп, как правило, происходит по одному из следующих сценариев. Они могут стать бюрократическими организациями, когда харизма лидера-осно­вателя приписывается иерархическому руководству группы. Они могут ассимилировать в общество, если руководство не придер­живается тактики самозащиты и изоляции. Они могут войти в прямой конфликт с обществом из-за идеологических разногласий и агрессивной позиции с обеих сторон, что потенциально может привести к преступной деятельности группы. Во избежание не­гативных последствий эти группы могут переселяться в отдален­ные места.

Глава 4

Что такое деструктивная секта

Не играйте с масками реальности, пока не научились обращаться с реальностью масок.

Р. А. Уилсон

Заглянув в толковый словарь, можно узнать, что «секта» - это религиозная община, или группа, отколовшаяся от господствую­щей церкви и отправляющая специфический культ, а «культ» - это религиозное служение божеству и связанные с этим обряды, то есть некая религиозная практика поклонения и обожествления. Секты как общины, более или менее радикально порвавшие с официальными, или государственными, церквями, весьма часто расходятся с ними не только в метафизических, но и в этических вопросах. Везде, где в той или иной форме существует официаль­ная религия или в основу государственных (общественных) от­ношений положены определенные этические принципы, этика неотделима от политики. Поэтому секты часто бывают оппози­ционны не только по отношению к церкви, но и по отношению к государственному и социальному порядку. В том же толковом словаре читаем, что сектой может называться и вполне светская группа лиц со своим собственным культом. Согласно второму определению, «секта» - это узкий круг людей, которые обособи­лись от общества и замкнулись на узком круге интересов, покло­няясь определенной эстетической или интеллектуальной програм­ме, тенденции или харизматической личности.

Итак, секта - это группа, которая характеризуется специфи­ческим ритуалом поклонения богу или личности, изоляцией от «враждебной» социальной среды и наличием харизматического лидера.

Хотя странные убеждения и ритуалы секты еще не свидетель­ствуют о ее деструктивном характере, в современном мире слово «секта» приобрело крайне негативный оттенок и ассоциируется

с опасной группой людей, возглавляемой «пророком», психопа­том, шарлатаном, или бандитом.

Как уже говорилось, в деструктивных сектах к последовате­лям систематически применяются современные методы психоло­гической обработки и приемы воздействия на сознание, активно используются техники модификации поведения, эксплуатирует­ся внутренне присущий человеку групповой конформизм и под­сознательная потребность подчиняться авторитету. Кроме того, в деструктивных сектах широко практикуется обман, фальсифика­ция и запугивание. Это позволяет поэтапно разрушить личность и, манипулируя мыслями, чувствами и поведением последовате­лей, реформировать их сознание. В деструктивной секте наруша­ются права человека. Активно воздействуя на сознание и подсоз­нание людей с помощью ряда специальных техник, о которых мы будем подробно рассказывать, им прививаются фобии и зависи­мости, лишающие последователей возможности покинуть секту.

На сегодняшний день существует множество техник воздей­ствия на нервную систему и мозг человека, то есть на человечес­кую нейрологию.

Все, что человек думает, помнит, осознает, чувствует и уз­нает, — это результат деятельности мозга. Каждый человек обу­чается и чувствует по-своему, потому что в процессе развития нервной системы в его памяти запечатлевается определенная информация (импринт). Каждый импринт определяет позитив­ный или негативный фокус для последующего формирования ус­ловных рефлексов (обусловливания). Именно импринты и услов­ные рефлексы определяют, как человек воспринимает реальность. С помощью специальных техник человека можно ввести в состо­яние так называемой импринтной уязвимости, когда он стано­вится повышенно внушаемым, и полностью его перепрограмми­ровать. Создавая новые импринты и новые условные рефлексы, можно изменить систему представлений, сознание, восприятие реальности и модели мышления. Мозг как бы «переключается» и начинает работать иначе. Сознание человека изменяется и че­ловек воспринимает лишь ту реальность, которую ему навяза­ли. Начинается процесс автоматической фильтрации: сигналы, которые не вписываются в его новый туннель реальности, экра­нируются, а информация, которая хорошо увязывается с навя­занной ему системой представлений, воспринимается как един-

ственно верная. Применяя к людям методы нейрологического воздействия, секта «стирает» истинную личность и создает «новую» с «новым» сознанием. *

Когда человек долгое время живет в «искусственной» реаль­ности деструктивной секты, он теряет индивидуальность и жи­вет в скорлупе «искусственной» личности, созданной сектой. Каждая личность характеризуется определенным набором убеж­дений, моделей поведения, стилем мышления и эмоциональны­ми реакциями. В условиях психологической обработки и колос­сального социального воздействия реальная личность человека, сформированная родителями, воспитанием, образованием, дру­зьями и его свободой выбора, насильно подменяется новой сек­тантской личностью. Человека погружают в такую социальную среду, где он вынужден отказаться от прежнего «Я». Чтобы фун­кционировать в новой групповой реальности, он должен принять новый облик, который одобряется группой. Любая реальность, которая может напомнить ему о его прежней личности и вернуть прежнее представление о себе, искусственно устраняется. Даже если поначалу человек умышленно подыгрывает окружению, что­бы остаться в группе, со временем он неизбежно пропитывается тоталитарной идеологией, которая меняет его предыдущую сис­тему представлений. Такой процесс изменения можно запустить в течение нескольких часов, но для его стабилизации, как прави­ло, необходимо несколько недель. Любая тоталитарная система, и, в частности, деструктивная секта, стремится разрушить инди­видуальную целостность человека и его самостоятельность в при­нятии решений.

Конституция гарантирует права на свободу совести и вероис­поведания, на личные и гражданские свободы. Группа людей об­ладает правами на свободу религиозного сознания и беспрепят­ственное отправление обрядов, какими бы странными они ни ка­зались обществу. Если люди хотят верить в то, что Махараджи Джи, Виссарион, Мария Дэви Христос, Элизабет Профет, Сан Мюн Мун, Махариши Махеш, Ошо, Джим Джонс, Чарльз Мэн-сон или Дэвид Кореш - мессия, это их право. Но (и это главное!) никто не имеет права вводить в их подсознание деструктивные установки, внушая веру в то, что указанный господин (или гос-

* Т. Лири, «Семь языков Бога». 26

пожа) - мессия. Никто не имеет права посягать на их свободы и деструктивно воздействовать на их личность с помощью психо­логического программирования и техник манипуляции сознанием.

После окончания второй мировой войны спецслужбы всего мира активно приступили к экспериментам в области нейропрограммирования личности и направленного изменения группового и индивидуального сознания. По признанию ЦРУ, уже в начале пятидесятых годов проводились секретные эксперименты под кодовым названием MK-ULTRA по исследованию влияния пси­ходеликов, наркотиков, электрошока и гипнотических техник на человеческую психику.

Особый вклад в психологию внесли работы Курта Левина, который эмигрировал из нацистской Германии в США. Левин заложил основы такого направления, как групповая динамика, и занимался активным ее исследованием, ибо справедливо полагал, что основные изменения личности происходят не в индивидуаль­ном, а групповом контексте. Он считал группу динамическим целым «со свойствами, отличными от свойств ее слагаемых или суммы этих слагаемых».

В шестидесятые годы в гарвардском университете под руко­водством проф. Тимоти Лири, одного из создателей теории трансакционного анализа и концепции групповой терапии, про­водились исследования в области модификации поведения. Еще до войны Адлер говорил о значении социального окружения для личности и о том, что группа позволяет сформировать и модифи­цировать взгляды и суждения личностей, которые переживают кризис ценностей и целей. Но проф. Лири исходил из предполо­жения, что мозг - это биохимическая электрическая система, ко­торая обладает способностью воспринимать и конструировать разные реальности! Чтобы изменить сознание, нужно найти и грамотно использовать специальный «ключ». Этот ключ «откры­вает» нервную систему для исследования, а мозг для перепрог­раммирования. Он избавляет от обусловленности восприятия, помогает активизировать новые контуры нервной системы и рас­ширяет сознание. Справедливость теории проверялась в серии экспериментов по психологической реабилитации и изменению поведения заключенных. Именно Тимоти Лири был автором при­зыва «turn on, tune in, drop out», который переводится как «вклю­чись, настройся, отстранись». «Включись» - активизируй свои

нервные способности и генетические задатки, «настройся»—гар­монично взаимодействуй с окружающим тебя миром, а «отстра­нись» - активно, избирательно и тонко «отслаивай» рефлектор­ные и подсознательные убеждения.

В конце шестидесятых психологи проявили интерес к возмож­ности модификации поведения отдельных личностей и групп при проведении сеансов групповой психотерапии, основанных на методе свободных дискуссий. Групповая дискуссия, роль которой экспериментально и последовательно исследовалась все тем же Куртом Левином, позволяла столкнуть оппозиционные мнения, помогая участникам увидеть разные стороны проблемы, и умень­шала их сопротивление новой информации. Экспериментальные техники, которые разрабатывались из лучших побуждений, были призваны заставить людей отказаться от привычных схем пове­дения и мышления, развивать потенциальные возможности, скры­тые резервы и выводить на уровень самоактуализации. На таких сеансах людей побуждали «раскрепощаться», избавляться от ком­плексов, рассказывать группе о самых интимных личных пробле­мах. Широкое распространение получила психотехника, в которой члена группы усаживали в центр круга, а каждый из присутству­ющих по очереди указывал ему на его недостатки и проблемы. Нет необходимости говорить, что без консультации опытного пси­хотерапевта такая техника может глубоко травмировать челове­ческую психику и спровоцировать тяжелые психологические про­блемы.

Кроме того, в результате развития системы нейролингвистического программирования (НЛП) большое количество людей познакомилось с техниками погружения в гипнотический транс, не имея ни малейшего представления об этической стороне рабо­ты с подсознанием. Ричард Бэндлер и Джон Гриндер, создатели модели НЛП, активно популяризировали эту технологию в каче­стве инструмента для расширения человеческих способностей. Эта модель была построена на основе модели стратегической психотерапии Мильтона Эриксона, в которой широко использо­вались трансовые и гипнотические состояния. Феномен гипноти­ческого транса (или эриксонианского гипноза) вызывал изменен­ное состояние сознания, в котором человек становился повышенно внушаемым и получал установки, вызывающие изменения его личности.

г

Если вначале групповые и индивидуальные методики испы­тывались только на добровольцах, многие из которых, кстати, положительно оценили этот опыт, то со временем некоторые тех­ники просочились в массовую культуру и популярную психоло­гию, став общедоступными. Их бесконтрольно применяли разные люди в самых разных целях. С помощью этих техник недобросо­вестные «гуру», жаждавшие богатства и власти, научились мани­пулировать последователями. Лидеры самых разных сект начали понимать, какие преимущества сулит использование новых ме­тодик воздействия на личность. Начала развиваться так называе­мая технология «культового менеджмента», на базе которой фор­мировались современные деструктивные секты нового типа. В таких сектах к последователям применяется комплекс психоло­гических мероприятий, позволяющих поддерживать у них опре­деленное состояние сознания, формировать у них настройку на новый, культовый туннель реальности, а также полностью конт­ролировать их эмоции, мысли, поведение, деятельность и связи с внешним миром.

В России и Украине разгул деятельности деструктивных сект начался в начале девяностых, когда пал тоталитарный режим и охранявший его «железный занавес». Именно тогда население лишилось пропагандистской идеологии, которая активно форми­ровала общественное сознание и общественный туннель реаль­ности на протяжении последних семидесяти лет. Тогда же был расформирован специальный отдел КГБ, который занимался про­блемами психологического и религиозного терроризма и контро­лировал духовные потребности сограждан. Свято место пусто не бывает, и территорию России и Украины наводнили новые идео­логи местного и заморского происхождения. Толпы на стадионах рукоплескали евангелистам и иеговистам, вступали в «Аум Син-рике», объединялись вокруг Марии Дэви Христос, ехали в сибир­скую тайгу за «последнезаветчиком»-Виссарионом, превозноси­ли дианетиков-сайентологов, обретали «сознание» Кришны», ста­новились крестоносцами-мунистами, слушали речи американских телевизионных проповедников и зачитывались откровениями в переводных книгах «божественной дуады» Профетов. Все эти «пророки» новой эпохи успешно «ловили души» неопытных со­граждан, рекламируя и тиражируя простые рецепты выживания, которые оказались весьма востребованными.

Новоявленные мессии продавали карты «новой реальности» с «маршрутами» самореализации и достижения гармонии, причем все пути однозначно вели к просветлению и спасению.

В США секты и «новые религиозные движения» расцвели пышным цветом во время культурной революции шестидесятых. Миллионы молодых людей, к которым примкнули и некоторые не догматически настроенные представители старшего поколения, оказались в этическом вакууме. Заполнять этот вакуум ринулись духовные «пастыри» и морализирующие мафиози - так называе­мые ловцы человеческих душ. Появился телевизионный евангелизм, популяризированный буддизм и хипповый индуизм. Пес­симистические, полные ностальгии верования намеренно гасили взрывную волну расширения сознания, сопровождавшую десяти­летие культурной революции. Дивергенция, индивидуализм и уто­пический оптимизм шестидесятых были насильственно уничто­жены. Духовный бандитизм приобрел масштабы настоящей эпи­демии, а Америка превратилась в дикий «духовный» Запад. За власть над душами жестоко конкурировали лидеры религиозных банд и идейно вооруженные пророки. Откуда-то всплыли гуру и свами, мастера и учителя, наставники и пророки, живые боги и богини. Но о реальном существовании деструктивных сект и об опасности, которую они представляют для личности, население Америки узнало только в семидесятые.

«Знакомство» произошло благодаря средствам массовой ин­формации, которые забили тревогу и тем самым привлекли вни­мание общественности к этому феномену. Сначала Америку по­трясло известие о похищении Патти Херст, дочери магната Уиль­яма Рэндольфа Херста III, которая вдруг стала «Таней» и членом Симбионской Армии Освобождения - левоэкстремистской тер­рористической группировки. Потом стало известно о массовом суициде членов секты «Народный храм» в Джонстауне. Это зас­тавило общество взглянуть на секты другими глазами. Над «пре­столом» лидера «Народного храма» Джонса висел плакат с лозун­гом: «К тому, кто не помнит прошлого, оно приходит снова и сно­ва». Хотя никто не знает, почему Джонс выбрал в качестве девиза именно это высказывание Джорджа Сантаяны, полезно задуматься о смысле этой фразы применительно к современным деструктив­ным сектам.

Глава 5

Не только религия

Хотя массовый суицид в Джонстауне потряс мир, в конце се­мидесятых мало кто понимал, что такое деструктивные секты и какую роль в разыгравшейся трагедии играл психологический контроль и манипуляция индивидуальным и групповым сознани­ем. А тем временем количество деструктивных сект и их членов продолжало непрерывно увеличиваться. На сегодняшний день существуют не только религиозные секты, но и секты, деятель­ность которых связана с политикой, психотерапией и коммерци­ей. Во всех этих сектах применяется психологическая обработка и контроль сознания, поэтому они попадают под определение деструктивных сект.

Наиболее известны и многочисленны религиозные секты, в основу вероучения которых положена некая религиозная или ок­культная догма. Она может быть взята из Библии, синтезирована из восточных религий, заимствована из оккультных учений или же создана лидером секты. Такие секты создаются «живым бо­гом» или его непосредственным «пророком», на которого снизош­ло «божественное откровение». На основе полученного «откро­вения» он начинает по-своему интерпретировать «Божью волю», а любая аргументированная критика не только не способна обра­зумить «пророка», но, напротив, объявляется происками Сатаны. Иногда эти «живые боги» и «пророки» страдают психическими отклонениями и искренне верят в реальность собственных виде­ний и галлюцинаций, которые описаны в любом учебнике по пси­хиатрии. Как писал Уильям Джеймс, материалистическая меди­цина «приканчивает святого Павла, называя его эпилептиком, а видения по дороге в Дамаск - поражением нервного центра заты­лочного отдела коры головного мозга, вызывающим внезапное образование двигательных импульсов, объявляет святую Терезу Авилльскую истеричкой, а святого Франциска Ассизского — на­следственным дегенератом». Впрочем, давайте вспомним, что мнение психиатров - лишь одно из многих других мнений, и не стоит относиться к нему как к истине в последней инстанции.

Самозваные «пророки» всегда заявляют, что посланы на землю с «особой» духовной миссией. Мы не знаем, что в действительно­сти побуждает «пророков» заняться активной харизматической деятельностью: то ли искренняя и фанатичная вера в собствен­ную пророческую миссию, то ли гордое прельщение и ложный духовный опыт, то ли желание удовлетворить личные амбиции и обогатиться. Но даже невооруженным глазом можно увидеть, насколько немощен их дух и слаба плоть.

О привязанности к «грубому материальному миру» этих «про­роков» свидетельствует их роскошный образ жизни, недвижи­мость, в которую они вкладывают миллионы долларов и крупные предприятия, чьи акции они активно скупают.

Например, автопарк известного «динамического коммунара» Ошо состоял из девяноста двух роллс-ройсов, а доход его коммуны в Орегоне составлял более 100 млн. долларов. На счетах финансовой империи «преподобного» Сан Мюн Муна, в состав которой входила транснациональная промышленная компания, тысячи гектаров земельной собственности и недвижимость на всех широтах планеты, завод по производству оружия в Южной Корее, две влиятельные американские газеты «Нью-Йорк трибюн»! и «Вашингтон тайме», хранилось более миллиарда долларов. Как выяснилось, организация Муна была основной силой, поддерживавшей деньгами и оружием силы «контрас» в Никарагуа. Мун вложил от семидесяти до ста миллионов долларов в экономику Уругвая, возможно, планируя превратить эту страну в первое культовое теократическое государство, откуда он начал бы двигаться к провозглашенной им цели: «завоевать и подчинить весь мир».

«Религиозные» деструктивные секты бывают «библейскими»

и «сатанистскими». В последние годы СМИ привлекают внимание общественности к деятельности групп сатанистов, в которые

активно затягивают подростков. Впечатлительные и жадно вое- f

принимающие все новое и необычное молодые ребята, поклон- '•.

ники «тяжелого рока», фильмов ужасов и научной фантастики, |

пытаются найти свое место в жизни. В поисках силы и самоут- I

верждения они попадают в секты, которые служат дьяволу, наде- |

ясь обрести в них власть и могущество. I

Чаще всего их затягивают в секту обманом, например, пригла- |

шают на специально организованные вечеринки, где угощают гал- |

люциногенными наркотиками, которые делают их более внушае- I

32 1

мыми и уступчивыми при прохождении сексуальных обрядов по­священия в сатанисты.

Шаг за шагом вербовщик обретает власть над вербуемым, вти­раясь к нему в доверие и проверяя его лояльность. Только когда подросток считается «подготовленным», его непосредственно знакомят с ритуалами поклонения Сатане. На этом этапе он уже не может уйти, так как принимал участие во многих противоза­конных действиях, то есть слишком много видел и знает. А если он был свидетелем или участником ритуала человеческого жерт­воприношения, то даже если он сбежит, группа его найдет и убь­ет.

Часто в сводках международных новостей фигурируют так называемые «экстремистские организации». В сущности, это са­мые настоящие политико-террористические секты. Большинство людей даже не догадывается, какими изощренными методами туда вербуют людей и под каким нейрологическим контролем находят­ся их члены, что, собственно говоря, и отличает такие группы от групп обычных фанатиков-фундаменталистов. Эти группы фор­мируются на основе определенной политической догмы. Группа «Арийская Нация» муштрует бойцов в учебных «лагерях выжи­вания», поддерживая доктрину превосходства белого большинства и планируя в перспективе захватить власть в США. Группа «Мув» была обстреляна гранатами со слезоточивым газом полицией Филадельфии после того, как в ее «закромах» обнаружили огром­ный арсенал оружия.

Ранним мартовским утром 1995 года 10 членов секты «Аум Сенрикё» принесли на станцию токийского метро пластиковые пакеты с отравляющим газом зарин, который впервые синтези­ровали немецкие ученые в нацистской Германии. [Зарин поража­ет центральную нервную систему и даже в малых дозах смерте­лен для человека.]

В результате газовой атаки двенадцать человек погибло, а множество людей временно ослепло и было парализовано. Во время обыска на тайных складах секты полиция обнаружила пять­сот металлических барабанов, в которых хранился цианид натрия, как известно, смертельный яд. В процессе расследования деятель­ности «Аум Сенрикё» выяснилось, что секте принадлежат огром­ные арсеналы различного оружия и компьютерные лаборатории с дистанционно управляемой аппаратурой для автоматического

^' - Деструктивные психотехники

запечатывания ядовитого содержимого в пластиковые мешки. Секта завербовала массу выпускников университетов, которые занимались исследованиями и разработками биологического ору­жия. Полиция обнаружила следы выращивания различных вирус­ных культур. «Аум» управляла тремя компаниями по закупке хи­мического сырья. Находясь в Москве, руководство секты прояв­ляло интерес к приобретению ядерного оружия. Есть также дан­ные о том, что «Аум» купила крупный российский вертолет и приценивалась к российским танкам, подводным лодкам и воен­ным самолетам.

Существует множество психотерапевтических и «просвети­тельских» сект, называющих себя школами, движениями и фон­дами. Семинары и конференции они, как правило, проводят в актовых залах дворцов молодежи, университетов или залах для деловых встреч фешенебельных отелей. Участие в таких семина­рах, обещающих «инсайты» и «просветления», может быть бес­платным, проводиться за символическую плату или же стоить сотни долларов. Такие секты активно используют техники мани­пуляции сознанием и психологического программирования, бла­годаря чему участники переживают «пиковые» ощущения. Боль­шинство участников н

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.