Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Контролирующие материалы фонда






 

Как отмечалось выше, фонд оценочных средств содержит различные контролирующие материалы, образующие банк контрольных средств, который снабжается методическими указаниями по его использованию и критериями формирования оценок.

 

4.1.Контроль: виды и определения

 

«Чтобы иметь понятие об успехах учения, должны быть установлены экзамены, ежемесячные и полугодовые; ежемесячные должны производиться в присутствии Государыни императрицы; полугодовые, если возможно в присутствии самого Государя императора».

В.А. Жуковский,

1826 год.

Кто должен разрабатывать контролирующие материалы и процедуру контроля, кто должен их признать?

Ответ на этот вопрос может быть более кратким: разрабатывать контролирующие материалы и процедуру контроля должен преподаватель, составляющий рабочую программу, учебной дисциплины и ознакомившийся с действующими в университете технологиями контроля.

Признать систему контроля по дисциплине должны выпускающие кафедры направлений или специальностей и деканат как контролирующая сторона.

Несколько проблем технологии контроля, используемой в ТПУ, описывает А.В. Шмойлов.

«В настоящее время почти повсеместно существует практика чтения дисциплины и приема экзамена одним и тем же преподавателем, что вряд ли может быть признано объективным, а в ряде случаев с учетом существующей социально-экономической и морально-этической ситуации такая практика является порочной.

В ТПУ имеет место многократный прием экзаменов в течение короткого времени. Когда студенту дают разрешение через 3-5 дней сдать повторный экзамен, то делаются две непоправимые ошибки: унижают преподавателя, как эксперта, сомнением в объективности оценки и поощряют безответственность студента не готовиться к экзаменам, апеллируя каждый раз к обстоятельствам, которые, как правило, изобретаются на ходу или подтасовываются.

Опыт показывает, что требования на повторных экзаменах ниже, преподаватель стремиться выполнить заказ деканата или заведующего кафедрой.

Цивилизованная практика в таких случаях определяется логикой: если неудовлетворительная оценка на экзамене выставлена объективно, то следует пройти снова курс обучения дисциплине и в очередную экзаменационную сессию претендовать на сдачу экзамена».

Как известно новое – это хорошо забытое старое. Так, например, раскрываем «Правила прохождения учебного курса в Томском технологическом институте императора Николая II» за 1914 год [58]. Читаем: «по обязательным предметам студенты после прослушивания лекций, сдают экзамены, для которых назначаются сроки: 1) от 1-го по 10 сентября, 2) от 15-го по 21 декабря, 3) от 7-го по 14 января, 4) от 1-го по 25 мая. Студент, получивший на экзамене неудовлетворительный балл, может подвергнуться по этому предмету повторному экзамену в ближайший из указанных сроков. Такое повторное испытание допускается не более двух раз. В случае, если на втором повторном испытании студент не обнаруживает удовлетворительных познаний, он увольняется из института».

Обратим внимание на отсутствие любимых в современных положениях слов «в исключительных случаях», открывающих неограниченный во времени цикл испытаний студента. Обратим также внимание, что параграф 4 Правил работает по одному предмету! Очень интересно также и то, что повторный прием экзамена по предмету осуществляется не в какой-то удобный для студента срок, а в установленные сроки, да еще при условии, что запись на испытания еще не закончена.

Другая проблема, и не только ТПУ, связана со шкалой оценок знаний. В нашем образовании, видимо, существуют какие-то инструкции с критериями оценок, но, кажется, никто из преподавателей этих критериев не знает. Или делает вид, что не знает.

Может быть, вернемся к критериям, высочайше утвержденным в декабре 1834 года в документе «Положение для постоянного определения: или оценки успехов в науках»?

Вот что в нем говорилось:

«1-я ступень (единица) – успехи слабые. Ученик едва прикоснулся к науке, по действительному ли недостатку природных способностей, требуемых для успехов в оной, – или потому, что совершенно не радел при наклонности к чему-либо иному.

2-я ступень (двойка) – успехи посредственные. Ученик знает некоторые отрывки из преподанной науки; но и те присвоил одной памятью. Он не проник в ее основание и связь частей, составляющих полное целое. Посредственность сия, может быть, происходит по некоторой слабости природных способностей, особенно от слабости того самомышления, которого он не мог заменить трудом или постоянным упражнением. Отличные дарования, при легкомыслии и праздности, влекут за собою те же последствия».

По большому счету дальше продолжать не надо, так как другие оценки по этой шкале зарабатывают лишь немногие из современных студентов. Есть о чем задуматься. И тут виноваты не только студенты.

Но вернемся к контролю. В ТПУ упоминаются и регламентируются такие виды контроля учебной деятельности студента:

- вступительные испытания;

- входной контроль;

- текущий (внутри семестровый контроль);

- семестровые испытания;

- контроль остаточных знаний;

- итоговый контроль: Государственные экзамены, ВКР.

 

4.1.1. Вступительные испытания

Имеют целью выявление лиц, способных освоить образовательную программу, для обучения на которой они претендуют. Правила и критерии отбора устанавливаются ежегодно Приемной комиссией ТПУ.

Для преподавателя, разрабатывающего контролирующие материалы дисциплины, участие в содержании, структуре и технологии проведения этих испытаний опосредовано. Его мнение о личностных качествах поступающих абитуриентов может быть использовано выпускающей кафедрой при формировании специальных тестов и вопросов при собеседовании с абитуриентами.


4.1.2. Входной контроль

 

Проводится с целью выявления реальной готовности студентов к освоению данной дисциплины за счет знаний, умений и компетенций, сформированных на дисциплинах пререквизитах. Контроль также используется для формирования корректирующих мероприятий процесса обучения таких дисциплин.

Разрабатывается при подготовке рабочей программы учебной дисциплины. В нем используются или разработанные Вами контролирующие материалы, или материалы, полученные из УМО направления.

 

4.1.3. Текущий (внутри семестровый контроль)

 

Осуществляется с целью определения качества проведения образовательных услуг по дисциплине, для оценки степени достижения студентами состояния, определяемого целевыми установками дисциплины, а также для формирования корректирующих мероприятий.

Текущий контроль осуществляется в виде непрерывного и промежуточного (рубежного) контролей. Непрерывный контроль заключается в проверке подготовки студентов к занятиям разного вида, к оценке знаний и умений, формируемых у студентов на занятиях, при проектировании и в других видах самостоятельной работы студентов.

Промежуточный (рубежный) контроль осуществляется по разделам (модулям) дисциплины в соответствии с рейтинг-планом.

 

4.1.4. Семестровые испытания

Предполагают на основе оценки уровня знаний, умений и компетенций, полученных обучающимися в течение семестра (семестров), установление качества проведенных образовательных услуг и определения соответствия приобретенных личностных и профессиональных качеств студента целевым установкам дисциплины.

Проектируются или преподавателем, ведущим данную дисциплину, или внешним аудитором на основе или предоставленных преподавателем, или собственных контролирующих материалов, или контролирующих материалов УМО направлений.

 

4.1.5. Контроль остаточных знаний, умений

и компетенций

Проводится с целью проверки наличия у студентов долговременно сохраняющихся элементов их профессиональных и личностных качеств. Оптимальный способ реализации – проведение контроля остаточных знаний, умений и компетенций студента во время проведения Государственных экзаменов при итоговой аттестации. Результаты такого контроля также должны быть использованы для формирования корректирующих мероприятий с целью поддержания требуемого качества образовательных услуг по дисциплине. Материалы по контролю остаточных знаний готовятся преподавателем дисциплины с учетом целевых установок проведения Государственного экзамена, выработанных на выпускающей кафедре.

 

4.1.6. Государственные экзамены

 

Проводится по окончании обучения по профессионально-образовательной программе в виде Государственных экзаменов и защиты ВКР.

Целью итоговой аттестации является определение уровня подготовки выпускника в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и ОС ТПУ данного направления и формирование корректирующих мероприятий для приведения в соответствие процесса предоставления образовательных услуг.

Контролирующие материалы в зависимости от формы проведения Государственного экзамена обычно представлены или вариантами тестов, вопросов и т.п. по дисциплине из банка контролирующих материалов, или системными и профессиональными задачами, в ходе решения которых необходимо продемонстрировать профессиональные знания, умения и компетенции, сформированные в ходе обучения дисциплине.

Если используется второй подход, то возможны варианты.

Один из них предполагает, что выносятся типовые (универсальные) системы взаимодействия для данной предметной области, при изучении которых находят место их физические, математические, экономические, социальные и т.п. закономерности. Например, можно использовать универсальную систему, представленную на рисунке. 5.

 

Рисунок 5. Структурная схема испытательного эскперимента:

ПК (МП) – персональный компьютер (микропроцессор),

ФИ – функциональный источник воздействия на объект,

ОИ – объект исследования,

УИ (КД) – устройство измерения, контроля и диагностики.

 

 

Такая структурная схема позволяет унифицировать задачи и контрольные вопросы различных дисциплин учебного плана.

Другой вариант концептуально близок варианту, приведенному выше. Он предполагает наиболее щадящий режим для выпускника. При использовании этого подхода профессиональная задача определяется темой выпускной квалификационной работы выпускника, в которой обязательно востребованы профессиональные аспекты различных дисциплин.

В заключение отметим еще один важный момент, требующий дополнительной проработки при организации государственных экзаменов и сильно влияющий на контролирующие средства дисциплин, которые могут войти в экзамен.

Он возникает в связи с тем, что второе поколение ГОС ВПО и третье поколение ФГОС ВПО предполагает наличие нескольких экзаменов после завершения соответствующих подготовок выпускника.

Необходимо на выпускающей кафедре сформулировать соответствующие целевые установки на проведение этих экзаменов, учитывающие сходства и различия программ подготовки выпускников различных ступеней. Эти установки необходимо использовать преподавателю при составлении контролирующих материалов дисциплины, если она вынесена на Государственные экзамены.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.