Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Инновационное образование






 

Если наши студенты не могут конкурировать сегодня, как наши компании будут конкурировать завтра?

Джон Эйкерс,

бывший президент IBM

Общеизвестно, что внедрение в технических университетах в классическое академическое образование элементов инновационного образования обусловлено развитием постиндустриального общества.

В этих условиях при проектировании большой системы, обеспечивающей инновационное образование, информация, необходимая для ее разработки, не сосредоточена у одного индивидуума, а рассеяна среди множества людей и по многим публикациям. Часть этой информации можно получить только с помощью специально поставленных научно-исследовательских работ. Часть же сведений, без которых нельзя обойтись при разработке новой системы, содержится в знаниях и опыте людей, непосредственно заинтересованных в том, чтобы противодействовать любым сколько-нибудь значительным изменениям существующего положения.

Проблемы усугубляются также стремительным развитием нового сектора экономики – инновационной экономики, основанной на знании.

В этих условиях [32] постепенно формировался отказ от ранее существующей парадигмы «образование для себя» и информирующего образования к «образованию для других», образованию, нацеленному на достижение конкретных практических результатов в достижении групповых целей создания новшеств, воплощенных в рыночных продуктах – инновациях.

Главным действующим субъектом в новом мире становятся «организации» (объединения), группы узких специалистов («творцов и организаторов») разных профилей, объединенных единой целью создания полезного нового [33]. Проектирование такого нового в сфере образования должно быть направлено не только на разрабатываемую систему, но все больше на те изменения, которые должны претерпеть потребители и общество в целом в ходе внедрения новых подходов.

 

2.6.1. Понятие «инновация»

 

Материал из Википедии – свободной энциклопедии (https://ru.vikipedia.org) дает следующие определения понятия «инновация»:

- процесс улучшения путем внесения, каких–либо новшеств;

- акт введения чего–либо нового: что–то вновь введенное;

- новая идея, метод или устройство;

- успешное использование новых идей;

- изменение, которое создает новые аспекты в деятельности;

- целенаправленное изменение экономического или социального потенциала предприятия;

- творческая идея, которая была осуществлена;

- нововведение, преобразование в экономической, технической, социальной или иных областях, связанное с новыми идеями, изобретениями, открытиями.

Инновационный процесс может быть определен как процесс последовательного превращения идеи в товар через этапы фундаментальных или прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства и сбыта, приносящего прибыль.

 

 

2.6.2. Педагогическая инноватика

 

«Инновационное обучение создает новый тип учебно-воспитательного процесса раскрепощающий личность учителя и ученика…Ведущая роль на этапах учения принадлежит творческим и продуктивным задачам. Решение их в сотрудничестве с учителем изменяет психологическую структуру в целом и формирует способность к партнерству со сверстниками и со старшими и выступает как показатель высшей формы самоорганизации»

В. Петров [41].

Педагогическая инноватика – это сфера науки, изучающая новые технологии, процессы развития школы, новую практику образования.

Как известно, главной целью системы образования в настоящее время является подготовка специалистов, научных и научно–педагогических кадров с развитым инновационным мышлением на уровне мировых компетентностных требований.

Инновационное мышление – умение анализировать любые проблемы, устанавливать системные связи, в том числе междисциплинарные, выявлять противоречия, находить рациональные решения в быстроизменяющейся обстановке, реализовывать их во вновь созданной сети людей, идей и объектов, осуществлять успешное продвижение инноваций в условиях рыночных отношений.

Формирование у студентов и будущих специалистов инновационного мышления обычно обеспечивается за счет интеграции инновационной деятельности в обучающий процесс, а также за счет надлежащей постановке задач и освоения новых методов их решения. А это уже прямые установки для грамотного проектирования контролирующих материалов.

Что означает инновационная инженерная деятельность и как она подготавливается в образовательном учреждении?

По сути дела [34], это «разработка и создание новой техники и технологий, доведенных до вида товарной продукции, обеспечивающей новый социальный и экономический эффект, а поэтому конкурентоспособный.

Инновационное инженерное образование – это процесс и результат целенаправленного формирования определенных знаний, умений и методологической культуры, а также комплексная подготовка специалистов к инновационной инженерной деятельности за счет соответствующего содержания и методов обучения».

Ключевые идеи, позволяющие проводить такое образование в университете, требуют изменения педагогического процесса и его компонентов: изменения в содержании образования, привлечения новых средств, способов и приемов обучения, ориентир на новые идеи воспитания и развития личности.

Среди обозначенных педагогических инноваций можно отметить [35]:

- обучение оказывается эффективнее при решении реальной практической проблемы, т.к. для этого необходимо осваивать новые методы и средства работы; обучение в этом случае выступает в единстве с творчеством;

- объединение обучения и исследования; представление обучения как вида исследовательской работы создает дополнительную мотивацию;

- эффективное обучение – не усвоение некоторого комплекса сведений или приобретение новых навыков; оно – всегда развитие человека, изменение его взглядов, установок, ценностей и норм;

- истинное знание – это способность действовать в соответствии с этим знанием;

- эффективность обучения резко повышается в условиях погружения в проблемную задачу;

- обучение целесообразно выстраивать не от простого к сложному, а от сложного к простому;

- обучение и развитие участников группы активизируется при реализации групповых образовательных программ (ГОП) – изучайте опыт группового обучения в ТУСУР (Шарыгин Г.С. и др.);

- при инновационном обучении целесообразен отказ от последовательности: от знаний – к практическим действиям. Необходимо считать более продуктивной последовательность: от действий – к знаниям.

Харгадон Эндрю [36], в главе 5, подчеркивает, что рождению инноваций особо содействует создание «новых миров» (объединение людей, идей, объектов и ресурсов). В частности предполагается [33], что в таком коллективе основными действующими лицами являются: «творцы (ученые и инженеры новаторы) и «организаторы» (предприниматели и антрепренеры).

Первые способны сгенерировать идею и реализовать ее в конкурентоспособном продукте. Вторые, знающие потребности рынка и ищущие знания и идеи для создания нового продукта, способны обеспечить его возникновение и производство организационными и финансовыми ресурсами.

Создание новой сети людей, идей и объектов – это больше, чем просто объединение различных ресурсов. В сети постепенно изменяется образ мышления людей, их отношение к тому, что они делают. Чтобы создать такой «новый мир», необходимо наладить связи между ранее разобщенными людьми, идеями и объектами, т.е. создать систему.

Одной из иллюстраций работоспособности таких коллективов является выполнение программы S3 («Social Systems Sciences») в Пенсильванском университете США, осуществленной в последней четверти прошлого века [23]. Эта программа была создана ради трех целей:

– выявить и распространить основную совокупность знаний, отвечающих потребностям всех лиц (включая верхние уровни управления), заинтересованных в успешной работе государственных и частных организаций;

– разработать и испытать в действии новые педагогические процедуры;

– провести эксперименты по созданию кооперативных организационных структур.

Программа S3 не является совокупностью курсов, даваемых или изучаемых независимо друг от друга.

Основными инструментами образования являются учебные и научно – исследовательские ячейки.

Учебные ячейки формируются пятью – десятью студентами, которые работают с одним или более преподавателями над темой, представляющей теоретический, методологический, концептуальный или практический интерес для всех участников.

Чтобы избежать превращения безликой массы в обладателей дипломов, при вступлении студента в программу не требовалось никаких дополнительных условий, но были установлены выходные требования.

Студенты сами составляют индивидуальные планы для себя. Они могут при этом воспользоваться всем, что предлагается студентам на любом факультете университета. Свой проект плана студент должен защитить перед советом преподавателей. За студентами остается право на изменение утвержденного плана в любое время при условии повторной защиты.

Студенты и преподаватели совместно разрабатывают план работы каждой учебной ячейки.

Студенты отвечают за обучение друг друга. Каждый студент оценивается остальными не потому, сколько он узнал, а по тому, сколько они узнали от него. Это заставляет их изучать то, чего они сами и другие члены ячейки не знают.

Научно – исследовательские ячейки образуются на основании работ, выполняемым по внешним договорам, как в рамках центра им. Буша, научного подразделения программы S3 , так и в любых научных подразделениях университета. Студенты должны проработать в таких подразделениях не менее четырех семестров. Студенты вместе с преподавателями работают над выполнением платного заказа. Хотя все проекты направлены на получение практического результата, они часто требуют создания новых теоретических построений и понятий. Доходы, получаемые Центром, обеспечивают программе S3 самоокупаемость и дают студентам финансовую поддержку.

Вновь обратившись к нашей образовательной системе, можно констатировать, что именно подобные системы (смотри раздел «практики инновационного образования [31]») должны содействовать появлению индивидуумов в таких коллективах как в качестве «творцов», так и «организаторов». В этом случае целью образования должна стать культура личности и активность ее мысли.

Творческая составляющая системы подготовки такой личности, включает в себя различные формы и методы, начиная с решения расчетных и теоретических задач, изучения курсов по выбору, выполнения расширенных индивидуальных заданий, курсовых проектов и других развивающих мышление работ, и заканчивая специализированными разделами обучения и освоением дополнительных профилей и специальностей.

Другими словами, поиск представителей коллективов, которые будут заниматься инновациями, ведется (выборочно) через организацию творческой деятельности студентов и контроля ее специфическими средствами фонда оценочных средств.

Системообразующим компонентом такой деятельности являются творческие работы и проекты, выполняемые в форме разработки и решения конкретных проблем в процессе изучения дисциплины в рамках инновационного, профессионального образования (ИПО).

Инновационное обучение обязано создать новый тип учебно – научно – воспитательного процесса, раскрепощающий личности преподавателя (научного сотрудника) и студента. Именно личностей, так как только личности могут воспитать личность.

Преподаватель в этих условиях все более переходит от процессов одностороннего взаимодействия (монолога всезнайки) к активному процессу двустороннего общения – диалогу, подталкивая и наставляя студента к творчеству.

Одним из возможных путей такого взаимодействия может включать этапы [37]:

- подготовительный этап: взаимодействие с корпоративной средой предпринимателей и управленцев с целью информирования возможных претендентов на обучение данной ИПО;

- первичная диагностика (контролирующие материалы входного контроля, критерии и технология диагностики) при поступлении на обучение с целью выявления личностно–деловых и профессионально важного качества претендентов;

- адаптивный тренинг в группе нового набора, цель которого – создать нужную атмосферу взаимодействия;

- информация студентов об их индивидуальных особенностях и выработки индивидуальной стратегии общения;

- мониторинг учебного процесса и его результатов на каждом этапе контроля; разработка корректирующих мероприятий для каждого индивидуума, учет его индивидуальных особенностей обучения;

- коррекционная работа в виде тренингов, цель которой личностный рост и формирование требуемых навыков;

- заключительная диагностика для оценки результатов обучения.

В результате инновационного обучения у студента может быть сформированы следующие результаты [42]:

- опыт познавательной деятельности, фиксированной в форме её результатов-знаний;

- опыт осуществления известных способов деятельности – в форме умений действовать по образцу;

- опыт творческой деятельности – в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях;

- опыт осуществления эмоционально-ценностных отношений в форме личностных ориентаций.

Все эти действия инновационного образования должны развивать студента на уровне личности, усиливая его профессиональную подготовленность в нестандартных проблемных ситуациях, креативность и умение самостоятельно мыслить и самообразовываться.

Как же реализовывать эти профессионально значимые качества, используя банк контролирующих материалов?

Во-первых, в вопросах и тестах должна присутствовать новизна, новизна не мирового масштаба, а новизна возможно только для студента.

Во-вторых, нужно сформировать у студента способность к выбору нужной информации. С этой целью в заданиях и тестах нужно предусматривать условия с избыточными данными.

Далее целесообразно использовать вопросы с ветвлением допустимых решений, задачи на формирование прогноза, т.е. предполагаемых изменений в исходном объекте: «Что будет, если сделать то-то?». Полезны также задачи, предусматривающие различную структуру действий при их решении, а также самооценку таких действий.

Как правило, для большинства преподавателей технических дисциплин гораздо легче дается развитие студента в профессиональной сфере. Обучение осознанному овладению мыслительными приемами и операциями, навыкам критического мышления, воспитание творчества является обычно более трудной задачей.

Не случайно поэтому, интеллектуальный потенциал, определяемый критическим мышлением (т. е. мышлением, связанным с оценкой идей), заявлен в качестве критерия, определяющего национальный стандарт образования США.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.